Сфера применения конституционно-правовой ответственности
Сфера применения конституционно-правовой ответственности достаточно широка. Например, она довольно часто применяется в случае нарушения избирательного законодательства. За совершение избирательных правонарушений к гражданам, лицам, выдвигаемым кандидатами, кандидатам, инициативным группам применяются следующие меры конституционно-правовой ответственности: - предупреждение; - отказ в регистрации инициативной группы; - отказ в регистрации кандидата; - отмена решения о регистрации кандидата; - невозможность баллотироваться вновь в случае проведения повторных выборов [13]. Предупреждение представляет собой наиболее мягкую меру конституционно-правовой ответственности за нарушение избирательного законодательства, применяется за малозначительные избирательные правонарушения, не являющиеся грубыми или существенными, и является мерой оценочного характера. Основания применения данной меры конституционно-правовой ответственности сформулированы в довольно общей форме, а условия применения предупреждения вообще не определены. На наш взгляд, данный пробел должен быть восполнен в перспективе в рамках проводимой работы по дальнейшему совершенствованию избирательного законодательства. Анализ действующего законодательства о выборах и практики его применения позволяет отнести к таким условиям два основных фактора: 1) отсутствие фактических и правовых оснований для отказа в регистрации кандидата или отмены решения о регистрации кандидата; 2) малозначительный (несущественный) характер совершенного избирательного правонарушения [13]. Например, в части 4 статьи 49 Избирательного Кодекса говорится о том, что при нарушении лицом, выдвигаемым кандидатом в Президенты Республики Беларусь, в депутаты, или кандидатом в Президенты Республики Беларусь, в депутаты, его доверенным лицом или инициативной группой граждан по сбору подписей избирателей в поддержку лица, предлагаемого для выдвижения кандидатом, и проведению агитации за его избрание требований настоящего Кодекса и иных актов законодательства Республики Беларусь о выборах лицо, выдвигаемое кандидатом, кандидат, инициативная группа предупреждаются соответствующей территориальной, окружной комиссией или Центральной комиссией, а в случае повторного нарушения требований настоящего Кодекса и иных актов законодательства Республики Беларусь о выборах соответствующая территориальная, окружная комиссия или Центральная комиссия могут отказать в регистрации или отменить решение о регистрации кандидата [14, ст. 49].
Инстанцией ответственности, правомочной вынести ответственному субъекту предупреждение, выступает соответствующая территориальная, окружная комиссия или Центральная комиссия, принимающая решение о регистрации или зарегистрировавшая кандидата. Возможность обжалования решения избирательной комиссии о вынесении предупреждения Избирательным Кодексом не закрепляется. Отказ в регистрации инициативной группы по выдвижению кандидата выступает как мера ответственности в случаях нарушения установленного порядка выдвижения кандидатов и выражается в лишении граждан вследствие совершенного ими избирательного правонарушения права выдвинуть определенного гражданина кандидатом в депутаты или Президенты Республики Беларусь. Вместе с тем указанная мера не препятствует инициативной группе в ином составе выдвинуть того же кандидата на тех же выборах [13]. Например, в части 3 статьи 61 Избирательного Кодекса говорится о том, что Центральная комиссия в пятидневный срок рассматривает заявление, регистрирует инициативную группу и выдает членам инициативной группы соответствующие удостоверения и подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку лица, предлагаемого для выдвижения кандидатом в Президенты Республики Беларусь (далее - подписной лист). В регистрации инициативной группы отказывается в случае нарушения требований настоящего Кодекса. Отказ в регистрации инициативной группы может быть обжалован в трехдневный срок со дня принятия решения об отказе в Верховный Суд Республики Беларусь лицом, имеющим намерение выдвинуться кандидатом в Президенты Республики Беларусь. Верховный Суд Республики Беларусь рассматривает жалобу в трехдневный срок [14, ст. 61].
