Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ситуационные задачи по теме: «расстройства личности (психопатии)»




 

Задача № 1. Больная Б. 44лет.С детства впечатлительная,обидчивая. В школе хорошо училась, по ее словам, отличалась активностью, целеустремленностью, «любила бороться за прав-ду». Окончила 3 курса юридического факультета. В возрасте 34 лет была осуждена за хулиганство. В местах лишения сво-боды постоянно конфликтовала с окружающими, были драки с заключенными, отказывалась выходить на работу, объявля-ла голодовки. Писала массу жалоб, обвиняла администрацию в неправильном к ней отношении, требовала немедленного ос-вобождения. Была направлена в психиатрическое отделение. Психическое состояние: в контакт вступает охотно, на вопросы о своей жизни отвечает уклончиво, лаконично. Охотно, многослов-но, с детализацией говорит о «непорядках», ею выявленных, не без самодовольства говорит, что «боролась и будет бороться за прав-ду», таких характеров, как у нее, «всего несколько в мире», она все равно «восстановит справедливость», писала пространные заявле-ния на эту тему. Мышление с излишней детализацией. Суждения поверхностные. Эмоционально ригидна, склонна к аффективным вспышкам. Критика недостаточна.

Квалифицировать состояние.

 

Задача № 2. Больной Ш., 48лет,техник-лесовод.Занимаясьизмерением стволов деревьев, обратил внимание на зависимость их диаметра от расстояния до опушки леса. Ш. подумал, что если ему удастся вывести формулу, характеризующую эти отношения, то такая формула будет иметь большое значение для вычисления объема древесины. Он продолжал свои наблюдения и спустя неко-торое время вывел необходимую формулу. Свои расчеты и статью Ш. направил в различные научные журналы, но признания не до-бился, в рецензиях на его работу указывалось, что тема актуальная, но произведенные расчеты не убедительны и требуют проверки. Однако Ш., будучи человеком настойчивым и вместе с тем, будучи чрезвычайно самолюбивым, остался неудовлетворенным объясне-ниями, даваемыми в рецензиях. Личные контакты со специали-стами также не убедили его в ошибочности полученных данных.


Считая отзывы необъективными, он стал обращаться во многие со-ветские и партийные организации с требованиями «восстановить справедливость», вел обширную переписку, завел две папки — для входящих и исходящих бумаг. В своих ответах оппонентам Ш. вы-искивал малейшие неточности в выражениях несогласных с ним ученых, видя в них доказательство необъективности оценки, кон-серватизма, желание уйти от ответственности. Все свободное время от работы Ш. уделял составлению бумаг, поискам новых доказа-тельств своей правоты. Перестал уделять внимание своим обязан-ностям, семье, в разговорах с домашними и друзьями постоянно возвращался к вопросу о своем изобретении, выражал свое возму-щение, с обидой реагировал на любые возражения. Стал раздра-жительным, плохо спал.

 

Квалифицировать состояние.

 

Задача № 3. Сергей О., 15лет.Вырос без отца.Живет вдвоемс матерью, которая работает экскурсоводом на междугородных ав-тобусах, подолгу не бывает дома, последние годы стала часто вы-пивать, заводит случайные связи. Сына то берет с собой в дальние рейсы, то оставляет дома без надзора, то, приводя сожителя, даже выгоняет из дому. До 11 лет хорошо учился, был дисциплиниро-ван. С 5-го класса попал в компанию асоциальных сверстников, прогуливал занятия, остался на второй год. Сдружился с трудны-ми подростками, стал курить и начал с ними выпивать, Хотя от выпивок никакого удовольствия не получал, пил, чтобы «не на-рушать компанию», хотелось, чтобы «признали своим». Забросил учебу, грубил в школе учителям. Последние месяцы часто напи-вался допьяна. Дома в отсутствие матери с приятелями устраивал пьянки, картежные игры. По настоянию матери был помещен на обследование в психиатрическую клинику. Госпитализацией был недоволен, бранил мать, в своих пьянках ничего особенного не ви-дел: «Пью как все». В клинике тянулся к асоциальным подросткам, на лидерство среди них не претендовал. Режима, однако, не нару-шал. Упросил мать взять его домой, обещал хорошо себя вести. Ка-тамнез: через год в связи с интенсивной алкоголизацией и делик-вентным поведением снова поступил в другую психиатрическую больницу, где лечился от алкоголизма.

