Психологическая характеристика периода новорожденности.
⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 1. Кризис рождения. 2. психофизиологическая оценка новорожденного. 3. Психофизические возможности новорожденного и их динамика. 4. “Комплекс оживления”.
-1- Кризис рождения. Рождение ребенка – переход от внутриутробного (паразитарного) типа существования к внеутробному (индивидуальному) образу жизни. Обухова Л.Ф. называет этот период “кризисом новорожденности” или “кризисом рождения”. Новорожденность – период от рождения до появления “комплекса оживления” (2,5 -–3 месяца), характеризующийся первичной адаптацией ребенка к новому окружающему миру. Явление импринтинга объясняет важность первых контактов ребенка и матери сразу после рождения: 1) возникает запечатление образа матери у ребенка и образа ребенка у матери. При первом контакте важны тактильные впечатления ребенка и матери, зрительный контакт их глаз, кормление грудью, а также запах матери. 2) совместное пребывание матери и ребенка создает ситуацию бактериального симбиоза: молозиво (незрелое молоко) содержит витамины, ферменты и антитела, необходимые ребенку для формирования первичного иммунитета к инфекциям и более быстрому адаптированию к новому миру. Основной признак кризиса рождения – резкое снижение веса (потеря в весе в первые дни) – 4-6% от первоначального веса теряет доношенный ребенок в первые 3-4 дня, 10-12% недоношенный или переношенный ребенок. Потеря больше 14% у недоношенных и более 10% у доношенных – признак заболевания или недостаточного ухода за малышом. Первоначальный вес восстанавливается на 6 день (в норме).
-2- Психофизиологическая оценка новорожденного. Сразу после рождения и необходимых медицинских процедур проводится оценка состояния ребенка по шкале Апгар. Результат берется в 1 минуте после рождения и через 5 минут после первой пробы, выражается в баллах (максимум – 10 баллов) и отражает общее состояние новорожденного на момент рождения.
0-3 балла – требуется экстренная помощь по спасению ребенка. 4-6 баллов – удовлетворительное состояние, возможно требуются отдельные реанимационные процедуры. 7-10 баллов – хорошее и превосходное состояние ребенка, которому требуется обычный уход. Важнейшей особенностью новорожденных является наличие комплекса безусловных рефлексов специфичных только для данного периода. Основные безусловные рефлексы новорожденного (норма)
Итак, новорожденный является активным индивидом, приспосабливающимся к новой среде с помощью безусловных рефлексов.
-3- Психофизические возможности новорожденного и их динамика. Исследования последнего десятилетия сильно изменили представления ученых о психофизических возможностях новорожденного ребенка. СЛУХ Сразу после рождения ребенок реагирует на множество звуков: отличает известные от ранее не слышимых, различает ударения в словах и эмоциональную окраску речи, предпочитает сложные звуки монотонным, человеческие голоса выделяет как особые, в первую очередь голос матери. Новорожденный ребенок способен отличать до 150 различных звуков, однако к концу первого года жизни теряет эту способность ограничиваясь звуками родного языка. Американские ученые выяснили, что ребенок 4-х дневного возраста различает разные языки и способен игнорировать чужой язык. В возрасте 3-х месяцев ребенок способен различать несколько сотен слов.
