Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Современной детской психологии




Методологические принципы и методы

1. Основные принципы изучения ребенка в отечественной детской психологии.

2. Стратегии исследования психического развития ребенка.

3. Конкретные методы, используемые в детской психологии.

 

-1- Основные принципы изучения ребенка в отечественной детской психологии

Изучить психологию ребенка с целью его грамотного воспитания и развития возможно на основе специальных методов психологического исследования, разработанных в современной детской психологии.

Большинство исследований в сущности состоит из 4-х этапов:

1. постановка проблемы (что конкретно исследователь собирается изучить).

2. формулирование гипотез в отношении предполагаемых причин изучаемого явления (исследователь должен предсказать причины, которые, по его мнению, вызывают интересующее его явление).

3. проверка гипотезы (сбор данных и их анализ исходя из соответствующих статистических критериев).

4. формулирование выводов (учитывая результаты предыдущего этапа, исследователь должен сформулировать заключение о тех причинных связях, которые предполагались в исходных гипотезах).

Всякое исследование ребенка при любой технологии его построения требует понимания специфичности детства, как объекта изучения. В соответствии с этим, при любом изучении ребенка необходимо руководствоваться основными принципами изучения психики ребенка:

I. Принцип объективного изучения

означает, что наблюдаемое явление нельзя истолковывать субъективно, т.е. произвольно – необходимо подходить к проявлениям психики с объективных позиций.

II. Принцип детерминизма

требует изучения всякого психического явления во взаимосвязи с другими, через выявление причинно-следственных связей, через анализ причин и условий возникновения наблюдаемого явления.

III. Принцип развития психики в деятельности

предполагает не простую фиксацию поступков ребенка, а их изучение в процессе становления и деятельности, т.е. возрастная динамика наблюдаемого явления.

Современная психологическая практика дополняет вышеуказанные принципы рядом других:

· принцип гуманизма и оптимизма – НЕ НАВРЕДИ!

· принцип системности – т.е. последовательного изучения всех сторон психики;

· единства сознания и деятельности – т.е. изучение сознания и психики через деятельность субъекта (Л.С. Рубинштейн);

· Индивидуального и личностного подхода в изучении психики – т.е. понимание того, что общие законы психического развития у каждого ребенка своеобразно, индивидуально.

 

-2- Стратегии исследования психического развития ребенка

На основе методологических принципов и конкретных задач изучения психики ребенка исследователь планирует стратегию психологического исследования. В детской психологии существует 3 основные стратегии, т.е. формы организации исследования:

- трансверсальная (поперечная);

- лонгитюдная (продольная);

- формирующая (развивающая).

Трансверсальное исследование строится в виде поперечных срезов, когда для изучения психологического явления подбирают однородные группы детей, отличающихся только по одному существенному признаку, и далее эти равнозначные группы сравниваются по уровню развития интересуемого, изучаемого явления. Данные этих групп сравниваются и делаются выводы о связи изучаемого явления с выделенным признаком, по которому отличались группы исследуемых (н-р, возраст, пол и др.).

“+” достоинства – за короткий период времени можно получить информацию о влиянии различных факторов на изучаемое явление (соц. фактора, пола…) и получить большую выборку исследуемых.

“-”недостаток: группы могут отличаться не только по выделенному признаку; не позволяет изучить тенденции роста, эффекты исторического влияния.

Лонгитюдная стратегия строится как продольное исследование, когда изучаются одни и те же дети на протяжении длительного периода времени. Организация такого способа исследования очень трудоемка и требует много времени.

“+” достоинство – устанавливает качественные изменения в развитии психических процессов и ряд возможных причин.

“-” недостаток – возможность неправильной интерпретации наблюдаемых в определенном возрасте изменений вследствие направленного уменьшения выборки испытуемых, их знакомства с методиками исследования.

“-” недостаток лонгитюдной и трансверсальной стратегий является их невозможность вскрыть внутренний механизм изучаемого психического явления, а также трудности с познанием природы и движущих сил этого явления.

Данный недостаток устраняется в формирующей стратегии, это экспериментальное формирование психического явления. Данный метод организации исследования был обоснован Л.С. Выготским, считавшим, что ведущую роль в психическом развитии играет обучение ребенка. В процессе эксперимента не только описывается и измеряется какое-то явление психики, но оно активно формируется исходя из предположения о закономерностях и особенностях данного явления.

