Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Виды противоположности суждений




Лекция 1

Цель познания в любой его форме - истина. Объективная истина не есть нечто застывшее, данное раз и навсегда. Объективная истина не только является результатом процесса познания, она сама есть процесс постоянного углубления познающего субъекта в сущность изучаемого объекта.

Научное познание обладает рядом специфических признаков:

 

- наука ориентирована на объективное исследование действительности. Социальные факторы, личностные моменты и ценностные ориентации ученого оказывают влияние на эффективность его труда, но не входят в состав научного знания непосредственным образом;

- наука имеет дело с особым набором объектов, не сводимых к объектам обыденного познания. Поэтому она вырабатывает специальный язык, или терминологию (например, "идеальный маятник" или "абсолютно твердое тело" и т.д.);

- достоверность научных знаний не может быть обоснована только их применением в производстве и обыденном опыте. Наука формирует специфические способы обоснования истинности знания;

- занятия наукой требуют особой подготовка познающего субъекта, освоения им средств и приемов, целевых установок научного;

- научное познание включает эмпирический и теоретический этапы /уровни

- научное знание имеет особые формы развития (научный факт, научная проблема, научная гипотеза, научная теория);

- научное исследование существенно отличается от обыденного познания методами познавательной деятельности.

 

Эффективность научного познания обусловлена применяемыми методами. Эмпирическое и теоретическое познание органически взаимосвязаны и предполагают друг друга в целостной структуре научного познания. Вместе с тем они отличаются по предмету, средствам и методам исследования.

Эмпирический этап научного познания - это непосредственное опытное изучение объекта. Он включает в себя, во-первых, получение необходимых исходных данных об отдельных сторонах, связях и отношениях изучаемого объекта, сбор фактов, и, во-вторых, осмысление и описание на языке науки полученных данных, их первоначальную систематизацию и классификацию. Уже на этом этапе осуществляется сложная мыслительная деятельность, уточняются свойства, связи и отношения изучаемого объекта. Познание в целом остается еще на уровне явления, но создаются предпосылка для выяснения сущности объекта исследования.

Теоретический этап научного познания характеризуется глубоким проникновением в сущность изучаемого объекта, выявлением причинно-следственных связей, т.е. не только описанием объекта исследования, но и всесторонним его объяснением, разработкой теории. Он включает построение теоретической модели объекта познания и ее углубленный анализ, выявление скрытых от исследователя существенных свойств, связей и отношений, т.е. законов функционирования и развития изучаемого объекта.

Все методы, которые используются в научном познании, классифицируются по ряду оснований, в том числе по степени общности, по функциональному предназначению. Общелогическими являются методы, присущие человеческому познанию в целом, посредством которых развивается как научное, так и другие виды знания. К ним можно отнести, например, анализ и синтез, индукцию и дедукцию, абстрагирование, обобщение.

Логика есть теоретическая наука о правильных формах мышления. Каждому высказыванию и каждому ряду связанных между собой высказываний принадлежит кроме особого содержания также определённая форма самого высказывания. Способ связи составных частей мыслимого содержания называется логической формой – в отличие от самого содержания. Логическая форма в этом смысле слова и составляет собственно предмет изучения логики как теоретической науки. Непосредственным предметом изучения являются для логики формы и законы правильного мышления.

Чтобы понять соотношение правильного мышления с мышлением вообще, необходимо рассмотреть структуру познавательной деятельности человека. Познание имеет упорядоченный, системный характер, состоит из определенных взаимосвязанных элементов, что обеспечивает его целостность, преемственность и возможность развития. В структуре познания выделяют, прежде всего, две стадии, два уровня развития знания - чувственное и рациональное.

В чувственном познании человек непосредственно контактирует с действительностью, воспринимает мир при помощи органов чувств. Какая-либо сложная работа сознания не ощущается нами, когда мы любуемся цветком или слышим музыку. Однако чувственное познание очень непросто.

Конкретными формами чувственного познания являются ощущения, восприятия и представления. Ощущения возникают под непосредственным воздействием реальности на органы чувств. В соответствии с количеством имеющихся у человека органов чувств ощущения подразделяют на 5 основных видов: зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые и обонятельные. Наиболее важными для человека, являются зрительные ощущения, обеспечивающие более 80 % информации о внешнем мире. Виды ощущений качественно различны, но взаимозависимы.

Различные ощущения предмета незаметно для нас объединяются, создавая целостный образ предмета. Это и есть вторая форма чувственного познания - восприятие. То есть отдельные свойства предмета (цвет, запах и т.д.) мы ощущаем, а предмет в целом - воспринимаем. Основное свойство восприятия - предметность, т.е. мы воспринимаем не отдельные "картинки", а предмет, который нам в них является. Восприятие также константно: ощущения от предмета могут меняться, например, в зависимости от нашей точки зрения на него, но мы воспринимаем его как один и тот же предает с определенными цветом, размером, формой и т.д. Еще одно свойство восприятия - его осмысленность. Понимание того, что именно мы видим, организует наше чувственное познание. Разные люди по-разному воспринимают явления мира. Мы видам не только глазами, но и разумом.

