Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

  к занятиям по обучению детей с ОНР рассказыванию




              к занятиям по обучению детей с ОНР рассказыванию

 

   I. План и методическийматериал к фронтальному занятию по формированию лексико‒ грамматических средств языка и развитию связной речи

                          ( I период первого года обучения)

        Тема: « Предметы посуды».

   Цели занятия:  

1. Активизация, закрепление лексического материала по теме «Посуда»; обогащение словарного запаса детей за счет новых слов и речевых выражений.

2. Упражнения на узнавание предмета по его описанию.

3. Развитие навыков звукового анализа слов.  

4. Развитие вербальной памяти.

5. Формирование навыков диалогической грамматически правильной речи.

      Организационная форма: беседа, чтение и разбор содержания рассказа.

  Оборудование: предметные картинки по теме, наборы детской посуды и др.

 

                      ХОД ЗАНЯТИЯ

 

   I. Организационная часть. Сообщение темы занятия. Вопросы‒ задания: назвать место в квартире, в детском саду, где хранится посуда, сказать, где она размещается

(шкаф, буфет, полки и др. ).

   II. Упражнение в узнавании предмета по его описанию. Отгадывание загадок о предметах посуды.

     Предлагаемые загадки‒ описания:

    Толстый, пузатый,

    Сопит, шипит, а все потому,   (Чайник, в кото‒

    Что вода в нем кипит                 ром кипятят

                                                                       воду)

        Из горячего колодца

    Через нос водица льется                  (Чайник)    

 (Педагог: «А если кофе льется, то это уже не чайник, а.... ) 

 

          Деревянная темница,

     А в ней хлеб хранится                    (Хлебница)

           Круглая, как блин, а сбоку ‒

      ручка длинная                                (Сковорода)

                                                                                 и т. д.

    Примечание: на демонстрационной доске ‒ картинки с изображением предметов посуды, о которых говорится в загадках, и «лишних» предметов ‒ кастрюля, тарелка, сахарница и др.          

 

    III. Чтение и разбор рассказа « Как Вася один дома остался».

   (Педагог: Сейчас я вам прочитаю отрывок из рассказа о том, как мальчик Вася остался один дома. )

   Было это в субботу, случилось так, что папа и мама у Васи в этот день работали. Мама у Васи врач, и у нее в этот день было дежурство в больнице. Апапа ‒ строитель. И он в этот день тоже работал: строители новый дом строить заканчивали. И Вася дома один остался. Но ведь он уже не совсем маленький ‒ скоро в школу ему идти, в первый класс. Пора и к самостоятельности приучаться.

   Встал наш Вася утром. Как полагается, зарядку сделал, умылся, зубы почистил, оделся. А после зарядки Васе сразу захотелось есть, и он отправился на кухню. Тут и случилась с ним неприятная история.

   На кухонном столе, под чашкой с блюдцем, лежала мамина записка. Но Вася не обратил на нее внимания. Он увидел на плите узконосый кофейник. «Выпью сначала кофе, ‒ подумал Вася. ‒ Правда, кофе или чай мама мне всегда дает «на третье»... Но ведь мамы‒ то нет». Вася взял с плиты еще теплый кофейник и подошел к столу. Наклонил кофейник над чашкой, и коричнево‒ кремовая струя брызнула из длинного носика прямо на лежащую под чашкой бумагу. «Ничего страшного, ‒ решил Вася. ‒ Бумажка‒ то все равно вся исписанная. А стол я сейчас вытру».

   После кофе Вася почувствовал, что он очень хочет есть. Но на столе было пусто. Тут он и обратил внимание на лежащую под чашкой бумагу. «Да ведь это, наверное, мамина записка, ‒ догадался Вася. ‒ А я ее кофе залил... Ну, ничего, как‒ нибудь разберусь». Бумага была покрыта жирными желтыми пятнами, и некоторые слова так расплылись, что их нельзя было разобрать.

   «Вася, ты сегодня дома один, ‒ стал читать мальчик мамино письмо. ‒ Я тебе приготовила завтрак, но найдешь и разогреешь еду ты сам. На пл... в ка... ‒ молочный суп... »

   ‒ »Молочный суп ‒ это хорошо, я люблю молочный суп, ‒ подумал Вася. ‒ Только вот что это за пл... и что это за ка...? Ну, «ка»‒ это каша, конечно... А может быть, и не каша? Как это так? ‒ Молочный суп в «каше». Чепуха какая‒ то... А супа так хочется».

