История пренатального развития начинается с момента оплодотворения яйцеклетки сперматозоидом, которого невозможно увидеть невооруженным глазом.
Весь период пренатального развития, длящийся 38-40 недель беременности, делится на три фазы: фаза зиготы, фаза эмбриона, фаза плода. В период зиготы ( с момента оплодотворения до 2 недель – до момента имплантации ) возникают первые тканевые закладки будущего организма. Этот период связан с возникновением основных систем жизнеобеспечения плода. Осознавая всю важность данного периода профессор И.Г. Брехман сформулировал закон достаточного основания жизни: нормальное эмбриональное развитие ребенка требует основательного притока не только вещественных элементов, но и энергетического потока и обязательно информационного оформления. Период эмбриона наступает с момента имплантации зиготы к стенкам матки и длится до 9 недель. Это один из самых значительных с точки зрения пренатальных изменений период, связанный с формированием тела будущего ребенка и его внутренних органов. 1месяц - к 20 дню начинает биться сердце ребенка; - закладываются основы мозга и нервной системы будущего ребенка; - напоминает головастика; - к концу месяца весит примерно 15 грамм, 10-12 мм в длину. 2 месяц - формируются основные части тела (руки, ноги, пальчики) и лица (глаза и веки – пока закрыты – уши, нос, шея), а также основные внутренние органы; - развивается центральная и периферическая нервная система: 1,5 –месячный эмбрион реагирует на боль, отстраняется от света, откликается на прикосновения к подошвам. - в 6-7 недель возникает орган вкуса, чуть позднее он начинает ощущать вкус и запах околоплодных вод; - скорее похож на человека, чем на головастика; - весит 20-25 грамм, 25 мм в длину. Некоторые пренатальные психологи считают, что эмбрион способен реагировать на настроение матери еще до появления нервной системы благодаря клеткам способным улавливать изменения в составе крови матери.
Фаза плода с 9 недель беременности до рождения ребенка. Отличается быстрым увеличением размеров плода. В это время заканчивается формирование плаценты, которая вырабатывает гормоны, необходимые для поддержания беременности. В клетках плаценты образуются ферменты, которые обрабатывают вещества, поступающие с кровью матери в преемлемую для плода форму. 3 месяца - начинают функционировать мышцы, плод делает первые движения; - появляются ноготки на пальцах; - формируется голосообразующий аппарат; - формируется 20 зачатков будущих зубов ребенка; - появляется хватательный рефлекс (11-12 неделя) и сосательный (13-14 недель); - к 12 неделе появляются гениталии плода и пол ребенка становится очевидным; - весит 30-35 грамм, 10 см в длину. II триместр (4-6 месяцев) - плод становится более активным, поворачивается из стороны в сторону; - между 17 и 20 неделями женщина начинает впервые чувствовать движения плода в утробе. Важно прислушиваться к движениям плода, которые являются пока единственным средством общения матери и ребенка; - 6-месячный плод способен сворачиваться, переворачиваться вниз головой под давлением внутриутробной жидкости; - он способен сосать палец, закрывать руками лицо, особенно когда мать волнуется; - прозрачная кожа плода становится красной, морщинистой, покрывается мягкими волосками; - обладает зрительным восприятием, открывает веки, в 17 недель начинает жмуриться; - плод не только слышит, но и различает звуки; - 24-28 недель – происходит развитие высших отделов коры головного мозга, что оказывает влияние не только на будущее умственное развитие ребенка, но и развитие слуха и его креативных способностей; - плод способен ощущать некоторые запахи и обладает чувством вкуса;
На 6-ом месяце начинают функционировать все органы чувств: 3 мес. – тактильная чувствительность; 4 мес. – вкусовая; 5 мес. – вестибулярная; 5-6 мес. – слуховая и зрительная. - с 22-26 недели настает период жизнеспособности в случае преждевременного рождения. III триместр (7-9 недель) - активно пинается и отвечает на раздражители; - может сосать большой палец; - продолжается развитие мозга и легких, которые готовы к новому типу дыхания; - кости головы остаются мягкими и гибкими, обеспечивая возможность прохождения по родовым путям; - плод опускается вниз головой; - весит от 2,5 до 4 кг, в длину 48-53 см. - за 1,5-2 месяца до родов нужно начать формирование будущих “привычек” ребенка, режим дня удобный матери и малышу.
