Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социальные и психологические элементы в суфийской учебе




Социальные и психологические элементы в суфийской учебе

В: Не принижаете ли вы метафизические и духовные занятия до уровня социологии и психологии?

О: Нет, наоборот, я пытаюсь показать загрязнение и неразбериху от социализирования и популярной психологии в этих занятиях. Если люди думают, что они поклоняются Богу, когда они на самом деле ищут эмоционального возбуждения, то это вряд ли может пойти кому-нибудь на пользу. Если о чувствах, вызванных передачей эмоций от одного человека, или одной системы, к другим, думают, что они являются 'особыми', тогда как они, что широко описано и проиллюстрировано, являются обычными социальными действиями и событиями, что вредного в подтверждении этой истины?

В: Часто говорят, что лучше оставить людей с их верованиями, чем нарушать их покой.

О: Если эти верования равноценны верованию в то, что аппен­дицит – это дело рук дьявола, то неверно оставлять пациента с этим, ибо он скорее всего умрет.

ЧЕЛОВЕК, УПАВШИЙ С ГОРЫ

Возможно, не наша роль делать что-нибудь для него, но на более низком уровне, нам ничто не мешает намекнуть на его состояние. Такие люди иногда похожи на человека, падающего с горы. Пролетев полпути, он говорит себе: «Пять тысяч футов и, смотри, ничего не случилось – на самом деле это даже приятно».

Нам возможно придется оставить таких людей в покое, но мы и ничего не можем поделать с их реальной ситуацией. Часто это те, кто внезапно появляется и говорит: «Я следую Пути Х и нахожу его стоящим, но хотел бы добавить немного вашей мудрости... »

ЧТО ТАКОЕ РЕЛИГИЯ

Вера во что-то, что является на самом деле, например, эгоистич­ной самопогруженностью в религиозную деятельность, в сущности антирелигиозна. Шейх Ибрагим Газур-и-Илахи верно го­ворит:

«То, что приводит вас к Богу, – это религия.

Все, что стоит между вами и Богом, – это 'мир'».

Много ли набожных людей осознает это?

Те уровни социологии и психологии, которые в вашем вопро­се рассматриваются как 'принижение', на самом деле, существен­ны для исследования на стадии учиться как учиться, потому что, до тех пор, пока психология не ориентирована правильно, нет духовности, хотя могут быть одержимость и эмоциональность, часто принимаемые за нее. Те, кто торгует такими вещами, принимая их за духовность, заинтересованы, конечно, – знают они это или нет – в расхолаживании интереса к психологи­ческому и социологическому уровням. Те же, кого интересует истина, не могут позволить себе такую роскошь. Что касается социального уровня, то о нем и о психологическом уровне есть высказывание одного из величайших суфиев, не имевшего дело с духовностью, если вы определяете этот термин узко.

Шейх Абдуллах Ансари говорит:

Что такое поклонение?

Осознавать реальность.

Что такое священный закон?

Не творить зла.

Что такое реальность?

Самоотверженность.

Вот суфийский подход – и не иначе. Не может быть духовности, согласно суфийским мастерам, без психологии, психологической проницательности и социологической уравно­вешенности.

Поэтому, если вы ищете духовность, которая требует такой проницательности, то вам придется разобраться в этом 'прини­жении', не моем, а великих классических суфийских мастеров, так как я не новатор в этом отношении. Если же вы воображаете, что суфиев нельзя считать 'духовными' из-за их настойчивости в отношении психологии и социологии, то вам опять не повезло: не только исламские авторитеты, но и ученые всех вероиспове­даний продолжают причислять суфиев к величайшим носителям духовности в человечестве.

Нет мудрости там, где нет здравого смысла: в таких условиях она не может выразиться.

Они говорят: «Ищите мудрость, пока у вас есть силы, иначе вы можете потерять силы, не обретя мудрости».

НЕВИДИМАЯ КОШКА

Но вы должны начать откуда следует: нельзя начать с полпути и ожидать результатов. Марк Твен для розыгрыша поместил объявление, что он потерял кошку, столь черную, что ее нельзя увидеть при обычном свете, и хочет получить ее обратно. Около тысячи людей обратились к нему, утверждая, что видели ее. Стали бы вы учить чему-либо таких людей, или, по крайней мере, людей в таком состоянии ума?

