Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Некоторые принципы контактной импровизации




1. Движение следует за смещением точки контакта между телами партнеров. Преобладают движения, связанные с прикосновении прикосновениями двух тел, поиском взаимных пространственных траекторий при взаимодействии с весом тела партнера. Танец направляется ощущениями партнеров, их намерением сохранить или не сохранять физический контакт и продолжать поиск взаимной опоры.

2. Чувствовать Чувствование кожей. Почти постоянный физический контакт между партнерами направлен на использование всей поверхности тела для поддержки собственного веса и веса партнера.

3. Перетекание. Внимание направлено на сегментацию тела и движение одновременно в нескольких направлениях. В ходе сеанса Ппоследовательное включение включаются частей части тела в сочетании с их посылом в нескольких различных направлениях. Постоянное смещение веса на соседние сегменты расширяет возможности импровизации и смягчает падения и перекаты. Сегментация тела и множественность направлений создает создают эффект суставчатости движения. В отличие от традиционных техник танца модерн, где так же используются подобные приемы, но акцент делается на одном направлении или простой противофазе, в контактной импровизации часто используется свободный поток инерции вне жесткого контроля.

4. Ощущение движения изнутри. Ключевое значение имеет Ориентация ориентация и внимание на внутреннем пространстве тела. Вторичное внимание концентрируется на форме тела в пространстве. Контактные импровизаторы большую часть времени проводят, концентрируя внимание внутри тела с целью восприятия тончайших изменений веса и обеспечения безопасности себя и партнера. Мастера, для которых восприятие гравитации стало частью их натуры, могут чаще, чем начинающие, сознательно проецировать свое тело в пространство. В то же время, даже в сольной импровизации «"контактер"» часто сохраняет внутренний центр внимания и поглощенность движением.

5. Использование сферического пространства (360 градусов). Работают Ттрехмерные траектории в пространстве, спиральные, искривленные округлые линии тела. Эти траектории тесно связаны с физическими задачами поднятия веса и падений с минимальным усилием. Подъем по дуге требует меньше мышечных усилий, а падение по дуге уменьшает удар.

6. Следование за инерцией, весом и потоком движения. В работе используется Ссвободный, набирающий силу поток движения в сочетании с попеременным активным и пассивным использованием веса. Контактные импровизаторы часто подчеркивают важность непрерывности движения, когда заранее не известно, куда оно может привести их. Они могут активно тянуть, толкать или поднимать партнера, следуя порыву энергии, или пассивно позволять инерции увлекать их.

7. Подразумеваемое присутствие зрителей. Подчеркивается Сознательная сознательная неформальность презентации, в форме практики или джема., Приближенность к аудитории, сидящей обычно в кругу, без формально обозначенной сцены. Особенно в ранние годы танец контактной импровизации уже происходил, когда зрители только входили в зал, так что начало представления было неопределенным. В контактном джеме или выступлении чаще всего отсутствует специальный сценический свет, декорации, мизансцены, костюмы.

8. Танцор — обычный человек. Отмечается Ппринятие поведенческого или естественного положения вещей; танцоры, как правило, избегают движений, четко идентифицируемых с традиционными техниками танца, и не делают различий между повседневными движениями и танцевальными. Они поправляют одежду, смеются., Кашляюткашляют, причесываются, если это необходимо, прямо на сцене, как правило, не смотрят при этом на зрителей.

9. Позволить танцу случиться. Используются Ххореографические структуры, организованные в последовательность дуэтов, иногда трио или больших групп и почти непрерывное физическое взаимодействие танцоров. Такие элементы хореографии, как организация пространства, выбор темы движения, использование драматических жестов очень редко используются намеренно. Но хореографические формы все же возникают из динамики смены участников и неизбежно возникающих настроений и состояний в процессе импровизации.

10. Каждый одинаково важен. Отсутствие Отсутствуют внешних внешние знаков знаки различия между танцорами, такихтакие, как порядок выхода, продолжительность танца, костюм. Качество движения в контактной импровизации усиливает этот эффект.

В контексте терапии принципы и техники контактной импровизации используются для работы с весом (как одной из категорий Лабан-анализа и выражением определенной совокупности личностных характеристик — уверенности, заземленности и т. д.) и как один из способов исследования коммуникации. Важно понимать, что они именно используются, адаптируясь к психологическим и терапевтическим требованиям. Здесь Дальше мы приводим несколько техник контактной импровизации, используемых нами на тренингах.