 

Определить заболевание.


Задача № 4. Больной З., 35лет.Единственный ребенок в семье.С детства отличался упрямством, настойчивостью, эгоистичностью.

 

В детском саду, в школе никогда не признавал себя неправым, не извинялся, Мать наказывала его «за своеволие и тупое упрямство».

 

В старших классах школы спорил с учителями, отстаивал свое мне-ние, даже когда был неправ. Поступал в институт, но на экзаменах затеял спор, был не согласен с решением комиссии, «ходил жало-ваться, но справедливости не нашел». Был призван в армию, где за 2 года службы неоднократно наказывался за споры. Служба нрави-лась дисциплиной, прямотой, требовательностью. Хотел остаться в армии, затем передумал, «решил доказать всем, что окончит ин-ститут». После демобилизации поступил в институт, хорошо закон-чил его. Отличался от других студентов педантичностью, усидчи-востью, настойчивостью. С первых же дней работы «был возмущен плохой организацией производства», выступал на всех собраниях с критикой руководства организации, отличаясь склонностью к без-удержному словоговорению. Требовал реорганизации. Обращался по инстанциям, игнорируя прямые обязанности, начал контроли-ровать работу руководителей. Был уволен. Неоднократно судил-ся за восстановление на работе. Обладая высоким самомнением и уровнем притязаний, на суде, называл себя «жертвой произвола руководителей», «страдальцем за правду», «борцом с бюрократиз-мом и рутиной». Везде доказывал «свою правоту». Писал множество жалоб. В сослуживцах видел «подпевал бюрократов», практически ни с кем из них не встречался. Любил рассказывать о своей «спра-ведливой борьбе» случайным знакомым, был недоволен, «если его не понимали», «не доросли до идущих реформ». На приеме у пси-хиатра обстоятельно, вязко, застревая в деталях, излагает историю «своей борьбы с рутиной и косностью производства», последстви-ях «гонений, злоключений и мытарств». Представляет дело так, что «он жертва отдельных руководителей, безразличия других и тупо-сти третьих», отсюда гонения и преследования со стороны властей». Требует выслушать его до конца. Возмущен, грозит разобраться, на-чиная при этом повышать голос, переходит в крик и угрозы в адрес «известных лиц». Память и интеллект без патологии. Определить синдром и заболевание.


 

Задача № 5. Больной Т., 48лет,машинист крана.По характе-ру властный, упрямый, энергичный, мнительный, косен и непри-


мирим в суждениях. Многие годы, работая на железной дороге, Т. раздумывал о более быстрой разгрузке вагонов. Дома в свободное время пытался чертить схемы, делать расчеты, но «не хватало зна-ний, хотя принцип был решен». Обращался «со своим принци-пом» в различные инстанции сначала на железной дороге, затем в городские, чтобы «взяли за основу и помогли создать такие ваго-ны и разгрузочные устройства» Отказы не смущали его; снимал по 30–40 копий со своих схем и расчетов и рассылал по научным уч-реждениям страны, по научным и научно-популярным журналам. Получаемые отзывы считал необъективными, снимал заверенные копии, пересылал их в административные органы «для восстанов-ления справедливости и претворения в жизнь абсолютно нового принципа». Убежденно рассказывает врачу о консерватизме на-чальства, зависти заинтересованных лиц, обещает «добиться спра-ведливости», «добраться до справедливого решения», советуется, куда бы еще написать, собирается ехать в Москву и «пробить свой принцип», «доказать всем, что он не больной», «принести тысяч-ную выгоду государству». Последнее время стал раздражитель-ным, плохо спит, большую часть времени уделяет разбору бумаг, конфликтует в семье.

 

Квалифицировать состояние.

 

Задача № 6. Больная А., 29лет,обвиняется в мошенничестве.Росла слабой, родственники относились к ней с особой нежностью, постоянно слышала, что она «тонкая и нервная натура». Когда А. было 6 лет, ее отец умер, тяжело пережила его смерть, однако подру-гам рассказывала, что отец у нее «живет под видом нищего». С 10 лет стала брать у матери деньги и вещи, раздавала их нищим на глазах у подруг. Убедила их приносить вещи ей для раздачи нищим, в том числе «отцу», вещи, которые ей нравились оставляла себе.

