Снижение расходов на производство путем оптимизации ассортимента продукции
Динамично развивающееся предприятие, как и менее успешные хозяйственные субъекты, также всегда находится под риском невостребованности производимой и реализуемой продукции, спаде производства, влиянии неблагоприятных факторов внешней среды. Поэтому в постоянно изменяющихся условиях рыночного хозяйствования предприятию необходимо постоянно контролировать свою текущую деятельность и не «плыть по течению». В решении данного вопроса в первую очередь основное внимание уделяется налаживанию системы прогнозирования объемов деятельности, производства и реализации продукции, что в дальнейшем позволит вовремя скорректировать возникающие отклонения и принять необходимое управленческое решение. Например, в структуре производимой продукции предприятия имеется та, которая не приносит необходимого уровня дохода и влечет высокие затраты по ее производству. Процесс прогнозирования имеет определенный алгоритм, который определяет его эффективность и важность. В первую очередь, необходимо остановить свое внимание на планировании выручки от продаж, а потом уже от востребованности продукции на рынке ориентироваться на определенный объем производства. Размеры и динамика выручки и прибыли от продаж - важнейшие показатели, определяющие финансовое состояние предприятия: от них зависят уровень рентабельности продаж и активов, оборачиваемость активов, движение денежных средств, инвестиционная привлекательность предприятия. Величина выручки от продаж функционально зависит от двух групп факторов: первая группа - натуральный объем продаж и цена на единицу каждого вида продукции, вторая группа - общая сумма затрат на проданную продукцию и прибыль от продаж. Соответственно выручку можно рассматривать либо как произведение натурального объема продаж на цены по всей номенклатуре продукции, либо как сумму затрат и прибыли от продаж.
Для рассмотрения отдельных аспектов управления выручкой и прибылью конкретную значимость приобретает одна из двух названных групп факторов, формирующих выручку от продаж. Если перед организацией встанет задача достижения определенной стоимости выручки от продаж независимо от получаемого при этом финансового результата, используется первая группа факторов. Разумеется, финансовый результат не должен иметь отрицательного знака. В случае, когда необходимо обеспечить определенную прибыль от продаж, практическое значение имеет вторая группа факторов. Однако в действительности, как правило, на предприятии необходимо решить одновременно задачи получения и необходимой выручки, и необходимой прибыли от продаж, поэтому в расчетах участвуют обе группы факторов, тем более что они взаимозависимы. Для решения любых вопросов, связанных с управлением выручкой и прибылью от продаж, важно правильно определить характер затрат на реализуемую продукцию. Речь идет о разделении всех затрат на постоянные и переменные, а также на прямые и косвенные. Переменные затраты- это те виды затрат, величина которых изменяется пропорционально изменению объема производства и продаж в натуральных измерителях. К ним, как правило, относятся затраты на сырье и материалы, на оплату труда рабочих-сдельщиков, на топливо, газ и электроэнергию для производственных целей, тару и упаковку и т.д. Постоянные затраты - это виды затрат, сумма которых не зависит от натурального объема производства и продаж, - например, амортизация основных фондов и нематериальных активов, арендная плата, расходы по содержанию помещений и др. Однако не случайно переменные и постоянные затраты носят более точные названия условно-переменных и условно-постоянных. Условность состоит в том, что некоторые виды затрат, которые традиционно принято считать постоянными, в определенных ситуациях могут вести себя как переменные, и наоборот.
