Основные принципы современного международного права: понятие, характеристика
Стр 1 из 13Следующая ⇒ Понятие современного международного права и его особенности
МП – это система правовых норм, регулирующих отношения между субъектами международного права путем согласования их воль и обеспечиваемых особыми формами принуждения, применяемыми самими субъектами. МП также можно рассматривать как науку (система знаний о соответствующей отрасли) и учебную дисциплину (систематизированное изложение знаний соответствующей науки). Особенности МП: 1) Предмет правового регулирования МП. Предметом МП являются межгосударственные отношения межвластного характера. МП регулирует отношения между государствами, которые являются носителями власти. МП иначе именуется как «международное публичное право» (т.к. субъектами являются носители власти). Предмет обусловливает особенности метода. 2) Метод правового регулирования МП. Метод регулирования МП является дискуссионным вопросом. Во внутригосударственной системе для публичных отраслей характерен императивный метод, а для частных отраслей – диспозитивный. МП относится к публичной сфере, однако для него не характерен императивный метод, т.к. в основе МП лежит согласование воль, где нет места принуждению. Каждое государство обладает суверенитетом, поэтому никто не может диктовать ему свою волю. Поэтому императивный метод не подходит МП для правового регулирования. Международное сообщество может только рекомендовать. Метод правового регулирования – рекомендательный. Нормы рекомендательного характера преобладают в МП. Если государство соглашается с рекомендациями международного сообщества, они становятся императивными нормами его поведения. Однако теоретики права говорят о том, что не может быть рекомендательных норм, т.к. любая норма права является общеобязательным правилом поведения. Такое определение подходит больше для внутригосударственного права, а не для МП.
3) Субъекты МП. Среди субъектов МП выделяют следующих: 1. Государства. Из права народов (jusgentium) вышло МП, отсюда пошло название. 2. Международные организации. Появились недавно (с середины 19 века), правосубъектность за ними признали с середины 20 века. Активно участвуют в межгосударственных отношениях. 3. Нации, народы, не имеющие своей государственности, и борющиеся за свою независимость. Исторически к ним относились колониальные народы, за которыми было признано право на независимость, самостоятельную колонизацию. 4. Субъекты особого рода (suigeneris). Это государственно-подобные образования. Они имеют не все признаки государства. Пример: Ватикан (святой престол). С позиции МП Ватикан не является государством. В зарубежной доктрине индивид (человек, ЮЛ) признается субъектом МП. Это обсуждаемый вопрос, т.к. многие международные документы посвящены индивидам, но он является только их бенефициаром, но не субъектом. 4) Источники МП. Источники МП – внешние формы выражения и закрепления норм МП. Выделяют в ТГП 4 основных источника права: НПА, юридический прецедент, нормативный договор, правовой обычай. В МП используются нормативные договоры и правовые обычаи (международный договор, международный обычай). Это связано со спецификой нормообразования: нормы МП создаются самими субъектами МП путем согласования их воль, достижения соглашения между ними. Соглашение может быть в 2 формах (письменная – договор, по умолчанию – обычай). НПА никакого соглашения отражать не может, он отражает волю одного субъекта, а другие должны подчиниться. Между суверенными субъектами это невозможно. Прецедент отражает лишь волю суда, но не других субъектов, поэтому тоже не может выступать в качестве источника МП. Право международной ответственности не кодифицировано до сих пор, поэтому обычай в нем действует широко.