“+” достоинство – это способ не только узнать природу изучаемого явления психики (механизмы, условия, движущие силы), но и путь создания эффективных методов обучения и развития ребенка.

В настоящее время в психолого-педагогической практике при изучении психики детей чаще всего используют комбинирование стратегий продольного исследования с экспериментально-формирующей.

-3- Конкретные методы, используемые в детской психологии.

Классификация всех методов, используемых в исследовательско-экспериментальной работе:

 
 

 

 


Выделяют группу основных методов сбора информации (наблюдение и эксперимент) и вспомогательных (беседа, тест, анализ продуктов деятельности, социометрия, анкета и др.).

Наблюдение – это планомерное и целенаправленное фиксирование психологических фактов в естественных условиях повседневной жизни. До начала наблюдения экспериментатор формулирует цель (какое явление психики будет наблюдать, какие факты фиксировать), объект (кто или что), и ситуации наблюдения (игровые, учебные и т.д.)

Виды:

Ø сплошное и выборочное;

Ø широкое или узкое (за большим количеством детей или одним ребенком);

Ø открытое или скрытое (зеркало Гезелла).

“+” Достоинства:

1) ребенок наблюдается в естественных условиях, которые не искажают проявлений его психики;

2) исследователь наблюдает личность ребенка в целом через его отдельные факты.

“-” Недостатки:

1) наблюдатель видит лишь то, что лежит на поверхности, проявляется в поведении; причины поступков, мотивы часто остаются невыясненными;

2) выжидательная позиция исследователя, который не может вмешиваться в деятельность детей, чтобы вызвать нужную ему ситуацию и вынужден ждать ее возникновения;

3) сложность объективной обработки анализа и описания наблюдаемых фактов;

4) невозможность повторения ситуации наблюдения и получения абсолютно похожих фактов дважды.

Эксперимент – отличается от наблюдения активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование одной или несколькими переменными (факторами) и регистрацию сопутствующих изменений в поведении изучаемого объекта.

Виды: лабораторный, естественный, формирующий.

Лабораторный эксперимент осуществляется в специально оборудованном помещении с помощью приборов и приспособлений (н-р, при изучении особенностей ощущений, восприятия, быстроты реакции на раздражители и т.д.). Результаты получают в ходе измерения и регистрации при помощи автоматических датчиков и сигналов.

“-” недостаток – неестественные условия.

Естественный эксперимент более продуктивный и распространенный, когда ребенок не подозревает, что над ним проводится эксперимент. Был создан русским психологом А.Ф. Лазурским и проводится при исследовании всех психических процессов и свойств личности. В форме естественного эксперимента щироко применяются опыты по изучению межличностных отношений и общения между детьми.

Формирующий эксперимент (психолого-педагогический, развивающий, преобразующий, воспитательный, обучающий) позволяет изменить, усовершенствовать психическое явление и развить его. Гипотеза исследователя проверяется в ходе активного воздействия на изучаемое явление, которое способствует возникновению новых психологических качеств или изменяет ранее существующие. Главная идея формирующего эксперимента – создание специальных условий применения методов обучения и развития ребенка.

Формирующий эксперимент имеет ряд этапов:

I. констатирующий – фиксация у детей того уровня развития психического процесса или качества, который сложился в обычных условиях воспитания;

II. собственно формирующий – цель его – получить новый уровень в соответствии с имеющимися предположениями;

III. контрольный – выяснение, какие сдвиги произошли в результате формирующего эксперимента.

“+” достоинства, делающие эксперимент одним из ведущих методов современной психологии:

1) позволяет выявить механизм изучаемого явления психики;

2) его можно повторить, самостоятельно вызвав нужное явление и проверить, уточнить ранее полученные сведения;

3) результаты эксперимента часто более объективны, поскольку они могут быть представлены в числах и количественно обработанными.

“-” недостатки:

1) может исчезнуть естественность поведения испытуемого;

2) для качественного эксперимента требуется много времени и сил по его организации;

3) часто не создается целостное представление о психике ребенка.

В современных психологических исследованиях всегда используется комплекс методов, основные часто дополняются вспомогательными, которые служат для уточнения, конкретизации, детализации полученных в ходе эксперимента или наблюдения данных (беседа, анкета, тесты, социометрия, опрос, анализ продуктов деятельности, близнецовый метод и др.).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...