В каждом конкретном случае специалисты предприятия смогут оценить, увеличение каких затрат последует за увеличением натурального объема производства и продаж и в какой пропорции. Поэтому точное разделение затрат на переменные и постоянные возможно. Кроме того, оно необходимо, - иначе нельзя оценивать влияние тех или иных изменений в спросе на продукцию на показатель выручки и прибыли от продаж. Деление затрат на прямые и косвенные осуществляется по признаку возможности отнесения того или иного вида затрат к определенному виду продукции, не пользуясь при этом условными приемами распределения затрат. Затраты, осуществляемые для производства и продаж только одного вида продукции, являются прямыми, все остальные - косвенными. Как правило, прямые затраты в основном являются переменными, однако некоторые виды переменных затрат могут оказаться косвенными (например, расходы топлива и электроэнергии на технологические нужды в помещении, где производится рыбная продукция и др.). Только прямые переменные затраты относятся непосредственно к данному виду продукции, все остальные затраты распределяются по видам продукции условно. Это означает, что при выборе того или иного признака распределения общая величина затрат на данный вид продукции может изменяться. Названное обстоятельство очень важно для установления пределов возможного маневрирования ценами на отдельные виды продукции. В целом по предприятию выручка от продаж за вычетом прямых переменных затрат представляет собой маржинальную прибыль. Иными словами, маржинальная прибыль - это сумма постоянных косвенных затрат и прибыли от продаж, которые должны содержаться в составе выручки от продаж. В цены на отдельные виды продукции соответствующие части маржинальной прибыли включаются в зависимости от состояния спроса на каждый вид продукции. Финансовая целесообразность продаж вида продукции определяется лишь одним условием: его стоимость по продажным ценам должна быть выше прямых переменных затрат.
Рассмотрим несколько ситуаций, которые встречаются в деятельности предприятия. Ситуация I. Предприятие производит и продает горбыль деловой. В 2009 году в части данной продукции имеются следующие показатели: выручка от продаж - 8946 тыс.р.; переменные затраты - 3526 тыс.р.; постоянные затраты - 2055 тыс.р.; прибыль от продаж - 3365 тыс.р. Специалисты предприятия могут спрогнозировать, что в следующем периоде спрос на продукцию уменьшится. Придется либо уменьшать натуральный объем продаж, либо снижать цены. Возможные варианты: а) при снижении цен на 5% можно сохранить базисный натуральный объем продаж; б) при снижении натурального объема продаж на 7% можно сохранить базисные цены; в) при снижении цен на 10% можно увеличить натуральный объем продаж на 3%. Выбор варианта зависит от того, что важнее для предприятия: выручка или прибыль от продаж. а) выручка: 8946 × 0,95 = 8498,7 тыс. р.; прибыль: 8498,7 - 3526 - 2055 = 2917,7 тыс. р. б) выручка: 8946 × 0,93 = 8319,9 тыс. р.; прибыль: 8319,9 - 3526 × 0,93 - 2055 = 2985,9 тыс. р. в) выручка: 8946 × 0,9 × 1,03 = 8292,9 тыс. р.; прибыль: 8292,9 - 3526 × 1,03 - 2055 = 2606,1 тыс. р. Таким образом, наибольшую выручку от продаж дает вариант «а», а наибольшую прибыль - вариант «б». Это объяснимо и логически. В варианте «а» выручка подвергается лишь пятипроцентному снижению, в остальных вариантах степень уменьшения ее больше, причем в варианте «в» резкое снижение цен не компенсируется некоторым ростом натурального объема продаж. Прибыль от продаж только в варианте «б» снижается меньше, чем в остальных вариантах, так как имеет место экономия переменных затрат. Во всех случаях, когда предполагается снижение спроса на продукцию предприятия, если есть возможность выбора, целесообразно уменьшить натуральный объем продаж без резкого снижения цен. Таким образом, можно обеспечить меньшее снижение прибыли. При одновременном снижении цен и росте натурального объема продаж или, наоборот, росте цен и снижении натурального объема продаж число пунктов снижения одного параметра должно быть меньше или хотя бы равно числу пунктов роста другого параметра. Это - условие отсутствия уменьшения (или минимума уменьшения) выручки от продаж.
Ситуация II. Рассмотрим реализацию в 2009 году двух видов продукции - доска обрезная и пиловочник. Базисные данные приведены в таблице 3.8.