5) Принципы МП. Принципы – основополагающие начала, на которых строится вся система МП. Принципы МП – основополагающие начала, которые носят строго обязательный императивный характер. Нарушение любого принципа влечет международную ответственность, недействительность нарушающего соглашения. Это нормы juscogens – это императивные нормы МП (например, общепризнанные принципы международного права). Основные принципы нашли отражение в ст.2 Устава ООН. Принципы для примера: принцип неприменения силы и угрозы силой, принцип суверенного равенства государств, принцип невмешательства во внутренние дела государства, принцип разоружения, принцип уважения прав и свобод, принцип добросовестного выполнения международных обязанностей. КРФ в ч.4 ст.15 признает, что нормы и принципы МП являются частью правовой системы РФ. 6) Специфика обеспечения исполнения норм МП. Внутри государства за исполнением норм права следит система ПОО. В международно-правовой системе отсутствуют такие органы, которые могут заставить другое государство соблюдать нормы права. Меры принуждения также применяются редко и специфические. Предполагается, что нормы МП выполняются государством добровольно, т.к. они согласились на определенный вариант поведения самостоятельно, без принуждения. Меры принуждения в МП применяются самими субъектами МП. 7) Отсутствие системы судов, которые рассматривали бы споры между субъектами МП без их согласия. 8) Функции: регулятивная - МП призвано регулировать межгосударственные отношения с целью поддержания международного мира и безопасности, охранительная - МП призвано охранять общечеловеческие ценности.
Основные принципы современного международного права: понятие, характеристика
Принципы - основные исходные начала, на которых строится международно-правовое регулирование.Особенности: 1. Принципы международного права имеют общепризнанный характер. Общепризнанной считается норма, которая признана всеми государствами мира (большинством) и при этом активно применяется ими на практике. Принципы - нормы, необходимые для международно-правового регулирования.
2. Императивность. Принципы международного права относятся к императивным нормам общего международного права, именуемым нормы juscogens. Данные нормы обладают высшей юридической силой, не могут быть отменены или изменены одним или несколькими государствами, и любой договор, заключенный в их нарушение, считается ничтожным. 3. Носят общий характер. Принципы международного права являются общими как для международной, так и для национальной правовой системы. Принципы международного права действуют во всех сферах международных отношений. 4. Системность. Все принципы международного права взаимосвязаны и взаимообусловлены 5. Принципы МП - важнейшие нормы, составляющие фундамент международного правопорядка. Классификация. 1) Принципы, направленные на поддержание международного мира и безопасности. 2) Принципы международного сотрудничества. 3) Принципы, направленные на защиту прав человека. Принципы международного права: 1) Принцип мирного сосуществования государств. 2) Принцип запрещения применения силы и угрозы силой. 3) Принцип мирного разрешения международных споров. 4) Принцип коллективной безопасности. 5) Принцип разоружения. 6) Принцип запрещения пропаганды войны. 7) Принцип нерушимости границ. 8) Принцип уважения государственного суверенитета. 9) Принцип суверенного равенства государств. 10) Принцип невмешательства во внутренние дела государства. 11) Принцип самоопределения народов. 12) Принцип территориальной целостности. 13) Принцип сотрудничества государств. 14) Принцип уважения основных прав и свобод человека. 15) Принцип добросовестного соблюдения международных обязательств. Юридическое содержание основных принципов. Принцип мирного сосуществования государств. Состоит в поддержании добрососедских отношений между государствами с различным политическим, экономическим строем и т.д. Данный принцип нашел отражение в преамбуле Устава ООН и ст.1. Он имеет общий характер, т.к. остальные 14 принципов базируются на нем.