Третьей формой чувственного познания, в которой еще выше роль разума - представление, т.е. чувственный образ того предмета, который мы в данный момент не воспринимаем. Сюда относятся образы нашей памяти или образы, созданные воображением. В представлении уже происходит элементарное обобщение с выделением существенных признаков предмета.

Нашим органам чувств доступен мир явлений. Сущность действительности и ее закономерные связи раскрываются человеку в процессе рационального познания. Рациональное познание осуществляется в ходе особой деятельности - мышления, имеющего три основные формы: понятие, суждение и умозаключение.

Понятия отражают вещи в их общих и существенных признаках. В языке понятия выражаются отдельными словами или словосочетаниями ("дом", "свобода", "атомное ядро" и т.д.). Общим называется признак, присущий классу однородных предметов. Частные свойства отдельных предметов данного класса не входят в понятие. Существенным признаком является такая особенность предмета, лишившись которой он перестает быть самим собой. Несущественные признаки при образовании понятий не учитываются.

В процессе мышления понятия взаимосвязаны и упорядочены, объединены в суждения. Суждение - форма мысли, в которой что-либо утверждается или отрицается о предметах и явлениях. Чаще всего оно выражается повествовательным предложением. Мы мыслим главным образом в форме суждений. Суждения могут быть истинными или ложными: "Не всё то золото, что блестит", "Многие соли растворяются в воде", "Солнце движется вокруг Земли" и т.п.

Понятия являются "кирпичиками" для суждений, а суждения для умозаключений. Умозаключение - форма мышления, в которой из ранее установленного знания (обычно из одного или нескольких суждений) выводится новое знание (тоже чаще в виде суждения). Например: "Все люди смертны. Сократ - человек. Следовательно, Сократ смертен". Чтобы получать истинное заключение, необходимы не только истинные посылки, но и соблюдение определенных правил вывода. Умозаключения, особенно в науке, могут представлять собой очень сложные системы выводимых друг из друга суждений.

Каковы бы ни были задачи мышления, и какими бы формами оно для решения этих задач ни пользовалось, правильное мышление есть мышление определённое, последовательное и доказательное. Эти три черты правильного мышления не являются свойствами, присущими мышлению как таковому.

Всё, что существует вне нашей мысли и что может быть предметом мышления, обладает свойством определённости. Каждый предмет – каковы бы ни были его свойства – есть прежде всего определённый предмет и в качестве такового отличается от всех без исключения других предметов, какие только могут быть мыслимы. Со свойством определённости, принадлежащим каждому предмету, тесно связано другое свойство. Так как каждый предмет есть именно этот определённый предмет и в этом смысле -отличается от всех других то не может быть, чтобы те свойства, которые в данный момент принадлежат ему, как отличающие его от всех других предметов, в тот же самый момент не принадлежали ему. Если бы то, что отличает данный предмет в качестве определённого предмета от всех других, в то же самое время не принадлежало ему, то предмет не был бы тем, что он есть, не был бы определённым предметом.

Но если таково свойство всякого определённого предмета, то и наше мышление о предмете может быть правильным только при условии, если мышление будет последовательным. Наконец, с тем же свойством определённости в каждом предмете связано - еще одно коренное свойство. Всякое свойство предмета, отличающее этот предмет в качестве определённого от всех других предметов, существует в данном предмете не само по себе, но лишь потому, что существует нечто такое, чем это свойство обусловливается и без чего оно не могло бы существовать. Ни один предмет и ни одно свойство не существуют без того, чем обусловливается их существование. Если существует предмет, то должны существовать и условия, которые сделали его появление необходимым. Если в предмете имеются известные свойства, то должны существовать условия, в силу которых в предмете имеются именно эти, а не другие свойства.

Этой зависимостью предмета от условий, без которых ни предмет, ни его качества не могли бы существовать, определяется и наше мышление о предмете. Так как ни сам предмет, на его свойства не могут существовать без того, чем обусловливается их существование, то и наше мышление о предмете не может мыслить о предмете никакого утверждения, которое не было бы на чём-либо основано или было бы недостаточно обосновано. Всякое правильное утверждение обусловлено правильностью тех утверждений, на которые оно опирается как на своё основание. Эта черта мышления, соответствующая обусловленности каждого существующего факта другими фактами, называется доказательностью мышления.