Таблица 3.8 - Базисные данные предприятия
В следующем периоде предполагается увеличение спроса на доску обрезную и снижение спроса на пиловочник. Возможны следующие варианты: а) при сохранении натурального объема продаж обоих изделий на базисном уровне цены на доску повысятся на 5 %, цены на пиловочник - снизятся на 8 %; б) при сохранении базисных цен на оба вида изделий натуральный объем продаж доски можно увеличить на 4%, натуральный объем продаж пиловочника снизится на 10%; в) при повышении цен на доску на 3% можно увеличить натуральный объем продаж на 2%; при снижении цен на пиловочник на 12% можно ограничиться уменьшением натурального объема продаж на 7%. Выбор варианта. а) выручка от продаж пиловочника составит: 18328 × 1,05 = 19244,4 тыс. р.; доска обрезная: 11528 × 0,92 = 10605,8 тыс. р. Итого выручка от продаж: 19244,4+10605,8 = 29850,2 тыс. р. Прибыль от продаж изменяется на ту же сумму, что и выручка, и составит: ,2 - 29856 = -5,8 тыс.р. - 5,8 = 2804,2 тыс.р. б) выручка от продаж пиловочника: 18328 × 1,04 = 19061 тыс. р. доска обрезная: 11528 × 0,9 = 10375,2 тыс. р. Итого выручка от продаж: 19061+10375,2 = 29436,2 тыс. р. Прибыль от продаж: 29436,2-10004×1,04-7522×0,9-9520 = 2742 тыс. р. в) выручка от продаж пиловочника: 18328×1,03×1,02=19255,4 тыс. р. доска обрезная: 11528×0,88×0,93 = 9434,5 тыс. р. Итого выручка от продаж: 19255,4+9434,5=28689,9 тыс. р. Прибыль от продаж: 28689,9-10004×1,02-7522×0,93-9520 = 1970,4 тыс. р. Наибольшие выручка от продаж и прибыль обеспечиваются условиями варианта «а». Любой из трех вариантов приемлем для предприятия, так как продажи остаются рентабельными, а по доске обрезной, несмотря на снижение спроса на нее, выручка от продаж превышает прямые переменные затраты. Если бы снижение спроса на доску обрезную выражалось более резким уменьшением натурального объема продаж или цен, дальнейшие ее продажи оказались бы нецелесообразными. Это произошло бы в случае снижения выручки от продаж доски обрезной до величины менее 7522 тыс. р. Представим зависимость выручки и прибыли от продаж от соотношения переменных и постоянных затрат в базисном периоде и последующих изменений цен и натурального объема продаж в общем виде. Введем условные обозначения:
В - выручка от продаж базисного периода; З1 - переменные затраты базисного периода; З2 - постоянные затраты базисного периода; Ин - индекс изменения натурального объема продаж (соотношение следующего и базисного периодов в единицах); Иц - индекс изменения цен (аналогично Ин). Увеличение выручки от продаж в следующем за базисным периоде возможно только при соблюдении неравенства:
В х Иц х Ин >В, (3.1) что означает: Иц х Ин > 1 (3.2)
Если происходит падение спроса на продукцию предприятия, неравенства, как правило, не соблюдаются, и выручка от продаж снижается. Наоборот, при росте спроса неравенства могут быть соблюдены. Практическое значение неравенства (3.2) и (3.3) имеют в случаях, когда предприятию необходимо увеличить выручку от продаж, маневрируя и ценами, и натуральным объемом продаж таким образом, чтобы снижение цен давало возможность увеличить натуральный объем продаж или сокращение натурального объема продаж обеспечивало более высокие цены. Например, предприятие захочет увеличить натуральный объем продаж на 10% и будет готово при этом снизить цены. Каково максимально возможное снижение цен, чтобы выручка от продаж при таких изменениях увеличилась? Пользуясь неравенством (3.3), получаем:
,1 х Иц> 1; Иц> 1 / 1,1; Иц> 0,91.
