Психического развития ребенка
1. Генотипная и средовая обусловленности психического развития. 2. Предпосылки и условия развития психики.
-1- Центральной проблемой детской психологии является вопрос о движущих силах психического развития ребенка. Проблема связана с выяснением соотношения данных человеку от рождения особенностей с возможностями развития, обучения и воспитания, т.е. с окружающей средой. От решения данной проблемы зависит практическая реализация воспитательно-образовательного и развивающего процесса. Развитие представляет собой переход растущего организма на новую ступень, которая зависит от процессов созревания и научения. Таким образом, главный вопрос заключается в выяснении соотношения этих двух процессов друг с другом. 1-ая точка зрения на эту проблему – БИОГЕНЕТИЧЕСКАЯ – заключается в утверждении, что развитие изначально (генетически) предопределено наследственными особенностями организма. По мнению представителей этого направления, развитие есть процесс постепенного развертывания (созревания) изначально имевшихся задатков. Смена периодов развития, порядок их появления, психические процессы и свойства личности, а также уровень которого они достигнут, - все это наследственно предопределено. Таким образом, ход психического развития сводится к росту, т.е. количественному изменению уже заложенных в человеке свойств. И тем самым отрицается развитие в форме появления новых качеств, ранее отсутствующих. Другим, противоположным, направлением во взглядах на развитие психики явилось СОЦИОГЕНЕТИЧЕСКОЕ направление, отвергающее ведущую роль генетических факторов в становлении психики. Социогенетические теории, считают, что ребенок в момент рождения является “чистой доской” и только под влиянием внешних условий среды в нем постепенно возникают психические качества личности. Согласно этому, развитие сводится к разнообразным воздействиям среды и утверждению, что у любого человека, вне зависимости от его наследственности и индивидуальных особенностей, можно сформировать любые требуемые психологические свойства.
В современной западной психологии из данной теории развились различные концепции социального научения, в основе которых лежит процесс социализации. В XIX веке спор о факторах развития психики привел к формированию теорий КОНВЕРГЕНЦИИ (основатель В. Штерн). Согласно им, психическое развитие не есть результат простого влияния врожденных либо социальных воздействий, это результат сопряжения (конвергенции) биологических предпосылок с внешними обстоятельствами жизни ребенка. Вывод: Теории систематизируют наблюдения, придавая им организованную структуру. Они также дают рациональное объяснение тому, как и почему происходит наблюдаемое явление. Любая из теорий может быть верной и по праву заслуживать изучения, при этом не объясняя причин какого-то конкретного процесса развития. У каждой теории есть свои положительные и отрицательные стороны, но вряд ли найдется такая, которую можно было бы назвать единственно верной. Таким образом, маловероятно, что какая-либо одна теория может полностью объяснить все процессы развития и формы поведения. Это не означает, что все теории неверны. Дело в том, что вследствие сложности процессов развития различные теории нацелены на объяснение разрозненных аспектов развития. -2- Предпосылки и условия развития психики. В отечественной науке сложилось четкое понимание предпосылок и условий психического развития. Все дети независимо от расы и условий в которых они рождаются, обладают принципиально одинаковыми на момент рождения морфо-физиологическими особенностями, составляющими основу всего дальнейшего психического развития. Новорожденный ребенок является совершенно беспомощным и обладает лишь несколькими врожденными механизмами, позволяющими приспособиться к среде в первые дни жизни. Кора головного мозга новорожденного по строению и количеству нервных клеток очень сходно со взрослым человеком, основное отличие – клетки ребенка недоразвиты и между ними отсутствуют связи.
Таким образом, в коре головного мозга прижизненно формируются функциональные системы связанных между собой нервных элементов, что и составляет физиологическую основу приобретаемых ребенком в последующем форм поведения и психических процессов. В связи с этим важнейшими ПРЕДПОСЫЛКАМИ психического развития являются: 1) генотип ребенка, т.е. наследственность (строение тела, другие внешние признаки – наличие головного мозга); 2) задатки, склонности, болезни; 3) процессы созревания; 4) врожденные особенности (формируются в период внутриутробного развития и родов). Вышеназванные признаки составляют материальную основу психической деятельности и развития ребенка, т.е. они являются предпосылками психического развития ребенка. Однако человеческая психика не может возникнуть вне человеческих условий. Вся история цивилизации не дает ни одного примера того, чтобы индивид стал личностью будучи изолированным от общества. В животном мире достигнутый уровень развития передается от одного поколения к другому путем биологического наследования с помощью инстинктов и других наследственно приобретаемых форм жизнедеятельности. У человека свойственные ему формы поведения приобретаются не с рождения, а в процессе жизни путем социального наследования. В человеческой культуре, языке, предметах закреплен опыт предшествующего развития цивилизаций, т.е. уже существуют в готовом виде те формы поведения и личностные качества, которые должны возникнуть у ребенка в ходе его развития. Таким образом, для развития психики ребенка важнейшим УСЛОВИЕМ выступает внешняя среда.
(ребенок) микросреда) макросреда) мезосреда)
На первых годах жизни важнейшую роль в развитии психики ребенка играет микросреда, которая в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей может быть представлена: семьей, родственниками, сверстниками, воспитателем, учителем и другими авторитетными лицами. Мезосреда – это та общая ситуация, в которой развивается индивид: социальные, экономические, культурные и др. условия общества. Этот фактор играет важнейшую роль в развитии психики. Влияние на ребенка макросреды происходит через микросреду, а именно: отношением к ребенку со стороны взрослых и характером его воспитания. Третий уровень, имеющий определенное влияние на формирование психики – макросреда – т.е. особенности географической, природной обстановки и экологических факторов. В процессе своего развития ребенок вступает в отношения с окружающим его миром предметов, созданном предшествующими поколениями. Особенности этих отношений: 1. носителями функций, которые должны сформироваться у ребенка, являются воспитывающие его взрослые. Опыт усваивается ребенком как две группы явлений: – мир человеческих предметов; – мир человеческих отношений. Передача и усвоение этих миров происходит с помощью речи и других знаковых действий. Данный процесс передачи накопленного опыта называют воспитанием и обучением – это специально организованные способы передачи общественно-исторического опыта подрастающему поколению. 2. ребенок не пассивно приспосабливается к миру, а он активно присваивает накопленный опыт, овладевает им.
ИТАК, условиями психического развития ребенка являются: 1) среда; - ИСТОЧНИК ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 2) воспитание и обучение; 3) собственная активность ребенка. – ДВИЖУЩАЯ СИЛА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|