Экономическая эффективность природоохранных затрат
Основные вопросы экономики охраны окружающей среды. Анализ структуры экологических издержек производства ставит перед обществом два вопроса. 1. Каково рациональное соотношение природоохранных затрат и допустимого экономического ущерба? 2. Определение эффективности природоохранных затрат. Поиск компромисса между экономическим развитием и природоохранной деятельностью общества составляет основную идею экономики охраны окружающей среды. Микроэкономический анализ соотношения двух составляющих экологических издержек — природоохранных затрат и экономического ущерба — позволяет говорить о существовании некоторой оптимальной точки, где экологические издержки достигают минимума. Эта точка называется экономическим оптимумом загрязения окружающей среды. Она характеризуется тем, что в ней предельные природоохранные затраты равны предельному ущербу**. Оценка общественно необходимой величины природоохранных затрат основывается на выборе принципиальной позиции в отношении затрат на поддержание качества среды. Речь идет о трех различных методологических направлениях: 1) экстенсивное, сторонники которого считают сложившуюся практику техногенной экспансии неизбежной, а природоохранные усилия неэффективными, возможно бесполезными и даже замедляющими экономический рост; такой подход, трактуемый как технократический, минимизирует и оценки экологического ущерба, и природоохранные затраты; 2) экономическое, представители которого ограничивают природоохранные затраты сопоставлением с текущими экономическими результатами на основе нормативных требований, опирающихся на временно согласованные эмиссии и другие нормы; данный подход выглядит как теоретическое обоснование не слишком больших природоохранных затрат, согласованных с реальными возможностями затратной экономики, он основан на несовершенных экологических нормативах и, как правило, принимает долговременные эффекты и последствия только в виде оговорок; в результате, как очевидно, недооцениваются экономические убытки, вызванные экологическим неблагополучием. Именно в рамках экономического подхода разработаны методы расчета экономического ущерба, наносимого загрязнением, и методы расчета платежей за пользование природными ресурсами и за загрязнение среды, а также критерии природоохранной деятельности;
3) глобальное, которое опирается на идею эколого-экономической сбалансированности и строится на самом полном учете экономических, экологических и социально-экологических составляющих в рамках долговременной природоохранной стратегии общества; при этом подходе оценки необходимых природоохранных затрат достигают максимальных значений. _____ _________________ * По выражению американского экономиста Кеннета Е. Баулдинга, «конечным продуктом экономической жизни является мусор» (X. Хайлфрих. Экологический кризис. 1970. С. 162). Таким образом, «больше ВНП — больше мусора, а, следовательно, больше загрязнение окружающей среды», фактически же в соответствии с существующими принципами бухгалтерского учета, когда производитель загрязняет реку и государство затрачивает средства, чтобы ее очистить, расходы на очистку присовокупляются к объему ВНП, в то время как стоимость самого загрязнения не вычитается» (Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. — М., 1993. С. 150). (Прим. авт.) ** Предельный ущерб характеризует тот дополнительный ущерб, который наносится дополнительной порцией загрязнения (Голуб А.А., Струкова Е.Б., 1995).
По оценкам экономистов, совокупные затраты, гарантирующие сохранение качества среды обитания, должны составлять 8—10% ВНП. Для России эта доля должна быть существенно выше, поскольку состояние окружающей среды в данном случае классифицируется как экоцид*. Исходя из сложившейся практики, экономисты нередко ставят вопрос о разумной величине вложений в охрану окружающей среды, имея в виду, что такие вложения тормозят темпы экономического и социального развития, а вкладываемый в охрану природной среды капитал практически не дает отдачи с точки зрения производства и в явном виде не ведет к повышению материального уровня жизни населения. Это суждение основано на глубокой недооценке экологической обусловленности экономики и еще достаточно широко распространено.
С позиций экоразвития граница разумных природоохранных затрат должна проходить там, где объем вложений гарантирует долговременную стабилизацию качества окружающей среды и основных процессов биосферы. Структура природоохранных затрат. Природоохранные затраты — это расходы на мероприятия природоохранного значения: охрану от загрязнения атмосферного воздуха, водных ресурсов, земли от загрязнения отходами, рекультивацию земель, расходы на ведение лесного хозяйства и т.п. В практике экономического анализа различают две категории затрат природоохранного назначения: текущие и капитальные. Капитальные затраты представляют собой средства, овеществленные в основных фондах и материальных оборотных средствах экологического назначения (прежде всего это государственные капитальные вложения на строительство объектов и сооружений по охране водных ресурсов и воздушного бассейна, земель, минеральных ресурсов и ресурсов животного мира). Капитальные вложения в природоохранные фонды могут достигать значительных размеров: например, затраты на газопылеочистное оборудование составляют более 20% стоимости основного технического оборудования**. Помимо государственных капиталовложений на природоохранные мероприятия осуществляются капиталовложения комплексного характера — это затраты собственных средств предприятий, которые имеют общепроизводственную направленность при одновременном природоохранном эффекте (затраты на совершенствование техники и технологии, на организацию производства в направлении комплексности использования сырья, на создание санитарно-защитных зон).