Таким образом, эти способности объясняют необходимость активной речи, обращенной к ребенку со стороны взрослых. ЗРЕНИЕ видит с момента рождения, но в 20 раз слабее, чем взрослый. Способен сфокусировать взгляд на предмете на расстоянии 20-30 см, но видит только его очертания. Активно реагирует на свет, цвет и форму. Новорожденные способны различать крест и круг. В 1 месяц способны воспринять консистенцию объекта, в 8 недель воспринимает константность формы объекта. В 1 месяц ребенок производит следящие движения глаз, сначала в горизонтальной плоскости, затем по вертикали, к 2 месяцам – криволинейные движения глаз. Младенцы предпочитают фиксировать взгляд на человеческих лицах и движущихся объектах. С 2-х недель у ребенка существует единый образ лица и голоса матери и если в этом образе одна часть не совпадает с другой ребенок испытывает дискомфорт. ОБОНЯНИЕ И ВКУС Присутствуют с первого дня рождения. С 4-х дней ребенок различает по запаху груди свою мать. Новорожденный не просто ощущает запах, но и реагирует поворотом головы, изменением сердцебиения и дыхания. Новорожденные демонстрируют предпочтение сладкого вкуса, безразличны к безвкусным предметам, и выражают вкусовые предпочтения как и взрослые с помощью мимики. К 4-м месяцам ребенок начинает позитивно реагировать на соленый вкус, т.е. появляется готовность принимать подсоленную пищу. ОСЯЗАНИЕ Новорожденный не любит прикосновения твердых, шершавых или колючих предметов; чувствительны к предметам с более низкой температурой, чем тело самого ребенка и менее чувствительны к более теплым предметам. Считалось, что новорожденные не чувствительны к болевым ощущениям, однако исследования показали, что это не так.
Тактильная чувствительность новорожденных объясняет почему установление контакта “кожа к коже” между матерью и ребенком является важным условием нормального психического развития. ПАМЯТЬ Переживания и события первых дней жизни, по мнению современных психоаналитиков, оказывают влияние на всю дальнейшую жизнь человека. Данные подтверждают способность маленького ребенка хранить пережитый опыт в своей памяти всю жизнь. Исследования с недоношенными детьми выявили даже у них наличие памяти.
СОЗНАНИЕ Ребенок, родившийся 1 час назад, способен повторить гримасу взрослого если она включает движения (например, высунуть язык). Исследования с восьминедельными детьми показало, что ребенок не только повторяет движения сразу, но и спустя 24 часа при появлении того же взрослого, хотя тот уже не демонстрирует то выражение лица. Некоторые когнитивные психологи считают, что дети обладают врожденным чувством числа, но скорее всего речь идет о наличии у человека биологической основы для счета и измерения. ТАКИМ ОБРАЗОМ, уже с момента рождения новорожденный обладает ощущениями всех элементарных форм отражения окружающего мира, благодаря которым происходит его дальнейшее познавательное развитие. Эти формы представляют собой генетически заданные структуры сенсорных систем, из которых в последующем в ходе прижизненной модификации формируются сложные познавательные структуры. В число таких базовых элементов включены механизмы зрительного, слухового и мышечного сосредоточения, механизмы слежения за объектом, их сличения, локализации, сохранения в памяти и даже обработки следов их воздействий. С первых минут жизни ребенок реагирует на социальные явления. Это означает, что он изначально наделен способностью реагировать на мир человека, т.е. рождается уже с уникальными человеческими возможностями.
Проблемный вопрос: ? – Одной из основ теории Выготского является тезис о социальном происхождении психических функций человека. Выдвигая его Выготский был вынужден примирить этот тезис с неоспоримым фактом существования психических функций у новорожденного. Как он это сделал? Ответ – Данное противоречие Выготский логично объяснил различением низших (“натуральных, природных”) психических функций и высших (социальных). Первые – врожденные, неопосредованные, непроизвольные и изолированные друг от друга. Высшие психические функции формируются социально, они опосредованы, произвольны и объединены в системы.
-4- “Комплекс оживления”. “Комплекс оживления” – это основное новообразование первого критического периода в развитии ребенка, который свидетельствует о возникновении индивидуальной психической жизни ребенка, знаменует собой конец периода новорожденности (2-3 месяца).
Предпосылки “комплекса оживления” и его элементы: - фиксация взгляда и замирание, - сосредоточение, - улыбка, - двигательное оживление ручек и ножек, - гуление, - крик и плач для привлечения внимания. В противоречии между максимальной социальностью и минимальными средствами общения заложена основа всего психического развития ребенка в младенческом возрасте.
Общая характеристика психологических особенностей раннего возраста 1. Социальная ситуация раннего детства. 2. Развитие предметной деятельности. 3. Развитие познавательной сферы в раннем детстве. 4. Становление личности ребенка.