Цены можно снизить менее чем на 9 %. Снижение их на 9 % при прочих равных условиях приведет к равенству выручки от продаж следующего периода и выручки базисного периода. Но предприятие ставит целью увеличение выручки, т.е. оно может снизить цены на 8 % и меньше. Если же сочетание роста натурального объема продаж на 10 % со снижением цен на 8 % реально для конкретной рыночной ситуации, цель достигнута. Если нереально, предприятие должно быть готово к снижению выручки от продаж, либо принять другие индексы цен и натурального объема продаж. Увеличение прибыли от продаж возможно при выполнении следующего неравенства:
В ×Иц× Ин - З1× Ин - 32> В - 31 - 32, (3.3)
или, после алгебраических преобразований:
В (Иц× Ин - 1) - З1 (Ин - 1) > 0. (3.4)
Неравенство (3.5) показывает, что, кроме индексов цен и натурального объема продаж, на величину прибыли оказывает практическое влияние соотношение переменных затрат и выручки в базисном периоде. Воспользуемся индексами из предыдущего примера и проведем расчет в условиях разного соотношения переменных затрат и выручки в базисном периоде. Для расчета показателей следующего периода приняты Ин = 1,1 и Иц = 0,92. Выручка от продаж увеличилась, так как условия неравенства (3.3) соблюдены. Прибыль снизилась, так как не соблюдены условия неравенства (3.5). Как уже отмечалось, при снижении цен и росте натурального объема продаж опасность уменьшения прибыли достаточно реальна. Однако чем ниже доля переменных затрат в выручке, тем эта опасность меньше; это подтверждается и показателями последней строки таблицы 3.7. Пользуясь неравенством (3.5), можно определить, при какой доле переменных затрат те же Ин и Иц могут обеспечить рост прибыли от продаж. Обозначив сумму переменных затрат через х, получаем:
856×(1,1х0,92-1)> х (1,1-1); x < 3586
Следовательно, предполагаемое изменение цен и натурального объема продаж могло бы привести к росту прибыли от продаж только в случае, если бы переменные затраты в составе выручки составляли менее 3586 тыс. р. Неравенство (3.5) можно использовать во всех случаях, когда предполагается одновременное изменение цен и натурального объема продаж. Оно позволяет: 1) Определить динамику выручки и прибыли от продаж при предполагаемых индексах цен и натурального объема продаж. 2) Рассчитать необходимый уровень одного из индексов, если известен второй, чтобы исключить потери выручки и прибыли от продаж. ) Принять решение о целесообразности продаж данных видов продукции при сложившихся условиях спроса на них. Предприятие находится в ситуации производства и продажи несколько видов продукции, спрос на каждый из которых может изменяться по-разному, поэтому предприятие в пределах имеющихся возможностей должно изменить объем продаж отдельных номенклатурных групп изделий с тем, чтобы выручка и прибыль от продаж в целом по предприятию были не ниже необходимых размеров. Рассмотрим данную тенденцию на примере производства трех видов изделий: горбыль деловой (А), пиловочник (Б), щепа (В), показатели 2009 года по которым приведены в таблице 3.9
Таблица 3.9 - Базисные данные по номенклатуре продукции
Прогнозируемое изменение спроса на каждый вид продукции имеет вид (таблица 3.10).
