Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные подходы к выделению синтактико-стилистических моделей предложений и высказываний




Объект, предмет и задачи стилистики

Стилистикой называется наука об употреблении языка, отрасль лингвистики, исследующая принципы и эффект выбора и использования лексических, грамматических, фонетических и вообще языковых средств для передачи мысли и эмоции в разных условиях общения.

Объект исследования – то, чем мы занимаемся, то что мы исследуем. (У лингвистики – это язык). Предмет – средство и способы изучения объекта – то, каким образом и при помощи чего мы изучаем объект.

Стилистика языка исследует, с одной стороны, специфику языковых подсистем, называемых функциональными стилями и подъязыками и характеризующихся своеобразием словаря, фразеологии и синтаксиса, и, с другой стороны, - экспрессивные, эмоциональные и оценочные свойства различных языковых средств. Стилистика речи изучает отдельные реальные тексты, рассматривая, каким образом они передают содержание, не только следуя нормам, известным грамматике и стилистике языка, но и на основе значащих отклонений от этих норм.

Кратко предмет стилистики можно описать 3 вопросами: как, когда и зачем люди говорят определенным образом?

Существуют различные определения предмета и объекта стилистического исследования, в частности Илья Романович Гальперин полагает, что предметом стилистики является совокупность стиля речи, выразительных средств и стилистических приемов в целом работающих на передачу единого содержания. У Арнольд: предметом стилистики является принципы эффективного выбора и использования языковых средств для передачи мыслей и эмоций в определенных условиях общения.

Виды стилистики.

Если исходить из объекта изучения (язык) следует помнить, что языковую систему можно рассматривать в двояком аспекте. С одной стороны язык конкретен, имеет собственную определенную структуру, грамматические конструкции, лексикофразеологические модели. С этой позиции мы рассматриваем стилистику каждого языка отдельно (специальную стилистику). С другой стороны существует ряд общих, в том числе и стилистических механизмов и моделей порождения речи, характерные для нескольких языков, а иногда фактически для всех языков. Напр., звуковой состав, интонация, предложение.. и т.д. Таким образом, мы говорим об общей стилистике.

Также следует различать прикладные виды стилистики:

1) Историческая стилистика (часть истории языка, изучающая принципы пользования языковыми средствами в определенных ситуациях в различные этапы существования данного языка).

2) Сравнительно-сопоставительная стилистика - изучение стилистических систем двух и более языков.

3) Переводческая стилистика – стилистика, непосредственно вытекающая из сферы перевода.

Задачи стилистики.

- сравнительный анализ средств и приемов общения

- определения онтологических (?) и функциональных характеристик отдельных стилистических средств

- определение функциональных сфер общения (функциональные стили), характеризующихся определенным набором языковых средств и приемов речи

- поиск дополнительных средств воздействия автора на читателя или слушателя, определяющих степень мастерства такого взаимодействия

 

Основные подходы к выделению синтактико-стилистических моделей предложений и высказываний

Классификация Арнольд:
В основе - расхождения между традиционно и ситуативно означающим. 5 классов.
Похожая классификация у Кузнец, Скребнев, но они выделяют 6 классов и называют их немного по другому. (в таблице расположены классы Арнольд по порядку, а кузнец скребнев указаны так, как они соотносятся с Арнольд)
АРНОЛЬД КУЗНЕЦ, СКРЕБНЕВ

1.Необычное размещение элементов (инверсия) 3 класс - ВС на основе необычного размещения компонентов речи
2. Транспозиция синтаксических структур (риторический вопрос, синтаксические структуры лексического и морфологического варьирования (проще говоря? вместо., + вместо -,. вместо?), структуры с отрицанием (литота)) 6 класс – переосмысление синтаксических конструкций
3. Введение логически незначимых элементов (повторы (вкл. Хиазм, полисиндетон), тавтология) 2 класс – ВС на основе избыточного использования компонентов речи (повтор (простой, подхват, полисиндетон, обрамление), эмфатическое подчинение, парентезы
4 класс – ВС на основе смежных предложений (хиазм, эпифора, анафора, параллелизм)
4. Пропуск логически необходимых элементов (эллипс, зевгма, асиндентон, умолчание, апозиопезис) 1 класс- ВС на основе отсутствия лог требуемых компонентов речи
5. Нарушение замкнутости предложений (анаколуф, вставные конструкции) 5 класс – функции форм синтакс связи (обособление, сочинение вместо подчинения, и наоборот)

