Право населения на информированность
⇐ ПредыдущаяСтр 13 из 13 В результате обсуждения проблемы «Этика и здоровье» региональным бюро ВОЗ (Копенгаген, 1994) было сформулировано убеждение, что каждый человек имеет право на: • получение в доступной и понятной форме информации, которая позволила бы ему принимать сознательные решения по вопросам здоровья; • получение частной информации, в которой была бы адекватно представлена возможная опасность для здоровья и не содержалось бы ложных утверждений; • то, что он не будет подвергаться методам неэтичной пропаганды; • то, что его привлекут к участию в обсуждении вопросов, затрагивающих индивидуальное и общественное здоровье; • то, что будут предприняты усилия по устранению препятствий для его участия в дискуссиях и будут представлены каналы связи с лицами, принимающими решения. В Статье 4 Конституции Российской Федерации (пункт 3) сказано: «Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет ответственность в соответствии с федеральным законом». Как указывалось выше, и «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (Статья 31) и Закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (Статья 8) предусматривают право граждан на информацию как о состоянии своего здоровья, о возможных вариантах медицинского вмешательства и их последствиях, так и о принимаемых мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения и их результатах. Тем самым декларируется право гражданина на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство. Недостоверное или неправильное информирование населения об эпидемиологической ситуации подчас вместо ожидаемой пользы способно привести к диаметрально противоположным результатам, чему известны многочисленные примеры в разных странах.
Так, в г.Сурат (Индия) с населением около 1 млн. человек медицинские работники в первые дни эпидемии чумы 1994 года через громкоговорители сообщали населению о методах профилактики чумы. Несмотря на кажущуюся целесообразность, эта информация, однако, лишь усилила панику, в результате которой в течение 1— 2 суток город покинуло около 0,5 млн. жителей. В результате вызванной этой информацией паники был поврежден вокзал и нарушено железнодорожное сообщение в пределах штата Гуджарат – крупнейшего штата Индии. Сходная ситуация имела место в период эпидемии холеры в г.Одессе в 1970 году, когда милиция через громкоговорители предупредила население о том, что город будет «закрыт на карантин», чем вызвала массовое паническое бегство отдыхавших в этом городе курортников. В результате из Одессы уходили переполненные поезда, уезжали десятки тысяч личных автомобилей, перемещая потенциальных носителей холерного вибриона по всей стране. Необходимо заметить существенное нарушение прав человека, манипулирование его интересами в случаях злонамеренного или связанного с недостаточной квалификацией медицинского персонала сокрытия возникших инфекционных заболеваний или, напротив, при наличии ложной информации о них. Примером может служить сознательное сокрытие многих случаев холеры под маской носительства в период эпидемии в 1970 году в Астрахани, Керчи и Одессе, случаи необоснованных изменений диагнозов. В качестве другого примера можно привести значительный материальный и моральный ущерб населению города Воронежа, который был нанесен летом 1995 года, когда было сообщено о возникшей там эпидемии малярии. В связи с этим проводились нарушающие экологию и быт людей массивные противомалярийные мероприятия, хотя, как выяснилось впоследствии, истинное число больных было минимальным, и реальная заболеваемость не превышала обычного сезонного уровня. Причиной такой ситуации явилась недостаточная квалификация местного медицинского персонала в области диагностики инфекционных болезней.
Помимо непосредственного вреда здоровью людей и повышения риска возникновения и распространения заболеваний такие действия подрывают веру людей в медицину, в целесообразность и эффективность профилактических и противоэпидемических мероприятий и, наконец, в смысл самой политики государства в данной области. Гигиеническое воспитание и обучение Гигиеническое воспитание и обучение граждан в соответствии с Законом РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (Статья 36) осуществляется в образовательных учреждениях, а также при подготовке, переподготовке, повышении квалификации и аттестации специалистов отраслей народного хозяйства, характер деятельности которых связан с производством, хранением, транспортировкой и реализацией продуктов питания, питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения. Программы, методики и режимы воспитания и обучения граждан в области профилактики инфекционных и паразитных болезней утверждаются только при наличии заключения органов и учреждений Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации об их соответствии действующим санитарным правилам. Обязательный элемент деятельности медицинских работников в эпидемическом очаге – беседы с целью повышения санитарной грамотности населения. В задачи таких бесед входит разъяснение населению природы данной инфекционной болезни, начальных клинических признаков ее, возможных путей и факторов распространения возбудителя, способов предупреждения заражения и заболевания. Во время таких бесед медицинские работники разъясняют меры индивидуальной (личной) профилактики, которые нередко являются надежным средством предупреждения новых заболевании в очаге. Классификация функционального состояния больных циррозом печени (по Child-Puch, 1973)
Примечание. Стадия компенсации ЦП по Child-Puch: ЦП класса А (компенсированный) до 6 баллов включительно, ЦП класса Б (субкомпенсированый) – 7 - 9 баллов, ЦП класса С (декомпенсированный) – 10 – 15 баллов Классификационные признаки стадии компенсации цирроза печени по системе Чайлда-Пью (Child-Puch)
Примечание. Стадия компенсации ЦП по Child-Puch: ЦП класса А (компенсированный) до 6 баллов включительно, ЦП класса Б (субкомпенсированый) – 7 - 9 баллов, ЦП класса С (декомпенсированный) – 10 – 15 баллов
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|