Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел II. Психология пренатального развития ребенка




 

Теории пренатального развития психики

1. Введение в пренатальную психологию.

2. Теории пренатальной физиологии.

3. Теории пренатальной психологии и психотерапии.

4. Теории пренатальной антропологии.

-1-

Пренатальная психология – это новейшая область знаний, изучающая условия и закономерности внутриутробного развития человека и их влияния на всю последующую жизнь личности. /Г.И. Брехман/

Предметом пренатальной психологии являются механизмы психической жизни человека в пренатальной фазе и процесс восприятия плодом информации от матери.

Основные задачи:

ü научное обоснование и разработка технологий дородовой охраны матери и ребенка;

ü получение достоверных данных о психическом, эмоциональном и интеллектуальном развитии ребенка до родов и в момент их.

Прикладное значение пренатальной психологии:

1. позволяет пересмотреть взгляд не беременность и родовой процесс;

2. способствует оптимизации родовспоможения: подготовка к зачатию, ведение беременности, психопрофилактическая подготовка беременной семьи к родам;

3. устанавливает новые принципы взаимоотношений с беременной и новорожденным, а также членов семьи с не родившимся ребенком.

4. позволяет изменить отношение к возникающим во время беременности отклонениям.

Пренатальная психология, как новейшая дисциплина, пока ставит больше вопросов, чем ответов на них. До настоящего времени отсутствует целостная теоретическая модель внутриутробного развития психики ребенка. Однако, условно их можно разделить на три группы теорий. -? 2,3,4.

-2- Теории пренатальной физиологии

Считают, что ребенок внутриутробного возраста способен воспринимать происходящее вокруг него и непосредственно влияющие на него события. Были обнаружены объективные факты не просто эмбриональной психики, но и разнообразные способности внутриутробного человека, а также доказана связь между эмоциями матери в период беременности и постнатальным развитием младенца.

В качестве источника развития внутриутробной психики рассматривают генетический и социальный факторы, опосредованные материнскими эмоциями, которые могут как созидать программу психики ребенка, так и разрушать ее. Плод способен вбирать опыт и чувства родителей, которые передаются биохимическим путем через пуповину с помощью химических веществ, называемых катехоламинами. Не рожденный ребенок вбирает в себя пренатальные физические чувства и опыт матери. Таким образом, все переживаемое ею переживается и ребенком.

Важно понимать, что плод не только перенимает эмоциональный опыт своих родителей, но и имеет свой собственный пренатальный опыт, механизмы которого не ясны, но факт существования такового имеет место быть.

Созданные на основе этой группы теорий социальные программы заботы о материнстве строятся на необходимости контролировать отрицательное влияние будущей матери на свою беременность, а также они направлены на компенсацию возможных негативных факторов пренатального опыта плода. При таком подходе гарантом благополучной беременности и здорового ребенка является модель внутриутробного развития “РЕГУЛИРУЕМАЯ КОММУНИКАЦИЯ” - согласно ей будущие мать и ребенок должны переживать только позитивные эмоции, все ближайшее окружение стремиться устранить негативные переживания женщины.

-3- Теории пренатальной психологии и психотерапии

Психотерапия понимает внутриутробного ребенка человеческим существом, который обладает субъективностью и способностью к спонтанному самовыражению, таким образом влияя на состояние беременной женщины. С этой точки зрения травматические влияния на плод происходят потому, что у младенца отсутствуют средства коммуникации.

Таким образом, на практике необходимо стремиться к установлению общения между плодом и матерью с помощью психотерапевтических средств, переводящих в слова телесные и визуальные переживания – такая модель называется “НЕОГРАНИЧЕННАЯ КОММУНИКАЦИЯ”.

Последствия пренатальной травматизации также признаются представителями этой группы теорий, однако нельзя знать о ее проявлениях без учета всех факторов пренатального опыта, поскольку травматический эффект проявляется чаще всего при взаимодействии нескольких факторов.

Итак, во-первых, жизненный опыт каждого человека воспринимается через призму предшествующих и неразрешенных травм, во-вторых – схожие или повторяющиеся события приводят к усилению последствий травм, полученных до рождения, т.е. события детства способны подкрепить внутриутробную или родовую травму и тем самым запустить механизм какого-либо психического отклонения.

-4- Теории пренатальной антропологии.

Теории психологической антропологии предлагают интегративную модель пренатального развития.

Юлия Шмурак, известный отечественный психолог-антрополог, считает, что в пренатальном периоде есть 3 критических и 2 стабильных периода, каждому из которых отводится свой механизм и принцип развития:

1 кризис – кризис оплодотворения – зачатия

это период внутриутробной войны, сходный по биологическим механизмам с возникновением в организме опухоли.

Стабильный период – принятие эмбрионом и женщиной совместимости

эмбрион отождествляется с организмом матери в первом триместре (3 месяца).

2 кризис – кризис фетальности

плод снова обособляется с возникновением способности двигаться, мать в свою очередь, придает человеческий смысл двигательной активности своего плода.

Стабильный период – стадия освоения

происходит установление диалога между матерью и ребенком за счет максимального приближения размеров плода к стенкам матки.

3 кризис – кризис внутриутробного младенчества

Родовой кризис.

Таким образом, данная теория рассматривает внутриутробный период как особый возраст, особую ступень развития человеческой психики. Задачей этой ступени является к моменту рождения стать соучастником общения в переживаниях и деятельности матери.

ИТАК, представленные группы теорий разрушают представление о внутриутробном существовании как закрытой системы без всякого психологического содержания. Филосовско-мировоззренческий уровень современных представлений требует признания субъективности не рожденного периода. Психическая жизнь младенца в утробе отличается разнообразием условий и предпосылок для включения ребенка в человеческое сообщество еще до его рождения.

Формирование пренатальной психики и сознания плода

1. Этапы и новообразования пренатального развития.

2. Сензитивные периоды пренатального развития.

 

-1- Этапы и новообразования пренатального периода

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...