  (Педагог: Прервем на минутку наш рассказ. А как вы думаете, ребята, что это были за слова? Где был молочный суп? Он был в кас... А кастрюля стояла на п... / плите /. Все верно. Да и Вася вспомнил эти слова и предметы, которые они обозначают, нашел быстро. )

   Читает Вася дальше, а самые важные слова в письме и расплылись как раз.

«Возьми по... на крю... над мой... и та... из сушки. Налей суп в та..., возьми большую л... из буф..., хлеб возьми из хл... и ешь».

   «И ешь, ‒ повторил вслух Вася. ‒ А что это за слова такие? И где у нас хлеб лежит? Я и забыл! Одни загадки какие‒ то... Что же я наделал! »

    Прочитал Вася еще раз внимательно письмо и все понял.

        Педагог: ‒ А вы, ребята, догадались, что это за слова? Повторяю, как было в письме. Возьми по... (Чем наливают суп? ) накрю... над мой...

(Где моют посуду? ) и та... (Во что наливают суп? ) из сушилки... Возьми большую л... (Что это за большая «л»? ).

   ‒ Верно. А как по‒ другому называют большую ложку? ‒ Столовая ложка. А откуда Васе нужно было взять хлеб? Из хл. ... ( Кто вспомнил? )

   ‒ А теперь, что было дальше.

   Съел Вася суп и стал дочитывать письмо. А дальше в письме было:

   «Вася, когда съешь первое блюдо, посмотри на пл... Там... на ск... ‒ яичница... » ‒ «Что это за ск. ..? » ‒ старался вспомнить Вася, да ничего не получалось. Впрочем, яичницу он быстро нашел, а вот название посуды, где была яичница, он так и не мог вспомнить. ‒ «Ну круглая такая, с длинной ручкой... »  ( Что это, ребята? )

   ‒ Правильно. Дальше в мамином письме Вася прочитал:

    «На третье, Вася, выпей чаю или кофе. Кофе в ко... («Нашел уже», ‒ пробурчал Вася)... А чай в буф... вмаленьком чай... Налей из него чай в чашку, а горячую воду возьми из тер... Потом возьми сахар в сахар... и чайную л... в верхнем ящ... бу... Пей на здоровье! »

    ‒ «Ну и ребус: чай в чае и сахар в сахаре. Как тут разобраться? »

    ‒ Разобрался Вася, конечно. А вы, ребята, разобрались? Тогда скажите мне:

      ‒ В чем заваривают чай?

       ‒ Где хранилась горячая вода?

       ‒ . Где лежит сахар?

       ‒ Где хранится хлеб?

     ‒ Как называется большая ложка и как называется

маленькая?

    ‒ Вот какая история приключилась с Васей. А все потому, что он два раза поступил неправильно. Во‒ первых, сразу стал пить кофе. А во‒ вторых, поторопился, когда наливал кофе. Когда наливаешь кофе из кофейника или чай из чайника, это надо делать не торопясь, аккуратно.

   Вопрос‒ задание к тексту: Вспомните, ребята, какие предметы посуды упоминаются в этом рассказе?

 

   IV. Упражнение в дополнении предложений нужным по смыслу словом. (Предложения даются педагогом. ) Отработка ряда падежных форм существительных женского и мужского рода.

    Суп варят в... В кастрюле.

         Едят суп   из тарелки.

         Наливают суп в тарелкуполовником.

    Котлеты, яичницу жарят на сковородке.

    Хлеб хранят в хлебнице.             Хлеб кладут в

                                                                    хлебницу.

    Еду разогревают на плите.

    Чай заваривают в чайнике.        А кофе ‒ в ко‒

                                                                    фейнике.

    Чай пьют из чашки.                    Чай наливают в

                                                                     чашку.

    Суп едят столовой ложкой.

    Хлеб режут ножом.

    Сахар лежит в сахарнице.           Сахар кладут в

                                                                сахарницу.