Принцип запрещения применения силы или угрозы силой. Не всегда существовал в международном праве. Появился только в 1928 г. в Пакте Бриана-Келлога "Парижский договор об отказе от войны в качестве орудия национальной политики", в 1929 г. вступил в силу, СССР, Германия и Япония были его участниками. До 1928 г. война рассматривалась как законное средство разрешения споров.Запрещение применения силы - запрещаются агрессивные войны. Понятие агрессии содержится в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 1974 г. "Об определении агрессии" (агрессией является применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства, или каким-либо другим образом, несовместимым с Уставом Организации Объединенных Наций, как это установлено в настоящем определении). Резолюция запрещает применение не только вооруженной силы, но и любое иное принуждение.В нормативное содержание принципа неприменения силы включаются: § запрещение оккупации территории другого государства в нарушение норм международного права; § запрещение актов репрессалий, связанных с применением силы; § предоставление государством своей территории другому государству, которое использует её для совершения агрессии против третьего государства; § организация, подстрекательство, оказание помощи или участие в актах гражданской войны или террористических актах в другом государстве; § организация или поощрение организации вооруженных банд, иррегулярных сил, в частности наемников, для вторжения на территорию другого государства. Из этого принципа есть 2 важных исключения: · в порядке самообороны (ст.51 Устава ООН) · по решению Совета Безопасности ООН в случае угрозы миру или в нарушение мира (ст. 42 Устава ООН)
Принцип мирного разрешения международных споров. Впервые был закреплен в Гаагских конвенциях "О мирном решении международных споров" 1899 и 1907 гг.Закреплена обязанность государств «прилагать усилия к тому, чтобы в короткий срок прийти к справедливому решению, основанному на международном праве», обязанность «продолжать искать взаимно согласованные пути мирного урегулирования спора» в тех случаях, когда спор не удается разрешить, «воздерживаться от любых действий, которые могут ухудшить положение в такой степени, что будет поставлено под угрозу поддержание международного мира и безопасности, и тем самым сделать мирное урегулирование спора более трудным». В Уставе ООН дается перечень мирных средств решения спора: переговоры, посредничество, примирение, арбитраж, судебное разбирательство, обращение к региональным органам и другие. Выбор этих средств осуществляется самими государствами. Иногда Совет Безопасности может сам указать, какое избрать мирное средство в порядке исключения.
Принцип коллективной безопасности. Предусматривает существование системы коллективной безопасности, в которую входят организации ООН, региональные военные блоки. Юридическое содержание принципа предполагает обязанность государств сотрудничать в отражение агрессии и обязанность не помогать агрессору (ст.2 Устава ООН).Центральной идеей коллективной безопасности является постоянное поддержание баланса силы: все страны, входящие в международное сообщество, договариваются препятствовать вооруженной агрессии со стороны любого из членов сообщества. Ни одно государство не может противопоставить себя другим членам и это должно служить постоянному сдерживанию агрессии. Обеспечение коллективной безопасности предъявляет к странам-участницам серьезные требования: 1. все государства должны безусловно принять существующее statusquo и отказаться от применения силы в любых целях, кроме защиты своей территории. 2. государства должны договориться о четком определении понятия "агрессия", чтобы при возникновении соответствующей ситуации между ними не возникали разногласия. 3. все государства, особенно крупные державы, должны быть готовы предоставить свои вооруженные силы и/или финансовые средства с целью предотвращения актов агрессии, даже если они не затрагивают их собственные интересы или даже им противоречат. 4. все государства должны активно противодействовать любому нарушению введенных санкций, которое было бы выгодно стране, признанной агрессором. Принцип разоружения. Пакт о гражданских и политических правах 1966 г. закрепил данный принцип, который состоит в сокращении вооружений до того уровня, который необходим для обороны страны.Принцип разоружения налагает на государства определенные юридические обязательства: 1) строго и неуклонно соблюдать действующие нормы о разоружении, участвовать в мероприятиях, предусмотренных в договорах и направленных на ограничение гонки вооружений и разоружение; 2) добиваться создания новых норм, заключения новых договоров в области разоружения. Принципиальное значение имеют такие положения, как требование сбалансированности мероприятий по разоружению таким образом, чтобы ни на одном этапе ни одно государство или группа государств не могли получить военное преимущество; проведение разоружения под строгим и эффективным международным контролем; укрепление международной безопасности. Ступени реализации принципа: 1) многосторонний договор о всеобщем разоружении 2) многосторонние и двусторонние соглашения о разоружении 3) одностороннее разоружение Органы, обеспечивающие реализацию: ГА ООН, Комиссия ООН по разоружению, региональные комиссии, Конференция по разоружению (существует с 1962 года). Принцип нерушимости границ. Нашел отражение в заключительном акте СБСЕ 1970 г. 3 элемента содержания: · признание существующих границ в качестве юридически установленных · отказ от территориальных притязаний · отказ от любых посягательств на установленные границы Принцип нерушимости границ не означает их неизменности и они могут быть изменены по согласию между государствами. Следует отличать от принципа неприкосновенности государственных границ, который заключается в том, что все государства обязаны соблюдать существующую линию границы на местности.