Таблица 3.10 - Прогнозный индекс изменения спроса
Пользуясь неравенством (3.5), определяем: Продукция А: 11210 × 1,05 × 1,1 - 11210 - 8360 × 1,1 + 8360 > 0. Продукция Б: 18328 × 1,1 × 0,9 - 18328 - 10004 × 0,9 + 10004 > 0. Продукция В: 8310 × 0,7 × 1,1 - 8310 - 6906 × 1,1 + 6906 < 0. Таким образом, в прогнозируемом периоде продукция видов А и Б обеспечит прирост прибыли от продаж, но по продукции Б произойдет некоторое снижение выручки (1,1 × 0,9 < 1). Выручка от продаж продукции В - ниже прямых переменных затрат, что означает нецелесообразность ее продаж при таких индексах цен и натурального объема. В целом по предприятию выручка прогнозируемого периода составит: 11210 × 1,05 × 1,1 + 18328 × 1,1 × 0,9 + 8310 × 0,7 × 1,1 = 37490,97 тыс.р.; Прибыль от продаж: 37490,97 - 8360 × 1,1 - 10004 × 0,9 - 6906 × 1,1 - (12578 - 3580) = 2696,7 тыс.р. Но такие результаты от продаж сложились при участии продукции В, которую, как уже отмечалось, продавать нецелесообразно. Если исключить из расчетов выручки и прибыли продукцию В, то выручка в целом по предприятию составит 31097,8 тыс. р., а прибыль от продаж - 3894,2 тыс. р., т.е. выручка оказывается существенно ниже, чем в базисном периоде, а прибыль увеличивается по сравнению с базисной. Такое решение может быть правильным при условии, если спрос на продукцию В вообще отсутствует. Однако этого утверждать нельзя, поскольку предполагается рост натурального объема ее продаж. Тогда надо найти приемлемые индексы цен и натурального объема, которые позволят обеспечить хотя бы минимальное превышение выручки от продаж продукции В над прямыми переменными затратами или даже равенство этих показателей. У предприятия достаточно высокая маржинальная прибыль, чтобы оно могло осуществить такой маневр ценами на продукцию В. Итак, какие индексы цен и натурального объема продаж позволили бы предприятию продолжать реализацию продукции В, учитывая, что снижение цен все равно должно произойти? Их можно определить исходя из следующего условия: 8310 ×Иц× Ин > 6906 × Ин, откуда Иц > 0,83. Снижение цен на продукцию В не более чем на 25 % (вместо прогнозируемых 30 %) позволит при любом изменении натурального объема продаж в сторону его увеличения или уменьшения обеспечить выручку, равную прямым переменным затратам, или даже некоторое превышение первой над последними. Допустим, что некоторое повышение Иц приведет к снижению индекса натурального объема продаж с 1,1 до 0,9. Тогда выручка от продаж продукции В составит: 8310 × 0,83 × 0,9 = 6215,4 тыс. р. Ровно столько же будет прямых переменных затрат: 6906 × 0,9 = 6215,4 тыс. р. В таких условиях дальнейшие продажи продукции В целесообразны. Общая выручка от продаж по предприятию будет равна: 31091,8 + 6215,4 = 37307,2 тыс. р., а прибыль сохраняется в размере 3894,2 тыс. р. И выручка, и прибыль от продаж выше, чем в базисном периоде, несмотря на неблагоприятные условия спроса на продукцию В, так как другие виды продукции компенсируют потери выручки и прибыли по продукции В. Однако при продаже нескольких видов продукции с разной долей прямых переменных затрат в выручке от продаж каждого вида продукции наиболее опасным является снижение выручки по тем видам, которые в базисном периоде обеспечивают высокую по удельному весу маржинальную прибыль. В нашем примере (таблица 3.8) из 12578 тыс. р. маржинальной прибыли 8324 тыс. р. (66,2 %) приходится на продукцию Б. Предположим, что спрос на продукцию А и В в прогнозируемом периоде остается таким же, как в базисном (Ин и Иц равны 1). По продукции Б предполагается Иц = 0,8, Ин = 1,2. Тогда маржинальная прибыль от продажи продукции Б составит: 18328 × 0,8 × 1,2 - 10004 × 1,2 = 5590,1 тыс. р. Общая маржинальная прибыль предприятия будет равна: + 5590,1 + 1404 = 9844,1 тыс. р. Соответственно, прибыль от продаж составит лишь 220 тыс. р. вместо 3580 тыс. р. (9844,1-9624,1 = 220). Компенсировать потерю 3360 тыс. р. можно только путем изменения цен или натурального объема продаж по другим видам продукции - допустим, по продукции А. Если эта цель будет достигаться путем увеличения натурального объема продаж продукции А без изменения цен на нее, то Ин можно рассчитать из следующего уравнения: 1210 × Ин - 8360 × Ин - 2850 = 3360. Отсюда Ин = 2,2. Но едва ли реально при нормальных рыночных условиях увеличить натуральный объем продаж в 2,2 раза, сохранив прежние цены. Если предположить рост цен без изменения натурального объема продаж, то получается: 11210 ×Иц - 8360 - 2850 = 3360; Иц = 0,8. Просто снизить цены на 20 % и реализовать прежний натуральный объем без изменений в потребительских качествах продукции также весьма проблематично. Понятно, что если аналогичные расчеты сделать по продукции В, результаты окажутся еще менее реальными. Если у предприятия есть возможность выбора, целесообразно увеличивать натуральный объем продаж преимущественно по продукции с высокой долей маржинальной прибыли в составе выручки, снижая до определенного предела цены. Кроме динамики выручки и прибыли от продаж важно определить факторы, влияющие на изменение рентабельности продаж. Пользуясь прежними обозначениями, можно выразить условия повышения рентабельности продаж следующим неравенством:
(В× Ин ×Иц - З1× Ин - З2) / (В × Ин ×Иц) > (В - З1 - З2) / В (3.5)
После алгебраических преобразований получаем:
З1× Ин (1 - Иц) < З2 (Ин ×Иц - 1) (3.6)
Исходя из неравенства (3.7), можно сделать следующие выводы: 1) При снижении цен на продаваемую продукцию рентабельность продаж растет, если: а) переменные затраты меньше постоянных; б) натуральный объем продаж увеличивается, но Ин < З1 / З2; в) произведение Ин ×Иц> 1. Только совокупность трех названных условий обеспечивает в данном случае повышение рентабельности продаж. 2) При росте цен на продаваемую продукцию рентабельность продаж увеличивается, если: а) переменные затраты больше постоянных; б) натуральный объем продаж снижается, но Ин > З1 / З2; в) произведение Ин ×Иц< 1. Рассмотрим условия неравенства (3.7) на конкретных данных по предприятию (по таблице 3.5), приведенных в таблице 3.11.
Таблица 3.11 - Расчет факторов изменения уровня рентабельности продаж
Расчеты в таблице 3.11 сделаны методом прямого счета. Проверим, выполняются ли условия неравенства (3.7). Прогноз: ×0,9× (1-1,1) = -1063,53 тыс.р. ×0,9× (1-1,1) = -2475,2 тыс.р. ,53 < 2475,2 Условие неравенства соблюдено, рентабельность продаж повысилась. Неравенство (3.7) позволяет в пределах имеющихся возможностей маневрировать индексами цен и натурального объема продаж, а также отношением базисных постоянных затрат к переменным, с тем чтобы в условиях конкретной рыночной ситуации обеспечить рост рентабельности продаж. Таким образом, использование подобного метода прогнозирования и предвидения ситуации позволит руководству предприятия сбалансировать свои показатели и направить свои усилия на определенный сегмент деятельности, не распаляя их. Подобная тактика позволит со временем через управление и контроль текущей ситуацией существенно нарастить объемы производства и продаж путем ориентации именно на ту продукцию, которая способна приносить реальный доход в будущем. Принимая во внимание показатели, представленные выше, на их основе строится бюджет балансового листа (ББЛ) (таблица 3.12). При построении прогнозного баланса рассмотрим самый распространенный и простой способ долгосрочного прогнозирования финансовой отчетности, использующий гипотезу прямой пропорциональности статей затрат и многих статей баланса объему продаж.
