Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Среднегрупповые значения переднего и заднего индексов (в баллах)




СРЕДНЕГРУППОВЫЕ ЗНАЧЕНИЯ ПЕРЕДНЕГО И ЗАДНЕГО ИНДЕКСОВ (в баллах)

Показатели

1 класс

2 класс

3 класс

Норма ОНР ЗПР Норма ОНР ЗПР Норма ОНР ЗПР
Передний индекс (ПИ) 182, 3 90, 8 103, 5 198, 0 120, 7 124, 1 210, 2 145, 4 143, 7
Задний индекс (ЗИ) 199, 0 132, 0 155, 6 207, 2 153, 4 165, 7 219, 1 170, 9 176, 1

При анализе индивидуальных данных после подсчета индексов можно сравнить их с представленными в таблице. Эти величины получены на достаточно большой выборке детей, что позволяет использовать их в качестве условной отправной точки при решении вопроса о преобладании «передних» или «задних» трудностей у конкретного ребенка. Хотя для удобства сопоставления мы старались уравнять величину индексов (в обоих случаях максимально это 240 баллов), все-таки передний индекс в среднем всегда оказывается ниже заднего. Чем младше ребенок и чем грубее речевое нарушение, тем эта разница больше. Чтобы сделать показатели сопоставимыми, следует произвести статистическую операцию их нормализации. Для этого необходим большой объем данных и сложная многоступенчатая процедура подсчетов, что в повседневной логопедической практике трудновыполнимо, да и излишне. Поэтому мы предлагаем воспользоваться уже готовыми значениями, полученными в процессе работы с нашими данными. Полученное значение индекса нужно подставить в одну из формул с учетом года обучения ребенка:

1 класс: (Передний Индекс (ПИ) - 117): 46, 5; (Задний Индекс (ЗИ) - 155, 5): 37, 8

2 класс: (ПИ - 146, 6): 44, 4 (ЗИ - 174, 6): 29, 8

3 класс: (ПИ - 167, 3): 39, 4 (ЗИ - 188, 9): 27, 8

В результате этих расчетов получится два значения, которые уже легко сопоставить. Эти значения будут располагаться приблизительно в диапазоне от -3, 5 до +3, 5. Ближе к нулю находятся средние показатели. Чем ниже отрицательное значение нормализованного индекса, тем сильнее выражена недостаточность соответствующих функций, и наоборот, чем выше показатель, тем эти функции благополучнее.

В целом при анализе полученных результатов можно исходить из следующей условной шкалы: если значение находится в диапазоне от 0 до -1, то мы имеем дело с умеренной или средней недостаточностью функций, если нормализованный индекс попадает в диапазон от -1 до -2, дефект носит выраженный характер, если же значение ниже, чем -2, то это свидетельствует о грубой несформированности функциональных возможностей соответствующих (передних или задних) отделов коры мозга. Значения в диапазоне от 0 до +1 также указывают на невысокий уровень развития измеряемых функций, попадание показателя в интервал от +1 до +2 говорит о хороших, а значение выше +2 о высоких функциональных возможностях.

Рассмотрим несколько конкретных примеров. Поскольку в каждом индивидуальном случае наиболее интересны особенности выполнения какой-то части заданий, именно они и будут обсуждаться подробно с описанием процедуры оценивания.

Анализ результатов обследования Игоря С.

Ученик 1-го класса школы для детей с тяжелыми нарушениями речи Игорь С. за выполнение методики получил 497, 5 балла, что соответствует 55, 3% успешности, т. е. II уровню. (Курсивом даны примеры ответов ребенка. )

УСТНАЯ РЕЧЬ

Блок 1. ЭКСПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ

Серия 1. Уровень моторной реализации — 68, 5 баллов (57, 1%)

а) Звукопроизношение — 20 баллов.

б) Слоговая структура слова — 6 баллов.

скакалка — какалка (0, 5 — упрощение структуры слога «ска» — пропуск согласного при стечении)

танкист — кан-тист (1 — послоговое воспроизведение, но слоговая структура слова не нарушена, пострадало звуковое оформление)

космонавт — коснонавт (1, 5)

милиционер — милиционер (1, 5)

сковорода — скорода (0 — пропуск слога «во»)

кинотеатр — киниятор (0 — пропуск слога «те» и вставка слога «тор»)

баскетбол — баспебол (0, 5 — замена закрытого слога «кет» открытым слогом «пе»)

перепорхнуть — пере-порх-нутъ (1 — послоговое воспроизведение слова)

аквалангист — аквандист(0 — пропуск слога «лан» и изменение структуры слога «ва»)

термометр — теморитни (0 — вставка слога «рит», замена слога «метр» на «ни», замена закрытого слога «тер» на открытый «те»)

Звуковая структура слова — 6, 5 баллов.