    Посуда ставят в буфет.                Тарелки лежат

                                                                 в буфете.

    Второе блюдо (макароны, котлеты и др. ) едят вилкой и т. д.

      __________________________________________

     Примечание: после того как предложение составлено (совместно ‒ педагогом и одним из детей), другой ребенок повторяет его целиком

 

   Y. Итог занятия (оценка работы 3‒ 4‒ х детей, повторение обобщающего слова «посуда», слов‒ названий предметов посуды и др. ).

 

    Словарь по теме «Посуда»

   Знать назначение предметов посуды, их названия, свойства, важные для практического обращения с ними (может разбиться, ее надо регулярно мыть и т. д. ), названия частей посуды.

   Знать, что посуда бывает: чайная, столовая, кухонная.

   Чайная посуда: чашка, стакан, кружка, бокал, блюдце, чайная ложка, чайник, сахарница.

   Столовая посуда: тарелка ( мелкая, глубокая ), вилка, нож, ложка столовая, хлебница, масленка, солонка, салатница, перечница.

    Кухонная посуда: кастрюля, сковорода, половник, миска, мясорубка, терка, бидон, бутылка.

     Из чашки пьют чай. молоко, компот, кофе, кисель.

     Из глубокой тарелки едят молочный суп, щи, борщ, рассольник.

     Из мелкой тарелки едят кашу, макароны, вермишель, котлеты, картофель, запеканку.

     В бутылках хранят молоко, кефир, ряженку, сок, сироп, лимонад.

     В бидоне носят молоко, квас и др.

     Суп наливают половником. Первое блюдо едят столовой ложкой, второе ‒ вилкой.        

          Хлеб режут ножом.

     Знать названия частей, деталей предметов посуды:

      чашка, кружка ‒ ручка, донышко, стенки;

      чайник _ ручка, крышка (крышечка), носик, донышко;

      бутылка ‒ горлышко, дно.

 

   Словарь по теме «Продукты питания» следует закреплять в повседневной жизни. Обратить внимание на различие блюд: борщ, суп, рассольник , бульон.

   Знать название каш: гречневая, пшенная, рисовая, манная, овсяная .

   Знать, из чего приготавливают, получают продукты питания:

 ‒ из мяса делают котлеты, колбасу, сосиски и т. д.;

 ‒ из молока ‒ масло, творог, кефир, сметану, ряженку;    

 ‒ из муки ‒ хлеб, вермишель, сушки, пироги, пряники, баранки и т. д.       

_____________________________________________________________

 2. План и методический материал к проведению занятий по обучению

           пересказу на основе сказки Б. Н. Сергуненкова «Козел»

                            ( II период первого года обучения)

 

                              Текст сказки

   Жил‒ был козел. Однажды пришел он домой, а ворота на запоре. Постоял, постоял козел у ворот и думает: «Ворота закрыты, значит, хозяйка меня не узнала, Хозяйка меня не узнала, значит, я не козел. Если я не козел, то кто же я? »

   Пошел он по тропинке на луг. Видит: гуляют на лугу кони. «Наверное, я конь, ‒ подумал козел. ‒ Погуляю с конями на лугу». Подошел он к коням ‒ кони от него убежали. Бежал, бежал козел за конями ‒ не догнал. «Кони от меня убежали, значит, я не конь», ‒ подумал козел.

   Пошел дальше. Видит: около леса коровы пасутся, травку щиплют. «Наверное, я корова», ‒ подумал козел. Подошел козел к коровам ‒ пастух козла прогнал. «Пастух меня прогнал, значит, я не корова», ‒ подумал козел.

   Пошел он дальше, видит: в поле куры зернышки клюют. «Может быть, я курица? ‒ подумал козел. ‒ Поклюю‒ ка зернышки вместе с курами». Подошел он к курам. Закудахтали куры, разлетелись в разные стороны. Налетел на козла петух, стукнул его клювом. Обиделся козел, думает: «И не курица я». Пошел дальше.

   Подошел он к речке. Течет речка тихая, светлая. Поглядел козел в речку. Увидел в речке козла с рогами, с бородой, с копытцами. «Козел я, козел! »‒ заблеял он.