Таблица 3.12 - Бюджет балансового листа на прогнозируемый период
Сделаем следующие предположения: 1) В долгосрочном плане многие статьи активов также с большой точностью пропорциональны объему продаж (в рублях). 2) Кроме того, при долгосрочном планировании объемы продаж и производства будем считать равными в денежном выражении. В первую очередь, пропорциональны объему продаж величина дебиторской задолженности, величина запасов, материалов, готовой продукции, поскольку эти статьи баланса непосредственно связаны с объемом продаж. ) Величина внеоборотных активов в долгосрочном плане определяется с учетом реализации части производственных фондов. ) Сложившаяся структура баланса оптимальна для текущего объема реализации. Из этого предположения следует, что активы пропорциональны продажам, и изменение продаж не сопровождается резкими изменениями активов. Обозначим S1/S0 = K, где S1и S0- объемы выручки в плановом и базовом периоде. Представленные данные свидетельствуют об улучшении ситуации на предприятии вследствие роста величины средств за счет наращивания оборотов хозяйственной деятельности при применении нового оборудования. Пропорционально этому возрастают затраты в НЗП, задолженность дебиторов, НДС при приобретении дополнительных ТМЦ и услуг. Источниками формирования имущества выступают долгосрочные и краткосрочные кредиты, а также задолженность перед кредиторами (отсроченная уплата). На основании сформированных данных прогнозного баланса рассчитаем коэффициенты финансового состояния - ликвидности баланса (таблица 3.13), финансовой устойчивости (таблица 3.14).
Таблица 3.13 - Сравнительная оценка ликвидности баланса
Согласно представленным данным, показатели в прогнозном периоде значительно улучшили свое значение за счет роста величины денежных средств, дебиторской задолженности. Таким образом, ликвидность баланса стала выше и улучшилась платежеспособность предприятия.
Таблица 3.14 - Сравнительная оценка финансовой устойчивости
Согласно представленным показателям можно отметить улучшение в деятельности предприятия по многим позициям, касающихся ее финансовой устойчивости. В частности, отмечен рост коэффициента автономии за счет сокращения величины нераспределенного убытка, и, как следствие, роста собственного капитала. За счет сокращения величины основных активов при росте величины собственных средств увеличилась сумма собственных оборотных средств. Таким образом, с целью поиска резервов улучшения финансового состояния последовательно было пройдено три этапа: - проведен анализ текущего финансового состояния и на его основе определены негативные стороны; - на основании анализа и сделанных выводов определен круг возможных решений по стабилизации сложившейся ситуации в рамках и в отношении специфики деятельности предприятия; - произведено обоснование представленных управленческих решений через произведенные расчеты эффективности мероприятий в сравнении со сложившимися показателями и определено отклонение в части их улучшения. Итак, через практические расчеты были реализованы теоретические направления, рассмотренные в первом разделе работы. Основной проблемой, встающей перед предприятием на настоящий момент времени, является нехватка собственных оборотных средств. Это связано с наличием нераспределенного убытка в течение длительного периода времени. Несмотря на получение в 2010 г. предприятием прибыли от деятельности, ее величины недостаточно для покрытия убытка от прошлой деятельности. В связи с этим была рассмотрена возможность сокращения доли затрат предприятия с целью увеличения прибыли. Так, по результатам проведенного исследования, отрицательное влияние на показатель прибыли от продаж 2010 г. оказал рост величины коммерческих расходов предприятия. Наибольший удельный вес в структуре коммерческих расходов относится на сортировку и упаковку. Оптимизировать затраты в данном случае сможет использование нового оборудования - сортировочной линии. При использовании данного оборудования можно отказаться от некоторой автотранспортной техники, сократить количество персонала. При этом отмечается экономия на использовании специализированных вспомогательных материалов и производственного инвентаря. Так как у предприятия погашена большая часть краткосрочного кредита, что повышает его шансы на получение нового, есть возможность приобрести данное оборудование. В итоге был составлен бюджет балансового листа на прогнозируемый период. По его данным был сделан вывод, что сложившаяся структура баланса оптимальна для текущего объема реализации. Все активы пропорциональны продажам, и изменение продаж не сопровождается резкими изменениями активов. Затем на основании сформированных данных прогнозного баланса рассчитывались коэффициенты финансового состояния - ликвидности баланса и финансовой устойчивости. Согласно данным, показатели в прогнозном периоде значительно улучшили свое значение за счет роста величины денежных средств, дебиторской задолженности. Таким образом, ликвидность баланса стала выше и улучшилась платежеспособность предприятия. Можно отметить улучшение в деятельности предприятия по многим позициям, касающимся ее финансовой устойчивости. В частности, отмечен рост коэффициента автономии за счет сокращения величины нераспределенного убытка, и, как следствие, роста собственного капитала. За счет сокращения величины основных активов при росте величины собственных средств увеличилась сумма собственных оборотных средств. Экономический эффект, рассчитанный теоретически, прирост прибыли в прогнозируемом периоде составляет - 54,3 %, а чистый денежный поток по основной деятельности предприятия - +386,6 р.