 

В основе классификации Мороховского-Лихашерст лежит четкое разделение на выразительные средства и стилистические приемы. Выразительные средства – это отклонение от нейтральной модели предложения. Стилистические приемы – приобретение дополнительного значения в определенном речевом контексте за счет транспозиции модели.

Выразительные средства синтаксиса:.

1. На основе редукции исходной модели (эллипсис, умолчание, номинативные и бессоюзные предложения)

2. На основе экспансии исходной модели (повтор, перечисление, тавтология, полисиндетон, эмфатические конструкции, вставные предложения)

3. На основе изменения порядка компонентов исходной модели (инверсия, дистантность, обособление)

Стилистические приемы синтаксиса:

1. На основе взаимодействия синтаксических структур в контексте (параллелизм, хиазм, анафора, эпифора)

2. На основе транспозиции значения синтаксических структур в контексте (риторический вопрос, и т.д.)(2 класс у Арнольд)

3. На основе транспозиции значения способов связи (парцелляция, сочинение вместо подчинения или наоборот) (5 класс у Арнольд)

 

Гальперин, основные постулаты концепции:

1. Семантические потенциалы высказывание определены его структурой

2. У структурных элементов есть собственное значение – грамматическое

3. Структурное (грамматическое) значение может влиять на лексическое, придавая некоторым лексическим единицам контекстуальное значение.

Выделяет такие случаи:

1. Стилистическое использование структурного значения (риторический вопрос, литота)

2. Стилистические приемы композиции предложения (хиазм, повторы, перечисления, обособление, инверсия, параллельные конструкции и!нарастание, разрядка, антитеза – у других ученых это вообще семантические средства).

3. Стилистические приемы особенностей соединения частей высказывания (присоединение, асиндетон, полисиндетон).

4. Особенности употребления разговорных конструкций (эллипс, умолчание, вопросы в повествовании, не собст.-прямая речь)

*Дополнительно к вопросу: определение некоторых дурацких выразительных средств и приемов, которые в дальнейшем могут не встречаться в билетах:

 

Эллипсис - намеренный пропуск слов в предложении, без искажения его смысла, а часто — для усиления смысла и эффекта.

День в тёмную ночь влюблён,
В зиму весна влюблена,
Жизнь — в смерть…
А ты?.. Ты в меня!

Зевгма - суть этого оборота заключается в управлении глагола двумя или более существительными, из которых в одном предложении по правилам грамматики связано с ним может быть только одно из них, но никак не все сразу.:

Мистер Пиквик взял отпуск и свою шляпу.
Асиндентон (бессоюзие) - стилистическая фигура: построение речи, при котором союзы, соединяющие слова, опущены.(«ночь, улица, фонарь, аптека..», «пришел, увидел, победил»)
Полисиндетон – многосоюзие. Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность

Апозиопезис - 1) умолкание; 2) ритор. неоконченность мысли, внезапная остановка в устной или письменной речи, чаще прерывание предложения и начало нового (напр., «Подумать только, чтобы он... Но довольно! Чтобы я когда-нибудь...»).
Анаколуф - грамматический разрыв в построении предложения, несоответствие структуры конца предложения его началу.

Парцелляция - конструкция экспрессивного синтаксиса, представляющая собой намеренное расчленение связанного на несколько интонационно и на письме пунктуационно самостоятельных отрезков например: «Джинсы, твидовый пиджак и хорошая рубашка. Очень хорошая. Моя любимая! Белая. Обычная белая рубашка. Но любимая. Я надел её… и отправился встречать Макса».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...