 

В возрасте 16 лет совершила кражу у подруги, была обличена, пережила чувство позора. При этом была в судорожном припадке, плакала, кричала о нищем отце. Затем пыталась травиться соляной кислотой. Ее простили, поместили в соматическую больницу, была окружена вниманием, ласками родных. После консультации психи-атра уверилась, что ее склонность к фантазиям — «продукт болез-ни», продолжала лечиться. Через два года поступила в театральный институт, хотела «блистать», часами прихорашивалась перед зерка-лом. Подругам рассказывала о богатых родственниках, предлагала


друзьям доставать ценные вещи по низкой цене. Ей давали крупные суммы денег, она тратила их на себя. Когда поступки были раскрыты, вновь возник судорожный припадок с выразительными движениями, затем приняла 20 таблеток элениума с целью покончить с собой.

 

Психическое состояние. В ясном сознании. Во время беседы волнуется, плачет. Однако от слез переходит к смеху. Держится несколько манерно, кокетливо, пытается иронизировать. Вдруг за-ламывает руки, начинает читать отрывки стихов. Старается дока-зать, что ее поступки всегда возникали из хороших побуждений, из желания доставить приятное. Уверяет, что деньги брала для пере-дачи другим, действовала в ущерб себе. Предупреждает, что она покончит жизнь самоубийством, так как «не в силах пережить стыд и самобичевание». Критика отсутствует.

 

Определить синдром и заболевание.

 

Задача № 7. Больной Б., 16лет.Наследственность не отягощена.Рос в напряженной семейной ситуации: частые ссоры родителей, ревность со стороны матери. Каждый из родителей стремился при-влечь мальчика на свою сторону: задабривал подарками, обеща-ниями, перечислял «грехи другого родителя», заставлял следить, «быстро привык врать, чтобы угодить обоим». Отличался живым нравом, активностью, любил быть в центре внимания ребят, рас-сказывал им фантастические истории, нравилось, когда ему ве-рили. Учился хорошо, любил «угодить учителям», нередко тайно доносил на товарищей. Хотел быть первым в классе, в школе, во дворе. Особенно хорошо усваивал английский язык, быстро овла-дел простыми диалогами, часто вводил их в речь на улице, дома. Пробовал заниматься борьбой самбо, мотоспортом, но вскоре бро-сил. Мечтал стать космонавтом, генералом. Говорил, что намерен поступать в военную академию. Попал в асоциальную компанию подростков, стал с ними выпивать, пропускал занятия. Вступал в случайные половые связи. Обманывал родителей, скрывая прогу-лы, крал деньги. Неоднократно задерживался милицией. Решил оставить учебу в школе и устроиться на корабль, уходящий в за-граничные рейсы. В стационаре был суетлив, в приподнятом на-строении, старался произвести впечатление на персонал. Лжив, претендует на лидерство в отделении среди подростков, быстро освоившись с обстановкой. Склонен переоценивать свои способ-ности, называет себя «один из самых способных в школе», «они обо


мне жалеют, тянул на медаль». Уверен, что легко сдаст экзамены на аттестат зрелости, поступит в академию или университет.

Определить синдром и заболевание.

 

Задача № 8. Больной28лет,шофер.О себе рассказывает,что

с детства был каким-то чудным. «Ребята меня не уважали, я их бо-ялся. Когда учился в младших классах, все казалось, что мать у меня умрет. Думал, что если я успею досчитать до десяти, пока она на-ливает чай, то она будет жива, а если не успею — умрет. Когда в школу шел, то все боялся, что на меня нападут чужие мальчишки. Портфель держал пряжкой внутрь, это как бы означало, что иду

 