Заключение
Главная цель предприятия в современных условиях - получение максимальной прибыли, что невозможно без эффективного управления капиталом. Поиски резервов для увеличения прибыльности предприятия составляют основную задачу управленца. Очевидно, что от эффективности управления финансовыми ресурсами и предприятием в целом полностью зависит результат деятельности предприятия. В первой главе работы отражены значение и сущность анализа финансового состояния предприятия. А именно, рассмотрены методы и приемы анализа, дана общая характеристика финансового состояния предприятия. Даны характеристики платежеспособности предприятия на основе показателей ликвидности, оборачиваемости и эффективности использования оборотных средств. Во второй главе, занимающей большую часть, проведен анализ финансового состояния ООО «Ургальский ОРС», результаты сведены в таблицы и рисунки. В ходе работы было установлено реальное положение дел на предприятии, выявлены изменения в финансовом состоянии и факторы, вызвавшие эти изменения. В результате анализа хозяйственной деятельности при расчете коэффициентов был сделан вывод, что структура баланса неудовлетворительна и предприятие не платежеспособно. Для более детального выяснения причин неудовлетворительного состояния был проведен анализ структуры имущества предприятия и источников его формирования. В результате анализа валюты и структуры баланса было отмечено, что собственных источников не достаточно для формирования внеоборотных активов, и их не хватает для формирования текущих активов. По данным актива баланса можно сделать вывод, что оборотные активы составляют более значительную часть в валюте баланса, по сравнению с внеоборотными активами. Но происходит увеличение доли внеоборотных активов за счет снижения доли оборотных средств, что свидетельствует о наращивании производственного потенциала предприятия. Увеличился размер основных средств, но следует отметить, что увеличилась и доля активов в статье «Незавершенное строительство», что может отрицательно сказаться на финансово - хозяйственной деятельности предприятия. Но само наличие оборотов говорит о том, что у предприятия есть деньги, чтобы строить, а, следовательно, в дальнейшем оно будет работать рентабельно. В составе оборотных средств значительно увеличилась доля группы запасов. В статье «Денежные средства» в 2010 г. по сравнению с 2009 г. произошло увеличение за счет выручки от продажи продукции, основных средств и иных поступлений. Наблюдается снижение дебиторской задолженности, что оценивается положительно. Ее увеличение в 2009 году связано с тем, что предприятие только начало расширять свои объемы производства и реализации продукции. Просроченной дебиторской задолженности не обнаружено. По данным пассива видно, что доля собственных средств мала, и на предприятии наблюдается непокрытый убыток. В балансе предприятия представлен целый ряд заемных источников, которые хотя и являются таковыми, по своей природе очень близки к собственным. Произошел рост кредиторской задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами по социальному страхованию и обеспечению, что является отрицательным фактором. При анализе прибыли выяснилось, что за счет изменения выручки и уровня коммерческих затрат, прибыль от реализации в 2010 году снизилась. В 2009 году был ее рост за счет изменения себестоимости. В третьей главе показана работа ООО «Ургальский ОРС» в области оптимизации уровня затрат, оптимизации расходов на
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|