Субъектами ответственности, как уже отмечалось, выступают граждане Республики Беларусь, обладающие избирательным правом, выдвигающие кандидата в Президенты или депутаты, а также лицо, намеренное выдвинуться кандидатом в Президенты или депутаты, поскольку только ему предоставлено право обжалования применения данной меры. Также в качестве меры конституционно-правовой ответственности в отношении граждан может выступать отклонение предложения в проведении референдума, которое Центральная комиссия принимает в случаях: - нарушения срока для сбора подписей граждан; - отсутствия требуемого количества подписей; - выявления нарушений принципа добровольности в ходе сбора подписей, зафиксированных в установленном Центральной комиссией порядке; - представления инициативной группой более 15% недостоверных подписей от общего количества проверенных подписей граждан в подписных листах; - установления в представленных документах других нарушений требований Избирательного Кодекса и иных актов законодательства Республики Беларусь (часть 2 статьи 116 Избирательного кодекса). Отказ в регистрации кандидата - еще одна мера конституционно-правовой ответственности за нарушение избирательного законодательства. Данная мера ответственности носит ярко выраженный правоограничительный характер - в качестве порицания за совершение избирательного правонарушения определенным участникам избирательного процесса отказывается в регистрации кандидата. Тем самым отдельным гражданам и их группам отказывается в реализации пассивного избирательного права при наличии соответствующих фактических и правовых оснований.
Так, в качестве оснований отказа в регистрации кандидата законодатель определил следующие: - использование лицом, выдвигаемым кандидатом, денежных средств или другой материальной помощи от иностранных государств и организаций, международных организаций, организаций с иностранными инвестициями, иностранных граждан и лиц без гражданства; - повторное нарушение лицом, выдвигаемым кандидатом, или инициативной группой требований Избирательного кодекса и иных актов законодательства о выборах после вынесенного предупреждения; - участие администрации организации в сборе подписей; - принуждение в процессе сбора подписей; - вознаграждение избирателей за внесение подписи; - представление в декларации о доходах и имуществе лица, выдвинутого кандидатом, или супруги (супруга) кандидата в Президенты Республики Беларусь и совершеннолетних близких родственников, совместно с ним проживающих и ведущих общее хозяйство, не соответствующих действительности сведений, имеющих существенный характер; - признание недостоверными более 15% от общего количества проверенных подписей избирателей при выдвижении кандидата; - выдвижение кандидатом в депутаты по нескольким избирательным округам; - использование кандидатом преимущества своего должностного положения в интересах избрания [13]. Инстанцией ответственности, принимающей решение об отказе в регистрации кандидата, может быть соответствующая территориальная, окружная или Центральная комиссия. Обжалование решения Центральной комиссии возможно в Верховный Суд Республики Беларусь, а решения территориальной или окружной комиссии - в вышестоящую комиссию, решение которой может быть обжаловано в соответствующий суд (части 15 – 17 статьи 68 Избирательного кодекса). В Республике Беларусь меры, относящиеся к избирательным комиссиям, носят строго индивидуальный характер, т.е. распространяются на членов избирательных комиссий как индивидуальных субъектов и не затрагивают сами избирательные комиссии в целом как коллективных субъектов.
Согласно части 7 статьи 32 Избирательного кодекса основаниями для досрочного прекращения полномочий Председателя, заместителя Председателя, секретаря, члена Центральной комиссии как меры конституционно-правовой ответственности могут быть: - систематическое неисполнение своих обязанностей; - совершение действий, дискредитирующих Центральную комиссию; - совершение преступления, подтвержденного вступившим в законную силу обвинительным приговором суда. Освобождение от должности указанных лиц до истечения срока их полномочий происходит по решению Президента Республики Беларусь с уведомлением Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь и обжалованию не подлежит [14, ст. 32]. Сразу следует отметить, что расформирование комиссии не влечет за собой прекращение полномочий членов соответствующей комиссии с правом совещательного голоса, т.е. они могут принимать участие в работе соответствующих временных комиссий, а также комиссий, сформированных в новом составе. Таким образом, в качестве санкции здесь выступает принудительный досрочный роспуск в судебном порядке комиссии в ранее сформированном составе. Прекращаются полномочия только членов комиссии с правом решающего голоса [13]. Существенным недостатком действующего избирательного законодательства Республики Беларусь, требующим скорейшего разрешения, является то, что большинство норм, касающихся возложения мер конституционно-правовой ответственности на виновных субъектов, носит диспозитивный характер и допускает усмотрение субъектов юрисдикции (инстанций ответственности) по вопросу применения мер или их неприменения. Как известно, одним из важнейших постулатов юридической ответственности является ее неотвратимость: за совершенное правонарушение должна наступать ответственность. Обстоятельства, освобождающие от юридической ответственности или смягчающие ее меры, должны быть четко регламентированы и предусмотрены законом [13]. Кроме отношений, связанных с осуществлением гражданами избирательных прав, конституционная ответственность применяется также в отношении высших должностных лиц нашего государства. Уже ранее в нашей курсовой работе говорилось о политической ответственности Палаты представителей в том случае, когда она дважды не дает согласие на назначение Премьер-министра. Также необходимо привести примеры из нашего законодательства о применении конституционно-правовой ответственности к высшим должностным лицам.
