Обязательные медицинские осмотры
В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней, работники отдельных профессии, производств и организаций (перечень которых определяется Минздравом РФ), при выполнении своих трудовых обязанностей должны проходить предварительные (при поступлении на работу) и периодические профилактические медицинские осмотры (Закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Статья 34). Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны обеспечивать условия, необходимые для своевременного прохождения медицинских осмотров работниками. Работники, отказывающиеся от прохождения медицинских осмотров, не допускаются к работе. Правовые основы противоэпидемических мероприятий (мероприятия в очаге) Помимо собственно профилактических, система борьбы с инфекционными и паразитарными болезнями включает комплекс так называемых противоэпидемических мероприятий, осуществляемых в эпидемическом очаге с целью его ликвидации и предотвращения возникновения новых очагов. Карантинные меры в очаге Статья 31 (пункт 1) Закона «О санитарно-эпидемиологическом олагополучии населения» гласит, что «ограничительные мероприятия (карантин) вводятся... на территории Российской Федерации, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в городских и сельских поселениях, в организациях и на объектах хозяйственной и иной деятельности в случае угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний». Кроме того, Статья 51 (пункт 6) дает право главным Государственным санитарным врачам и их заместителям «при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, выносить мотивированные постановления о введении (отмене) ограничительных мероприятий (карантина) в организациях и на объектах».
Карантинными мерами в очаге являются: оцепление очага' запрещение выезда из него без предварительной обсервации; организация прямого транзита, перевалочных баз и ограничение транспортных связей очага с другими территориями; строгая система организации вывоза из очага и ввоза в него сырья, товаров и продуктов, организация санитарно-карантинных пунктов на транспорте, в аэропортах, на железнодорожных станциях, в речных и морских портах. Лица, желающие покинуть территорию очага, подлежат обсервации. Обсервацией предусматривается изоляция лиц, выезжающих за пределы карантинной зоны, и медицинское наблюдение за ними в течение срока, равного максимальной длительности инкубационного периода при данной болезни. Вполне очевиден тот огромный моральный и материальный ущерб, который наносится населению в условиях карантина. Этот ущерб, в первую очередь, связан с нарушением гарантированного Конституцией права человека на свободное передвижение. Оправданным он может быть либо при условии осознанного и добровольного согласия лица, подвергаемого карантинным мероприятиям, на участие в этих мероприятиях в интересах предотвращения распространения возбудителя особо опасной инфекции за пределы очага, либо в тех определенных законодательством случаях, когда интересы безопасности общества оказываются выше личных интересов индивида. Вместе с тем, в условиях карантина известны случаи нарушения прав человека, неоправданные истинными интересами эпидемиологической безопасности общества. Например, карантин, налагаемый при появлении холеры, представляется мерой, не только не оправданно ущемляющей права граждан, но и нецелесообразной с эпидемиологической точки зрения. Практика 70-х годов показала эпидемиологическую и экономическую оправданность смягчения рекомендовавшихся ранее жестких карантинных мер в очагах холеры: несмотря на то, что на территории Астраханского очага из волжской воды продолжали выделять холерный вибрион Эль-Тор, было принято решение разрешить вывоз сельскохозяйственных продуктов за пределы Астраханской области, и это не вызвало никаких негативных последствии. Подобный опыт, в частности, послужил основанием для того, чтобы не вводить жесткие карантинные меры вокруг очага холеры в Дагестане в период вспышки 1994 года.
Госпитализация Госпитализация инфекционных больных – эффективное противоэпиде-мическое мероприятие, с эпидемиологической точки зрения имеющее целью изоляцию источника возбудителя инфекции, в зависимости от нозологической формы инфекционной болезни госпитализация больного может быть обязательной или избирательной. Как уже было сказано, нормативной основой проведения обязательной, т.е. принудительной госпитализации больных, служит Закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Согласно этому Закону главные Государственные санитарные врачи и их заместители наделяются полномочиями выносить мотивированное постановление об обязательной госпитализации для обследования или об изоляции больных инфекционными заболеваниями, представляющих опасность для окружающих (Статья 51, пункт 6). В подобных случаях добровольное согласие самого больного, а при особых обстоятельствах – его родителей или опекунов не является обязательным условием госпитализации. При других инфекционных болезнях, когда больной человек не представляет непосредственной опасности для окружающих его лиц, госпитализация проводится избирательно и решение о ней принимает лечащий врач, выявивший больного. В таких случаях показанием к госпитализации могут быть тяжесть клинического течения, неблагоприятные санитарно-бытовые условия проживания больного, невозможность обеспечения за ним необходимого ухода и др. В подобных случаях госпитализация должна проводиться только при согласии самого больного, а при особых обстоятельствах – его родителей или опекунов.
Особого рассмотрения заслуживают морально-этические и правовые аспекты выписки переболевшего инфекционной болезнью из медицинского стационара, последующего наблюдения за ним и мер, предпринимаемых в случаях, если он продолжает представлять эпидемиологическую опасность после выписки из медицинского стационара. Выписка переболевшего из стационара проводится после клинического выздоровления и в большинстве случаев – после окончания заразного периода. При решении вопроса о сроках выписки из больницы, кратности микробиологического (вирусологического, паразитологического) контроля, необходимости последующего направления на диспансерное наблюдение руководствуются официальными документами, которые определяют эти показатели с учетом продолжительности заразного периода при каждой нозологической форме инфекционной болезни. Кроме того, при некоторых болезнях выписке переболевшего в обязательном порядке предшествует лабораторное обследование, иногда многократное, с целью выявления возможного носительства. Так, при брюшном тифе реконвалесценты нередко выделяют возбудителя во внешнюю среду в течение 14 дней (транзиторное носительство), у 10% переболевших этим процесс может продолжаться до 3 месяцев (острое носительство), а 3 — 5 % становятся хроническими носителями, выделяя возбудителя инфекции в течение ряда лет и представляя тем самым опасность для окружающих их лиц. В связи с этим у реконвалесцентов в стационаре бактериологически троекратно исследуют кал, мочу и однократно – желчь. Все переболевшие брюшным тифом после выписки из больницы в течение длительного периода подлежат медицинскому наблюдению и многократному бактериологическому обследованию, а выявленных носителей из числа работников пищевых и приравненных к ним предприятий отстраняют от работы в подобных предприятиях впредь до прекращения носительства. Сходные меры осуществляются и при некоторых других инфекционных болезнях, например, сальмонеллезах.
Упомянутые принудительные действия регламентируются Статьей 51 (пункт 6) Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», гласящей, что главные Государственные санитарные врачи и их заместители при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих лиц, имеют право выносить «мотивированные постановления о временном отстранении от работы лиц, которые являются носителями возбудителей инфекционных заболеваний и могут являться источниками распространения инфекционных заболеваний в связи с особенностями выполняемых ими работ или производства». Кроме того, Статья 33 (пункт 2) гласит, что «лица, являющиеся носителями инфекционных заболеваний, если они могут явиться источником распространения инфекционных заболеваний в связи с особенностями производства, в котором они заняты, или выполняемой ими работой, при их согласии временно переводятся на другую работу, не связанную с риском распространения инфекционных заболеваний. При невозможности перевода на основании постановлений главных Государственных санитарных врачей и их заместителей они временно отстраняются от работы с выплатой пособий по социальному страхованию. Хотя эти действия нарушают право гражданина на свободный выбор профессиональной деятельности, необходимость ущемления данного права в подобных случаях в оговоренных законодательством обстоятельствах диктуется заботой общества о сохранении здоровья и жизни других его членов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|