-2- Сензитивные периоды пренатального развития. Исследования пренатальной физиологии и психологии показывают неоднородность периода беременности в отношении сензитивности развития внутриутробного ребенка. Очевидно, что существуют периоды наиболее чувствительного развития тела и психики еще не родившегося ребенка. Наиболее чувствительным к влиянию тератогенов (неблагоприятных факторов), а значит самым опасным периодом, в котором возможно формирование значительных врожденных физических и психических нарушений, является период эмбриона (с 3-х до 9-ти недель).
ИТАК, еще задолго до рождения плод готов к восприятию стимулов внешней среды. В ходе пренатального развития существуют периоды различной степени восприимчивости плода к воздействию факторов, влияющих на его психофизическое формирование.
Факторы психофизического развития плода 1. Понятие о факторах психофизического развития. 2. Биологические факторы. 3. Физические факторы. 4. Психологические факторы.
-1- Сегодня ученым известно, что зародыш испытывает на себе влияние внешнего мира с момента зачатия. Факторы, которые действуют на развитие организма от момента зачатия до рождения, приводят к формированию врожденных особенностей человека. Описано более 400 факторов, влияющих на ход нормального внутриутробного развития плода, и в первую очередь на формирующийся мозг будущего ребенка. Условно это многообразие делят на группы: а) внешние – внутренние факторы; б) биологические, физические, психологические.
-2- Биологические факторы. 1) Хромосомные аномалии некоторые из них передаются по наследству, однако большинство связано с нарушениями сперматогенеза и процесса оплодотворения 2) Острые или хронические заболевания матери гипертония, пороки сердца, анемия (малокровие – пониженный гемоглобин), ожирение, сахарный диабет и другие заболевания приводят к нарушениям нормального периода беременности на различных ее сроках: ü неукротимая рвота; ü нефропатия (почки – отечность); ü угроза прерывания беременности; ü токсикозы беременности; ü а также, маточное кровотечение, нарушения плацентарного кровообращения, отслойка плаценты и т.д. 3) Инфекции Влияние инфекций на плод
4) Нарушения питания плода
Данные об этом факторе очень противоречивы. Считается, что отсутствие необходимых веществ в первый триместр приводит к выкидышам или физическим дефектам плода. Во втором и третьем триместрах это может привести к проблемному весу при рождении и маленькой головке ребенка. Серьезное влияние на психическое развитие ребенка оказывает отсутствие питательных веществ в третьем триместре, когда активно развиваются кора головного мозга и ЦНС ребенка. Также могут возникнуть дефекты внутренних органов (печень, почки) и слабая иммунная система. 5) резус-несовместимость матери и плода возможные последствия: нарушения психического развития, сердечной мышцы, ДЦП, младенческая смертность. 6) Возраст женщины после 30 лет возрастает риск женской бесплодности, выкидышей и рождения детей с хромосомными дефектами. Во всем остальном 20-тилетние и 40-летние женщины имеют равные шансы на рождение здорового ребенка. 7) прием лекарств во время беременности Аспирин – при повторяющемся использовании приводит к проблемному весу при рождении, младенческой смертности, замедлению моторного развития, низким показателям интеллекта. Кофеин – поступающий с кофе, чаем, какао, колой – больше 3 чашек в день – может отразиться в сниженном весе, преждевременных родах, выкидышах и абстинентном синдроме новорожденного (повышенная раздражимость, может быть рвота). Особо опасным для приема лекарственных препаратов является период первого триместра беременности – велика вероятность формирования физических дефектов. Применение лекарственных препаратов в более поздний период беременности может привести к нарушению дыхательных функций, сердечно-сосудистой системы и снижению интеллектуального потенциала будущего ребенка. 8) Алкоголизм и наркомания родителей Дети матерей принимавших кокаин, героин, методон подвержены риску широкого спектра проблем: недоношенность, низкий вес при рождении и физические дефекты (чаще всего страдают глаза, гениталии, мочеполовой тракт, а также головной мозг), приводящих к высокой смертности таких детей вскоре после рождения. У таких детей в период дошкольного детства отмечается отставание психофизического развития – низкая активность, медленное развитие моторики, трудный сон, трудности внимания и памяти. Марихуана – дети, подвергшиеся ее влиянию в пренатальном периоде имеют меньший размер головы, нарушения сна и психических функций в дошкольном детстве, реакции вздрагивания и тики. Алкогольный синдром – дети алкоголичек рождаются с врожденным алкогольным синдромом, ведущем к ментальным (психическим) нарушениям в онтогенезе, а также медленному развитию моторики, речи, памяти. Чаще всего такие дети гиперактивны.
