Среднегрупповые значения переднего и заднего индексов (в баллах)
СРЕДНЕГРУППОВЫЕ ЗНАЧЕНИЯ ПЕРЕДНЕГО И ЗАДНЕГО ИНДЕКСОВ (в баллах)
При анализе индивидуальных данных после подсчета индексов можно сравнить их с представленными в таблице. Эти величины получены на достаточно большой выборке детей, что позволяет использовать их в качестве условной отправной точки при решении вопроса о преобладании «передних» или «задних» трудностей у конкретного ребенка. Хотя для удобства сопоставления мы старались уравнять величину индексов (в обоих случаях максимально это 240 баллов), все-таки передний индекс в среднем всегда оказывается ниже заднего. Чем младше ребенок и чем грубее речевое нарушение, тем эта разница больше. Чтобы сделать показатели сопоставимыми, следует произвести статистическую операцию их нормализации. Для этого необходим большой объем данных и сложная многоступенчатая процедура подсчетов, что в повседневной логопедической практике трудновыполнимо, да и излишне. Поэтому мы предлагаем воспользоваться уже готовыми значениями, полученными в процессе работы с нашими данными. Полученное значение индекса нужно подставить в одну из формул с учетом года обучения ребенка: 1 класс: (Передний Индекс (ПИ) - 117): 46, 5; (Задний Индекс (ЗИ) - 155, 5): 37, 8 2 класс: (ПИ - 146, 6): 44, 4 (ЗИ - 174, 6): 29, 8 3 класс: (ПИ - 167, 3): 39, 4 (ЗИ - 188, 9): 27, 8 В результате этих расчетов получится два значения, которые уже легко сопоставить. Эти значения будут располагаться приблизительно в диапазоне от -3, 5 до +3, 5. Ближе к нулю находятся средние показатели. Чем ниже отрицательное значение нормализованного индекса, тем сильнее выражена недостаточность соответствующих функций, и наоборот, чем выше показатель, тем эти функции благополучнее.
В целом при анализе полученных результатов можно исходить из следующей условной шкалы: если значение находится в диапазоне от 0 до -1, то мы имеем дело с умеренной или средней недостаточностью функций, если нормализованный индекс попадает в диапазон от -1 до -2, дефект носит выраженный характер, если же значение ниже, чем -2, то это свидетельствует о грубой несформированности функциональных возможностей соответствующих (передних или задних) отделов коры мозга. Значения в диапазоне от 0 до +1 также указывают на невысокий уровень развития измеряемых функций, попадание показателя в интервал от +1 до +2 говорит о хороших, а значение выше +2 о высоких функциональных возможностях. Рассмотрим несколько конкретных примеров. Поскольку в каждом индивидуальном случае наиболее интересны особенности выполнения какой-то части заданий, именно они и будут обсуждаться подробно с описанием процедуры оценивания. Анализ результатов обследования Игоря С. Ученик 1-го класса школы для детей с тяжелыми нарушениями речи Игорь С. за выполнение методики получил 497, 5 балла, что соответствует 55, 3% успешности, т. е. II уровню. (Курсивом даны примеры ответов ребенка. ) УСТНАЯ РЕЧЬ Блок 1. ЭКСПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ Серия 1. Уровень моторной реализации — 68, 5 баллов (57, 1%) а) Звукопроизношение — 20 баллов. б) Слоговая структура слова — 6 баллов. скакалка — какалка (0, 5 — упрощение структуры слога «ска» — пропуск согласного при стечении) танкист — кан-тист (1 — послоговое воспроизведение, но слоговая структура слова не нарушена, пострадало звуковое оформление) космонавт — коснонавт (1, 5)