Прибежал домой, застучал рогами в ворота. Услышала хозяйка, открыла ворота. Увидела она козла и впустила его во двор.

(Текст приводится в адаптированном варианте с учетом обучаемой группы. В нем четко выделяются шесть смысловых фрагментов. )

 

               План построения занятий

   Работа по обучению пересказу проводится на двух занятиях. Они тематически связаны с занятиями по изучению лексической темы «Домашние животные».

 

   Ц е л ь: формирование у детей навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на иллюстративный материал.

   О б о р у д о в а н и е:   шесть цветных картинок (15 x 15 см) с воспроизведением персонажей сказки и места действия, соответственно числу и содержанию фрагментов рассказа; отдельная картина с изображением центрального персонажа; штатив для размещения иллюстраций или магнитограф.

 

                      З а н я т и е 1

 

   I. Организационная часть. Вступление к теме занятия. ( Отгадывание загадок о животных ‒ персонажах произведения /3‒ 4/. Затем дети называют других известных им домашних животных. )

  II. Чтение сказки. (Текст прочитывается дважды. )

  III. Разбор ее содержания. Примерные вопросы:

 

     1. О ком говорится в сказке?

     2. Что увидел козел, когда пришел домой?

     3. Что он подумал?

     4. Каких животных встретил козел по дороге?

     5. Что сделали кони, когда козел подошел к ним?

     6. Что случилось с козлом, когда он подошел к

           коровам?

     7. Что произошло, когда козел подошел к курам?

     8. Как помогла речка козлу? (Что он увидел в речке? )

     9. Чем закончилась сказка?

  (Вопросы 2‒ 4 и 7‒ й следует сопровождать показом картинок. )

   IV. Языковой (лексический) разбор текста.

Языковой разбор включает: воспроизведение детьми предикативной основы текста (глагольные словосочетания, синтаксические конструкции), слов‒ определений и т. д.

          Примерные вопросы              Ответы детей                     

 

1. Где гуляли кони?                 Кони гуляли на лугу.

2. Где паслись коровы?          Коровы паслись около леса.

                                                

3. Что делали коровы?           Коровы щипали травку.

4. Что сделал пастух, когда  Пастух его прогнал.

 козел подошел к коровам?                                                      

 5. Что делали в поле куры?   Куры клевали зернышки.

6. Что сделали куры, когда   Куры закудахтали,

к ним подошел козел?        разлетелись в разные стороны.                                                                                   

7. Что сделал петух?              Петух налетел на козла,

                                                  стукнул его клювом.

8. Что говорится в сказке       Течет речка тихая,

о речке?                                 светлая.                                        

9. Каким себя увидел козел, С рогами, с бородой,

 когда посмотрел в речку?       с копытцами.

10. Что сделал козел, когда   Козел застучал ро‒

 прибежал домой?                     гами в ворота.

11. А что сделала хозяйка?     Хозяйка открылаворо‒

                                                   та и впустила  козла во двор.

                                                  

  Лексический разбор проводится с использованием отдельных иллюстраций, например, к вопросам 2, 5, 8‒ 10.

  V. Упражнение на сравнение животных ‒ персонажей сказки по их внешнему виду; установление сходства и различия между ними*. Используются предметные картинки и наборы игрушек «Домашние животные».

 

                        З а н я т и е 2

  I. Организационная часть. Объяснение цели занятия.

  II. Повторное чтение с иллюстрированием педагогом или одним из детей текста сказки (на штативе или магнитографе).

  III. Составление пересказа по фрагментам (с опорой на иллюстрации). Первоначально каждый ребенок перес‒ казывает один из шести фрагментов сказки. Используются опорные вопросы («Что сделал потом козел? », «Куда он пошел? », «Кого увидел? », «Что с ним случилось? » и

т. д. ).

  IV. Составление одним ребенком пересказа двух или трех фрагментов (с учетом речевых возможностей детей).

  V. Анализ детских высказываний.

 

      Примеры отработки языковых средств на материале

                   пересказываемого произведения

  1. Отработка и закрепление правильного употребления падежных окончаний существительных (в процессе разбора содержания и лексического разбора текста).