с мирными намерениями, драться не хочу. В школе все ребята си-дят, слушают учителя, а я какой-нибудь ерундой занимаюсь. На-пример: “А что было бы, если бы за самый хороший ответ ставили единицу, а плохой отметкой была бы пятерка”. Отгоню эти мысли, слушаю учителя, а потом незаметно опять отвлекаюсь. Из-за это-го трудно было учиться, родителей в школу вызывали, ругали за мою невнимательность. Но все-таки школу окончил, в армии отслу-жил, там получил специальность шофера. Все было ничего, но по-следнее время стали какие-то глупости одолевать, только и думаю, чтобы все предметы у меня лежали симметрично, дома из-за этого жена, ругается. На работе надо машину ремонтировать, а я гаечные ключи симметрично раскладываю. Недавно такой случай был, что стыдно рассказывать: поехал я на поезде на дачу, на одной станции вышел в туалет. Вижу, в унитазе две спички лежат. Когда выходил из туалета, меня словно ударило- вернуться и положить спички симметрично. Вернулся. В унитаз лезть противно, а уйти не могу, даже сердце стало биться, вспотел весь. Все-таки не удержался, за-лез рукой в унитаз и переложил спички. А поезд в это время ушел».

 

Квалифицировать состояние.

 

Задача № 9. Больной Н., 27 лет,обвиняется в убийстве тещи.По характеру вспыльчивый, раздражительный, с детства. Рос свое-вольным, непослушным. Когда наказывали, громко кричал, кусал-ся, бросал в обидчика, что попало. В школе учился посредственно, дерзил, постоянно агрессивен в отношении товарищей, если на-казывали, кричал, рвал тетради, ломал перья ручек. После окон-чания 9 классов работал разнорабочим, менял места работы из-за конфликтов. После женитьбы характер не изменился, злился по


пустякам, мог ударить жену. Жена ушла к матери. Больной приез-жал к жене, то уговаривал вернуться, обещал исправиться, то угро-жал расправой. В один из приездов теща не пустила его в дом, плю-нула ему в лицо. В «порыве злости» выхватил сапожный нож и уда-рил им тещу, от полученных ударов она скончалась. Психическое состояние: больной в ясном сознании. Последовательно сообщает о себе сведения, при этом оживленно жестикулирует, многословен. При расспросах о правонарушении голос его становится прерыви-стым, на глазах слезы, активно защищается, говорит, что его «дове-ли до болезненного состояния». Удручен ситуацией, убеждает, что

в раздражении «мог ударить мать родную». В отделении общается

с сознательными больными, однако при малейших неприятностях дает аффективные вспышки с агрессией, после которых плачет, просит его простить. так как не мог себя сдержать. К состоянию относится критически, считает, что заслужил наказания, однако хочет смягчения своей участи, так как «был не в своем уме».

 

Квалифицировать состояние.

 

Задача № 10. Больная С., 36лет,швея.По характеру капризная,жеманная, театральная, требующая к себе повышенного внима-ния. При беседе с врачом, отчаянно рыдая, заламывая руки, рас-сказывала о своей «необыкновенной, единственной и неразделен-ной любви». Когда врач успокаивающе заметил, что не все в ее жизни потеряно, все образуется, возмущенно вскочила, замерла, а затем повалилась на пол. Туловище выгнулось дугой, опираясь на затылок и пятки, после чего обмякло. Хаотически стучит ногами, скрипит зубами, размахивает руками. Не разрешает смотреть на себя, крепко зажмуривается, причитает, требует прекратить ос-мотр, «пока со мной не прошло». После припадка долго плакала, жаловалась на вялость, бессилие, просила дать возможность отдо-хнуть. После отдыха заявила, будто с ней никогда не бывает при-падков, что она здорова, только немного переволновалась.

 

Определить характер припадка.

 

Задача № 11. Молодой человек23лет,не женат.Направленк психиатру в связи с чрезмерной медлительностью и нереши-тельностью. Состояние постепенно ухудшалось на протяжении последних пяти лет. В течение этого времени его все более беспо-коили мысли о том, что он может непреднамеренно сделать что-