какалка — (1 — пропущен 1 звук )

кантист — (0, 5 — взаимозамена 2 звуков)

коснонавт — (1 — замена 1 звука)

милиционер — (1, 5)

скорода — (0, 5 — пропуск 2 звуков)

киниятор — (0 — пропущены и заменены 5 звуков)

баспебол — (0, 5 — 1 звук пропущен и 1 заменен)

перепорхнуть — (1, 5)

аквандист — (0 — 2 звука пропущены и 1 заменен)

теморитни — (0 — 3 звука пропущены и 3 вставлены)

в) Оральный праксис и артикуляционная моторика — 19 баллов.

г) Повторение цепочек слогов — 17 баллов.

Серия 2. Словообразовательные навыки — 40 баллов (44, 4%)

Серия 3. Грамматический строй — 87 баллов (58, 0%)

а) Составление предложений по картинкам (I): 10 баллов — за грамматическое структурирование; 0 — за смысловые ошибки; 4 — за вербальные.

Так как каждая проба оценивается по трем критериям, то в скобках приводятся все три оценки в следующем порядке: первая — балл за грамматическое структурирование; вторая — штраф за смысловые ошибки; третья — штраф за лексические ошибки. Рядом с названием задания даются суммарные за все пробы оценки в том же порядке.

Мальчик моет руки. (3; 0; 0)

Девочка режет сосиску. (3; 0; 2 — за семантически близкую словесную замену)

Мальчик стучит гвозди. (1 — аграмматизм; О; 2)

Девочка и мальчик строят снеговика. (3; 0; 0)

Кошка из молока пьет. (0 — постпозиция глагола, параграмматизм; 0; 0)

б) Составление предложений по картинкам (II): 10; 0; 8.

Мальчики играют в футбол. (3; 0; 0) Мальчик побежал под дерево. (3; 0; 0)

Мальчик лезет по забор. (1 — неправильный выбор предлога, грамматическая ошибка; 0; 0)

Солнце грело, а потом туча ее закрыла. Солнце убегает под тучи. (1 — параграмматизм; 0; 4 — за две семантически близкие вербальные замены)

Тетя ковры затаскивает под кровать. (2 — неправильный порядок слов; 0; 4)

в) Составление предложений по картинкам (III): 12; 7; 6.

Дядя и тетя срубили елку и ее увозят. (? ) Дрова... Сену вытаскивают (1 — грамматическая ошибка; 3 — смысловая неадекватность; 4 — за 2 вербальные замены)

Девочка дарит больной цветы. (3; 1 — смысловая неполнота; 0)

Мальчик уступает. (? ) Бабушке место. (2 — пропуск членов предложения, использование помощи; 1 — смысловая неполнота; 0)

Доктор лечит бабушку. (3; 2 — смысловая неточность и неполнота; 2)

Мальчик хочет достать шар, а ему другой мальчик помогает, с лестницей. (3; 0; 0)

г) Повторение предложений: 11; 6; 8.

В саду было много красных яблок. — В саду было много красных яблок. (3; 0; 0)

Ранней весной затопило весь Наш луг. — Ранней весной затопило наш луг. (2 — пропуск слова «весь»; 0; 0)

Дети катали из снега комки и делали снежную бабу. — Дети камкали коньки и делали снежную бабу. (2 — пропуск слов; 3 — смысловая неадекватность; 4 — в двух словах искажена звуковая структура с заменой звуков по звуковому или кинестетическому сходству).

Коля сказал, что он не пойдет сегодня гулять, потому что холодно. — Коля сказал, что он не пойдет сегодня гулять, потому что холодно. (3; 0; 0).

На зеленом лугу, который был за рекой, паслись лошади. — На зеленом лугу было озеро, где лошади спаслись. (1 — изменение синтаксической схемы предложения, пропуск и вставка слов; 3 — смысл предложения искажен; 4 — за одну вербальную парафазию и искажение звуковой структуры слова)

д) Составление предложений из слов в начальной форме: 11; 2; 5.

