Серия 2. Исследование словообразовательных процессов
Серия 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ а) Называние детенышей животных Инструкция: у кошки — котята, а у
Во втором столбце приведены животные, названия детенышей которых нельзя получить путем словообразования. Эта часть задания проверяет словарный запас, но все-таки включена в эту серию. Поэтому при обработке полученного результата целесообразно подсчитывать баллы для каждых пяти проб этого задания отдельно с максимальным баллом 15 в обоих случаях. Оценка 3 балла — правильная форма; 2 — самокоррекция или коррекция после стимулирующей помощи; 1 — форма, имеющаяся в языке, но не используемая в данном контексте («лисички», «овечки» вместо «лисята», «ягнята» и т. д. ); 0 — неправильная форма слова или отказ назвать. Максимальная оценка за задание составляет 30 баллов. б) Образование относительных прилагательных Инструкция: варенье из малины — малиновое, а
Оценка 3 балла — правильная форма; 2 — самокоррекция или коррекция после стимулирующей помощи; 1 — форма, имеющаяся в языке, но не используемая в данном контексте (сливочное варенье); 0 — неправильная форма слова или отказ назвать. Максимальная оценка за задание составляет 30 баллов. в) Образование качественных прилагательных Инструкция: за хитрость называют хитрым, а за жадность — за трусость — если днем мороз, то день —
если дождь — если ветер — Оценка 3 балла — правильная форма; 2 — самокоррекция или коррекция после стимулирующей помощи; 1 — форма, имеющаяся в языке, но не используемая в данном контексте (дождевой, ветряной); 0 — неправильная форма слова или отказ. Максимальный балл — 15. г) Образование притяжательных прилагательных Инструкция: у собаки лапа собачья, а у волка — у медведя — у льва — клюв у птицы — гнездо у орла — Оценка 3 балла — правильная форма; 2 — самокоррекция; 1 — коррекция после стимулирующей помощи; О — неправильная форма слова или отказ. Максимальный балл — 15. Максимальная оценка за всю серию — 90 баллов. Серия 3. ИССЛЕДОВАНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ Все пробы этой серии многофункциональны, при их выполнении дети допускают не только синтаксические, но и многочисленные лексические, смысловые и даже фонетические ошибки. С целью дифференциации характера трудностей каждая проба оценивается по нескольким критериям: 1. Грамматическое оформление (это основные оценки в этой серии, именно они затем суммируются в общий балл за серию). Для каждой группы заданий этот вид оценок индивидуален. 2. Лексическое оформление (это штрафные очки, которые начисляются за лексические ошибки в каждом из заданий серии, кроме последнего. Потом все они суммируются, переводятся в баллы по специальной шкале и учитываются при оценке номинативной функции речи). Оценивается, исходя из правила: чем грубее ошибка, тем выше штрафной балл, единообразно для всех проб 3-й серии: § 0 баллов — отсутствие лексических трудностей; § 1 — поиск слова с нахождением нужного; § 2 — близкая словесная замена; § 3 — далекая словесная замена или неадекватное использование вербальных средств. 3. Смысловая адекватность. При ее оценке начисляются штрафные очки (чем грубее ошибка, тем больше штраф). При оценке грамматического строя речи эти данные не учитываются. Правила штрафования для каждого вида заданий серии указаны ниже. Начисленные таким образом штрафы суммируются. Они имеют значение при подсчете переднего индекса, в который входят в пересчитанном по специальной шкале виде с отрицательным знаком:
0 баллов — 5 и менее штрафных очков за смысловые ошибки; -5 — от 6 до 15 штрафных очков за смысловые ошибки; -10 — от 16 до 25 штрафных очков за смысловые ошибки; -15 — 26 и более штрафных очков за смысловые ошибки. 4. Наличие ошибок, обусловленных трудностями фонематического восприятия. Начисляются как штрафные баллы с отрицательным знаком. Как правило, встречаются при составлении предложений из слов в начальной форме и при повторении предложений. При оценке 3-й серии не учитываются, но входят в задний индекс. Оцениваются по совокупности допущенных ошибок во всей серии: 0 баллов — отсутствие фонетических ошибок; -5 — 1 фонетическая ошибка; -10 — 2 фонетические ошибки; -15 — 3 и более фонетические ошибки. Такая всесторонняя оценка может либо использоваться, либо нет, в зависимости от целей обследования. При необходимости можно ограничиться только оценкой одного вида, непосредственно связанной с синтаксисом, так как в общий балл за тест идет только она, а остальные используются для дополнительного анализа. а) Составление предложений по картинкам (I) Инструкция: посмотри на картинку и постарайся составить предложение. Мальчик моет руки. Девочка режет колбасу. Мальчик забивает гвоздь. Дети лепят снежную бабу. Кошка лакает молоко.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|