Международная классификация облаков.
22. Обложные осадки. Выпадают из слоисто-дождевых и высоко-слоистых облаков продолжительные время на большой территории. Их интенсивность составляет от 0,5 до 1 мм в минуту (мм/мин). Обложные осадки могут выпадать в виде дождя и снега (иногда мокрого). 23. Моросящие осадки. ( Морось). Представляют собой мелкие капельки (снежинки) с очень небольшой скоростью падения. Выпадают из слоистых облаков, или из тумана. Их интенсивность незначительна (менее 0,5 мм/мин). 24. Ливневые осадки. Выпадают из кучево-дождевых облаков на ограниченном пространстве в большом количестве и в короткий промежуток времени. Их интенсивность от 1 до 3,5 мм/мин и более. Выпадение ливневых осадков часто сопровождается грозами и шквалами так же как и обложные, ливневые осадки могут выпадать в виде дождя и снега. В последнем случае их называют «снежными зарядами». 25. Метели, их виды и условия образования. Особой формой выпадения осадков является метель. При метели ветер переносит снег вдоль земной поверхности на большие расстояния. Возникает метель при ветре достаточной силы, однако у самой поверхности земли перенос снега наблюдается даже при небольшой скорости ветра. С усилением ветра перенос снега растет и интенсивность метели увеличивается. Общая метель. Метель с выпадением снега, начинается она обычно при ветре от 7 м/с и более; при интенсивном снегопаде и сильном ветре значительно ухудшает видимость, этот вид метели возникает на атмосферных фронтах. Низовая метель. Наблюдается при ветре 10-12 м/с. Снег при этом виде метели не выпадает, а переносится, поднимаемый с поверхности снежного покрова. Видимость ухудшается только в приземном слое воздуха до высоты нескольких метров над землей. Низовая метель бывает после выпадения сухого снега или при наличии снежного покрова, не сильно уплотненного и не подвергавшегося воздействию оттепели.
Поземок. Представляет собой перенос снега непосредственно над поверхностью снежного покрова. Наблюдается при ветре 6 м/с и более. Метели перемещают большие массы снега вдоль земной поверхности, вызывая снежные надувы и заносы. 26. Пыльная буря, мгла. Пыльная буря- перенос больших количеств густой пыли или песка сильным ветром. Чаще всего наблюдается в пустынях и местах с засушливым климатом. Причиной возникновения являются турбулентные вихри, отрывающие от земли частицы песка и пыли(при сильных порывах даже мелкие камешки, эти частицы, поднятые ветром могут распространятся до больших высот. (В устойчивой ВМ до нескольких сотен метров, в неустойчивой ВМ до 2-3.5 км). Пыльные бури могут возникать внутри однородной ВМ и на АФ. В однородной ВМ причиной возникновения ПБ является неравномерное нагревание воздуха от ПП, приводящее к возникновению значительных местных барических градиентов, вызывающее к возникновению значительных местных барических градиентов, вызывающих сильные ветры. Наиболее опасными являются ПБ, возникающие при прохождении ХФ. При большой жаре (+40 и более), раскаленном песке, очень малой влажности воздуха и при полнм отсутствии осадков, энергия холодного фронта которая в обычных условиях затрачивается на формирование гроз и ливней, расходуется на образование ПБ. ПБ быстро смещаются вместе с фронтом, охватывая полосу шириной до 200-300 км. При прохождении такой ПБ сильно ухудшатся горизонтальная видимость. Приближение фронтальной бури обычно предшествует предфронтальное усиление ветра, которое при благоприятных условиях вначале дает песчаный поземок. По мере прохождения фронта поземок переходит в ПБ. За фронтом буря ослабевает, однако пыль оседает не сразу, а создает зону медленно ослабевающей мглы.