Величина капитальных затрат экологического назначения зависит от отраслевой особенности производства (например, в стройиндустрии на них приходилось в 1985 г. 0,9% от капитальных затрат общего назначения, а в черной металлургии — 4,6%). Кроме того, распределение капитальных затрат определяется особенностями природоохранного объекта: больше всего расходов осуществляется на охрану и рациональное использование водных ресурсов, на охрану воздушного бассейна. Объем капиталовложений изменяется по годам, отраслям, природным объектам, а также по регионам (см. п. 4.5). К текущим затратам относятся расходы на содержание и обслуживание основных фондов природоохранного назначения (в том числе затраты на оплату труда обслуживающего персонала, текущий и капитальный ремонты, амортизационные отчисления, энергетические расходы и т.д.), а также расходы на оплату сторонних услуг, связанных с охраной окружающей среды (экологический аудит, привлечение эксперта и т.д.). Удельный вес природоохранных текущих затрат в общих затратах на производство товарной продукции колеблется в пределах 0,2—3%. В целом по отношению к размерам капитальных вложений текущие затраты превышают последние почти в три раза, при этом соотношение по воздушному бассейну составляет 5:1, по водным ресурсам—1:4**.
__________________ * См.: ФишбахМ., ФрендлиА. Экоцид в СССР. 1992. — 376 с. " См.: Миланова Е.В., Рябчиков А.М. Использование природных ресурсов и охрана природы. — М., 1986. С. 155. **Общая сумма затрат на проведение природоохранных мероприятий составила в 1992 г. (в текущих ценах) около 300 млрд. рублей. В 1995 г. объем природоохранных затрат составлял 0,8% ВНП (капитальные затраты — 0,2% ВНП, текущие — 0,6% ВНП). В США этот показатель соответствует 1,5—2% ВНП (Прим. авт.). Методика определения экономической эффективности природоохранных затрат. В целом согласно Временной типовой методике* расчет экономической эффективности природоохранных мероприятий основывается на сопоставлении затрат на их осуществление с экономическим результатом, достигнутым благодаря этим мероприятиям. В данном случае речь идет о категории экономического эффекта, достигаемого в результате проведения природозащитных мероприятий. Природоохранные затраты в 1—2% от ВНП предотвращают ущерб в 3—5 % объема ВНП.
Оценка экономической эффективности природоохранных затрат имеет особенности, которые проявляются в различиях видов эффекта, а также в методах их определения. Необходимо учитывать следующие обстоятельства: ¨ если природоохранные затраты обеспечивают прирост прибыли, то эффект от затрат выражается в виде предотвращенных потерь и дополнительных затрат, возникающих в результате загрязнения; ¨ региональный характер эффекта природоохранных мероприятий требует сопоставления затрат всех природопользователей данной территории; ¨ большая часть социальных результатов трудно поддается стоимостной оценке. В соответствии с существующей методикой различают первичный эффект и конечный комплексный социально-экономический эффект от средозащитных мероприятий. Первичный эффект заключается в снижении загрязнения окружающей среды и улучшения ее состояния и проявляется в снижении объемов загрязнений и концентраций вредных примесей в атмосфере, водной среде и почве. Учитывая необходимость сочетания экономических и экологических интересов предприятий, первичный эффект следует выражать непосредственно в виде приращения продукции, выпущенной без нарушения экологических норм. Конечный эффект выражается в повышении уровня жизни населения, эффективности производства. При этом экономические результаты проявляются как прирост чистой продукции, снижение потерь сырья и материальных ресурсов, экономия затрат в непроизводственной сфере, снижение затрат из личных средств. Социальный эффект проявляется в снижении заболеваемости населения, улучшении условий отдыха, сохранении природных ресурсов, имеющих эстетическую ценность. Специфика социального эффекта природоохранной деятельности заключена в преобладающем значении его качественных характеристик. Однако социальный эффект может быть учтен в экономических показателях: экономия затрат на лечение, выплаты по больничным листам и пр. Методика предусматривает расчет общей (абсолютной) и сравнительной экономической эффективности. Абсолютная эффективность средозащитных затрат определяется для выявления экономической результативности природоохранных мероприятий на различных уровнях хозяйствования (государство, регион, отрасль, предприятие). Сравнительная эффективность затрат необходима для экономического обоснования и отбора наиболее приемлемых (оптимальных) вариантов мероприятий природоохранного значения.