ГРАБИТЕЛЬ-СВЯЩЕННИК

Недавно в Англии один священник оказался грабителем, огра­бившим даже дом другого священника, аббатство и школу. Он был пойман при попытке ограбить банк, к которому подъехал на такси, при содействии своей экономки, убедив ее, что они делают нечто хорошее. Не следовало ли посмотреть на психо­логический и социальный уровень такого человека прежде, чем переходить к духовным, высшим, уровням? Еще один священник развелся и женился на колдунье...


О внимании


Характерные черты внимания и наблюдения

В: Не могли бы вы определить характерные черты вниманияи наблюдения, которые важны в суфийской учебе?

О: Изучайте взаимообмен вниманием, а также привлечение проявление и получение внимания.

Одним из ключей к поведению человека является фактор внимания.

Любой может проверить, что во многих случаях то, что обычно полагают важными или полезными человеческими делами на любом поприще (социальном, коммерческом и т. д. ) в действительности являются замаскированными ситуациями внимания.

Утверждается, что если человек не знает, что он делает (в данном случае, что он, по сути, требует, проявляет, или обменивается вниманием), и, как следствие, думает, что делает нечто иное (вносит вклад в человеческое знание, учится, покупает, продает, информирует и т. д. ), то он будет: (а) еще более неэффективен, как в явной деятельности, так и в скрытой; (б) менееспособен планировать свое поведение и будет совершать ошибки эмоционального и интеллектуального плана потому, что считает внимание не тем, чем оно является.

Раз это так, то важнее всего, чтобы индивидуумы осознали:

1. Что этот фактор внимания действует практически во всех делах.

2. Что, на самом деле, побудительная причина делможет отличаться от той, что видится. И что часто она порождается желанием или нуждой в деятельности внимания (давать, получать, обмениваться).

3. Что внимание-деятельность как любая другая потребность: в пище, тепле и т. д., будучи помещенной под волевой контроль должна привести к расширению сферы деятельности человека, который не будет тогда во власти случайных источников внимания или не будет даже приходить в замешательство более обычного, если дела пойдут не так, как ожидалось.

ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ПРИНЦИПЫ МОГУТ БЫТЬ СФОрмуЛИРОВАНЫ.

ОНИ ВКЛЮЧАЮТ:

1. Слишком много внимания может быть плохо (неэффек­тивно).

2. Слишком мало внимания может быть плохо.

3. Внимание может быть 'враждебным' или 'дружественным' и все же удовлетворять аппетит ко вниманию. Этот моральный аспект вносит путаницу.

4. Когда люди нуждаются в большом количестве внимания, они уязвимы для послания, которое слишком часто сопутствует проявлению внимания к ним. Например, человек, желающий внимания, может быть в состоянии получить его только от ка­кого-то человека или организации, которые могут впоследствии (в качестве платы за внимание) злоупотреблять влиянием на ум жаждущего внимания человека.

5. Современные верования часто насаждаются во время и при обстоятельствах, связанных с требованием внимания, а не обретаются тем методом, который им приписывают.

6. Многие парадоксальные перемены мнений, или партнеров и обязательств, как можно видеть, происходят в результате изменения в источнике внимания.

7. Людей почти всегда приводит в возбуждение предложение внимания, поскольку они, в большинстве своем, часто обделе­ны вниманием. Это одна из причин, почему, например, новые Друзья или обстоятельства, могут быть предпочтительнее старых.

8. Если бы люди научились утолять голод внимания, у них было бы больше возможностей, чем это позволяетим боль­шинство современных культур, уделять внимание другим вещам. Они могли бы сделать более эффективной свою способность к учению.

9. Среди того, что не страдающие от голода (в смысле внимания) люди могли бы исследовать, – сравнительная при­влекательность идей, индивидуумов и т. д., помимо их функции просто снабжать внимание.