Мгла- помутнение воздуха, вызванное взвешенными в нем частицами пыли, дыма, гари до значений менее 10 км. Интенсивность: слабая мгла(видимость 4-10 км); умеренная (2-4 км); сильная (1-2км); очень сильная(сухой туман - менее 1 км). Влияние на авиацию: ухудшают видимость, иногда неожиданно, существенно ниже существующих минимумов. 27. Фронтальный туман и условия образования. Туман – это потемнение воздуха вблизи земной поверхности, вызванное скоплением в воздухе капелек воды или кристаллов льда, ухудшающих горизонтальную видимость до значений менее 1 км. Дымка – явление, вызванное теми же условиями, что и туман, но видимость составляет от 1 км до 10 км. Фронтальные туманы – туманы, образующиеся в зоне АФ. Зона тумана может наблюдаться перед линией фронта (предфронтальная), на линии фронта (фронтальная) и за линией фронта (зафронтальная). Часто также туманы возникают над континентами в холодную половину года в зоне медленно смещающихся теплых фронтов и фронтов окклюзии. Следует обратить внимание на более сложные условия посадки, когда верхняя граница тумана сливается с облачной системой фронта. Часто фронтальный туман возникает на ТФ в клину холодного воздуха, находящеюся в передней части, в зоне выпадающих слабых осадков. Причиной образования этого типа тумана является понижение давления перед ТФ. Оно приводит к адиабатическому расширению приземного воздуха и его охлаждению. В.п., находящийся в воздухе в состоянии, близком к насыщению (вследствие испарения выпадающих осадков), при охлаждении до точки росы и ниже конденсируется. Результатом конденсации является фронтальный туман. Этот туман занимает полосу шириной до 200 км. Иногда он может сливаться с вышележащими облаками или присоединяться к объективному туману, возникающему в зафронтальном теплом воздухе. Ф.т. наиболее опасен для полетов когда он сливается с фронтальными облаками, ухудшая видимость до высоты в несколько км. 28. Адвективный туман и условия образования. Адвективные туманы – вид туманов, образуются при движении(адвекции) относительно теплых влажных ВМ по холодной ПП континента или моря. Наблюдаются при ветре скоростью 5-10 м.с. и более, возникать в любой время суток, занимать большие площади и сохраняться в течении нескольких дней. Путем турбулентного перемешивания охлаждение распространяется до высоты в несколько сотен метров, где обычно наблюдается слой инверсии. В охлажденном приземном слое возникает туман, которые нередко сопровождается моросящими осадками. Под воздействием задерживающего слоя инверсии, под ним, наблюдается наибольшее скопление в.п. Вследствие этого плотность адвективного тумана увеличивается по мере подъема вверх. При этом тумане горизонтальная видимость бывает несколько лучше у земли, а на высоте(выше нескольких десятков метров) она резко ухудшается. Адвективные туманы представляют большую опасность для авиации(особенно МВЛ). Имеют значительную скорость 20 -40 км.ч, они могут в течение короткого промежутка времени зарывать на большой территории действующие и запасные аэродромы и удерживаться продолжительно время. Полет выше адвективного тумана возможен только по приборам и при благоприятных условиях погоды на аэродроме.
29. Радиационный туман и условия образования. Радиационный туман образуется в следствие радиационного выхолаживания земной поверхности и охлаждения прилегающей к ней влажного слоя воздуха. Образования туманов способствует ясная погода, слабый ветер(1 -3 м.с.) и достаточная влагосодержание воздуха. Возникают они преимущественно над низинами и заболоченными местами. Вертикальная мощность от нескольких десятков метров до 100-200м. Вертикальная видимость вполне удовлетворительна. При полетах выше тумана сквозь него хорошо просматриваются большие объекты а/д, ВПП, однако дальность видимости у земли при заходе на посадку может быть менее 300м. Обычно образуются во второй половине ночи, а рассеиваются после восхода солнца в первой половине дня и/или с увеличением скорости ветра. При рассеивании тумана может образовываться тонкий слой низких слоистых облаков. В холодную половину года радиационный туман более опасен, чем в теплый. В этот период при установившейся ясной погоде выхолаживание воздуха вследствие непрерывного излучения в течение ряда дней может распространяться на большую высоту. Образующиеся радиационный туман имеет вертикальную мощность от нескольких сот метров до 1500 – 2000м и удерживаться продолжительной время(до нескольких суток).