то не так, или навредить другим людям. Испытывал потребность оценивать свое поведение, чтобы убедиться, что он никому не на-вредил. Впервые опасения появились во время обучения. Тогда жил в общежитии и постоянно беспокоился, как бы не спутать свое белье с одеждой других студентов. Беспокоился, что может потра-тить взятые взаймы деньги, хотя на самом деле никогда не брал в долг. Испытывал необходимость постоянно проверять, закрыт ли кран с водой, выключен ли свет, электрические приборы. Часто думал о том, что он может как-нибудь что-то испортить. Тратил так много времени, проверяя различные вещи, что ему некогда было учиться, и он вскоре оставил учебу. В следующем году был призван в армию, где был так занят, что не мог анализировать свое поведение. По возвращении домой потребность все проверять вер-нулась в еще большей степени, чем прежде. С трудом водил авто-мобиль, если рядом с проезжей частью дороги находились люди или животные, он останавливался и проверял, не ранил ли он их. Трудоспособность снизилась, так как перед работой он должен был все обдумать, а по ее окончании проверить. Зачастую стоял неподвижно, глядя в пол, погруженный в собственные мысли. Во время разговора говорил очень мало, так как застревал на середине предложения и даже на середине слова. И что бы он ни говорил, он должен был это обдумать и проверить, прежде чем продолжать. Пытался избавиться от «проверок», однако безуспешно. Постепен-но терял уверенность в себе, упал духом, стал испытывать слабость, утратил инициативу. При осмотре выглядит сдержанным, не-сколько отстраненным, движения и жесты натянуты и неуклюжи. Говорит очень медленно и отвечает на вопросы только после пауз. Настроение несколько снижено. Самооценка низкая. Речь лишена эмоциональной окраски, но в остальном нормальна. В конце раз-говора с трудом вышел из комнаты, борясь со стремлением прове-рить, не забрал ли он с собой чего-либо, что ему не принадлежит.

 

Квалифицировать состояние.

 

Задача № 12. Молодая женщина21года,не замужем.После ссо-ры с родителями пригрозила, что покончит с собой, выбросившись из окна. Пациентка сидела в своей комнате, слушая тяжелый рок. Музыка была включена на всю громкость, и ее родители вошли в комнату и попросили выключить «эту сумасшедшую музыку». Пациентка отказалась, а когда мать выключила проигрыватель,


бросилась к открытому окну и пригрозила выброситься. Родители вызвали врача, который направил ее к психиатру. После громких криков пациентка согласилась поехать в больницу и остаться там только потому, что «дома находиться невозможно». По словам ро-дителей, ситуация в доме на протяжении последних пяти лет ста-ла «катастрофической». Пациентка вдруг становилась злобной и скандальной без всякого повода. Случалось, при полном внешнем благополучии, она вдруг начинала жаловаться на то, что жизнь ничего не стоит. Несколько раз она оставляла родительский дом, переезжая в небольшую квартиру, где жила одна, но вскоре воз-вращалась. Она никогда не знала, чего хочет на самом деле, была далека от реальности в своих планах на будущее, которые меняла постоянно. По словам родителей, пациентка была нормальным и здоровым ребенком до подросткового возраста. С 13 лет она стано-вилась все более и более трудной. Появились проблемы в школе: получала отличные оценки по предметам, которые ей нравились, и терпела полный крах по тем, которые не любила. Учителя жало-вались, что больная ведет себя недисциплинированно. Дома она постоянно пререкалась с родителями и сестрой по самым простым поводам. В 15 лет ей предложили сменить школу в связи с плохой успеваемостью. Перешла в другую школу, через год учебу остави-ла, так как школа ей больше не нравилась. Начала обучаться на курсе искусств, но вскоре прекратила, стала работать продавцом, часто меняла работу. У нее нет постоянных друзей, она ссорилась по малейшему поводу. В больнице держалась изолированно, была конфликтна. Охотно согласилась с тем, что принесла своим роди-телям много неприятностей. Хотя она часто угрожала покинуть дом, на самом деле боялась, что родители от нее откажутся. Расска-зала, что время от времени угрожала покончить с собой, особенно после ссор с родителями. Поводом для этих угроз, по ее словам, было то, что ей хотелось наказать своих родителей.

 

Квалифицировать состояние.

 

Задача № 13. Мужчина30лет,доставлен в психиатрическое от-деление в связи с суицидальными намерениями. Анамнез. Един-ственный ребенок, хорошо учился в школе и никогда не приносил никаких неприятностей своей матери. Хорошо вел себя, был готов выполнить дополнительное задание, которое его одноклассники не хотели выполнять. Был рад доставить удовольствие кому угод-