Согласно части 1 статьи 12 Закона Республики Беларусь «О Президенте Республики Беларусь» от 21февраля 1995 года Президент может быть смещен с должности в связи с совершением государственной измены или иного тяжкого преступления. Решение о выдвижении обвинения и его расследовании в этом случае считается принятым, если за него проголосовало большинство от полного состава Палаты представителей по предложению не менее одной трети ее депутатов. Расследование обвинения организуется Советом Республики на основании принятого постановления [20, ст. 12]. В данном случае проявляется ретроспективный характер конституционно-правовой ответственности, поскольку в деяних Президента усматривается наличие вины, в данном случае умышленной. В данном деянии усматриваются и иные признаки состава конституционного правонарушения: субъект, объект, объективная сторона. Согласно статье 5 Закона «О Национальном собрании Республики Беларусь» полномочия Палаты представителей и Совета Республики Беларусь могут быть досрочно прекращены в случае систематического (более двух раз) или грубого нарушения Конституции Республики Беларусь - на основании заключения Конституционного Суда Республики Беларусь [17, ст. 5]. В данном случае также проявляется ретроспективный аспект конституционно-правовой ответственности: в действиях палат Парламента есть вина в форме умысла, а также иные признаки состава конституционного правонарушения).
Заключение На основании данной курсовой можно сделать следующие выводы: 1) существенным недостатком действующего избирательного законодательства Республики Беларусь, требующим скорейшего разрешения, является то, что большинство норм, касающихся возложения мер конституционно-правовой ответственности на виновных субъектов, носит диспозитивный характер и допускает усмотрение субъектов юрисдикции (инстанций ответственности) по вопросу применения мер или их неприменения. Как известно, одним из важнейших постулатов юридической ответственности является ее неотвратимость: за совершенное правонарушение должна наступать ответственность. Обстоятельства, освобождающие от юридической ответственности или смягчающие ее меры, должны быть четко регламентированы и предусмотрены законом; 2) конституционно-правовую ответственность следует отличать от иных видов юридической ответственности (уголовной и административной и т.д.). Применение конституционно-правовой ответственности, как правило, предшествует применению уголовной и административной (например, прекращение полномочий депутата Палаты представителей в связи с совершением государственной измены и т.д.). 3) конституционно-правовая ответственность имеет порой ярко выраженный политический характер и тесно соприкасается с политической ответственностью по субъектам и неблагоприятным последствиям, которые применяются в отношении виновных лиц; 4) очевидно, что в системе источников конституционного права Республики Беларусь не хватает некой интеграционной единицы, которая бы упорядочивала и приводила к общему знаменателю все составляющие конституционно-правовой ответственности. Для восполнения такого пробела стоило бы разработать и принять Закон "О конституционной ответственности", в котором были бы четко определены юридические основания для наступления неблагоприятных последствий конституционно-правовой ответственности, а также процедурные вопросы отставки высших должностных лиц и государственных органов. Более того, признание конституционно-правовой ответственности в качестве самостоятельной предполагает разработку и принятие соответствующего законопроекта как комплексного источника сравнительно нового вида юридической ответственности, своеобразного конституционного кодекса Республики Беларусь, который бы конкретизировал нормы Конституции Республики Беларусь по аналогии с другими источниками традиционных видов юридической ответственности; 5) на мой взгляд, необходима эффективная система защиты конституционных предписаний, причем не только путем защиты иными отраслями права, но и путем закрепления санкций непосредственно в Конституции. Список использованных источников 1. Баглай, М.