Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Логические действия над определёнными понятиями




Логическая операция, состоящая в прибавлении к содержанию понятия нового признака, наличие которого в содержании понятия сужает его объём, называется ограничением понятия. Понятие, объём которого равняется единице, очевидно, уже не может подвергнуться дальнейшему ограничению. Такое понятие называется понятием не о виде, а об индивиде (от латинского слова «individuum», «неделимое»).

Логическая операция, посредством которой в результате исключения видового признака получается понятие более широкого объёма, называется обобщением понятия. Название это отмечает, что в итоге получается понятие более общее сравнительно с тем, какое рассматривалось до исключения видового признака. Во многих случаях процесс обобщения может охватывать очень длинный ряд понятий. С каждым новым обобщением объём понятия, получающегося в результате обобщения, будет становиться всё более широким.

В содержании многих понятий мы можем найти такой существенный признак, который может изменяться по определённому принципу или правилу. Логический приём, посредством которого объём понятия делится на части, или на виды, называется делением понятия. Понятие, объём которого выясняется при посредстве деления, называется делимым. Виды или видовые понятия, на которые разделяется объём делимого, называются членами деления. Классификацией называется такое распределение всех предметов известного класса по разрядам, при котором переход от одного разряда к другому совершается систематически, по определённому правилу, каждый предмет класса попадает в какой-нибудь один из разрядов класса, а сумма всех предметов во всех разрядах оказывается в точности равной сумме всех предметов класса. Для осуществления всех этих задач деление должно быть правильным, а для этого требуется строго выполнять три следующих необходимых условия. Первое условие правильного деления состоит в том, чтобы каждое данное деление производилось по одному и тому же основанию. Второе условие правильности деления состоит в требовании, чтобы сумма предметов во всех полученных при делении видах в точности равнялась сумме предметов разделённого понятия, т. е. чтобы сумма видов исчерпывала весь объём родового понятия. Третье условие правильности деления состоит в требовании, чтобы члены деления исключали друг друга. Это значит, что в итоге деления каждый предмет, входящий в объем делимого родового понятия, должен войти в объём какого-либо одного из видовых понятий, но не должен сразу войти в два или в большее число видов. «Дихотомией», т. е. делением надвое, называется такое деление, где основанием служит не изменение признака, а простое наличие или отсутствие известного признака.

 

 

Контрольные вопросы к лекции 2:

1) Дайте определение логического суждения и опишите его структуру.

2) Дайте определение логического понятия, его содержания и объёма. Чем понятие отличается от представления? Какие элементы структуры суждения являются понятиями?

3) Опишите основные виды классификации понятий.

4) Объясните логическое действие определения понятия. Какие требования предъявляются к правильному определению? Опишите виды определений.

5) Опишите основные действия над определёнными понятиями.

 

ЗАДАЧИ

1. Определите понятия: «окружность»; «газета»; «безусловный рефлекс»; «остров», «перешеек», «река»; «автомобиль»; «гора», «холм»; «лысина»; «артист», «актёр»; «ямб»; «синус угла»; «трение»; «барометр»; «революция»; «конус»; «конституция»; «ягода», «плод»; «ось»; «психология»; «признак».

2. Проверьте правильность следующих определений и в случаях, когда эти определения окажутся неправильными, поясните, какое правило определения в них нарушено: «день – промежуток времени между восходом и заходом солнца»; «цилиндр – тело, образуемое вращением прямоугольника вокруг одной из его сторон»; «кит – не рыба»; «вдохновение – живейшее расположение души к восприятию впечатлений и к соображению о них»; «дебют – выступление артиста перед публикой»; «пирога – лодка индейцев, выдолбленная из ствола дерева и управляемая веслом»; «чемпион–победитель в состязании», «экзамен–испытание учащегося в каком-нибудь предмете»; «афиша – расклеенное в публичных местах извещение о каком-нибудь зрелище»; «параллельные линии – линии, которые ни при каком продолжении не пересекаются между собой»; «либерал–человек либеральных убеждений».

3. Произведите действие ограничения над следующими понятиями: «орден», «авиация»; «писатель», «офицер»; «геометрия»; «двигатель»; «плоская фигура» (в геометрическом смысле); «полководец»; «тело»; «гриб»; «танец»; «газета»; «русский»; «врач»; «жидкость»; «жир»; «зерновые культуры»; «картина».

4. Произведите действие деления над следующими понятиями: «автомобиль»; «пути сообщения»; «планета»; «газета»; «четырехугольник»; «коническое сечение»; «растение»; «часы»; «отопление»; «климатический пояс»; «рыба»; «железнодорожный путь»; «масла»; «двигатель», «школа»; «позвоночное животное»; «пулемет»; «генерал»; «кривая»; «заём».

5. Проверьте правильность следующих разделений и в случаях, когда разделения окажутся неправильными, поясните, в чём состоит допущенная в них ошибка: «вагоны бывают пассажирские, товарные, почтовые, спальные, плацкартные и бесплацкартные»; «углы бывают смежные, вертикальные и прямые»; «вулканы бывают действующие и потухшие»; «десанты бывают морские и воздушные»; «науки делятся на математические, естественные, медицинские и общественные»; «поэмы бывают эпические, исторические, драматические, лирические и романтические»; «авиабомбы делятся на фугасные, зажигательные и глубинные»; «пути сообщения могут быть наземные, подземные, водные, воздушные и межпланетные»; «географические карты бывают физические, метеорологические, экономические, политические, административные и карты путей сообщения»; «зубы бывают передние, верхние, нижние, резцы, клыки, молочные и зубы мудрости»; «звёзды делятся на постоянные и переменные, заходящие и не заходящие»; «ружья бывают детские, типа монте-кристо, охотничьи, боевые, автоматы, противотанковые и ружья-пулеметы»; «пение бывает сольное, камерное и хоровое».

6. Произведите дихотомическое деление следующих понятий: «вагон»; «музыкант»; «книга»; «город»; «дороги»; «вещества».

 


 

Лекция 3

В логическом мышлении понятие обычно встречается не само по себе, но в составе суждения в связи с другими понятиями, входящими в суждение. Отношение понятия к суждению подобно отношению отдельного слова к предложению. Рассматривая предложение, мы различаем в нём отдельные слова – отдельные части речи. Но говорим мы обычно не отдельными словами, а целыми предложениями.

Сходным образом обстоит дело и при логическом мышлении. Мы мыслим не отдельными понятиями, но целыми суждениями. Только анализируя состав суждения, мы начинаем выделять входящие в это суждение понятия: 1) субъект, или мысль о некотором предмете; 2) предикат, или мысль об известной части содержания предмета, которую мы рассматриваем в этом суждении; 3) мысль об отношении между предметом и выделенной частью его содержания.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...