но. В 16 лет хотел учиться дальше, для этого нужно было переехать далеко от дома, и матери это не понравилось, поэтому стал рабо-тать в супермаркете. Старался выполнять работу наилучшим об-разом, всегда был готов уступить, никогда не жаловался на сверх-урочную работу. Его уважали как надежного работника, неодно-кратно выдвигали на повышение, но он отказывался. Нравилось гулять с друзьями, но, чувствуя ответственность перед матерью, проводил большую часть вечеров с ней. Мать с гордостью гово-рила соседям, что ее сын «по-настоящему прекрасный мальчик». В возрасте 20 лет у пациента произошла первая ссора с матерью, которая категорически возражала против его встреч с девочкой. Когда мать сказала, что он должен будет уйти из дома, если бу-дет продолжать встречаться с «этой девочкой», он запаниковал, порвал с подругой отношения. В дальнейшем мать женила его на другой девушке, хотя пациенту она не очень нравилась. Спустя два года жена оставила его, вскоре мать умерла от сердечного при-ступа. С этого времени пациент часто госпитализировался в связи с депрессией.

Квалифицировать состояние.

 

Задача № 14. Больной Р., 14лет,поступил в детское отделение.С детства боязливый, тревожный, засыпает только при свете, боит-ся грозы, до 10 лет страдал энурезом. Избегает компании сверстни-ков, играет больше со своей собакой. В школе всегда был «козлом отпущения». Товарищей не было, на переменах уходил подальше от детей, так как они издевались над ним, называли «плаксой». В отделении боится обследований, шприца. Во время бесед по-нятлив, не по годам сообразителен. По малейшему поводу рыдает, приходит в отчаяние. При исследовании интеллекта, несмотря на нормальные умственные способности, проявляет неверие в свои силы, плачет. При решении задач очень старается, но все валится у него из рук. Как только встречается пустяковая трудность, отка-зывается продолжать свои усилия. Квалифицировать состояние.

 

Задача № 15. Больной А., 16лет.С детства был замкнутым,ти-хим, играть любил один. С 6 лет просил мать не водить его в детский сад, охотно оставался дома, элементарно себя обслуживал. Друзей не имел. К матери был привязан, ласков, но переживаниями с ней не делился. После окончания 8 классов, сам выбрал себе ПТУ, где


готовили краснодеревщиков. Хорошо успевал по специальности, но пренебрегал общими предметами. Держался особняком. По словам матери в последнее время стал вести себя странно, уходил из дома по вечерам, иногда не приходил ночевать. При расспросах отмалчивался, озлоблялся. Мать проследила, что у него появился немолодой мужчина, который приходил за ним в ПТУ, называл-ся родственником. Мать заподозрила гомосексуальную связь, па-циент озлобился. Никаких объяснений не дал. В подростковой психиатрической клинике держался обособленно, был молчалив, никаких гомосексуальных наклонностей не проявил. Однажды неожиданно набросился на соседа по палате и стал его избивать. Во время беседы крайне напряжен и подозрителен. Постепен-но удалось установить контакт. Объяснил, что побил соседа за то, что тот пристал к нему с «неприличным предложением», а он же «из-за подозрений в больницу попал». Гомосексуаль-ное влечение отрицал. С девочками не знакомился, потому что стесняется. Встречи с мужчиной были, по его словам, на чисто деловой почве: познакомились в кино, тот предложил ему дома починить старую мебель, туда он и ходил по вечерам. К матери относится тепло, жалеет ее, однако раздражает, что она сует нос в его дела. Близкого друга не было, хотя мечтает иметь такого. Катамнез: ПТУ бросил по неясной причине. Сперва работал на мебельной фабрике, но затем работу бросил, почему — матери не объяснил. Ведет непонятный образ жизни: уходит неизвестно куда до поздней ночи, дважды исчезал на 2–3 суток. При расспро-сах молчит, не выдержав, начинает швырять в мать чем попало. Но во время болезни матери не отходил от нее, заботливо ухажи-вал.

Квалифицировать состояние.

