Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ситуационные задачи по теме: «психические расстройства позднего возраста»




 

Задача № 1. Пациентка70лет.По характеру очень органи-зованная. Около двух лет назад появились проблемы с памятью. Стала жаловаться, что не может запомнить имена детей, внуков. Стала замечать, что не помнит события, происшедшие день на-зад, становилась все более и более забывчивой, не могла сосчитать деньги, делая покупки. Часто приходила домой без нужных вещей. Раньше всегда гордилась своим умением готовить пищу, а сейчас не могла приготовить обед. Регулярно забывала выключать пли-ту или воду. На протяжении последнего года была не в состоянии выполнять обычную работу по дому без помощи мужа. Состояние при осмотре. Во время осмотра пациентка немного неопрятна, насторожена, тревожна и подозрительна, дезориентирована во времени и месте. Смогла вспомнить имена своих детей, но их воз-раст и даты рождения забыла. Не помнила дату своего рождения, не знала имени президента страны. Артикуляция была хорошей, но сама речь была медленной, неясной и неконкретной. С трудом подбирала слова для выражений, не могла вспомнить три слова по-сле 5-минутного интервала, не справилась даже с легким арифме-тическим заданием и не смогла посчитать в обратном порядке. Не понимала тяжести своего состояния.

 

Определить синдром и заболевание.

 

Задача № 2. Пациентка75лет.Две недели назад упала в ваннойкомнате и сломала бедро, была помещена в ортопедическую кли-нику, где ей произвели операцию остеосинтеза. В больнице после операции появились спутанность сознания и беспокойство, броди-ла ночью по палатам отделения, беспокоя других пациентов. Не помнила, что с ней произошло, и почему она оказалась в больнице. В течение дня беспокойна, бесцельно бродит по палатам. Не может читать, смотреть телевизор, не узнает родственников, отталкивает медсестер. Ведет разговоры с воображаемыми людьми, устремив взгляд в одну точку на потолке. Раздражительна и легко озлобля-ется, бросает пищу на пол, отказывается от приема назначенных медикаментов. Между приступами возбуждения успокаивается,


засыпает на полчаса. В ночное время не может уснуть, становится суетливой. Бродит по палатам, пытается взобраться на чужие кро-вати, будит больных. Несколько раз порывалась уйти из больницы в ночной рубашке, но была остановлена и возвращена в палату. До операции больная вела себя нормально, и ее дети не замечали каких-либо отклонений со стороны памяти и внимания.

 

Состояние при осмотре: пациентка выглядит недоуменной и невнимательной. Она полностью дезориентирована и недоступна для контакта, что-то бормочет и не обращает внимания на при-сутствие врача. Признаков депрессии или тревоги нет. Не пред-ставляется возможным проведение каких-либо тестов по проверке интеллекта.

Определить синдром и заболевание.

 

Задача № 3. Больной Е., 78лет.Наследственность не отягощена.Рос и развивался нормально. Окончил университет. Многие годы успешно работал юристом. Был женат, овдовел, имеет 2 здоровых детей. С семьей одного из сыновей живет последние годы. Всегда отличался активностью, деятельностью, общительностью, жизне-любием, успешно продвигался по службе и занимал высокие долж-ности. В 67-летнем возрасте оставил работу, «стало труднее справ-ляться», «совершал ошибки из-за непродуманности при составле-нии документов». Со слов сына: в возрасте 65 лет в характере отца появились такие черты, как сварливость, брюзжание, недовольство окружающими, «непринятие и непонимание нового, передового», косность взглядов, негибкость решений. Стал забывчив, невнима-телен, совершал мелкие, а позже и крупные ошибки и недосмотры при составлении документов. Замечания по работе воспринимал обидчиво, говорил, что к нему придираются, «подсиживают, хотят спровадить на пенсию», «перестали уважать, считаться». Прогрес-сирующе снижалась память на текущие события, несколько позже и на прошедшие. Появилась «патологическая жадность», перестал отдавать деньги, говорил, что жена сына неправильно ведет хозяй-ство, много расходует денег, хочет его разорить. Даже тогда, ког-да перестал отдавать деньги, прятал их, боялся тратить на самое необходимое, опасался, что деньги украдут, часто перепрятывал, забывая, куда спрятал. Нередко вставал среди ночи, суетился, ис-кал деньги, вновь прятал. Монотонно стереотипно рассказывал родным, соседям о заслугах и происшествиях в юношеские годы,


не замечая, что повторяется, что его не слушают. Терял вещи. Как-то выйдя из дома, не сумел найти дороги, был приведен соседями. Иногда по ночам кричал, что его морят голодом. Начал собирать и приносить хлам с улицы.