Государства сами определяют режим пересечения границы, порядок установления или снятия каких-либо ограничений по пересечению границы физическими лицами, товарами, услугами и так далее. В свете этого определяются основные обязанности государств — неукоснительное соблюдение установленных границ, разделительных или демаркационных линий, включая линии перемирия, разрешение пограничных споров только мирными средствами, неоказание содействия государствам — нарушителям принципа Принцип суверенного равенства государств. Данный принцип отражен в п. 1 ст. 2 Устава ООН, который гласит: «Организация основана на принципе суверенного равенства всех её Членов». Все государства юридически равны и имеют равные права и обязанности, как члены международного сообщества.Внешняя сторона суверенитета не предполагает верховенства, а только независимость.Каждое государство обязано уважать суверенитет других участников системы, то есть их право в пределах собственной территории осуществлять законодательную, исполнительную, административную и судебную власть без какого-либо вмешательства со стороны других государств, а также самостоятельно проводить свою внешнюю политику. Основное назначение принципа суверенного равенства — обеспечить юридически равное участие в международных отношениях всех государств, независимо от различий экономического, социального, политического или иного характера. Поскольку государства являются равноправными участниками международного общения, все они обладают принципиально одинаковыми правами и обязанностями. Принцип невмешательства во внутренние дела государства. Закреплен в ст.2 Устава ООН и подразумевает запрет военной интервенции, запрет использования политических и экономически мер с целью оказать давление на другие государства, запрет подрывной и террористической деятельностью.Ни в одном документе не сказано, что такое внутренние дела и только само государство решает, что есть внутреннее дело.Каждое государство имеет неотъемлемое право выбирать свою политическую, экономическую, социальную и культурную систему без вмешательства в какой-либо форме со стороны какого бы то ни было другого государства и ни одно государство не должно организовывать, помогать, разжигать, финансировать, поощрять или допускать вооруженную, подрывную или террористическую деятельность, направленную на изменение строя другого государства путем насилия, а также вмешиваться во внутреннюю борьбу в другом государстве. Исключения: 1) Вмешательство будет правомерным, если деятельность государства является международным преступлением. 2) Когда деятельность, хотя и внутренняя по своему характеру, но представляет угрозу всему мировому сообществу (когда США вторглись в Ирак, что там якобы есть оружие массового поражения). Принцип самоопределения народов. Это право народа самостоятельно определять свою судьбу, вплоть до отделения и образования собственного государства. Изначально был сформирован в отношении колониальных народов.В отношении народов, находящихся в составе государства, международное право считает, что их право на самоопределение возможно только в рамках существующего государства, т.е. они могут иметь свою Конституцию, свои органы управления, свой язык, автономию и т.д. Свои претензии на выход из государства они могут предъявлять, если деятельность государства нарушает право на самоопределение.Данный принцип должен применяться с учетом принципа территориальной целостности государства.Каждое государство в соответствии с Декларацией о принципах международного права 1970 года обязано воздерживаться от любых насильственных действий, которые могли бы помешать народам осуществлять их право на самоопределение. Принцип территориальной целостности государств. Этот принцип утвердился с принятием Устава ООН, который запретил угрозу силой или её применение против территориальной целостности (неприкосновенности) и политической независимости любого государства.Следующим этапом в развитии данного принципа явился Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года, который содержит отдельную и наиболее полную формулировку принципа территориальной целостности государств: «Государства-участники будут уважать территориальную целостность каждого из государств-участников. В соответствии с этим они будут воздерживаться от любых действий, несовместимых с целями и принципами Устава Организации Объединённых Наций, против территориальной целостности, политической независимости или единства любого государства-участника и, в частности, от любых таких действий, представляющих собой применение силы или угрозу силой. Государства-участники будут равным образом воздерживаться от того, чтобы превратить территорию друг друга в объект военной оккупации или других прямых или косвенных мер применения силы в нарушение международного права или в объект приобретения с помощью таких мер или угрозы их осуществления. Никакая оккупация или приобретение такого рода не будет признаваться законной». Принцип сотрудничества государств. В соответствии с Уставом ООН государства должны «осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера», а также обязаны «поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры». Данный принцип также был зафиксирован в уставах многих международных организаций, в международных договорах, многочисленных резолюциях и декларациях.