 

Задача № 16. Пациент Г., 32года.С детства отличается замкну-тым характером. Друзей никогда не было. В школе успехи неров-ные, имел отличные успехи по физике и математике и удовлетво-рительные по литературе, не мог выучить ни одного стихотворе-ния, поскольку не понимал их смысл. Был источником всеобщих насмешек, так как ходил в одном пальто много лет и давно из него вырос. Отказывался от совместных праздников, на которых ему было скучно. Воспитывался требовательной, гиперпротективной матерью, для которой был единственной отрадой. После оконча-


ния педагогического университета стал работать учителем физи-ки. Женился в возрасте 30 лет, однако считал, что половая жизнь необходима только для рождения детей. Намерен «завести» ре-бенка лет через 10. Дома поселился в отдельной комнате, которую завалил сломанной радио- и электронной аппаратурой. По увере-ниям жены, не способен забить гвоздь. На работе характеризуется как блеклый, но надежный работник. В период болезни жены и ее пребывания в больнице даже не посещал ее, так как считал, что ни-чем ей помочь не может. Требования жены к проведению ремонта привели его в уныние и стали мешать его работе, поскольку никак не мог собраться. В результате конфликта ушел к матери, которая предоставила ему полную свободу действий. Однако, поскольку она жила далеко от работы, вынужден был оставить работу, так как постоянно опаздывал. Мышление витиеватое, аутистическое. Имеет свои представления обо всем, совершенно не интересуется социальной действительностью, за которой следит только по курсу доллара.

Квалифицировать состояние.

 

Задача № 17. Пациент Г., 40лет.В детстве отличался лживостью,неровными успехами в учебе. Являясь единственным ребенком, постоянно ускользал от родительского контроля. Первые уходы из школы и дома были зафиксированы уже в возрасте 10 лет. На наказания никак не реагировал. Стал воровать деньги у родите-лей и на них покупал алкоголь. С криминальными компаниями познакомился в 12 лет. Благодаря социальному положению роди-телей окончил среднюю школу и был определен в школу мили-ции. Однако ее не окончил в связи с тем, что приходил на заня-тия в нетрезвом состоянии. Упреки родителей и воспитательные меры ни к чему не приводили. Дважды был судим за кражи, но по возвращении из заключений никаких выводов не сделал. Для того чтобы получить деньги, которые проигрывал в казино, распускал слух о смерти отца и собирал деньги на его похороны, под гаран-тии его имени занимал значительные суммы. Последние годы не имеет определенного места жительства и занимается воровством цветных металлов и сбором пустых бутылок на свалках. При бе-седе безмятежно уверяет, что такой образ жизни ему нравится, и обвиняет родителей в том, что они не помогают ему материально.

Квалифицировать состояние.


Задача № 18. Пациентка Е., 23года,наблюдается на протяже-нии 9 лет. В возрасте 4 лет отличалась живым непоседливым харак-тером, воспитывалась мамой и бабушкой, которые имели нереали-зованные претензии на поэтическое творчество. Бабушка во время сна читала ей стихи, и пациентка начала днем говорить только стихами. Росла требовательной и устраивала истерики по всякому поводу. В момент требований она падала на пол, закатывала глаза, выгибалась дугой. Ее интерес к поэзии поддерживался материю

 

и бабушкой, которые прочили ей небывалое будущее. В возрасте 6 лет она действительно завоевала первое место на международ-ном поэтическом конкурсе. Ее знакомство со значительными по-этами подчеркивает укрепляющуюся значимость таланта. Читая стихи, она ходит, поднимает руки вверх, закатывает глаза и вытя-гивает шею. Однако уже в этом возрасте она иногда жаловалась на ощущение комка в горле, предъявляла неадекватные требования. Например, будучи недовольной цветом заката, устраивала ис-терику матери, настаивала на посещении морга, «чтобы увидеть лица смерти». Из-за поэзии обучение в школе носило формальный характер, бабушка и мать играли роль служанок, которые долж-ны исполнять ее желания. В 14 лет начала употреблять алкоголь

 

и вести беспорядочную половую жизнь. В 16 лет вышла замуж за 72-летнего писателя из США, однако, оказавшись за границей, почувствовала себя никому не нужной, а жизнь бессмысленной. Продолжала употреблять спиртное и марихуану, через два года развелась и вернулась домой. Стихи более не пишет, но собирает большие компании, ведет «светскую» жизнь. Одежда отличается экстравагантной яркостью, говорит грубым и низким голосом, по-стоянно курит.

 

Квалифицировать состояние.