 

Соматоневрологическое состояние соответствует возрасту. В стационаре растерянно озирается, не знает, где находится, согла-шается, что в больнице. Не знает текущую дату, день недели, ме-сяц, год. Назвал адрес, но как добраться, объяснить не смог. Путает имена детей и внуков. Злится, когда его поправляют, заявляет, что он юрист и у него всегда была «отличная память», называет долж-ности, которые он занимал в молодости.

Определить синдром и заболевание.

 

Задача № 4. Больной З., 86лет,колхозник.В течение несколькихнедель находится на лечении в психиатрической больнице. Жалу-ется на отсутствие лишь зрения на правый глаз, где имеется помут-нение роговой оболочки. Других жалоб нет. В отделении спокоен, подсаживается к больным пожилого возраста, о чем-то с ними бесе-дует. В обращении с врачом, больными вежлив, предупредителен, даже несколько слащав. Приветливо здоровается, но, встретив врача через несколько минут, приветствует его вновь. Часто приоткрывает дверь в кабинет и вежливо осведомляется, не пришел ли консуль-тант-окулист, через пять минут спрашивает о том же. Числа, меся-ца, года назвать не может. Видя вокруг людей в белых халатах, до-гадывается, что его положили в больницу, но в какую не помнит. Рассказывает, что только вчера приехал из деревни: «Вот лошадь во дворе привязал, сейчас ходил ей сена задавал». Вернувшись по-сле консультации из кабинета профессора, всем рассказывает, что профессор его шампанским угощал, сердился, когда ему говорили, что этого не было, любит говорить о днях своей молодости, помнит события прошлых лет, правильно воспроизводит события граждан-ской войны, в которой принимал участие. Перечисляет своих детей, называет их имена, но внуков путает — то заявляет, что у него их во-обще нет, то называет несколько имен, но каждый раз новые.

 

Квалифицировать состояние и, по возможности, заболевание.


Задача № 5. Больная Г., 72года,пенсионерка.В течение6меся-цев находится в психиатрической больнице. Требует за собой по-стоянного ухода и надзора, не находит палаты, ложится в чужую постель рядом с другой больной. Неряшлива в одежде, не может самостоятельно одеться, собирает бумажки, складывает их в кар-ман халата, под матрацы чужих посетителей. Жалуется, что крадут ее одежду, еду. Иногда громко кричит: «Караул! Грабят! Украли пальто! Есть не дают, голодом морят!». Тогда злобна, раздражи-тельна, отталкивает больных, медперсонал, кусается. Никого из больных не знает, не может запомнить лечащего врача, несмотря на то, что видит его по несколько раз в день. Не узнает приходя-щих к ней родных, забрав продукты, гонит родственников прочь, опасаясь, что они отберут передачу.

 

Определить синдром и заболевание.

 

Задача № 6. Больная Ф., 72года.Отец злоупотреблял алкоголь-ными напитками. Мать умерла в глубокой старости при явлениях деменции. Анамнез жизни без особенностей. Настоящее заболе-вание началось с постепенного одряхления, потери работоспособ-ности, падения зрения, снижения слуха. Стала раздражительной, суетливой, плаксивой. Без достаточного повода кричала, дралась. Ослабела память, появились бредовые идеи обкрадывания. Путала дни недели, события последнего времени. Позже стала плохо ориен-тироваться в окружающем, считала, что находится в деревне, искала подруг своей юности. Больных и персонал отделения принимала за своих родственников и знакомых. Суетлива, болтлива, добродуш-на. Охотно вступает в беседу на конкретные темы, касающиеся ее старых навыков, хозяйства, подросткового возраста. Часто начина-ет обвинять персонал, больных в краже ее передач, одежды. Прячет продукты под матрац, под одежду. Собирает мусор, поясняя: «при-годится в хозяйстве». Себя не обслуживает. Неопрятна. Шумлива. Память на прошлые события сохранена лучше, чем на текущие.

 

Соматическое состояние: резко выражены старческие призна-ки: редкие седые волосы, отсутствуют зубы, кожа вся в морщинах, сухая, дряблая, истощена. Границы сердца расширены, тоны глу-хие. В легких эмфизематозное дыхание. Неврологический статус. Вялая реакция зрачков на свет, снижены кожные и сухожильные рефлексы, трофические изменения кожи.

 

Определить синдром и заболевание.