Так как черты определённости, последовательности и доказательности неотъемлемо принадлежат всякому правильному мышлению, то они имеют над мышлением силу законов. Всюду там, где наше мышление оказывается правильным, оно во всех своих действиях и операциях повинуется некоторым законам, осуществление которых и сообщает ему характер мышления определённого, последовательного и доказательного. Законов этих четыре: 1) закон тождества, 2) закон противоречия; 3) закон исключённого третьего и 4) закон достаточного основания. При этом закон тождества характеризует определённость мышления, закон противоречия и закон исключённого третьего – его последовательность, закон достаточного основания – его доказательность.

 

Закон тождества

Для всякого правильного мышления действует закон тождества. Согласно атому закону, необходимая логическая связь между мыслями возможна лишь при условии, если всякий раз, когда в рассуждении или выводе появляется мысль о каком-либо предмете, мы будем мыслить именно этот самый предмет и в том же самом содержании его признаков.

Закон тождества отнюдь не запрещает нам мыслить в различных случаях один и тот же предмет по различным его признакам. Закон тождества требует, чтобы мы мыслили один и тот же предмет по одним и тем же признакам лишь тогда, когда необходимо уяснить логическую связь понятия о предмете, входящего в вывод, о понятиями о других предметах, также входящими в данный вывод. Иными словами, закон тождества есть одно из необходимых условий возможности правильного вывода. Но в этом своём значении закон тождества – непреложный закон всякого мышления. И наоборот: для мышления, не повинующегося закону тождества, невозможен никакой логически обоснованный вывод, никакой переход от обосновывающих положений к положениям, которые из них выводятся. Согласно закону тождества мыслимый нами предмет не должен быть подменяем другим предметом и в этом смысле должен мыслиться как тождественный самому себе во всех тех действиях мышления, в которых он мыслится. Другими словами, во всех тех действиях мышления, где речь идёт о некотором предмете, предмет этот должен мыслиться как этот самый предмет, сколько бы раз он ни появлялся в мысли и как бы мысль об этом предмете ни связывалась с другими мыслями о нём самом или о других предметах.

Закон тождества относится ко всякому предмету мысли, о чём бы мы ни мыслили. Поэтому закон тождества может быть выражен в общей формуле – наподобие тех формул, какие применяются в алгебре. Формула закона тождества: А есть А, или A≡A.

 

Закон противоречия

Всякое правильное мышление последовательно. Это значит, что, признав известные положения в качестве истинных и развивая выводы из этих положений, мы при условии, что наше мышление правильно, не можем допускать в своём рассуждении или доказательстве никаких утверждений, противоречащих тому, что уже было признано.

Логический закон мышления, в силу которого правильное мышление не заключает в своём составе противоречий, называется законом противоречия. Согласно этому закону не могут быть сразу истинными два суждения, из которых одно утверждает нечто о предмете, а другое отрицает то же самое об этом же самом предмете и в то же самое время. При этом закон противоречия запрещает считать одновременно истинными только такие суждения, в которых: 1) речь идёт об одном и том же предмете; 2) суждения относятся к одному и тому же времени; 3) утверждение и отрицание рассматривают предмет в одном и том же отношении. Подобно закону тождества, закон противоречия выражается общей формулой. Формула эта для закона противоречия будет: «суждения «А есть В» и «А не есть В» не могут быть одновременно истинными».

Смысл этой формулы следующий: если мы узнали, что некоторый предмет А в числе своих свойств имеет некоторое свойство В, то нельзя утверждать, что тот же самый предмет А в то же самое время и в том же самом отношении не имеет этого свойства В. Данный закон справедлив относительно всех противоположных друг другу суждений, независимо от вида самой противоположности.

 

Виды противоположности суждений

Противоположность между суждениями бывает противоречащая и контрарная. Противоречащей противоположность будет: а) в случае, если одно из противоположных суждений общее, а другое – частное, и б) в случае, когда оба противоположных суждения единичные. Например, суждения «все животные имеют мех» и «некоторые животные не имеют меха» находятся между собой в отношений противоречащей противоположности: они друг другу противоположны, т. е. одно из них утверждает об одном классе предметов то, что об этом же классе предметов в то же самое время отрицает другое, но при этом одно из них – общее, другое же – частное. Другой пример противоречащей противоположности: «этот студент – отличник» и «этот студент – не отличник». Здесь оба противоположных суждения – единичные, т. е. относятся к одному единственному предмету.

Контрарной противоположность будет в том случае, если противоположные суждения оба общие. Например, суждения «все конфеты – шоколадные» и «ни одна конфета не шоколадная» находятся между собой в отношении контрарной противоположности: и утверждение и отрицание являются здесь суждениями общими. Какова бы ни была противоположность между суждениями, закон противоречия сохраняет свою силу как для противоречащей, так и для контрарной противоположности.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...