-1- Социальная ситуация раннего детства. Сформировавшиеся в младенчестве формы физической и психической активности создают предпосылки для перехода ребенка к усвоению разных видов общественного опыта, который происходит в раннем детстве. Важнейшими факторами физического развития в раннем детстве являются: освоение ходьбы, овладение ю, освоение предметной деятельности. Они приводят к новой ситуации развития ребенка в раннем детстве – это ситуация совместной деятельности ребенка со взрослым по поводу усвоения единства вырабатываемых способов употребления предметов. Таким образом, специфичность социальной ситуации развития в раннем детстве состоит в том, что образец действия с предметом принадлежит взрослому, ребенок овладевает этими способами перемещая свой интерес от взрослого на предмет в начале раннего возраста и от предмета на взрослого к концу этого периода, начинает сравнивать свои предметные действия с действиями взрослого.
-2- Развитие предметной деятельности. Предметно-манипулятивная деятельность является ведущей в раннем детстве, она направлена на усвоение общественно выработанных способов употребления предметного окружающего мира. Д. Б. Эльконин обозначил две основные линии развития предметной деятельности: 1) от совместного со взрослым до самостоятельного, 2) развитие способов выполнения действий. Выделяют три основных этапа развития предметной деятельности: 1 этап – овладение специфическим способом употребления предмета, 2 этап – перенос усвоенного способа на другие предметы, 3 этап – возникновение игрового действия, когда усвоенное применяется к игрушке или предметам-заместителям. В раннем возрасте ребенок усваивает два основных типа предметной деятельности: орудийные и соотносящие. Орудийным называется действие с предметом используемым для воздействия на второй предмет. П.Я. Гальперин выделял “ручной” этап и собственно орудийные действия. Соотносящие действия направлены на пространственное соотнесение нескольких предметов или частей одного предмета друг с другом. Способы овладения соотносящими действиями зависят от правильного обучения ребенка со стороны взрослого. Формирование предметной деятельности ребенка не отдельно от его общения со взрослыми, которое является ситуативно-деловым. Общение выступает формой организации и средством предметной деятельности. Основу такого общения составляет передача способов действия с предметом в начале и контроль и оценка взрослым выполнения ребенком действия к концу раннего возраста.
-3- Развитие познавательной сферы в раннем детстве. Способность к перемещению ребенка значит расширение круга вещей, которые становятся объектом его познания. Новые предметы открывают ребенку новые способы их обследования и обнаруживают скрытые связи и отношения окружающего мира. В ходе предметной деятельности наряду с естественным научением ребенка зарождаются первые интеллектуальные операции и наглядно-действенное мышление. Ребенок начинает выделять общие и постоянные признаки предметов, что приводит к формированию обобщений и первых понятий, формируются способы замещения реальных предметов воображаемыми. При восприятии внешнего мира ярко проявляется эгоцентризм детского мышления. К двум годам ребенок постепенно понимает свою обособленность, отделение от всего другого мира, но считает что он (мир) создан только для него. Главным стимулом развития умственной деятельности детей раннего возраста, по мнению Ж. Пиаже, является чувственная двигательная активность. Ранний возраст относится к сенсомоторному периоду умственного развития, точнее к 5-ой и 6-ой стадии: 5-я стадия (1-1,5 года) – третичные круговые реакции. Эксперимент с предметами. Цель эксперимента заключена в самом предмете. Ребенок увлеченно исследует как ведет себя предмет в новой ситуации. Появляется собственная мыслительная деятельность – ребенок ищет новые способы взаимодействия с ранее неизвестными предметами. 6-я стадия (1,5 – 2 года) Появление символического мышления, когда ребенок продолжает операции не с реальным, а с воображаемым предметом, становится способным решать простейшие задачи в уме не прибегая к методу проб и ошибок. Накопленные в ходе предметной деятельности впечатления составляют основу для развития речи ребенка, которая в период раннего детства формируется особенно интенсивно.
