Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

История пренатального развития начинается с момента оплодотворения яйцеклетки сперматозоидом, которого невозможно увидеть невооруженным глазом.




Весь период пренатального развития, длящийся 38-40 недель беременности, делится на три фазы: фаза зиготы, фаза эмбриона, фаза плода.

В период зиготы ( с момента оплодотворения до 2 недель – до момента имплантации ) возникают первые тканевые закладки будущего организма. Этот период связан с возникновением основных систем жизнеобеспечения плода.

Осознавая всю важность данного периода профессор И.Г. Брехман сформулировал закон достаточного основания жизни: нормальное эмбриональное развитие ребенка требует основательного притока не только вещественных элементов, но и энергетического потока и обязательно информационного оформления.

Период эмбриона наступает с момента имплантации зиготы к стенкам матки и длится до 9 недель.

Это один из самых значительных с точки зрения пренатальных изменений период, связанный с формированием тела будущего ребенка и его внутренних органов.

1месяц

- к 20 дню начинает биться сердце ребенка;

- закладываются основы мозга и нервной системы будущего ребенка;

- напоминает головастика;

- к концу месяца весит примерно 15 грамм, 10-12 мм в длину.

2 месяц

- формируются основные части тела (руки, ноги, пальчики) и лица (глаза и веки – пока закрыты – уши, нос, шея), а также основные внутренние органы;

- развивается центральная и периферическая нервная система: 1,5 –месячный эмбрион реагирует на боль, отстраняется от света, откликается на прикосновения к подошвам.

- в 6-7 недель возникает орган вкуса, чуть позднее он начинает ощущать вкус и запах околоплодных вод;

- скорее похож на человека, чем на головастика;

- весит 20-25 грамм, 25 мм в длину.

Некоторые пренатальные психологи считают, что эмбрион способен реагировать на настроение матери еще до появления нервной системы благодаря клеткам способным улавливать изменения в составе крови матери.

Фаза плода с 9 недель беременности до рождения ребенка.

Отличается быстрым увеличением размеров плода. В это время заканчивается формирование плаценты, которая вырабатывает гормоны, необходимые для поддержания беременности. В клетках плаценты образуются ферменты, которые обрабатывают вещества, поступающие с кровью матери в преемлемую для плода форму.

3 месяца

- начинают функционировать мышцы, плод делает первые движения;

- появляются ноготки на пальцах;

- формируется голосообразующий аппарат;

- формируется 20 зачатков будущих зубов ребенка;

- появляется хватательный рефлекс (11-12 неделя) и сосательный (13-14 недель);

- к 12 неделе появляются гениталии плода и пол ребенка становится очевидным;

- весит 30-35 грамм, 10 см в длину.

II триместр (4-6 месяцев)

- плод становится более активным, поворачивается из стороны в сторону;

- между 17 и 20 неделями женщина начинает впервые чувствовать движения плода в утробе. Важно прислушиваться к движениям плода, которые являются пока единственным средством общения матери и ребенка;

- 6-месячный плод способен сворачиваться, переворачиваться вниз головой под давлением внутриутробной жидкости;

- он способен сосать палец, закрывать руками лицо, особенно когда мать волнуется;

- прозрачная кожа плода становится красной, морщинистой, покрывается мягкими волосками;

- обладает зрительным восприятием, открывает веки, в 17 недель начинает жмуриться;

- плод не только слышит, но и различает звуки;

- 24-28 недель – происходит развитие высших отделов коры головного мозга, что оказывает влияние не только на будущее умственное развитие ребенка, но и развитие слуха и его креативных способностей;

- плод способен ощущать некоторые запахи и обладает чувством вкуса;

На 6-ом месяце начинают функционировать все органы чувств:

3 мес. – тактильная чувствительность;

4 мес. – вкусовая;

5 мес. – вестибулярная;

5-6 мес. – слуховая и зрительная.

- с 22-26 недели настает период жизнеспособности в случае преждевременного рождения.

III триместр (7-9 недель)

- активно пинается и отвечает на раздражители;

- может сосать большой палец;

- продолжается развитие мозга и легких, которые готовы к новому типу дыхания;

- кости головы остаются мягкими и гибкими, обеспечивая возможность прохождения по родовым путям;

- плод опускается вниз головой;

- весит от 2,5 до 4 кг, в длину 48-53 см.

- за 1,5-2 месяца до родов нужно начать формирование будущих “привычек” ребенка, режим дня удобный матери и малышу.

 

-2- Сензитивные периоды пренатального развития.