Конкретные формы сотрудничества и его объём зависят от самих государств, их потребностей и материальных ресурсов, внутреннего законодательства и принятых на себя международных обязательств.Сотрудничество является правом, а не обязанностью государства. Исключение: сотрудничество является обязательным в деле поддержания международного мира и безопасности. Принцип добросовестного соблюдения международных обязательств. Государства должны соблюдать взятые на себя обязательства. Должны соблюдаться обязательства, вытекающие из устава ООН (эти обязательства являются приоритетными – ст.103), вытекающие из любых международных договоров, участником которых является данное государство, вытекающие из общепризнанных принципов и норм международного права, которые могут содержаться в международных обычаях.Данный принцип распространяется только на действительные соглашения. Это значит, что рассматриваемый принцип применяется только к международным договорам, заключенным добровольно и на основе равноправия. Любой неравноправный международный договор прежде всего нарушает суверенитет государства и как таковой нарушает Устав ООН.Участники договора не могут ссылаться на положения своего внутреннего права в оправдание не исполнения договора (ст.27 Венской конвенции «О праве международных договоров»). Принцип уважения прав человека и основных свобод. Становление данного принципа в качестве одного из основных международно-правовых принципов непосредственно связано с принятием Устава ООН. В преамбулеУстава члены ООН подтвердили «веру в основные права человека… в равноправие мужчин и женщин…» В ст. 1 в качестве цели членов Организации говорится о сотрудничестве между ними «в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии». Согласно ст. 55 Устава «Организация Объединённых Наций содействует: а) повышению уровня жизни, полной занятости населения и условиям экономического и социального прогресса и развития;… с) всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех…» В ст. 56 предусматривается, что «все Члены Организации обязуются предпринимать совместные и самостоятельные действия в сотрудничестве с Организацией для достижения целей, указанных в ст. 55».Непосредственная регламентация и защита прав и свобод человека являются внутренним делом каждого государства. Международные нормы в области прав человека в подавляющем большинстве не могут применяться непосредственно на территории государства и требуют от него определенных шагов по своей имплементации. Принцип запрещения пропаганды войны. Составной частью принципа неприменения силы или угрозы силой является запрещение пропаганды войны, которое можно рассматривать и в качестве самостоятельной нормы. В Декларации о принципах международного права 1970 года говорится: «В соответствии с целями и принципами Организации Объединенных Наций государства обязаны воздерживаться от пропаганды агрессивных войн». Это подтверждено в Декларации 1987 года. Указанная норма означает, что государства обязаны не допускать проведения своими органами пропаганды войны; кроме того, государства обязаны принимать меры к тому, чтобы на их территории не велась пропаганда войны частными лицами, организациями и т.д. Еще в Международной конвенции об использовании радиовещания в интересах мира 1936 года отмечалось, что радиовещание должно использоваться лишь в интересах мира и взаимопонимания. Конвенция запрещала передачи, подстрекающие к действиям, несовместимым «с внутренним порядком, с безопасностью других государств» (ст. 1), запрещалась пропаганда войны (ст. 2). На государства была возложена ответственность за выполнение этих положений на своей территории. В резолюции Генеральной Ассамблеи ООН «Меры, которые должны быть приняты против пропаганды и поджигателей новой войны», пропаганда войны была поставлена вне закона. В ст. 20 Международного пакта о гражданских и политических правах отмечается: «Всякая пропаганда войны должна быть запрещена законом». Запрещение пропаганды войны содержится также в Декларации ООН о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, 1970 года, где сказано, что «в соответствии с целями и принципами Организации Объединенных Наций государства обязаны воздерживаться от пропаганды агрессивных войн». Заключительный документ 10-й специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН (первой специальной сессии по разоружению) запрещает пропаганду войны, дополняя это запрещение обязанностью ООН распространять информацию о разоружении в целях мобилизации общественного мнения против вооружений.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|