Задача № 7. Больная Ц., 64года.Наследственность не отягоще-на. Росла и развивалась правильно. Получила инженерное образо-вание, работала по специальности. Замужем, имеет трех здоровых детей. Последние годы перед уходом на пенсию испытывала затруд-нения в новых видах работ по специальности. Два года назад стала не в состоянии справляться с обязанностями домашней хозяйки, стала забывчивой, неряшливой. Перестала следить за своей внешно-стью, не ходила в баню, совершенно пропал интерес к всякого рода занятиям. Стала прожорлива, суетлива, ухудшилась память. Забы-вала названия предметов домашнего обихода, не находила своего дома, уходила на свою прежнюю квартиру, неправильно пользова-лась или не могла воспользоваться привычными предметами.

 

В клинике полностью дезориентирована. Речь парафазическая. Поведение колеблется: то добродушна, эйфорична, то возбуждена, гневлива, плачет, всех гонит от себя, ищет якобы украденные у нее вещи, перебирает постель, связывает ее, собирается уходить к ро-дителям. Не могла выполнить простых заданий: зажечь спичку, сложить из спичек квадрат, надеть чулки, неправильно застегива-ла халат и т.д. Помещена в психиатрическую больницу, где слабо-умие постепенно прогрессировало. Последние месяцы полностью расстроилась речь, перестала вставать с постели: в дальнейшем нарастала общая скованность, возникли пролежни, гиперкинезы. Резко повышен тонус в сгибателях ног. Истощена. Умерла.

 

Патологоанатомическое заключение: атрофия коры лобных и левой височной долей мозга, внутренняя водянка, резкое общее истощение.

Гистологическое исследование: во всех областях коры, особенно лобной и височной, уменьшение количества клеток во всех слоях очаги некроза, ганглиозные клетки с неясно окрашенным ядром с желто-буроватым пигментом в протоплазме, местами вакуолизи-рованы.

Определить синдром и заболевание.

 

Задача № 8. Больная И-ва, 70лет.Отец был алкоголиком.Насто-ящее заболевание началось с постепенного одряхления. Присоеди-нилась раздражительность, суетливость. Больная без достаточно-го повода кричала, шумела, бывала драчливой. Ослабела память, появились бредовые идеи обкрадывания. Плохо ориентировалась в окружающем, считала, что находится в «деревне Рупевичи, тут


мой дом родной». Больных и персонал представляла как своих родственников и знакомых. Добродушна. Болтлива. Охотно всту-пала в беседу на конкретные темы, касающиеся ее старых навы-ков и хозяйства. Высказывала бред обкрадывания. «Все крадут, отнимают, туфли украли, не могу напастись». Обнаруживала рез-кое расстройство памяти, преимущественно на текущие события, вновь почти ничего не запоминала. Память на прошлые события сохранена лучше. Совершенно бездеятельна. Себя не обслужива-ла. Неопрятна. Шумлива. Криклива, «командовала», «наводила порядки», бранила врачей, часто жаловалась врачу на те или иные неправильные действия больных. Суетлива. Связывала постель-ные принадлежности в узел и собиралась уезжать. Резко выражены старческие признаки: очень редкие седые волосы, зубов нет, исто-щена, кожа сухая, дряблая, вся в морщинах. Границы сердца рас-ширены. Тоны глухие. В легких эмфизематозное дыхание. Реакция зрачков на свет вялая. Определить синдром и заболевание.

 

Задача № 9. Больная Н-ва, 69лет,занималась домашним хозяй-ством, детей не имела. Заболевание началось с того, что перестала справляться с обязанностями домашней хозяйки, стала забывчи-вой, плаксивой, неряшливой, не мылась, не ходила в баню, пере-стала чем-либо заниматься. Ухудшилась память, стала суетливой, прожорливой, портила вещи. Затем состояние ухудшилось, воз-буждалась, говорила, что ее не кормят, спать ложилась не раздева-ясь, боялась; что все украдут. Забывала названия предметов домаш-него обихода, не находила своего дома, уходила на свою прежнюю квартиру. Полностью дезориентирована. Речь парафазическая. Поведение колебалось: то она добродушна, спокойна, то возбуж-далась, плакала, гнала всех прочь, кого-то ругала, часто возилась со своей постелью, складывала одеяло наподобие ребенка и часами баюкала его. Не могла выполнить ряд заданий: завязать тесемки на халате, зажечь спичку, надевала по 2 чулка, по 2 туфли на одну ногу и т. д. Постепенно слабоумие прогрессировало, последние месяцы речь почти отсутствовала. Перестала вставать с постели, начала сосать простыни, в дальнейшем появилась общая скован-ность, которая нарастала, возникли пролежни, дрожание нижних конечностей. Гиперкинез всех мышц, правая рука согнута в локте, ноги согнуты в коленных суставах. Резко повышен тонус в сгибате-лях ног. Выраженное дрожание нижних конечностей. Истощена.