-4- Становление личности ребенка. Предметная деятельность приводит к формированию важнейших новообразований раннего возраста – появления “ЛИЧНОГО ДЕЙСТВИЯ”. Тогда и появляется первое “Я сам”. Это приводит к изменению отношения ребенка к взрослому. Так к трем годам складываются следующие личностные новообразования возраста: 1. начатки самосознания в форме первых представлений о себе. Начинает формироваться примерно в год, чаще всего по отношению к частям своего тела, к 1,5 годам он способен узнавать себя в зеркале, а к 3 годам с помощью зеркала у него формируется представления о себе в настоящем, возникает интерес к своей тени. Откликается на свое имя, усваивает пол и с интересом реагирует на людей, носящих такое же имя как и он. 2. Половая идентификация. К 3-м годам ребенок не только знает мальчик он или девочка, но и начинает усваивать определенные для своего пола стили и формы поведения. 3. Возникновение самооценки. У ребенка появляется способность оценивать себя и свои действия (самооценка высокая), а также появляются притязания на признание со стороны взрослых. Положительно оценивая определенные действия ребенка взрослые тем самым побуждают детей совершать позитивные поступки, чтобы получить похвалу и признание.
Становление самосознания ребенка, проявляющееся в отстаивании позиции “Я сам” приводит к кризису социальных отношений в конце третьего года жизни. Причиной кризиса выступает противоречие между потребностью ребенка в самостоятельности и невозможностью ее достижения без взрослого, поэтому для разрешения кризиса трех лет следует предоставить ребенку такую сферу деятельности где он мог бы проявить самостоятельность. Этой сферой выступает новый вид деятельности – ИГРА, знаменующая переход ребенка из периода раннего детства в дошкольный возраст.
ИТАК, ранний возраст – это стадия психического развития ребенка от 1 года до 3-х лет, которая характеризуется изменениями в индивидуальном психическом развитии ребенка: 1. формируется ходьба и развивается мелкая моторика, что расширяет возможности познания ребенком окружающего мира; 2. формируется ситуативно-деловое общение со взрослым и появляются первые признаки общения со сверстниками; 3. развиваются когнитивные процессы; 4. овладение пассивной и активной речью; 5. формируется самосознание ребенка и аффективно-волевая сфера. За первые три года жизни ребенок проходит половину пути своего психического развития, 90% работы по усвоению языка. Для психики ребенка раннего возраста характерны: 1. высокая зависимость от наглядной ситуации, 2. психическое отражение функционирует в тесной связи с практическими действиями, 3. выражен аффективный характер направленности на внешний мир.
Сенсорное развитие дошкольника 1. Психологические основы сенсорного развития детей. 2. Формирование действий восприятия у дошкольников. 3. Усвоение сенсорных эталонов детьми.
-1- Психологические основы сенсорного развития детей. Важной составляющей частью общего интеллектуального развития ребенка является развитие его сенсорики – основы для формирования познавательных потребностей и деятельности ребенка. Сенсорное развитие означает целенаправленное совершенствование сенсорных процессов ребенка – ощущений, восприятия, представлений. Дошкольное детство является сензитивным периодом сенсорного развития. Основной задачей педагогов является формирование у детей умения воспринимать и представлять предметы и явления. Психологическую основу сенсорного развития составляют следующие научные положения: 1. психофизиологическая основа сенсорного развития – ощущения, восприятие, представления. 2. сенсорное развитие социально обусловлено, т.е. вышеназванные сенсорные процессы имеют социальную природу, они развиваются в процессе усвоения ребенком сенсорного опыта. 3. сенсорные процессы имеют рефлекторную основу, т.е. являются ориентировочно-исследовательскими действиями активного характера с движениями глаз, рук. 4. полноценное сенсорное развитие ребенка дошкольного возраста обеспечивается использованием широкого круга продуктивных видов деятельности. Сенсорное развитие дошкольников включает две основные задачи: 1) овладение детьми действиями восприятия, позволяющими полно и расчленено воспринимать окружающий мир, 2) усвоение представлений о разнообразных свойствах и отношениях предметов и явлений (усвоение сенсорных эталонов).
