Суфизм как наука. Искаженное послание. Передача новостей. Святость. Служение. Кто такой святой и что он делает. Знание и поведение
СУФИЗМ КАК НАУКА «Слово 'мистицизм' [употребляемое в английском для суфизма] окружено неясной атмосферой, тогда как tasawwuf [суфизм] – это настоящая наука со своими установленными законами и полной детальной программой. Она основывается на осязаемых опытах, которые могут быть воспроизведены, как в любой другой науке, при определенных условиях. Каждый пилигрим должен пройти через одни и те же стадии в своем духовном путешествии, и эти стадии легко распознать по их детальным описаниям, данным всеми мастерами единодушно. Ориентиры и ловушки описаны с равно исчерпывающими подробностями. Точно так же, как в любых других курсах наук, в ней есть методы проверки успехов и достижений ученика. Как в любой другой области знания, и в этой области есть гении, которые производят сенсации в мире... » ИСКАЖЕННОЕ ПОСЛАНИЕ Книги и другие средства массовой информации используются суфийскими учителями избирательно. И есть случаи, когда послание искажено так, что определенные версии его они не используют вовсе. Например, некоторые переводы, даже выполненные специалистами, содержат смехотворные ошибки. Такого вида искажение может произойти с чем угодно, и поправить это может только руководитель-человек. ПЕРЕДАЧА НОВОСТЕЙ Британская радиовещательная корпорация, через несколько часов после смерти короля Саудовской Аравии Файсала, передала запись чрезвычайно эмоционального сообщения о злодейском убийстве, взятую из Саудовского радио. Уж это, как можно себе представить, должно было быть тем, на что можно положиться. Была только одна проблема с тем, что передало БиБиСи: на самом деле, это был комментарий на чешском языке последней минуты поединка Али с Вепнером в Кливленде, Огайо. Читаешь некоторые ' суфийские' материалы, они звучат так же...
Святость В: Не могли бы вы сказать что-нибудь о святости и суфийских учителях? О: Люди, которые более других обеспокоены отысканием, следованием, опровержением или общением каким-либо образом с суфийскими учителями, вероятно являются теми, кто менее других способен распознать или найти их. Причина в том, что они обычно ищут одержимых: людей, которые не могут удержаться от того, чтобы не возвещать двадцать четыре часа в сутки: «Я духовный человек». Те, кто ведет обычную жизнь или не имеет определенных внешних атрибутов, невидимы для обеспокоенных. Но более вероятно, что имеет место обратное. Те, кто сигнализирует своим поведением, обстановкой или иным образом, что к ним следует относиться как к авторитетам, на деле обычно являются поверхностными людьми. Во всех ветвях эзотерической деятельности, включая суфизм, 'святая' внешность – это одно из трех: 1. Имитация поверхностными людьми. 2. Внешность, воспринятая посредством внушения или навязывания. 3. Внешность, принятая в качестве временной или поверхностной меры, чтобы подать сигнал тем, кто может воспринять лишь такой аспект. Задача учителя и ученика состоит в том, чтобы выйти за пределы внешности так быстро и так полно, насколько это возможно. СЛУЖЕНИЕ Именно на эту тему Саади из Шираза в Bostan ('Фруктовый сад') написал такие строки: Путь – ни чтоиное, как служение людей: Это не четки, не молитвенный коврик и не дервишеское одеяние. КТО ТАКОЙ СВЯТОЙ И ЧТО ОН ДЕЛАЕТ Святость, которую поверхностные люди отождествляют с тем, что слишком часто является поверхностными действиями и внешностью, заключается, как напоминает нам Саади, в служении людей. Людей, которые ищут святости, должно принять всерьез, только если они заняты также человеческим служением.
Святость, быть святым, как правильно замечает доктор А. Е. Аффифи, согласно суфийскому знанию, «не означает праведность или благочестие, хотя такие качества могут быть случайно найдены у святого... Любой человек является святым..., если он обладает такой степенью 'гносиса' (высшего знания), которая позволяет ему понимать его точное отношение к Богу (Реальности), лишь проявлением чего он является, и осознавать его неотъемлемое единство с Единой Реальностью. Другими словами, человек – святой, если он является тем, кого Ибн ал-'Араби называет 'Совершенным Человеком'... » ЗНАНИЕ И ПОВЕДЕНИЕ Святость – не в чудесах, не в кажущейся набожности. Критерий – в знании. Люди спрашивают: «Как знание может быть почти тем же, что поведение и вера? » Суфийский ответ: без знания нет уверенности, что поведение правильное, и нет гарантии, что вера настоящая. Настоящая религия и настоящее правильное поведение приходят через познание того, что есть религия, и того, что следует и чего не следует делать: а не с принятием местных культурных норм без проверки на опыте. Суфии постоянно утверждали, что знание согласуется с праведностью и общепринятым поведением, но не с их подделками, которые и есть все, что главным образом существует в самообманутых 'хороших' людях. Святость, если под этим мы подразумеваем внешность, включая мнимые чудеса или воздействие, оказываемое кем-то на других людей, которые на этом основании заключают, что такой человек является святым, – целиком субъективна и вообще -не может быть названа святостью в суфийском смысле. ПРЕДПОЧТЕНИЕ СОБАКЕ Как описывается в Musibat-Nama, 'Книге Скорби' Аттара, Баязид Бистами, прогуливаясь по улицам с несколькими своими последователями, сделал ситуацию демонстрацией недостатков таких поверхностных суждений. Навстречу им шла собака, и Баязид уступил ей дорогу. Один из учеников подумал, что это, должно быть, неправильно: Баязид – великий святой, окруженный учениками, наделенный высоким положением, а собака – это, в конце концов, всего лишь собака. Баязид воспринял чувства этого человека и объяснил. Собака увидела, как они приближаются, и передала Баязиду мысль, что она, поскольку была создана собакой, должно быть грешна, тогда как этот великий человек, должно быть, святой, поскольку смог появиться в такой великолепной и почитаемой форме. «Именно из-за этой идеи собаки, – сказал Баязид, – я отдал ей предпочтение».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|