Доктор, лечить, дети — Доктор лечит детей. (3; 0; 0)

Сидеть, синичка, на, ветка — Сидит птичка на ветке. (2 — неправильный порядок слов; 0; 2)

Груша, бабушка, внучка, давать — Бабушка давала внучке яблоко. (1 — негрубый аграмматизм; 0; 2)

Миша, собака, небольшая, бросить, косточка — Миша бросил собачке маленькую косточку. (3; 0; 1 — замена на синоним)

Петя, купить, шар, мама, красный — Петя купил маме шар красный (2 — неправильный порядок слов; 2 — смысловая неточность; 0)

е) Верификация предложений: 6; 6; 2.

Собака вышла в будку. — Собака из вышла будки. (1 — ошибка выявлена, но исправлена с нарушением грамматических норм; 0; 2 — использование неологизма)

По морю плывут корабль. — По морю плывет карабль. (3; 0; 0)

Дом нарисован мальчик. — Дома нарисован мальчик. (1 — аграмматизм; 3 — смысловая неадекватность; 0)

Хорошо спится медведь под снегом. — (ошибку выявил, но исправить не смог — 1; 0; 0)

Над большим деревом была глубокая яма. — (ошибку не заметил — 0; 3 — ошибка, подлежащая исправлению, носит смысловой характер; 0).

ж) Вставка предлогов в предложение — 7 баллов.

з) Завершение предложений — 5; 2; 0.

и) Образование множественного числа существительных — 14 баллов.

Итоговые штрафные оценки за серию

Лексические ошибки — 30 штрафных очков (этот результат в пересчете на баллы по специальной шкале будет учтен при оценке номинативной функции речи).

Смысловые ошибки — 25 штрафных очков, что соответствует -10 баллам по шкале, приведенной в описании речевых проб и их оценки.

Ошибки, обусловленные трудностями фонематического восприятия: -15 баллов — за три ошибки: комкали, коньки, спаслись.

Серия 4. Связная речь — 70 баллов (58, 3%)

а) Рассказ по серии картинок — 40 баллов.

Картинки раскладывал по наводящим вопросам.

Дядя ходил выбрасывать мусор. И вдруг пошел ветер. Пришел обратно грязный.

Критерий смысловой адекватности и самостоятельности выполнения — 10 баллов (смысл понят и передан адекватно, но при раскладывании картинок использовалась помощь).

Критерий программирования текста — 10 баллов (пропуск отдельных смысловых звеньев, отсутствие связующих элементов).

Критерий грамматического оформления — 10 баллов (рассказ оформлен грамматически правильно, но примитивно, в последнем предложении пропущено подлежащее).

Критерий лексического оформления — 10 баллов (одна вербальная замена).

б) Пересказ — 30 баллов.

Галка хотела из гезда вылететь и прилететь к ним. Перекрасилась в белый цвет, прилетела к другим, и потом ее... . Она закричала и ее выгнали. Прилетела она к своим, а ее не узнали и тоже выгнали.

Почему галку свои не узнали? — Она была белая.

Понравилась ли тебе галка? — Нет. Надо не краситься, а просто лететь к своим.

Критерий смысловой адекватности и самостоятельности выполнения — 5 баллов (неточное описание ситуации с буквальным пониманием скрытого смысла).

Критерий программирования текста — 10 баллов (пропуск отдельных смысловых звеньев).

Критерий грамматического оформления — 10 баллов (рассказ оформлен грамматически правильно, но имеются пропуски членов предложения).

Критерий лексического оформления — 5 баллов (неоднократные семантически близкие вербальные замены).

Штрафные и дополнительные оценки за серию

Стереотипность грамматического оформления — 0 баллов.

Штраф за вербальные ошибки — за 4 ошибки в двух текстах (-10 баллов).

Средняя длина текста — 23, 5 слова, что соответствует 5 баллам.

Средняя длина синтагмы — 6, 7 слова (в двух текстах содержится 47 слов и 7 синтагм).

Средний индекс прономинализации — 1, 0 (в двух текстах насчитывается 6 существительных и 6 местоимений).

Серия 5. Номинативная функция речи — 69 баллов (57, 5%)

а) Называние предметов — 33 балла.

сито — миска (? ) крышка; (0 — далекая вербальная замена) лопата — совок (? )... (1 — близкая вербальная замена) свеча —... свечь (1 — искажение звукового состава слова) прищепка — (отказ — 0) кастрюля — сковородка (1 — близкая замена)

б) Называние действий — 36 баллов.

копает — лопата (0 — замена глагола существительным) рубит — срубает (1 — близкая замена) подметает — убирает (1 — близкая вербальная замена) трет — терет (1 — искажение звукового состава слова)

в) Словоупотребление — 22 штрафных очка за лексические ошибки в пробах на синтаксис, что при оценке словоупотребления соответствует 0 баллов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...