Отрабатываемые  с л о в о ф о р м ы   Примеры употребляемых           с л о в о ф о р м 
Формы родитель‒ ного падежа един. числа муж. и жен. рода  Шерсть у лошади короткая, а у козла шерсть длинная, густая.  Хвост у коровы длинный и тонкий, а  у козла ‒ короткий и пушистый.
Формы родительного падежа множ. числа Коней (лошадей), кур (куриц),  коров и т. д.  
Формы предложного падежа един. числа муж., жен. и сред. рода  (1) О козле, (2) О речке, в речке, (3) На лугу (в поле)  
Формы винительного падежа един. числа муж. и жен. рода ( увидели) козла,  ( щипали) травку и др.  

 

  2. Упражнения в воспроизведении различных синтаксических конструкций:

   а) простых распространенных предложений из 3‒ 5 слов (распространение структуры  П + С обстоятельством места или дополнением), например:

   ‒ Коровы паслись окололеса.

   ‒ Куры клевали зернышки и др.;

   б) осложненных конструкций ‒ с однородными сказуемыми:

   ‒  Прибежал козел домой, застучал рогами в ворота;

   в) сложносочиненных и бессоюзных сложных предложений из 5‒ 6 слов, например:

   ‒ Пришел козел домой, а ворота на запоре;

   ‒ Подошел он к коням ‒ кони от него убежали и т. д.                                                               

   Если у ребенка возникают затруднения при построении фразы‒ ответа, то используется подсказ начала фразы. Ориентируясь на смысловую сторону вопроса, ребенок должен изменить порядок в составляемой фразе‒ ответе («Где гуляли кони? Кони . . . » ‒ «Кони гуляли на лугу»).

  _________________________________________

 

 

   3. Методическая разработка к проведению занятий по обучению

        составлению рассказа по картине «Река замерзла» из серии

        картин О. И. Соловьевой (II период I года обучения)

   Ц е л ь з а н я т и й: обучение детей составлению рассказа ‒ описания по тематической картине.

 

  Основные задачи:

 

   1. Формирование навыков целенаправленного восприятия наглядного содержания картины, анализа изображенной ситуации.

   2. Обучение составлению короткого описательного

рассказа по фрагменту картины; формирование умения объединять несколько фрагментов‒ описаний в связный рассказ (по картине в целом).

   3. Формирование навыков планирования связного

развернутого высказывания.

   4. Формирование грамматически правильной речи (усвоение нормативного употребления падежных форм имен существительных, упражнение в словоизменении ).

   5. Развитие фразовой речи детей.

   6. Активизация и обогащение словарного запаса.

   О б о р у д о в а н и е: крупноформатная картина, штатив с раздвижным экраном, наборы предметных и пейзажных картинок.

   Обучение рассказыванию на основе данной картины проводится на двух занятиях.    

                                  

                      ХОД ЗАНЯТИЙ

 

                        З а н я т и е 1

 

   I. Организационная часть. Упражнение на узнавание предметов по их краткому описанию ‒ на основе перечисления характерных признаков

(по теме «Зима»). Например: «Белый, холодный, пушистый, скрипит» (снег); «Твердый, гладкий, скользкий, блестящий» (лед) и др.

   В качестве вспомогательного приема используются картинки среднего формата с изображением зимнего пейзажа. Упражнение проводится в целях активизации детей, включения их в работу, подведения к теме занятия.

   II. Рассматривание картины *.

   а) Разбор предметного содержания, в процессе которого уточняется значение ряда слов, в словарь вводятся новые слова и словосочетания:

   ‒ Деревня, село, трактор, колесный трактор, сено, стог сена, лошадь, сани (сопоставление слов «сани» ‒ «санки»),  река, лед, мост, здание, антенна и т. д. Объясняется значение новых слов.

 

      Примерные вопросы к разбору картины

   ( I )

   ‒ Что вы видите на картине?

   ‒ Как называется место, которое здесь изображено?

   ‒ Как называется машина, которая едет по дороге?

   ‒ Что везет трактор?

   ‒ На чем лежит сено?

   ( II )

   ‒ Что находится на крыше этого дома?

   ‒ Что изображено здесь? ( Река. )

   ‒ Чем покрыта река? и др.

 

   б) Активизация глагольной лексики.