10. Желание внимания возникает в раннем детстве. Конечно, в то время оно связано с питанием и защитой. Это не означает, что это желание не имеет ценности ни для будущего, ни для дальнейшего развития. Но оно может быть приспособлено для чего-то большего, чем обыкновение взрослых – просто его удовлетворять.

11. Даже беглый обзор человеческих сообществ показывает, что в то время, как с тенденцией к беспорядочному питанию, собственничеством и другими недифференцированными чертами с очень раннего возраста работают или направляют в другую сторону – отучают, то со вниманием как фактором так не поступают. Как следствие, взрослый человек, лишенный каких-либо способов обращения со своим желанием внимания, продолжает приходить от него в замешательство, так как обычно в течение жизни оно остается примитивным.

12. Были проведены многочисленные частные наблюдения взаимодействия людей. Они показывают, что взаимообмену между двумя людьми всегда присущ фактор внимания.

13. Наблюдение показывает, что у людей желание внимания имеет приливы и отливы. Во время прилива или отлива желания внимания, человек, не осознавая, что таково его состояние, приписывает свои действия и чувства другим факторам, например, враждебности или любезности других. Он даже может сказать 'удачный день' – когда потребности его внимания были быстро и адекватно удовлетворены. Перепроверка таких ситуаций показала, что такие переживания наилучшим образом объясняются теорией внимания.

14. Возражения, основанные на том, что предполагаемое удовольствие от внимания наибольшее, когда оно достигается случайно, при тщательной проверке отпадают. Слова «Я предпочитаю быть удивленным вниманием» можно перефразировать так: «Я предпочитаю не знать, откуда возьмется моя следуют еда». Это просто подчеркивает примитивную стадию чувствования и мышления в данной сфере.

15. Ситуации, которые кажутся различными, если их рассматривать в сверхупрощенной перспективе (что является обычным), видятся одинаковыми с точки зрения теории внимания. Например: люди, следующие за неким авторитетом, могут проявлять желание получать или давать внимание. Взаимообмен между людьми и их авторитетом можно объяснить поведением взаимного внимания. Некоторые из этого взаимообмена получают только внимание. Некоторые могут получить больше.

16. Путаницу вызывает также и то, что объектом внимания может быть человек, культ, предмет, идея, интерес и т. д. поскольку фокусы внимания могут так различаться, люди вообще еще не выделили общий фактор – желание внимания.

17. Одно из преимуществ этой теории состоит в том, что она позволяет уму человека увязать легко понимаемым спо­собом многие вещи, которые, как его всегда (неправильно) учили, являются весьма различными, несравнимыми и т. д. Та­кое неправильное воспитание уменьшило, конечно, возможную эффективность функционирования ума, хотя лишь в рамках культуры, не постоянно.

18. Неспособность чувствовать, когда внимание проявлено, а также поддерживать или препятствовать его дальнейшему про­явлению, делает человека необычайно уязвимым для влияний, особенно в случае насаждения в его ум идей, и для внушений.

19. Вызвать эмоциональный подъем – наиболее примитив­ный метод усиления внимания к тому средству, которое усилило эмоции. Это прелюдия или сопровождение почти каждой формы внушения.

20. Традиционные философские и другие учения использова­лись для предписания упражнений в управлении и фокусировке внимания. Однако ценность этих упражнений в значительной степени была утрачена, потому что индивидуальные упражне­ния, предписанные людям, нуждавшимся в них, записывались и повторялись как единственные истины, и практиковались способом и людьми, в темпе и при обстоятельствах, которые, при их полной случайности, были не в состоянии произвести какое-либо изменение во внимание-тренировке. Однако, такая трактовка порождала одержимость. Так оно и продолжается.

21. Тут и там пословицы и другие части литературных ма­териалов указывают на то, что когда-то было широко рас­пространено знание о внимании, которое здесь очерчивается. Однако, оторванные от контекста, эти указания продолжают существовать скорее как окаменевшие указатели, а не как по­лезное руководство по упражнению внимания для современного человека.

Внимание к себе или внимание к учителю без упражнения по освоению того, что предлагается не от ближайшего окруже­ния, является разновидностью короткого замыкания. Как сказал Руми: «Не смотри на меня – возьми то, что в моей руке».

 


 Суфийские учебные темы


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...