милиционер — милиционер (1, 5) сковорода — скорода (0 — пропуск слога «во») кинотеатр — киниятор (0 — пропуск слога «те» и вставка слога «тор») баскетбол — баспебол (0, 5 — замена закрытого слога «кет» открытым слогом «пе») перепорхнуть — пере-порх-нутъ (1 — послоговое воспроизведение слова) аквалангист — аквандист(0 — пропуск слога «лан» и изменение структуры слога «ва») термометр — теморитни (0 — вставка слога «рит», замена слога «метр» на «ни», замена закрытого слога «тер» на открытый «те») Звуковая структура слова — 6, 5 баллов. какалка — (1 — пропущен 1 звук ) кантист — (0, 5 — взаимозамена 2 звуков) коснонавт — (1 — замена 1 звука) милиционер — (1, 5) скорода — (0, 5 — пропуск 2 звуков) киниятор — (0 — пропущены и заменены 5 звуков) баспебол — (0, 5 — 1 звук пропущен и 1 заменен) перепорхнуть — (1, 5) аквандист — (0 — 2 звука пропущены и 1 заменен) теморитни — (0 — 3 звука пропущены и 3 вставлены) в) Оральный праксис и артикуляционная моторика — 19 баллов. г) Повторение цепочек слогов — 17 баллов. Серия 2. Словообразовательные навыки — 40 баллов (44, 4%) Серия 3. Грамматический строй — 87 баллов (58, 0%) а) Составление предложений по картинкам (I): 10 баллов — за грамматическое структурирование; 0 — за смысловые ошибки; 4 — за вербальные. Так как каждая проба оценивается по трем критериям, то в скобках приводятся все три оценки в следующем порядке: первая — балл за грамматическое структурирование; вторая — штраф за смысловые ошибки; третья — штраф за лексические ошибки. Рядом с названием задания даются суммарные за все пробы оценки в том же порядке. Мальчик моет руки. (3; 0; 0) Девочка режет сосиску. (3; 0; 2 — за семантически близкую словесную замену) Мальчик стучит гвозди. (1 — аграмматизм; О; 2) Девочка и мальчик строят снеговика. (3; 0; 0) Кошка из молока пьет. (0 — постпозиция глагола, параграмматизм; 0; 0) б) Составление предложений по картинкам (II): 10; 0; 8. Мальчики играют в футбол. (3; 0; 0) Мальчик побежал под дерево. (3; 0; 0) Мальчик лезет по забор. (1 — неправильный выбор предлога, грамматическая ошибка; 0; 0) Солнце грело, а потом туча ее закрыла. Солнце убегает под тучи. (1 — параграмматизм; 0; 4 — за две семантически близкие вербальные замены) Тетя ковры затаскивает под кровать. (2 — неправильный порядок слов; 0; 4)
в) Составление предложений по картинкам (III): 12; 7; 6. Дядя и тетя срубили елку и ее увозят. (? ) Дрова... Сену вытаскивают (1 — грамматическая ошибка; 3 — смысловая неадекватность; 4 — за 2 вербальные замены) Девочка дарит больной цветы. (3; 1 — смысловая неполнота; 0) Мальчик уступает. (? ) Бабушке место. (2 — пропуск членов предложения, использование помощи; 1 — смысловая неполнота; 0) Доктор лечит бабушку. (3; 2 — смысловая неточность и неполнота; 2) Мальчик хочет достать шар, а ему другой мальчик помогает, с лестницей. (3; 0; 0) г) Повторение предложений: 11; 6; 8. В саду было много красных яблок. — В саду было много красных яблок. (3; 0; 0) Ранней весной затопило весь Наш луг. — Ранней весной затопило наш луг. (2 — пропуск слова «весь»; 0; 0) Дети катали из снега комки и делали снежную бабу. — Дети камкали коньки и делали снежную бабу. (2 — пропуск слов; 3 — смысловая неадекватность; 4 — в двух словах искажена звуковая структура с заменой звуков по звуковому или кинестетическому сходству). Коля сказал, что он не пойдет сегодня гулять, потому что холодно. — Коля сказал, что он не пойдет сегодня гулять, потому что холодно. (3; 0; 0). На зеленом лугу, который был за рекой, паслись лошади. — На зеленом лугу было озеро, где лошади спаслись. (1 — изменение синтаксической схемы предложения, пропуск и вставка слов; 3 — смысл предложения искажен; 4 — за одну вербальную парафазию и искажение звуковой структуры слова) д) Составление предложений из слов в начальной форме: 11; 2; 5. Доктор, лечить, дети — Доктор лечит детей. (3; 0; 0) Сидеть, синичка, на, ветка — Сидит птичка на ветке. (2 — неправильный порядок слов; 0; 2) Груша, бабушка, внучка, давать — Бабушка давала внучке яблоко. (1 — негрубый аграмматизм; 0; 2) Миша, собака, небольшая, бросить, косточка — Миша бросил собачке маленькую косточку. (3; 0; 1 — замена на синоним) Петя, купить, шар, мама, красный — Петя купил маме шар красный (2 — неправильный порядок слов; 2 — смысловая неточность; 0) е) Верификация предложений: 6; 6; 2.
