Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

АРТИКУЛ 32. О доказывании справедливости в обидах светских с сословиями духовными, также духовными с сословиями светскими.




Устанавливаем, если бы когда какие обиды совершались с имений церковных от врядников, слуг, бояр и подданных всяких состояний духовных людям светского сословия как самой шляхте, так слугам и подданным их, также и мещанам городов наших и иным подданным нашим государственным, с насилиях, нападениях, разбое, убийствах, о насилиях женщин и девушек, о побоях, ранах, грабежах, о людях и челяди сбежавшей и о иных каких-либо делах обычных. Тогда каждый в отношении своего слуги и подданного является ближайшим справедливость отправлять, тогда также и духовные сословия в отношении врядников и слуг своих, будут ли оседлыми или неоседлыми, и подданных своих обязаны будут справедливость осуществлять, после напоминания листом вряда земского, согласно этому праву писаного статута земского. А где бы кто из лиц духовных какого-либо состояния и достоинства справедливости учинить не хотел либо судом своим кого в чем обидел, тогда о том сам таковой к епископу тому, под властью которого состоит, как к главному начальнику своему должен быть позван на определенный срок от подачи явной позвы через четыре недели, а от положения в имении за шесть недель, епископской позвой, писанной польским письмом, и туда же сам должен особою своею или через уполномоченного своего явиться, и того, на кого жалоба подана, перед епископским судом представить. А князь епископ, во власти которого то будет находиться, либо его вряд, сохраняя в том всеобщее спокойствие и святую справедливость, чтобы в чем ущерблена не была, должен будет тем общим правом и статутом земским справедливость обиженному учинить без всякого промедления и затруднения, давая соответствующее удовлетворение по своему суду с виновного, с хозяйства и движимого имущества, и с доходов побежденного правом. А где бы имущества не хватило, и на самой особе. А если бы от самих особ духовных в чем-либо в тех делах, выше указанных, обида кому делалась, тогда о том также к князю епископу или его вряду на суд должны быть позваны. А князь епископ либо его вряд никаким иным, только этим же общим правом и статутом земским это все судить и после суда исполнять на виновном, на имуществе собственном тех духовных особ недвижимом и движимом. А если придется к тому по праву телесное наказание согласно этому же статуту делать и исполнять обязан будет, делая все это удовлетворение под присягою своею, учиненною нам в раде. А если что в суде духовном правом светским будет осуждено, а на исполнение в который вряд земский либо замковый отослано, тогда это тот вряд исполнять должен. Однако, не поручая в том никаких таких вещей, которые в малейшей степени свободы прав тех и конфедерации могли бы нарушить. А если бы исполнения в таких делах вряд не учинил, тогда о таком неисполнении согласно артикулам, о том написанным, свободный разбор с врядом будет каждому в надлежащий суд. Однако, если бы сторона жалующаяся или ответная считала себя несправедливо обиженной решением и приговором епископа или его вряда, тогда такой стороне князь епископ либо его вряд о вещах, тем правом земским осужденных, обязаны будут допустить апелляции в суд трибунальский, который трибунал нигде в ином, только в городе нашем столичном Виленском, таковые дела по апелляциям между сословиями духовными и светскими согласно сему статуту общего права судить должен. На которые суды трибунальские для таких дел должны быть выделены со стороны духовной три особы и со стороны сословий светских также три особы, между членами трибунала избранные. И где в каком деле больше особ между теми шестью особами, на те суды избранными, по большинству на один голос согласятся, при тех голосах решение должно остаться. А если бы мнение членов трибунала разделилось по какому-либо делу, тогда таковые дела должны отсылать к нам, государю, а мы при такой отсылке те дела должны судить, где в то время двором нашим будем в этом государстве нашем Великом княжестве Литовском, и без сейма. А где бы также кому от князей епископов вред в чем творился как от самих особ, так от врядников, слуг, бояр и подданных их, а они бы сами после напоминания от вряда земского на напоминательным листом, сами сторону жалующуюся удовлетворить как особы духовные не хотели, либо с врядников, слуг, бояр и подданных своих справедливости не учинили, согласно сему общему праву, тогда о том от нас, государя, также на окончательный срок будут вызваны и тем же правом земским должны быть суждены, устанавливая срок по позвам. Если в Великом княжестве Литовском двором нашим будем — четыре недели, а если за границей Великого княжества Литовского — восемь недель. А если бы также людям духовного сословия, слугам и подданным их от людей светского сословия княжат, нанят, шляхты, в каком бы почтении и высокой должности ни были, как в не выдаче десятин, так и в иных делах обыкновенных обида какая была бы сделана, тогда о таких обидах особа духовная особу светскую, от которой ему причинена обида, привлекать будет к суду надлежащему земскому либо замковому тем порядком, как и сами сословия светские привлекаются согласно артикулам, в этом статуте описанным, со свободным обжалованием обеим сторонам в суд главный трибунальский, совместный с духовным. А заявление и запись таких выше указанных обид и вреда, которые от сословий духовных и их слуг и подданных будут совершены кому-либо, должны осуществляться во врядах земских, замковых или и духовных, где кто захочет в тех поветах, где те имения церковные находятся, либо под которым врядом, что кому от них и слуг, подданных их обида произойдет. А в то время, когда бы которое епископство было вакантным либо где бы который епископ в чужих государствах в посольствах или где по своим делам с этого государства Великого княжества Литовского выехал, тогда обиженный в капитул либо исполняющему обязанности по должности, кто тем епископством руководить будет, порядком выше описанным, действовать и справедливость свою доказывать должен. А они будут обязаны восстанавливать справедливость, согласно этому же праву и статуту земскому. А это самое следует понимать и о духовенстве греческой веры, что меньшие из них чины перед старшими своими начальниками, а старшие начальники перед судом главным порядком, выше описанным, дать удовлетворение людям светского сословия будут обязаны. Но что касается таких обид обычных, с таковых имений духовных сословий, от врядников и подданных их либо от них самих, которые общему праву и службе земской военной подлежат, то есть с отцовских, материнских, купленных, подаренных, полученных в залог и каким-либо иным способом приобретенных, тогда уже с таковых имений своих и духовные особы так, как и шляхта светского сословия, согласно порядку статутному, тому общему праву земскому должны подлежать, так суду земскому, замковому, подкоморскому и комиссарскому, а по апелляции суду главному.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...