 

Задача № 19. Пациент В., 30лет.Воспитывался стеничной ма-терью. Аккуратен и всегда стремился к осуществлению своих це-лей. С детства интересовался математикой, всегда были высокие оценки по математике и физике, по остальным предметам часто не успевал. Особое внимание уделял внешнему виду, подолгу мылся и причесывался. Стремясь решить задачу, часто не ложился спать, переживал неудачи чрезвычайно болезненно. Решил поступить на математический факультет университета, но добился этого лишь через три года. В период обучения все время посвящал занятиям,


но все же постоянно был собой не удовлетворен. При снижении оценки на экзамене стремился его пересдать. На последнем курсе пришел к выводу, что должен разрешить одну из неразрешимых в математике задач типа: «Существует ли алгоритм полиномаль-ной временной сложности для решения NP-полных задач». Пол-ностью погрузившись в решение данной проблемы, не приступил к работе по распределению, в связи с тем, что она будет отвлекать от решения задачи. Боялся публиковать промежуточные резуль-таты, не будучи уверенным в их значимости. О своих проблемах говорит серьезно, хотя и без аффективной напряженности. Счи-тает, что прежде всего самому себе должен доказать правильность избранного пути. Тщательно подбирает слова, сомневается в пра-вильности собственных высказываний. Нерешителен в обычных действиях, например, много раз переспрашивает мать по поводу покупок, когда идет в магазин.

 

Квалифицировать состояние.

 

Задача № 20. Больной Г., 34года,техник-строитель.Среди род-ственников психически больных нет. По характеру в раннем дет-стве был добрым, заботливым примерным мальчиком, старался всем угодить. В школе был прилежным, дисциплинированным, аккуратным, особенно в одежде. Старался угодить учителям, ко-торые его любили. На pa6oте пунктуален, все выполнял четко, по плану. С возрастом характер Г. стал раздражительным, вспыль-чивым, напряженным, грубым. Аффектировался, бывал склонен к агрессии. Говорил, что «если ненавижу, то мстить буду до кон-ца». Очень любил девушку, из-за ревности пытался задушить ее. Обычно после аффективных вспышек настроение улучшалось, становился услужлив, слащав.

 

Квалифицировать состояние.

 

Задача № 21. Больной П., 20лет.Родился в обеспеченной семье.Воспитывался исключительно в женской среде (мать, бабушка). Общения с детьми не было из-за боязни инфекции. Гулял обыч-но с материю или бабушкой и, избегая простуды, на улице раз-говаривал шепотом, прикрывая рот ладонью. Все время проводил дома среди массы игрушек, книг. Самостоятельно вышел на улицу в 12 лет. Умерли мать и бабушка больного, отец уехал в длитель-ную командировку. Мальчик остался на попечении тети. Неко-


торое время он учился дома, в 13 лет поступил в школу. Учился отлично, проявлял прекрасные способности, но к школьной среде приспособиться не мог. От своих сверстников отличался странно-стями в поведении, манерой говорить, держался особняком, не мог ни с кем сблизиться. Среди школьников слыл чудаком. Его раздра-жали разговоры мальчиков, их шалости. «Школьный мир для меня чужд». Особенно его смутили появившиеся поллюции. С гримасой отвращения, брезгливостью он выражал протест «против приро-ды», просил, как можно скорее, «экстренным порядком ликвиди-ровать или свести на нет эту половую деятельность». Избавиться от эрекции стало его жизненной задачей, он перестал посещать шко-лу, не выходил на улицу. Заявлял, что боится людей, боится вооб-ще всего большого, крупного, даже домашних животных. Думал, что они его обидят. Хорошо себя чувствует в мире насекомых, лю-бит бабочек, жучков, прогулки в одиночестве, много читает. Полка «текущего чтения» заполнена научно-технической литературой. Классическая литература не нравится, в ней он не нашел для себя ничего подходящего, прочел только потому, что это требуется вся-кому образованному человеку. Мечтает стать большим ученым — академиком. Думает овладеть двумя специальностями — астроно-мией и математикой. Любит вести беседы с, взрослыми на сугубо научные темы. На эти же темы говорит со своими родными, пишет в письмах к ним. Интеллект высокий. Больной двигается скольз-ящей походкой, оберегает себя от прикосновения к предметам и людям. Говорит, опустив низко голову, не поднимая глаз на собе-седника, вяло, с частыми паузами, книжным языком, пространно. Крайне медлителен, подолгу умывается и одевается.

 

Квалифицировать состояние.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...