ОМ.А.31 Лежа на животике и опираясь на выпрямленные ручки, пытается дотянуться до игрушки
В данном случае малыш при попытке дотянуться до своих игрушек приподнимается на руках настолько высоко, что отталкивает себя назад, либо начинает “плавать”, либо просто падает.
Если ребенок начинает двигаться назад, родители расценивают это как совершенно неправильное действие. “Он ползет назад!” — так жалуются многие родители, которые уверены, что до этого малыш все делал правильно! На самом же деле этот шаг предшествует умению ползти вперед.
Малыш отталкивает себя назад или начинает “плавать” из-за того, что при движении он так сильно напрягает спинные или разгибающие мышцы, что не может выставить одну руку вперед. В результате его попыток руки еще больше вытягиваются, и малыш начинает отъезжать назад, или поднимать и отводить назад руки — “плавать”.
Такое поведение малыша является скорее одной из вех в развитии, чем умением, которому следует обучать. Вы будете наблюдать это явление, когда начнете учить ребенка ползти вперед. Когда вы заметите этот “нежелательный” эффект, постарайтесь больше не помещать ребенка на скользкую поверхность, чтобы он не разочаровался в своих попытках дотянуться до игрушки.
Как оценить
Способ: Понаблюдайте за малышом, когда он играет, лежа на животике, на гладкой скользкой поверхности, а его игрушки находятся примерно в 30 см от него.
Результат положительный, если ребенок, пытаясь дотянуться до игрушки, так отталкивается от пола руками, что соскальзывает назад, либо начинает “плавать”.
ОМ.А.32 Переворачивается со спинки на животик
Для того, чтобы получить возможность передвигаться без посторонней помощи, малыш должен научиться переворачиваться со спинки на живот. Именно из положения лежа на животе он начнет ползать и садиться. Если ваш ребенок уже умеет это делать, вы можете быть уверены, что последующие двигательные навыки он освоит.
Сейчас малыш уже может этому научиться, потому что он способен управлять своими сгибающими мышцами, т.е. мышцами, которые помогают ему наклоняться вперед. Ребенок способен приподнять головку с прижатым к груди подбородком, оторвав ее от поверхности, на которой лежит, может вытянуть руки, подняв их вперед и вверх, и даже дотянуться до висящих над ним игрушек ногой. Все эти движения используются при переворачивании со спинки на живот.
Как оценить
Способ: Понаблюдайте за ребенком, когда он играет лежа на спине, а его игрушки находятся в стороне, вне пределов его досягаемости.
Результат положительный, если малыш переворачивается на живот, чтобы достать игрушки.
Как учить
Если ваш ребенок не начинает переворачиваться самопроизвольно, вы можете помочь ему, применив для такого упражнения клинообразный валик, верхний край которого отстоит от поверхности примерно на 8 сантиметров. Можно также воспользоваться доской с небольшим наклоном.
Положите малыша на спину вдоль валика или доски так, чтобы одно плечо (и одна нога) оказалось ниже другого. Согните его верхнюю ногу в колене, приподняв ее и занеся за нижнюю, выпрямленную ногу, и держите ее в таком положении одной рукой, в то время как другой постукивайте игрушкой по полу, рядом с тем плечом ребенка, которое оказалось ниже. Скажите малышу: “Возьми игрушку!” и подождите, пока он не вытянет верхнюю руку и не перевернется, чтобы взять игрушку. По мере освоения этого умения, старайтесь помогать все меньше и меньше, предоставляя малышу возможность все сделать самостоятельно.
Когда ребенок научится самостоятельно переворачиваться на живот с помощью валика, уберите его и начните снова помогать ему, сгибая одну его ногу в колене и занося ее за другую. Постепенно ослабляйте свою помощь, пока, наконец, ребенок не научится делать это движение самостоятельно. Следует помнить, что малыш должен научиться переворачиваться как налево, так и направо.