-2- Формирование действий восприятия у дошкольников. Процесс формирования действия восприятия является длительным и сложным, охватывает весь период дошкольного детства. На протяжении дошкольного детства способы обследования предмета существенно изменяются, становятся все более сложными, ориентировочными действиями собранными в систему. Выделяют три основных этапа формирования перцептивного образа воспринимаемого предмета: 1 этап – формирование перцептивных действий начинается с того, что ребенок знакомится с предметом с помощью практических проб (материальное действие с предметом). 2 этап – сенсорные процессы перестраиваются под воздействием практических действий ребенка, превращаются в первые перцептивные действия, которые предвосхищают практические манипуляции. 3 этап – перцептивные действия глаз сворачиваются, время протекания сокращается, восприятие предмета начинает носить характер быстрого и одновременно пассивного процесса, т.к. ориентировочные действия глаз ребенка и его руки становятся практически незаметными. Таким образом, перцептивные действия по восприятию предмета формируются на основе процесса интериоризации (сворачивание внешних действий во внутренние незаметные) от внешних практических проб к внутренним соотносящим движениям глаз, которые становятся почти моментальными и внешне незаметными. Таким образом, важнейшей задачей сенсорного развития в дошкольном детстве является формирование у ребенка умения правильно и полно воспринимать предмет – это означает необходимость формирования умения самостоятельно рассматривать и обследовать предмет с целью его точного отражения. Культурой восприятия является следующая система действий: 1 этап – последовательное прослеживание основных очертаний предмета. 2 этап – прослеживание очертаний предмета одновременно с действием, соотнесение уже прослеживаемого контура с прослеживаемым в данный момент для создания общего представление об очертаниях предмета. 3 этап – сравнение очертаний с различными видами фор, выделение соответствующей очертанию формы и обозначения ее в слове. 4 этап – выделение отдельных частей предмета и определение их формы в ходе отслеживания контура каждой части. 5 этап – установление пространственного взаимоотношения выделенных частей: определяется центральная часть предмета и как все другие соотносятся с ней. 6 этап – после детального обследования всех частей предмета ребенок еще раз отслеживает общий вид предмета, его контур.
-3- Усвоение сенсорных эталонов детьми. Сенсорные эталоны – выработанные человечеством представления об основных разновидностях каждого вида свойств и отношений – цвета, формы, величины, положения в пространстве, во времени и др. В ходе дошкольного детства выделяют три основных этапа в развитии способности отражать свойства предметов: 1 этап – сенсомоторный период (до 3-х лет) – ребенок способен отражать только отдельные свойства предмета. 2 этап – от 3 до 5 лет – ребенок использует предметные эталоны, т.е. конкретные предметы он соотносит с образом эталонного предмета. 3 этап – от 5 лет и старше – ребенок воспроизводит предметы на основании усвоенной в ходе опыта и обобщений сенсорной системы эталонов. Усвоение сенсорных эталонов – это длительный и сложный процесс, которые не означает только правильного называния того или иного свойства. Оно подразумевает использование сенсорных эталонов в качестве единиц измерения при оценке свойств вещей. Овладение всяким сенсорным эталоном проходит ряд этапов: 1 этап – ребенку дается бытовой вариант эталона (как огурчик – зеленый). 2 этап – эталон дается ребенку во внешнем материальном виде (вырезание из картона фигуры, с которой ребенок сравнивает предмет и дает обозначение его свойства). 3 этап – необходимость во внешних сенсорных мерках и внешних манипуляциях с ними отпадает, ребенок начинает оперировать сложившимися внутренними представлениями об эталонах. Целенаправленный процесс усвоения сенсорных эталонов начинается после трех лет. Для эффективности этот процесс должен носить обучающий характер: сначала детей знакомят с основными образцами, затем с их разновидностями. Все условия для овладения сенсорными эталонами создается в продуктивной деятельности дошкольников.
Развитие мышления 1. Общие особенности мышления дошкольника. 2. Виды мышления дошкольников. 3. Формирование умственных действий и понятий в процессе обучения.