   Проводится упражнение на подбор слов, обозначающих субъект действия, к словам, обозначающим действия. Слова и словосочетания, обозначающие действия, даются педагогом.

 

  Предлагаемые слова                  Слова,

    ( словосочетания)             подбираемыедетьми

 

  Везет сено                               трактор

  Катаются (на коньках)          ребята

  Несет ведра                             женщина

  Едет по мосту                          машина

  Покрыта снегом                         земля

  Покрыта льдом                            река

  Покрыты снегом           деревья, крыши домов и т. д.

 

   Затем дети упражняются в составлении предложений с данными словами (по произносимому педагогом первому слову, обозначающему предмет).

Слова, даваемые   Составление предложений

      педагогом                        детьми

   Река. . .                     Река покрыта льдом.  

   Ребята. . .                Ребята катаются на

                                         коньках.

   Трактор                  Трактор везет сено (сани с сеном) и др.

   При этом используется показ педагогом соответствующих деталей картины.

   в) Уточнение значения некоторых слов‒ определений (по вопросам педагога).

    ‒ Дома (какие? ) ‒ деревянные, одноэтажные.  

    ‒ Трактор (какой? ) ‒ колесный.

    Проводится сопоставление предлагаемых слов со словами «каменный», «многоэтажный», «гусеничный» ‒ с использованием соответствующих предметных картинок.

   III. Упражнение в составлении фраз ‒ высказываний по вопросам педагога. Дети упражняются в самостоятельном составлении предложений из 3‒ 4 слов с опорой на картину; в распространении предложений словами, обозначающими  место, способ, средство действия.

 

  Вопросы педагога              Предложения, состав‒

                                                   ляемые детьми        

Что делают ребята?     Ребята катаются на коньках.

 Где они катаются?      Ребята катаются на коньках польду.

Что несет женщина?        Женщина несет ведра ( с водой ).

 Что делает девочка?        Девочка везет маленького

                                                      мальчика.

 На чем везет девочка      Девочка везет (катает)

мальчика?                            мальчика на санках и др.

    В ходе упражнений параллельно разбирается содержание картины и отрабатываются отдельные речевые высказывания, которые могут быть использованы детьми при составлении самостоятельного рассказа.

 

                    З а н я т и е 2

 

   I. Организационная часть. Объяснение цели занятия.

   Упражнение в составлении предложений по данному слову (словоформе) или словосочетанию. (При затруднениях используется опора на картину).

   ‒ «Составь предложение со словом (словами): «на коньках», «покрыта льдом», «ведра», «ведра с водой», «на крыше» и т. д.

   II. Составление небольших рассказов по фрагментам картины с учетом стержневых значимых объектов  (деревня, река, трактор, мост).                                                            

   При работе с более слабой группой детей ‒ в целях лучшей организации внимания и облегчения выполнения задания ‒ демонстрируется только соответствующий фрагмент картины, а остальные закрыты экраном.

   а) Дается образец рассказа по одному из фрагментов картины, например: «Здесь изображена деревня. Дома деревянные, одноэтажные. Рядом с ними стоят высокие деревья. Крыши домов и деревья покрыты снегом. Здесь стоит лошадь, запряженная в большие сани».

   Образец рассказа повторяется одним‒ двумя детьми.

   б) Составление рассказов по другим фрагментам картины ‒ по предваряющему вопросному п л а н у.

 

                Примерные вопросы:

   ‒ Что здесь изображено? (Указание на основное место действия. )

   ‒ Кто пришел на реку?

   ‒ Что делают ребята?

   Такие рассказы ‒ описания состоят из 4‒ 6 предложений (в зависимости от содержания фрагмента).

    III. Составление рассказа по картине в целом (одним ребенком).

      Зачин рассказа вначале (как образец) дается педагогом.

    ‒ «На этой картине изображена деревня зимой. Земля, деревья, крыши домов ‒ все покрыто снегом. Рядом с деревней река. Река замерзла. . . »

    При составлении рассказа по картине в целом используется вопросы типа: «Что ты еще можешь сказать? », «Что здесь еще изображено? » и др. При необходимости применяется указание на стержневые объекты или детали картины. Рассказ по ней может предваряться составлением детьми (с помощью педагога) общего плана‒ схемы своего рассказа.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...