ВЫВОД: большинство указанных выше факторов приводят к кислородной гипоксии (кислородная недостаточность) плода и нарушению маточно-плацентарного кровообращения. Кислородная недостаточность угнетает синтез нуклеиновых кислот и белков, что и ведет к структурным нарушениям пренатального развития. Это основная причина формирования физических и психофизиологических дефектов в период эмбрионального развития.
-3- Физические факторы 1) травмы в период беременности и родов Данные факторы способствуют возникновению механических травм головного мозга и асфиксии (удушья), являющихся вторичными факторами, вызывающими дополнительные расстройства первичного поражения мозга плода. 2) Профессиональные вредности, загрязнения окружающей среды, радиация. Ртуть, свинец – приводит к физическим дефектам, когнитивным проблемам, нарушениям речи и по результатам вскрытия детей, подвергшихся влиянию, к серьезным нарушениям мозга. Радиация – физические уродства, неразвитый мозг, выкидыши; возможен отсроченный механизм проявления воздействия радиации на плод – рак в дошкольном детстве, нарушения активности мозга, ведущие к задержке интеллектуального развития, речевые и эмоциональные проблемы ребенка. -4- Психологические факторы “Развитие плода – это результат не только биологического созревания, но и социального процесса очеловечивания. Мать и внешние воздействия творят психику неродившегося ребенка”. (Т. Верни) 1) Позитивные эмоции ожидания ребенка как матерью, так и ее окружением. доказано существование связи эмоционального состояния женщины с последующим развитием ее ребенка. Позитивные материнские эмоции благотворно влияют на психофизическое развитие плода. 2) Эмоциональные потрясения и стрессы беременной Депрессивные реакции и переживания приводит к риску следующих нарушений в развитии плода: выкидыши и преждевременные роды, критический вес при рождении, респираторные заболевания новорожденного, пищеварительные расстройства, физические дефекты. Сильный стресс женщины в период до 4 месяца скорее всего отразится на нервной системе или формирующемся тельце будущего ребенка. К 6 месяцам плод способен перевести информацию поступающую от матери в эмоцию. Так, волнения женщины в начале беременности отражаются на пролонгированном течении родов в случае рождения мальчика и, наоборот, в преждевременных родах у девочек.Страх беременной перед родами более значим для девочек, создавая проблему переношенности беременности, затяжного течения родов и отсутствия крика при рождении девочки. 3) Разнообразные влияния окружающей среды. Различные социальные стимулы уже в этот период важны для будущего интеллектуального развития (их отсутствие приводит к недостатку сенсорной стимуляции плода, что угнетает развитие его мозга). В тоже время ритмы современной эстрады, тяжелый физический труд, учебные перегрузки, общее плохое физическое состояние женщины может привести к преждевременным или стремительным родам, а также высокой раздражительности новорожденного. ИТАК, мать – это первая вселенная ребенка, она является посредником между ним и внешним миром. Плод пока не может прямо воспринимать влияния мира, но он улавливает ощущения, чувства, мысли, которые возникают у женщины. Это и есть механизм влияния окружающего на зарождающуюся психику, которое может отразиться как непосредственно, т.е. сейчас, на формировании тела и мозга плода, либо на более поздних этапах развития психики – в детстве. ВАЖНЕЙШЕЙ ЗАДАЧЕЙ будущих родителей в период беременности является исключение воздействия на плод неблагоприятных факторов и целенаправленное использование благоприятных стимулов среды в процессе формирования психики еще не рожденного ребенка.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|