Исследования пренатальной физиологии и психологии показывают неоднородность периода беременности в отношении сензитивности развития внутриутробного ребенка. Очевидно, что существуют периоды наиболее чувствительного развития тела и психики еще не родившегося ребенка.

Наиболее чувствительным к влиянию тератогенов (неблагоприятных факторов), а значит самым опасным периодом, в котором возможно формирование значительных врожденных физических и психических нарушений, является период эмбриона (с 3-х до 9-ти недель).

 

 

зигота эмбрион плод  
                         
зигота не восприимчива к вредному влиянию до имплантации                     ЦНС
                        сердце
                      ручки
                      уши
                    ножки
                        глаза
                    зубы
                    вкус
                    половые органы
гибель зародыша значительные врожденные нарушения незначительные врожденные нарушения  
                                     

 

ИТАК, еще задолго до рождения плод готов к восприятию стимулов внешней среды. В ходе пренатального развития существуют периоды различной степени восприимчивости плода к воздействию факторов, влияющих на его психофизическое формирование.

 

Факторы психофизического развития плода

1. Понятие о факторах психофизического развития.

2. Биологические факторы.

3. Физические факторы.

4. Психологические факторы.

 

-1-

Сегодня ученым известно, что зародыш испытывает на себе влияние внешнего мира с момента зачатия. Факторы, которые действуют на развитие организма от момента зачатия до рождения, приводят к формированию врожденных особенностей человека. Описано более 400 факторов, влияющих на ход нормального внутриутробного развития плода, и в первую очередь на формирующийся мозг будущего ребенка. Условно это многообразие делят на группы:

а) внешние – внутренние факторы;

б) биологические, физические, психологические.

 

-2- Биологические факторы.

1) Хромосомные аномалии

некоторые из них передаются по наследству, однако большинство связано с нарушениями сперматогенеза и процесса оплодотворения

2) Острые или хронические заболевания матери

гипертония, пороки сердца, анемия (малокровие – пониженный гемоглобин), ожирение, сахарный диабет и другие заболевания приводят к нарушениям нормального периода беременности на различных ее сроках:

ü неукротимая рвота;

ü нефропатия (почки – отечность);

ü угроза прерывания беременности;

ü токсикозы беременности;

ü а также, маточное кровотечение, нарушения плацентарного кровообращения, отслойка плаценты и т.д.

3) Инфекции

Влияние инфекций на плод

Инфекция Выкидыш Физические деформации Психические нарушения Преждевременные роды и низкий вес
Вирусные инфекции
СПИД - ? + ?
Ветряная оспа - + + +
Герпес генитальный + + + +
Свинка + ? - -
Краснуха + + + +
Бактериальные инфекции
Сифилис + + + ?
Туберкулез + ? + +
Паразитические инфекции
Токсоплазмоз + + + +
Малярия + - - +

4) Нарушения питания плода

Данные об этом факторе очень противоречивы. Считается, что отсутствие необходимых веществ в первый триместр приводит к выкидышам или физическим дефектам плода. Во втором и третьем триместрах это может привести к проблемному весу при рождении и маленькой головке ребенка. Серьезное влияние на психическое развитие ребенка оказывает отсутствие питательных веществ в третьем триместре, когда активно развиваются кора головного мозга и ЦНС ребенка. Также могут возникнуть дефекты внутренних органов (печень, почки) и слабая иммунная система.

5) резус-несовместимость матери и плода

возможные последствия: нарушения психического развития, сердечной мышцы, ДЦП, младенческая смертность.

6) Возраст женщины

после 30 лет возрастает риск женской бесплодности, выкидышей и рождения детей с хромосомными дефектами. Во всем остальном 20-тилетние и 40-летние женщины имеют равные шансы на рождение здорового ребенка.

7) прием лекарств во время беременности

Аспирин – при повторяющемся использовании приводит к проблемному весу при рождении, младенческой смертности, замедлению моторного развития, низким показателям интеллекта.

Кофеин – поступающий с кофе, чаем, какао, колой – больше 3 чашек в день – может отразиться в сниженном весе, преждевременных родах, выкидышах и абстинентном синдроме новорожденного (повышенная раздражимость, может быть рвота).

Особо опасным для приема лекарственных препаратов является период первого триместра беременности – велика вероятность формирования физических дефектов.

Применение лекарственных препаратов в более поздний период беременности может привести к нарушению дыхательных функций, сердечно-сосудистой системы и снижению интеллектуального потенциала будущего ребенка.