В. Малая энциклопедия конституционного права / М.В.Баглай, В.А.Туманов. - М.: БЕК, 1998. - 519 с. 2. Морозова, Л.А. Проблемы правовой ответственности государства, его органов и служащих (круглый стол) // Государство и право. 2000. № 3. с. 20 - 36. 3. Боголейко, А.М. Проблемные вопросы определения понятия конституционно-правовой ответственности и его содержания // Вестник Полоцкого государственного универститета.2005. №2.с. 133-137. 4. Зиновьев, А.В. Конституционная ответственность // Известия высших учебных заведений. Правоведение. 2003.№ 4. с. 4 - 16. 5. Василевич, Г.А. Конституционное право Республики Беларусь: Учебник / Г.А. Василевич. – Мн.: Книжный Дом, 2010. – 768 с. 6. Лучин, В.О. Ответственность в механизме реализации Конституции // Право и жизнь.1994.№ 1.с. 32 - 40. 7. Василевич, Г.А. Конституционно-правовая ответственность - особый вид юридической ответственности // Вестник Конституционного Суда Республики Беларусь. 2001.№ 1.с. 104 - 111. 8. Виноградов, В.А. Актуальные проблемы конституционно-правовой ответственности // Законодательство.2002.№10.с. 4 - 19. 9. Шон, Д.Т. Конституционная ответственность // Государство и право. 1995.№ 7. - с. 35 - 43. 10. Лучин, В.О. Конституционные деликты // Государство и право. 2000.№ 1.с. 12 - 19. 11. Боголейко, А.М. Основания конституционно-правовой ответственности // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информации Респ. Беларусь, - Минск. 2014 г. 12. Авакьян, С.А. Государственно-правовая ответственность // Советское государство и право. 1975. №10. 13. Боголейко, А. М. Юридическая ответственность за нарушение избирательного законодательства и законодательства о референдуме (часть 1) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информации Респ. Беларусь, - Минск. 2014 г. 14. Избирательный Кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 24 января 2000 г.: одобр. Советом Респ. 31 января 2000 г. с изм. и доп. // Электрон. копия эталонного банка данных правовой информации с информационно-поисковой системой «ЭТАЛОН»: версия 6.5 [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информации Респ. Беларусь. – Минск, 2019. 15.Соотношение конституционно-правовой и политической ответственности // Теоретико-методологические и конституционные основы развития системы права Республики Беларусь: сборник статей / Белорусский государственный университет. – Минск: Право и экономика, 2011. – 304 с. – (Серия «Гуманитарные науки»). с. 197-204. 16. Колосова, Н.М. Конституционная ответственность в Российской Федерации: ответственность органов государственной власти и иных субъектов права за нарушение конституционного законодательства Российской Федерации. – М.: Городец, 2000. – 192 с. 17. О Национальном собрании Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 8 июля 2007 г., № 370-З с посл. изм. и доп. / Электрон. копия эталонного банка данных правовой информации с информационно-поисковой системой «ЭТАЛОН»: версия 6.5 [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информации Респ. Беларусь. – Минск, 2019. 18. Боголейко, А.М. Санкции как форма реализации конституционно-правовой ответственности // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информации Респ. Беларусь, - Минск. 2019 г. 19. Сергеев, А.А. Прекращение полномочий выборных лиц публичной власти как мера юридической ответственности // Журнал российского права. 2002.№ 7.с. 27 - 35. 20. О Президенте Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 21 февраля 1995 г., № 3602-XII с посл. изм. и доп. / Электрон. копия эталонного банка данных правовой информации с информационно-поисковой системой «ЭТАЛОН»: версия 6.5 [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информации Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|