Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Отношение между объемами субъекта и предиката в суждениях о принадлежности предмета классу предметов




В общеутвердительных суждениях о принадлежности предмета классу предметов (А) объём субъекта полностью входит в объём предиката. Но из того, что объём субъекта полностью входит в объём предиката, ещё не видно, какую именно часть объёма предиката составит объём субъекта. Здесь возможны два случая. Во-первых, объём субъекта может оказаться всего лишь частью объёма предиката. Во-вторых, объём субъекта может оказаться не частью объёма предиката, но может оказаться целиком совпадающим с ним. В случае, когда объёмы субъекта и предиката полностью совпадают, понятия субъекта и предиката оказываются равнозначащими. Не трудно понять, что в этом последнем случае суждение есть не что иное, как определение понятия.

В частноутвердительных суждениях о принадлежности предмета классу предметов (I) объём субъекта входит в объём предиката не полностью, но лишь некоторой своей частью. Частичная принадлежность объёма субъекта объёму предиката бывает двух видов. Первый вид образуют суждения, в которых понятия субъекта и предиката – понятия перекрещивающиеся. Второй вид суждений, выражающих частичную принадлежность объёма субъекта объёму предиката, образуют суждения, в которых понятие предиката подчинено понятию субъекта.

В общеотрицательных суждениях о принадлежности предмета классу предметов (Е) объём субъекта ни в какой своей части не совпадает с объёмом предиката.

В частноотрицательных суждениях о принадлежности предмета классу предметов (О) из объёма предиката исключается не весь объём субъекта (как это бывает в общеотрицательных суждениях), но только часть объёма субъекта. В одном виде частноотрицательных суждений отношения между объёмами субъекта и предиката будут отношениями перекрещивающихся понятий. С такими отношениями мы встретились при рассмотрении частноутвердительных суждений. Но в то время, как в частноутвердительных суждениях с перекрещивающимися понятиями предметом высказывания была часть объёма субъекта, совпадающая с объёмом предиката, в частноотрицательных суждениях такого же вида предметом высказывания оказывается, напротив, часть объёма субъекта, не входящая в объём предиката.

Другой вид частноотрицательных суждений образуют суждения, в которых отношения между понятиями субъекта и предиката являются отношениями подчинения. В то время как в частноутвердительных суждениях этого типа предметом мысли является та часть объёма субъекта, которая совпадает с объёмом предиката, в частноотрицательных суждениях этого типа предметом мысли является, напротив, та часть объёма субъекта, которая находится вне объёма предиката.

 

 

Контрольные вопросы к лекции 3:

1) Опишите классификацию суждений по логическому характеру отношения между субъектом и предикатом.

2) Опишите классификацию суждений по качеству и количеству. Что такое суждения типов A I E O?

3) Опишите классификации суждений по отношению и модальности.

4) Сформулируйте важнейшее отличие суждений, выражающих принадлежность предмета классу предметов, с точки зрения отношения между объёмами их субъекта и предиката.

5) Каковы отношения между объемами субъекта и предиката в суждениях о принадлежности предмета классу предметов для типов A I E O?

 

ЗАДАЧИ

1. Укажите логический субъект и логический предикат в следующих суждениях: «в июле дни становятся короче»; «Москва – столица России»; «давно полковники, а служите недавно»; «изгнать неприятеля из русской земли было главной задачей Кутузова в войне 1812 г.»; «хвощ – споровое растение»; «не красна изба углами, а красна пирогами»; «далеко кулику до Петрова дня»; «некоторые птицы строят гнёзда в земле»; «сильнее кошки зверя нет»; «внешний угол треугольника равен сумме двух внутренних, несмежных с ним»; «материалом для ваяния служит дерево, камень, металл, гипс».

3. Определите количество суждений; «человек – общественное животное»; «одна половина земного шара называется восточным полушарием, другая – западным»; «некоторые деревья не дают тени»; «один в поле не воин»; «совесть – когтистый зверь, скребущий сердце»; «этот человек всегда причина мне ужасного расстройства»; «астрономические приборы – точные приборы»; «некоторые звёзды периодически изменяются в яркости»; «истинные герои не кичатся своими подвигами»; «блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые».

4. Придумайте по три суждения типов A I E O.

5. Определите вид отношения в каждом из следующих суждений: «коли в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт»; «тела бывают простые и сложные»; «если враг не сдаётся, его уничтожают»; «если углы в треугольнике все равны между собой, то равны между собой и все его стороны»; «в густых еловых лесах живёт мало птиц и мало насекомых»; «придёшь – увидишь»; «дай сердцу волю – заведёт в неволю»; «источником движения может быть или живая сила, или пар, или электричество, или энергия падающей воды, или энергия внутреннего сгорания»; «некоторые планеты имеют спутников»; «многие великие полководцы начинали свою службу с рядового»; «охота бывает посезонная и в течение всего года»; «если температура у человека подымается выше 37 градусов, то это значит, что человек этот болен»; «центры бывают краевые, областные, районные, региональные».

6. Определите модальность суждений: «сильный озноб может быть одним из признаков малярии»; «площадь треугольника равняется половине произведения основания на высоту»; «причиной пожара бывает воспламенение плотно сложенного сырого сена»; «на небе – ни облачка»; «Суворов совершил героический поход через Альпы»; «в мае возможны заморозки»; «капиталистическое устройство общества необходимо порождает противоречия в общественной жизни»; «герой не боится смерти»; «пожалуй, он прав»; «картофель может дать урожай сам-двадцать»; «в мире не может быть ничего неподвижного и неизменного».

7. Определите, какие из следующих суждений выражают отношения принадлежности и какие – отношения величины, силы, причины и действия, пространства, времени, а также отношения сравнительной оценки: «Курско-Орловская битва произошла после битвы под Сталинградом»; «некоторые двигатели–двигатели внутреннего сгорания»; «все сосны имеют иглы вместо листьев»; «Гималаи выше, чем Альпы»; «Гатчина находится под Петербургом»; «Пулково – одна из известных обсерваторий мира»; «утро вечера мудренее»; «цветы завяли от мороза»; «Римский-Корсаков – один из композиторов балакиревского кружка»; «Лев Толстой и Чернышевский– однолетки»; «шахматы – древняя игра»; «Сатурн дальше от Солнца, чем Юпитер», «Сатурн – внешняя планета»; «Сатурн окружён кольцом»; «сильнее кошки зверя нет»; «человеческий скелет состоит из двухсот пятидесяти шести костей»; «порядковый номер урана в периодической системе Менделеева – 92»; «уран тяжелее ртути»; «человеческое сердце состоит из двух предсердий и двух желудочков»; «очковые змеи очень ядовиты»; «некоторые поэты писали кроме стихов прозу».

8. Изобразите при помощи круговых схем отношение между субъектом и предикатом в следующих суждениях о принадлежности: «некоторые учёные были композиторами»; «некоторые грибы– пластинчатые»; «некоторые птицы не плавают»; «некоторые композиторы не имели абсолютного слуха»; «некоторые конические сечения– замкнутые кривые»; «некоторые деревья не дают тени»; «все равносторонние треугольники равноугольны»; «все ромбы – параллелограмы с равными сторонами»; «ни один неприятель не ушёл живым с поля боя»; «все дошедшие до нас сочинения древних греческих писателей дошли до нас в позднейших списках»; «некоторые вулканы давно уже не действуют»; «ни одна так называемая падающая звезда не есть в действительности звезда»; «все хищные птицы, парящие на большой высоте, имеют острое зрение».


 

Лекция 4

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...