8) Алкоголизм и наркомания родителей

Дети матерей принимавших кокаин, героин, методон подвержены риску широкого спектра проблем: недоношенность, низкий вес при рождении и физические дефекты (чаще всего страдают глаза, гениталии, мочеполовой тракт, а также головной мозг), приводящих к высокой смертности таких детей вскоре после рождения. У таких детей в период дошкольного детства отмечается отставание психофизического развития – низкая активность, медленное развитие моторики, трудный сон, трудности внимания и памяти.

Марихуана – дети, подвергшиеся ее влиянию в пренатальном периоде имеют меньший размер головы, нарушения сна и психических функций в дошкольном детстве, реакции вздрагивания и тики.

Алкогольный синдром – дети алкоголичек рождаются с врожденным алкогольным синдромом, ведущем к ментальным (психическим) нарушениям в онтогенезе, а также медленному развитию моторики, речи, памяти. Чаще всего такие дети гиперактивны.

 

ВЫВОД: большинство указанных выше факторов приводят к кислородной гипоксии (кислородная недостаточность) плода и нарушению маточно-плацентарного кровообращения. Кислородная недостаточность угнетает синтез нуклеиновых кислот и белков, что и ведет к структурным нарушениям пренатального развития. Это основная причина формирования физических и психофизиологических дефектов в период эмбрионального развития.

 

 

-3- Физические факторы

1) травмы в период беременности и родов

Данные факторы способствуют возникновению механических травм головного мозга и асфиксии (удушья), являющихся вторичными факторами, вызывающими дополнительные расстройства первичного поражения мозга плода.

2) Профессиональные вредности, загрязнения окружающей среды, радиация.

Ртуть, свинец – приводит к физическим дефектам, когнитивным проблемам, нарушениям речи и по результатам вскрытия детей, подвергшихся влиянию, к серьезным нарушениям мозга.

Радиация – физические уродства, неразвитый мозг, выкидыши; возможен отсроченный механизм проявления воздействия радиации на плод – рак в дошкольном детстве, нарушения активности мозга, ведущие к задержке интеллектуального развития, речевые и эмоциональные проблемы ребенка.

-4- Психологические факторы

“Развитие плода – это результат не только биологического созревания, но и социального процесса очеловечивания. Мать и внешние воздействия творят психику неродившегося ребенка”. (Т. Верни)

1) Позитивные эмоции ожидания ребенка как матерью, так и ее окружением.

доказано существование связи эмоционального состояния женщины с последующим развитием ее ребенка. Позитивные материнские эмоции благотворно влияют на психофизическое развитие плода.

2) Эмоциональные потрясения и стрессы беременной

Депрессивные реакции и переживания приводит к риску следующих нарушений в развитии плода: выкидыши и преждевременные роды, критический вес при рождении, респираторные заболевания новорожденного, пищеварительные расстройства, физические дефекты. Сильный стресс женщины в период до 4 месяца скорее всего отразится на нервной системе или формирующемся тельце будущего ребенка. К 6 месяцам плод способен перевести информацию поступающую от матери в эмоцию.

Так, волнения женщины в начале беременности отражаются на пролонгированном течении родов в случае рождения мальчика и, наоборот, в преждевременных родах у девочек.Страх беременной перед родами более значим для девочек, создавая проблему переношенности беременности, затяжного течения родов и отсутствия крика при рождении девочки.

3) Разнообразные влияния окружающей среды.

Различные социальные стимулы уже в этот период важны для будущего интеллектуального развития (их отсутствие приводит к недостатку сенсорной стимуляции плода, что угнетает развитие его мозга). В тоже время ритмы современной эстрады, тяжелый физический труд, учебные перегрузки, общее плохое физическое состояние женщины может привести к преждевременным или стремительным родам, а также высокой раздражительности новорожденного.

ИТАК, мать – это первая вселенная ребенка, она является посредником между ним и внешним миром. Плод пока не может прямо воспринимать влияния мира, но он улавливает ощущения, чувства, мысли, которые возникают у женщины. Это и есть механизм влияния окружающего на зарождающуюся психику, которое может отразиться как непосредственно, т.е. сейчас, на формировании тела и мозга плода, либо на более поздних этапах развития психики – в детстве.

ВАЖНЕЙШЕЙ ЗАДАЧЕЙ будущих родителей в период беременности является исключение воздействия на плод неблагоприятных факторов и целенаправленное использование благоприятных стимулов среды в процессе формирования психики еще не рожденного ребенка.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...