-1- Общие особенности мышления дошкольника. Наиболее широко вопросы детского мышления изучали Ж. Пиаже и Л. С. Выготский. Мышление ребенка, по их мнению, не имеет ничего общего с мышлением взрослого, оно обладает своей примитивной логикой и приемами. Ж. Пиаже выделил 2 основные особенности детского мышления: - эгоцентричность, - примитивность. Эгоцентричность дошкольника проявляется в том, что ему трудно признать собственного незнания чего-либо: в 4-5 лет от ребенка невозможно услышать “не знаю”, скорее он даст абсурдный ответ, чем признается в его абсурдности. Примитивность детского мышления проявляется в отсутствии категории причинности, когда ребенок связывает в одну цепочку и действия и причины и следствия и отдельные, не имеющие к ним отношения, явления. Ребенок смешивает причину со следствием, что приводит к невозможности правильного ответа. Примитивность мышления дошкольника проявляется также в его конкретности и абсолютности: он воспринимает предмет с той стороны, с которой он привык его видеть. Н-р, 6-тилетний ребенок уже различает правую и левую руку, но не понимает что один и тот же предмет может быть одновременно правым и левым. Ж. Пиаже выделил такую особенность детского мышления как синкретизм – это явление легкого сближения понятий, имеющих внешнюю сходную часть, проявляющееся как замещение одного незнакомого понятия другим более знакомым. Для того чтобы не показаться глупее взрослых, употребляющих незнакомые слова и понятия, дошкольник вырабатывает такой способ приспособления, который позволяет ему внешне владеть непонятыми выражениями. Л. С. Выготский критиковал концепцию эгоцентризма детского мышления, предложенную Ж. Пиаже. Вышеназванные особенности детского мышления он объяснял спонтанностью и несистематичностью понятий ребенка. По его мнению, ребенок синкретичен и нечувствителен к противоречиям потому что в его мышлении господствует восприятие.
-2- Виды мышления дошкольников. Наиболее разработанная теория интеллектуального развития была предложена Ж. Пиаже. Он рассматривал когнитивное развитие как процесс созревания, проходящий через хорошо различимые стадии к конечной цели – зрелому мышлению. До определенного возраста, утверждает Ж. Пиаже, высказывания детей обнаруживают незрелое мышление. Пиаже выделил в этом развитии 4 стадии: 1. сенсомоторная стадия (до 2-х лет) В это время у ребенка развиваются разнообразные способности. Он ищет предметы, которые вышли из поля зрения и может в какой-то степени предполагать, где они находятся. Он способен также координировать информацию, поступающую от разных органов чувств. Другое значительное достижение на данной стадии – развитие способности к целенаправленным действиям. На первых этапах грудной ребенок совершает только те произвольные движения, которые сами по себе чем-то для него привлекательны и интересны, но постепенно он переходит к действиям, направленным на достижение цели. Первоначально они основаны лишь на ранее освоенных произвольных движениях, в дальнейшем ребенок начинает самостоятельно и целенаправленно варьировать сове поведение. 2. Стадия дооперационного мышления (от 2 до 6 лет). На этой стадии начинает формироваться вербальное и понятийное мышление. Первый этап, или первая стадия мышления, характеризуется тем, что ребенок осваивает окружающий мир на поведенческом уровне, но не может предвидеть или выразить словесно последствия того или иного события. Н-р, он узнает предмет, если видит его под другим углом, но не в состоянии предвидеть, как он будет выглядеть в новом положении. На второй стадии ребенок начинает приобретать знания, делать сравнения и предсказывать последствия. 3. Стадия конкретных операций (7-10 лет). На третьей стадии ребенок в состоянии рассматривать проблемы на понятийном уровне и приобретает простейшие представления о таких категориях, как пространство, время и количество. К концу второй стадии ребенок может сказать, какая из двух палок больше, но не может расположить несколько палок по длине в правильной последовательности. На третьей же стадии он приобретает об упорядоченности объектов. 4. стадия формальных операций (с 11 лет). Мышление ребенка систематизируется, он способен определять следствия, исходя из причин какого-либо явления. Н-р, если жидкости А и Б при смешивании становятся красными, при добавлении жидкости В цвет исчезает, а жидкость Д ничего не меняет, ребенок будет систематически перебирать все возможные комбинации, пока не установит особенности действий каждой жидкости. Таким образом, на 4-й стадии ребенок приобретает способность формулировать и проверять гипотезы путем систематического научного поиска. Гипотеза о существовании 4-х стадий развития интеллекта (по Ж. Пиаже) является классической для современной психологии. Однако в отечественной психологии принята иная стратегия разделения этапов развития мышления – по видам: наглядно-действенное (рукам), наглядно-образное (образами), словесно-логическое (понятиями).