Другой способ — поднять голову и плечи ребенка и плавно повернуть его на бок. Здесь нужно подождать, пока его руки, туловище и ноги не последуют за плечами. То же самое повторите и для другого бока. Это упражнение хорошо делать перед зеркалом.
После того, как малыш перевернется, дайте ему высвободить из-под тела руку. Если ему трудно это сделать, приподнимите его плечо.
Как располагаться, как носить малыша, как играть
Тренироваться можно во время каждой смены пеленок. Со временем именно этот навык станет вам мешать — вам будет трудно уложить малыша на спину, чтобы переодеть его, потому что он будет делать отчаянные попытки перевернуться на живот и ускользнуть от вас!
Играйте на полу в такие игры, в которых ребенок должен переворачиваться и перекатываться; сами тоже старайтесь переворачивать его то в одну сторону, то в другую, например, каждый раз, когда, играя в “Ку-ку, вот и я”, встречаетесь с ним глазами.
Когда малыш научится переворачиваться самостоятельно, вам нужно будет следить за тем, чтобы он не использовал этот навык как способ передвижения. Если он начинает это делать, обратитесь к упражнениям по развитию умения ползать ОМ.А.37, 39, 41.
Продолжайте поднимать ребенка с пола так, как мы указывали выше (параграф ОМ.А.17), носить его на руках (ОМ.А.25), опускать на пол (ОМ.А.30), кормить и нянчить (ОМ.А.17, 25).
ОМ.А.ЗЗ Когда малыша начинают сажать, помогает себе сначала головкой, затем отталкивается ручками
Сейчас малыш уже вполне хорошо умеет садиться, подтягиваясь с небольшой пашей помощью. Вам нужно лишь протянуть к нему руки, а он, подняв голову и подобрав подбородок, ухватится за них и подтянется в положение сидя. В начале этого упражнения ребенок согнет ноги в коленях и приблизит их к животу, и где-то на середине движения распрямит ноги в коленях, но оставит их согнутыми в тазобедренных суставах. Таким образом ребенок приготовится сесть.
Как оценить
Способ: Положите малыша на спинку, попросите его сесть, дав знакомое ему указание и сделав соответствующий жест руками.
Результат положительный, если в ожидании, что его сейчас посадят, ребенок поднимет головку, оторвав ее от поверхности, на которой лежит. Он должен подтянуться на руках и начать движение со сгибания ног в коленях и тазобедренных суставах, а закончить в положении сидя с выпрямленными в коленках, но согнутыми в тазобедренных суставах ногами.
Как учить
В первую очередь проверьте, хорошо ли ваш малыш выполняет предыдущие упражнения, связанные с подтягиванием в положение сидя (присаживанием) (ОМ.А.16, 17). Затем уже можно учить его самостоятельно начинать движение.
Осваивая это умение, нужно помнить, что движение должно быть направлено по диагонали, т.е. плечо ребенка направляется к противоположному бедру. Положите малыша головой вверх на поверхность, имеющую небольшой наклон. Не стоит использовать подушку; наклоните всю поверхность под углом около 45°. Когда ребенок займет такое положение, жестами и мимикой, словами дайте ему понять, что вы собираетесь поднять его. Возьмите малыша за руки или обхватите его корпус на уровне груди, но пока не приподнимайте. Подождите несколько секунд, настоятельно убеждая начать подниматься, пока малыш не попытается приподнять голову. Если он делает такую попытку, но у него это плохо получается, увеличьте угол наклона до 60° и более. Сохраняйте такой угол наклона в течение нескольких дней, чтобы это движение было твердо усвоено, а затем постепенно опускайте доску, пока она не ляжет горизонтально. Повторяйте умение, используя обе диагонали.
Если ребенок не пытается приподнять голову, то, вероятно, вы выбрали не совсем подходящее время для упражнений. Может быть, малыш плотно поел, или устал, или ему просто не интересно выполнять такое упражнение. Выберите время, когда ребенку хочется подняться, например, после сна или перед кормлением, когда он голоден.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|