Общая (абсолютная) экономическая эффективность природоохранных мероприятий определяется как отношение полного экономического эффекта к приведенным затратам на осуществление мероприятий: ,
где: Эij — полный экономический эффект i-го вида на j-м объекте, С — текущие затраты, К — капитальные затраты, Еn — нормативный коэффициент эффективности капиталовложений, равный 0,12. _________________ * См.: Временная типовая методика определения экономической эффективности осуществления природоохранных мероприятий и оценки экономического ущерба, причиняемого народному хозяйству загрязнением, окружающей среды. — М., 1986. — 87 с. Полный экономический эффект устанавливается на основе расчета величины предотвращенного ущерба, которая измеряется разностью оценок экономического ущерба от загрязнения окружающей среды до и после проведения природозащитных мероприятий (либо как экономический эффект, рассчитанный по формуле: 1 — Со – С/, где
I — экономический эффект или прирост национального дохода, Со — полные народно-хозяйственные затраты до проведения природозащитных мероприятий, С / — полные народно-хозяйственные затраты после проведения природозащитных мероприятий (Балацкий и др., 1984). Сравниваемые варианты природозащитных мероприятий должны быть приведены в сопоставимый вид либо по объему экологически чистой продукции, либо по нормативному показателю качества окружающей среды. Показателем экономической эффективности сравниваемых вариантов является минимум совокупных затрат (производственного и природоохранного назначения):
К + С/Еn + П → min, где
К — капиталоемкость по каждому варианту, С — текущие затраты по каждому варианту, П — природоемкость продукции, которую характеризуют показатели водоемкости, землеемкости, величины образуемых отходов и т.п.
С позиций господствующего экономического подхода очевидно стремление хозяйствующих субъектов выбрать и осуществить такой вариант природоохранных мероприятий, чтобы разница между стоимостью полученного эффекта (предотвращенного ущерба) и затратами на проведение природоохранных мероприятий была максимальной. Наилучший с этой точки зрения вариант называют экономическим оптимумом качества природной среды. Он имеет место, когда прирост природоохранных затрат при малом уменьшении экологических нарушений становится равным снижению экономического ущерба от них. На практике при определении масштабов природоохранных мероприятий учитываются: достигнутый уровень экономического потенциала страны, возможности государства по финансированию природоохранной деятельности, общий уровень загрязнения окружающей среды, рыночные факторы. В то же время с позиций глобального эколого-экономического подхода, при котором в основе измерения экономической эффективности природоохранных мероприятий находится экологически чистая продукция, речь идет о прекращении (перепрофилировании) экологически опасного производства не только как социально неэффективного, но и как нерентабельного с экономической точки зрения (по причине отсутствия спроса на экологически «грязную» продукцию).
Экстернальные издержки Внешние или экстернальные издержки — одна из основных категорий экономики природопользования. Проблема экстернальности основана, во-первых, на понятии о собственности. С точки зрения двух субъектов собственности — общества и предпринимателя — экономические интересы различны: общество заинтересовано уменьшить ущерб от загрязнения, а предприниматель — природоохранные издержки, которые отражаются на основных экономических показателях производства. При этом для предпринимателя-природопользователя ущерб, нанесенный «третьим лицам», является по сути внешними издержками его производства. Эти внешние издержки совершенно неравнозначны внутренним издержкам производства и представляют собой убытки предпринимательской деятельности. Исключение составляет тот случай, когда предприниматель сам несет ущерб от собственных выбросов. Таким образом, в общем случае имеет место конфликт интересов различных субъектов собственности. Во-вторых, экстернальные издержки возникают в связи с ограниченностью ресурса, в качестве которого в данном случае выступает способность окружающей природной среды поглощать без видимых негативных последствий некоторое количество выбросов. Это качество окружающей природной среды называется ассимиляционным потенциалом. Выбросы, превышающие объем ассимиляционного потенциала, приводят к появлению ущерба и, соответственно, к возникновению экстернальных издержек. В-третьих, исходя из ограниченности ассимиляционного потенциала, с одной стороны, и несовпадении интересов различных собственников, с другой, возникает вопрос о праве собственности на ассимиляционный потенциал. Тот собственник, который получает возможность (право) его использовать, выигрывает за счет отсутствия экономического ущерба и экономии на природоохранных затратах. В то же время для того собственника, которому он не достался, велика вероятность потерпеть убытки вследствие деятельности первого. При этом убытки второго для первого являются экстерналъными издержками. Таким образом, учитывая конфликт интересов общества и предпринимателя, когда общество заинтересовано в снижении ущерба от загрязнения, а предприниматель — в сокращении природоохранных затрат, необходим механизм регулирования воздействия на окружающую среду. Суть регулирования заключается в интернализации экстернальных издержек, т.е. обществу необходимо превратить внешние издержки во внутренние и заставить предпринимателя оплатить все издержки, связанные с его деятельностью. Реализация этой цели видится в установлении обществом платы за выбросы, равной экстернальным издержкам (так называемый «пигувианский налог»*). Размер платы должен исходить из принципа компенсации нанесенного ущерба. Однако, учитывая методические трудности при расчете экономического ущерба от загрязнения, в практических целях следует опереться на показатели качества окружающей среды — на норматив предельно допустимой концентрации отдельных загрязнителей (ПДК) и рассчитанную на основе ПДК величину предельно допустимых выбросов (ПДВ) как допустимый уровень загрязнения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|