Тоны сердца глухие. Умерла. Данные патологоанатомического ис-следования: атрофия коры лобных и левой височной долей мозга внутренняя гидроцефалия; резкое общее истощение.

 

Данные гистологического исследования: в коре всех долей, осо-бенно лобных и височных, уменьшение количества клеток во всех слоях; ганглиозные клетки в большинстве с неясно окрашиваю-щимся ядром, с желто-буроватым пылевидным пигментом в про-топлазме, местами вакуолизированы.

Определить синдром и заболевание.

 

Задача № 10. Больная Н-ва, 58лет.Менструации окончились в49лет. Психическое заболевание началось с 53 лет и развивалось посте-пенно. Стала рассеянной, забывчивой, перестала справляться с рабо-той на заводе, а затем и с домашней работой. Постепенно забывала привычные моторные навыки, разучилась умываться, одеваться, а за-тем и есть. Вначале пыталась объясняться жестами, понимание речи долго оставалось не нарушенным, была вялой, безынициативной. Память все резче ослабевала. Речь крайне скудная, часто вместо речи произносила одни только звуки. Осмысление чужой речи также на-рушено. Не могла выполнить простых действий. Крайне пассивна, беспомощна. Деятельность ее состояла в стереотипных перебирания белья руками и раскачивании ногами или напевании однообразного заунывного мотива. Постепенно все эти явления усиливались. Лицо маскообразное. Общая скованность. Содружественные движения рук отсутствовали. Мышечный тонус повышен по экстрапирамидному типу, дрожание конечностей. Постепенно скованность усиливалась, развились стойкие сгибательные контрактуры в ногах. По данным пневмоэнцефалографии отмечались явления атрофического смор-щивания в структуре мозговой ткани. В дальнейшем состояние резко ухудшалось. Имелись глубокие апрактические расстройства. Не вы-полняла простейших инструкций, не понимала смысла элементар-ных действий — одеться, раздеться и т. п. Стала терять в весе, слабеть. На коже появились трофические расстройства, и больная умерла.

 

Данные патологоанатомического исследования: атрофия коры больших полушарий мозга; умеренная внутренняя водянка моз-га; в коре всех долей мозга значительное уменьшение количества нервных клеток, оставшиеся уменьшены в размерах, в протоплаз-ме их мелкокапельные липоидные отложения, количество мелких глиозных клеток увеличено.

 

Определить синдром и заболевание.


Задача № 11. Больной М., 61год,счетный работник.Алкогольупотреблял редко и в небольшом количестве. По характеру спокой-ный, чуткий, общительный. С 56 лет начал чувствовать головные боли, периодические головокружения, снижение работоспособ-ности, утомлялся на работе, был рассеянным, забывчивым, раздра-жительным. В возрасте 60 лет было несколько приступов голово-кружения — «ходил, как пьяный». В конце июня развился легкий правосторонний гемипарез, который держался 2 недели. Лечился в соматической больнице. Движения в конечностях восстанови-лись, но психическое состояние ухудшилось, стал тревожным, раз-дражительным, придирчивым, подозрительным. Ослабела память, не проявлял никакого интереса к окружающему. Работать не мог, был переведен на инвалидность II группы. Через 8 месяцев стал рев-новать жену к студентам и профессорам института, в котором она работала, являлся к ней на работу, устраивал скандалы, требовал «приличного» поведения.

 

Помещен в психиатрическую больницу. В больнице суетлив, тревожен, говорил, что в больницу поместила его жена, чтобы быть свободной и изменять ему. Жаловался на головокружения и головные боли. В месте, о времени ориентировался. Память сниже-на, особенно нарушены процессы запоминания и хранения. Луч-ше помнит события прошлого, чем настоящего, события личной жизни, чем общественные. На вопросы отвечает по существу, но с излишней детализацией. Интеллект снижен. Нет критического отношения; к своему, состоянию и поведению. Высказывает не-лепый бред ревности. Внимание истощаемо. Слабодушен. Легко переходит от плача к смеху.

 

Физическое состояние: выглядит старше своих лет. Сосудистые стенки уплотнены. Тоны сердца приглушены. Акцент II тона на аорте. Артериальное давление 160/90 мм рт. ст. Рентгеноскопиче-ски определяется начальный склероз дуги аорты. При неврологи-ческом исследовании констатируются вялая реакция зрачков на свет и остаточные явления правостороннего гемипареза. Физиче-ское и психическое состояние больного постепенно с некоторыми колебаниями ухудшалось, нарастали явления слабоумия.

 

Определить синдром и заболевание.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...