30. Обледенение ВС. Обледенение ВС - это отложение льда, на различных частях ВС, это увеличивает вес самолета, что особенно опасно при максимальной нагрузке. Лед откладывается на приемниках статического и динамического давления, искажая показания приборов, выводит из строя системы и двигатели. Главная опасность - в нарушении а/д крыла самолета, вызывает преждевременный срыв потока, потерю подъемной силы. Падает скорость полета. Обледенение возможно при температуре от +2˚ до -50˚ в облаках, тумане или осадках. Как показывает статистика наибольшая вероятность обледенения ВС происходит при температуре от 0˚до - 20˚ и в особенности от 0˚ до -10˚. Основная причина обледенения - столкновение переохлажденных капель с поверхностью ВС. Вследствие этого образование льда происходит на лобовых частях и лопастях в/в. Второй причиной является непосредственное отложение ледяных кристаллов (сублимация) на поверхности ВС. Наблюдается когда температура поверхности ВС оказывается значительно ниже, температуры окружающего воздуха (мб при быстром снижении ВС из более высоких холодных слоев атмосферы или при входе в слой инверсии). В этом случае образуется инееобразный налет льда. Отложение льда может быть и в безоблачном но насыщенном водными парами воздухе. 31. Интенсивность обледенения и ее обозначение. Интенсивность обледенения - это скорость нарастания льда на различных частях самолета в единицу времени. Толщина льда в мм за 1 мин. Интенсивность обледенения зависит от водности облаков, агрегатного состояния облаков и размеров водных капель, скорости полета, профиля крыла ВС и других факторов. Интенсивность обледенения увеличивается с ростом скорости. ᴪ - Moderate Icing - умеренное обледенение - от 0,5 мм/мин до 1 мм/мин; ᴪ - Severe Icing - сильное обледенение - от 1 мм/мин до 2 мм/мин и более. Виды и формы обледенения. 1. Профильное обледенение - когда отложение льда повторяют профиль поверхности. Считается менее опасным, т.к. почти не ухудшаются а/д качества ВС. Чаще всего возникает при температуре -20˚. 2. Желобковое обледенение - наиболее опасное отложение льда, имеет форму желоба, сильно ухудшает а/д качество ВС. Чаще всего возникает в зонах переохлажденного дождя при температуре выше -20˚.
3. Пикообразное обледенение - этот вид льда резко искажает обтекаемую форму ВС и очень крепко держится на его поверхности. Наиболее опасное, образуется при температуре от 0˚ до -20˚, чаще всего от -5˚ до -10˚, при полете в смешанных облаках из различных по величине капель воды и кристаллов льда. 4. Крупнозернистое обледенение - образуется при полете в облаках, состоящих из очень мелких водяных переохлажденных капель, при температуре ниже -10˚. Держится на ВС непрочно и бывает опасным только тогда, когда откалывается неровным слоем. 33. Метеоусловия при которых возникает обледенение. Чаще всего ᴪ возникает в облаках, располагающихся от земли до 2.5 км. Наибольшая вероятность ᴪ бывает в переохлажденных водяных облаках. Тк переохлажденные капли чаще всего встречаются в облаках при температуре от 0˚ до -10˚, то этот интервал температур и является наиболее опасным в отношении ᴪ. К таким облакам относятся St-слоистые и Sc-слоисто-кучевые. Они отличаются повышенной водностью, тк осадки из них не выпадают или слабые(морось). Интенсивность ᴪ 4-5 мм/мин. Наибольшая у верхней границы облаков В смешанных облаках Cb-кучево-дождевых ᴪ зависит от состояния капель и кристаллов. Где больше капель там вероятность ᴪ увеличивается. ᴪ может быть во всей толщине облака до верхней части наковальни. В Ns-слоисто-дождевых и As-высоко-слоистых облаках выше изотермы -10˚ наблюдаются переохлажденные капли и кристаллы, они же(где температура от 0˚до -10˚) только переохлажденные капли. Наиболее тяжелое и интенсивное обледенение бывает при полете под облаками Ns-As в зоне выпадающего переохлажденного дождя. Тут опасность ᴪ всегда больше в нижней части. При этом, чем меньше из облаков осадков, тем вероятность ᴪ больше, тк их водность больше. В этой части облаков, где температура от -10˚ до -12˚ вероятность ᴪ уменьшается, тк происходит более активное образование ледяных кристаллов. Ci-перистые, Cs-перисто-слоистые, Cc-перисто-кучевые состоят только из ледяных кристаллов, ᴪ как правило не наблюдается. Исключение составляют Ci-перистые и Cs-перисто-слоистые, составляющие наковальни Cb-кучево-дождевых, тк в них могут находиться мелкие переохлажденные капли, вызывающие ᴪ ВС и двигателей. ᴪ ВС, причины: 1. непосредственная сублимация вп на поверхности ВС, например быстрое снижение ВС из более холодных слоев атмосферы в более теплые, или при входе в слой инверсии. Образуется слабый инееобразный налет льда. Отложение льда и инея на ВС может быть при полетах в ясном небе, когда воздух насыщен вп, а также при стоянке ВС на земле. 