Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Самостоятельная работа студентов.




Микробиологический диагноз туберкулеза

1. Познакомиться со схемой исследования при туберкулезе.

2. Изучить характер роста туберкулезных бактерий на плотной среде.

3. Посмотреть демонстрационные препараты из мокроты больного туберкулезом, зарисовать.

4. Познакомиться с методом микрокультивирования (демонстрация преподавателя).

5. Познакомиться с препаратами, применяемыми при диагностике и профилактике туберкулеза.

6. Выполненную работу и полученные результаты оформить в виде протокола по схеме:

Схема исследования при туберкулезе

 

Вид исследования Материал для исследования Дни болезни, которые исследованы наиболее успешно
1. Микроскопия мазка, окрашенного по Цилю-Нильсену люминисцентная микроскопия. 2. Метод обогащения (флотационный метод).   3. Выделение чистой культуры. 4. Метод микро-культуры на стекле. 5. Биологическая проба на морских свинках. 6. Диагностические туберкулиновые пробы Мокрота, промывные воды желудка, моча.   Спинномозговая жидкость. На протяжении всей болезни.   До двух лет диагнос-тического значения, ука-зывают их инфицирование организма.
Заключение:    

Вопросы для обсуждения

1. Характеристика возбудителей туберкулеза.

2. Биологические типы микобактерий туберкулеза.

3. Судьба микроба в организме при туберкулезе.

4. Особенности иммунитета при туберкулезе.

5. Методы лабораторной диагностики туберкулеза.

6. Туберкулин, его применение. Специфическая профилактика туберкулеза.

 

Коклюш и Паракоклюш

 

Коклюш - острое инфекционное заболевание, характеризующееся цикличностью течения и приступообразным спазматическим кашлем.

Цель занятия: овладеть навыком микробиологической диагностики инфекции.

Знать:

- биологию возбудителей;

- эпидемиологию заболевания;

- лабораторную диагностику.

Уметь:

- интерпретировать результаты лабораторных исследований;

- подобрать препараты для профилактики и терапии коклюша.

Раздел Вопросы для изучения
Таксономия Род Bordetella. Представители патогенные для человека: B.pertussis – возбудитель коклюша, B.parapertusuis – возбудитель паракоклюша.
Биология возбудителя Морфологические и тинкториальные свойства: бордетеллы – мелкие, Гр- палочки, неподвижны. Спор, капсул не образуют. Культуральные признаки: B.pertussis нетребовательна к питательным средам. Культивируется на картофельно-глицериновом агаре с кровью (среда Бордс – Жангу) и казеиново-угольном агаре (среда КУА). Рост медленный – 48-72 часа. Колонии мелкие, круглые, блестящие как капельки ртути. Ферментативная активность слабая: не расщепляют белки и углеводы, не восстанавливают нитраты, образуют каталазу.
Антигенная структура В структуре B.pertusis выделено 12 антигенов. Основные из них: - агглютиноген, расположен не поверхностно, не токсичен, индуцирует выработку антител, не имеющих защитного значения; - гемагглютинин, агглютинирует эритроциты человека и животных; - протективный – не обладает токсическими свойствами, вызывает синтез защитных антител; - нуклеопротеин – обладает свойствами аллергена.
Патогенность Факторы вирулентности: Филаментозный гемагглютинин связывается с гликолипидами мембран клеток мерцательного эпителия дыхательных путей, с R3 - гликопротеиновым рецептором поверхности полиморфно-ядерных лейкоцитов и инициирует фагоцитоз Коклюшный токсин(токсин пертуссин)-S1 - субъединица пертуссина. АДФ - рибозилирует мембранный белок Gi; токе активность фагоцитов и миграцию моноцитов. S2 - субъединица пертуссина, связывается гликолипидом поверхности клеток респи­раторного тракта; S3 - субъединица пертуссина связывается с ганглиозидами поверхности фагоцитов. Пили-адгезия к мерцательном у эпителию дыхательных путей Пертактин-адгезия к мерцательному эпителию дыхательных путей Аденилатциклаза - подавляет киллинг-активность фагоцитов и миграцию моноцитов. Дерматонекротоксин - повреждает кожу и является летальным фактором для лабораторных животных. Трахеальный токсин - пептидогликановый фрагмент, разру­шающий реснитчатые клетки дыхательных путей; стимулирует реализацию интерлейкина-1 (лихорадка). Эндотоксин (липополисахарид) активирует комплемент и стимулирует выработку цитокинов.
Эпидемиоло-гия, патогенез Болеют, в основном, дети в возрасте от трех месяцев до 5-7 лет. Источник заражения – больной или носитель. Путь передачи – воздушно-капельный. Патогенез: возбудитель заселяет слизистые дыхательных путей, токсическое действие компонентов его клеток приводит к раздражению нервных рецепторов, спазму мелких бронхов, голосовой щели, сосудов, судорогам скелетных мышц, постоянному раздражению дыхательного центра.
Микробиоло-гическая диагностика Методы лабораторной диагностики: а) бактериологический; б) серологический; Взятие материала для бактериологического исследования производят двумя методами: а) методом кашлевых пластинок (открытую чашку Петри с КУА держат во время приступа кашля на расстоянии 10 см от лица ребенка в течении 8-10 кашлевых толчков); б) носоглоточным изогнутым тампоном. Ход бактериологического исследования при коклюше: 1 этап – первичный посев на КУА. 2 этап (через 72 часа) – учет роста, приготовление мазка из подозрительных колоний, постановка реакции агглютинации на стекле с коклюшной и паракоклюшной сыворотками, пересев на скошенный КУА для выделения чистой культуры. Выдается предварительный ответ. При отсутствии роста отрицательный ответ выдается после повторного помещения посева в термостат на 24-48 часов, т.е. на 5 суток. 3 этап (через 5 суток от начала исследования). Изучение чистой культуры и ее идентификация проводится с целью дифференцировки коклюшной и паракоклюшной палочки по следующим тестам: а) изучение подвижности (подвижна B.parapertussis, неподвижна B.pertussis; б) рост на МПА (B.pertussis не растет, B.parapertussis растет); в) рост на среде с тирозином (B.parapertussis дает коричневый пигмент); г) определение уреазной активности (уреазу выделяет только B. parapertussis); д) остановка реакции агглютинации со специфической коклюшной сывороткой (реакция положительная с культурой B. pertussis). В качестве серологических реакций используют: а) реакцию связывания комплемента; б) РПГА (с эритроцитами коклюшным и паракоклюшным диагностикумами); в) РИФ (вспомните правила постановки и учета этих реакций). У переболевших – стойкий антибактериальный иммунитет.
Специфичес-кая профилактика Активная иммунопрофилактика коклюша проводится вакцино АКДС (адсорбированная коклюшно-дифтерийная столбнячная вакцина) с 3 месяца (вспомните к какому классу иммунопрепаратов относится АКДС и какой иммунитет формируется).
Этиотропная терапия Антибиотики, коклюшный иммуноглобулин.

Вопросы для обсуждения

1. Общая характеристика и классификация бордетелл.

2. Антигенная структура и факторы патогенности возбудителя коклюша.

3. Источник инфекции, пути передачи, патогенез заболевания.

4. Методы лабораторной диагностики:

а) бактериологический: правило взятия материала, отличия возбудителя

коклюша и паракоклюша;

б) серологический: реакции, применяемые для серологической диагностики

коклюша.

5. Препараты для специфической профилактики и лечения коклюша.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...