Собака вышла в будку. — Собака из вышла будки. (1 — ошибка выявлена, но исправлена с нарушением грамматических норм; 0; 2 — использование неологизма) По морю плывут корабль. — По морю плывет карабль. (3; 0; 0) Дом нарисован мальчик. — Дома нарисован мальчик. (1 — аграмматизм; 3 — смысловая неадекватность; 0) Хорошо спится медведь под снегом. — (ошибку выявил, но исправить не смог — 1; 0; 0) Над большим деревом была глубокая яма. — (ошибку не заметил — 0; 3 — ошибка, подлежащая исправлению, носит смысловой характер; 0). ж) Вставка предлогов в предложение — 7 баллов. з) Завершение предложений — 5; 2; 0. и) Образование множественного числа существительных — 14 баллов. Итоговые штрафные оценки за серию Лексические ошибки — 30 штрафных очков (этот результат в пересчете на баллы по специальной шкале будет учтен при оценке номинативной функции речи). Смысловые ошибки — 25 штрафных очков, что соответствует -10 баллам по шкале, приведенной в описании речевых проб и их оценки. Ошибки, обусловленные трудностями фонематического восприятия: -15 баллов — за три ошибки: комкали, коньки, спаслись. Серия 4. Связная речь — 70 баллов (58, 3%) а) Рассказ по серии картинок — 40 баллов. Картинки раскладывал по наводящим вопросам. Дядя ходил выбрасывать мусор. И вдруг пошел ветер. Пришел обратно грязный. Критерий смысловой адекватности и самостоятельности выполнения — 10 баллов (смысл понят и передан адекватно, но при раскладывании картинок использовалась помощь). Критерий программирования текста — 10 баллов (пропуск отдельных смысловых звеньев, отсутствие связующих элементов). Критерий грамматического оформления — 10 баллов (рассказ оформлен грамматически правильно, но примитивно, в последнем предложении пропущено подлежащее). Критерий лексического оформления — 10 баллов (одна вербальная замена). б) Пересказ — 30 баллов. Галка хотела из гезда вылететь и прилететь к ним. Перекрасилась в белый цвет, прилетела к другим, и потом ее... . Она закричала и ее выгнали. Прилетела она к своим, а ее не узнали и тоже выгнали. Почему галку свои не узнали? — Она была белая. Понравилась ли тебе галка? — Нет. Надо не краситься, а просто лететь к своим. Критерий смысловой адекватности и самостоятельности выполнения — 5 баллов (неточное описание ситуации с буквальным пониманием скрытого смысла). Критерий программирования текста — 10 баллов (пропуск отдельных смысловых звеньев). Критерий грамматического оформления — 10 баллов (рассказ оформлен грамматически правильно, но имеются пропуски членов предложения). Критерий лексического оформления — 5 баллов (неоднократные семантически близкие вербальные замены).
Штрафные и дополнительные оценки за серию Стереотипность грамматического оформления — 0 баллов. Штраф за вербальные ошибки — за 4 ошибки в двух текстах (-10 баллов). Средняя длина текста — 23, 5 слова, что соответствует 5 баллам. Средняя длина синтагмы — 6, 7 слова (в двух текстах содержится 47 слов и 7 синтагм). Средний индекс прономинализации — 1, 0 (в двух текстах насчитывается 6 существительных и 6 местоимений). Серия 5. Номинативная функция речи — 69 баллов (57, 5%) а) Называние предметов — 33 балла. сито — миска (? ) крышка; (0 — далекая вербальная замена) лопата — совок (? )... (1 — близкая вербальная замена) свеча —... свечь (1 — искажение звукового состава слова) прищепка — (отказ — 0) кастрюля — сковородка (1 — близкая замена) б) Называние действий — 36 баллов. копает — лопата (0 — замена глагола существительным) рубит — срубает (1 — близкая замена) подметает — убирает (1 — близкая вербальная замена) трет — терет (1 — искажение звукового состава слова) в) Словоупотребление — 22 штрафных очка за лексические ошибки в пробах на синтаксис, что при оценке словоупотребления соответствует 0 баллов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|