2. замерзание переохлажденных капель осадков, сталкивающихся с поверхностью ВС. 34. Влияние обледенения на полет ВС. Различные типы ВС обледеневают в полете неодинаково. Современные ВС с большими крейсерскими скоростями оборудованы противообледенительными системами, менее подвержены ᴪ. Отложения льда на различных частях ВС оказывают влияние на ЛТХ ВС. Прежде всего на управляемость и устойчивость ВС. При ᴪ крыла нарушается нормальное обтекание его воздушным потом, происходит преждевременный срыв потока и снижение подъемной силы крыла. Лед, отлагающийся на передней кромке стабилизатора ухудшает устойчивость и управляемость ВС на режимах посадочного планирования. При максимальном полетном весе опасно дальнейшее увеличение веса из-за отложений льда. На ВС с турбореактивными двигателями лед может отложиться на входном канале и непосредственно на входе в компрессор двигателя. Вследствие этого уменьшается расход воздуха, понижается КПД компрессора, нарушается устойчивый режим его работы, увеличивается расход топлива, уменьшается тяга двигателя и даже может произойти его остановка. Отложения льда на приемных устройствах, воздухозаборниках и дренажных трубках приводит к искажению показаний указателей скорости и высоты, вариометра, а также к нарушению топливных и масляных систем. Из-за отложения льда на антенне может нарушиться радиосвязь. Покрытие льдом остекления кабины пилотов ухудшает обзор и затрудняет выполнение посадки. Особенно опасно ᴪ вертолетов, в/в, поскольку нарушается их весовая симметрия, начинается интенсивная вибрация и тряска. 35. Рекомендации пилотам при полетах в зоне ᴪ. Запрещается взлетать на ВС, поверхность которого покрыта льдом, снегом или инеем. В зимнее время из зоны ᴪ целесообразно выходить вверх, в зону более низких температур. Весной, летом и осенью из зоны ᴪ следует выходить вниз(если позволяет запас высоты) в зону положительных температур. При попадании ВС в зону переохлажденного дождя рекомендуется выходить оттуда быстрым набором высоты, тк в вышележащих облаках, в этом случае, наблюдаются положительные температуры. Если при смене эшелона ᴪ остается, следует вернуться или сесть на ближайший запасной аэродром. На земле при температуре воздуха +5˚ двигатели следует эксплуатировать только с включено п/о системой двигателей и воздухозаборных каналов. На скоростных ВС при температуре воздуха не ниже -10˚ увеличить скорость по прибору до 600-650 км/ч. Переходить на повышенную скорость необходимо до начала или в самом начале ᴪ. При температуре воздуха ниже -10˚ увеличивать скорость не рекомендуется, тк это может привести к повышению интенсивности ᴪ. При полете на вертолете и обнаружении признаков ᴪ, немедленно включить п/о систему и выходить из зоны ᴪ, не допускать резкого изменения режима полета. Полеты в зоне ᴪ на вертолетах запрещаются. В полете при температуре ниже -20˚ и ниже на вертолете происходит быстрое ᴪ внутренней поверхности фонаря кабины, что усложняет ориентирование в полете. В связи с этим посадки на ограниченные площадки, выбранные с воздуха, при температуре ниже -15˚ запрещаются. ФАП-128. 2.14. Запрещается начинать полет, если присутствует иней, мокрый снег или лед на поверхности крыльев, фюзеляжа, органов управления, оперения, в/в, лобового стекла, с/у или на приемниках воздушного давления барометрических приборов ВС, если иное не предусмотрено РЛЭ. 2.15. Запрещается выполнять полет на ВС, не оснащенных п/о системой: а) по ППП, при наличии на маршруте полета фактических или прогнозируемых ᴪ; б) по ПВП, при наличии фактического ᴪ. Особенно важно определить на маршруте в облаках изотермы 0˚, -10˚ и -20˚ от 0˚ до -20˚ - зона возможного ᴪ; от 0˚ до -10˚ - зона наиболее вероятного ᴪ. Способы борьбы с ᴪ: 1. Механические; 2. Физико-химические; 3 Тепловые. Гололед - это ледяная корка, толщиной до нескольких см, покрывающая земную поверхность и предметы на ней.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|