-3- Формирование умственных действий и понятий в процессе обучения. Умственные действия – это действия совершаемые во внутреннем плане, без опоры на внешние средства и громкую речь. Развитие этих действий в отечественной психологии рассматривается исходя из гипотезы о поэтапном формировании умственных действий П. Я. Гальперина. Суть ее – умтсвенные действия и понятия образуются у ребенка в процессе перехода от внешних ориентировочных действий к внутренним умственным: 1 этап - происходят ориентировочные действия. 2 этап - ребенок производит действия во внешней материальной форме. 3 этап - необходимость в практических действиях отпадает, ребенок выполняет задание в форме громкой речи. 4 этап - речь переходит во внутреннюю, ребенок рассуждает про себя. 5 этап - внутренняя речь сворачивается, действие осуществляется в мысленном плане.
ИТАК, в результате поэтапного формирования осуществляется интериоризация, ценность которого в том, что процесс мышления ребенка становится доступным для наблюдения, а значит управляемым.
Развитие эмоций и чувств дошкольника 1. Общая характеристика эмоциональной сферы ребенка. 2. Формирование высших чувств в дошкольном детстве. 3. Эмоциональное благополучие ребенка.
-1- Общая характеристика эмоциональной сферы ребенка. В раннем и дошкольном возрасте ребенок находится во власти внешних эмоциональных впечатлений, которые быстро возникают и исчезают. Ключевые моменты эмоционального развития в младенческом возрасте: - для детей младенческого возраста характерными являются примитивные эмоции, - основным средством общения в довербальный период для ребенка являются - способность к дифференциации эмоций у ребенка развивается в ходе ситуативно-личностного общения со взрослым; - расширение источников информации способствует развитию познавательной - закладываются основы высших чувств — любви и симпатии к близким, взрослым, в В дошкольном возрасте эмоциональная сфера является центральным звеном в психической жизни ребенка. Каждое чувство дошкольник переживает глубже чем взрослый, потому что малыш живет настоящей действительностью, только данным моментом. Ключевые моменты эмоционального развития детей дошкольного возраста: - эмоции также неустойчивы и изменчивы, как и в младенческом возрасте; - эмоции являются мотивами поведения ребенка, что объясняет их импульсивность; - более интенсивно начинают развиваться интеллектуальные, эстетические и - особое условно-эмоциональное значение приобретает слово, которое становится средством оценивания тех или иных качеств и поступков. - освоение социальных форм выражения эмоций; - формируется чувство долга, получают дальнейшее развитие эстетические, интеллектуальные и моральные чувства; - благодаря речевому развитию эмоции становятся осознанными; - эмоции являются показателем общего состояния ребенка, его психического и физического самочувствия. Таким образом, специфика эмоциональной сферы ребенка определяется: Во-первых, свободой выражения чувств и эмоций, ее непроизвольным характером, ребенок не задумывается о результатах того или иного выражения эмоций и чувств. Во-вторых, эмоциональная подвижность и хрупкость ребенка, определяющая глубину и узость чувств ребенка. В-третьих, закладываются базовые основы высших чувств. -2- Формирование высших чувств в дошкольном детстве. Развитие эмоциональной сферы в дошкольном детстве имеет два главных направления: 1. возникновение произвольности эмоционального поведения. На протяжении дошкольного детства ребенок учится управлять своими эмоциями в процессе усвоения разных видов деятельности, овладения нормами поведения, развития мышления и самооценки. Постепенно его поведение превращается из побуждаемого спонтанными чувствами в сознательно регулируемое, волевое, в том числе и с точки зрения эмоций (их содержания). 2. формирование устойчивости эмоций и чувств. Формирование устойчивости эмоций ребенка связано с адекватной эмоциональной реакцией на различные ситуации, а также с появлением высших чувств. Источником развития чувств являются взаимоотношения ребенка с окружающими. Поведение взрослых по отношению к ребенку постоянно вызывает разнообразн<
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|