«Маленький танец» (The Small Dance)

Это - Иизвестный способ обретения центра, разработанный Стивом Пэкстоном (основателем контактной импровизации). Его основная идея в заключается том, чтобы стоя, с закрытыми глазами использовать минимум энергии. Просто наблюдайте за небольшими перемещениями веса, удерживающими вас в состоянии равновесия. Чувствуйте, как вес вашего тела передается через кости на пол. Вы заметите, что ваше тело в буквальном смысле слегка покачивается вперед и назад. Через некоторое время начните немного усиливать это покачивание.

«Маленький танец» также можно делать в парах. Встаньте лицом к партнеру и соприкоснитесь лбами. Вновь постарайтесь минимизировать силы, затрачиваемые на поддержание тела в вертикальном положении, но также реагируйте на небольшие покачивания своего партнера.

Если глаза у вас закрыты, обычно требуется всего несколько минут, чтобы найти общий ритм с партнером.

 

Точка контакта

Точка контакта — это область физического соединения тел двух танцующих людей. С ней связаны две основные идеи — сохранение этой точки и перемещение ее по телу.

Для увеличения осознания этой точки хорошо помогают упражнения с мячами. Возьмите мяч среднего размера (чуть поменьше, чем баскетбольный) и поместите его между собой и партнером. Вам вдвоем нужно удерживать мяч от падения. Начинать можно, встав боком к партнеру и поместив мяч между вашими плечами. Когда вы начинаете двигаться, мяч перемещается по телу партнера, и вам надо продолжать его удерживать. Мяч всегда остается вашей точкой контакта, поэтому за ней легко следовать. Это упражнение прекрасно демонстрирует новичкам идею точки контакта. Для людей продвинутого уровня можем порекомендовать сделать это упражнение в тройках и с двумя мячами.

Вы также можете практиковать сохранение точки контакта, двигаясь у стены. Поэкспериментируйте с различными способами движения и передачи веса на стену.

Перекаты на полу

Цель: Работа работа на полу — важный этап в обретении заземления (контакту с весом собственного тела и «основой внутри»). Она Оноа расширяет диапазон движений, чувство равновесия, позволяетение делать необычные вещи и, соответственно, обеспечивает большую уверенность.

Продолжительность упражнения: Зависит зависит от размеров группы и помещения.

Музыка: упражнение Мможет проводиться без музыки или под нейтральную медленную музыку.

Процедура

Один из удобных способов проведения этих техник — перекатывания друг за другом от одного конца зала до другого. Затем можно возвратиться к изначальной сходной точке стороне и повторить все снова или же перейти к следующему варианту. Эти упражнения, за редким исключением, проходят с открытыми глазами.

Перекаты за центром

Участники, лежа на полу, начинают движение из центра (т. е.то есть области низа живота и таза). Очень важен при этом контакт с полом (ощущение веса тела) и качество качества движения — мягкость, непрерывность и медленность.

Диагональный переворот

Диагональный переворот более сложен, и поэтому лучше начать с обучения ему. Это Такое обучение после демонстрации может проходить в парах. Сам переворот основан на связи центра и периферии (конечностей) и использует диагональные (т. е.то есть в том числе и межполушарные) связи. Движение начинается от конечностей, от пальцев рук или ног, идет по диагонали, постепенно распространяясь до центра, и позволяет телу перевернуться и перекатиться. Возможны 8 вариантов движения: вперед и назад за каждой из 4четырех конечностей.

Падения

Поскольку для контактной импровизации безопасность является «№1», часто мы начинаем с обучения падениям — возможности мягко «придти» на пол с разной высоты. Одновременно падения — это этап работы со страхами, Так же мы обучаем контакту с опорой и уделяем большое внимание метафорам открытости «жизненным падениям». Как пела Лори Андерсон: «Вы идете... падаете. С каждым шагом... Вы падаете. Вы начинаете падать и затем подхватываете себя. Много раз... Вы падаете... и затем ловите себя. Вы производите падение и остановку падения тела. Как будто Вы идете и падаете в одно и тоже время».

 

Можно использовать различные техники падения — из боевых искусств, актерского тренинга (падение марионетки). Чаще всего мы используем последовательность обучению падениям, предложенную Полой Джоза-Джонс. Мы начинаем с обучения диагональному перевороту, потому что он позволяет освоить важные принципы движения, задействованные в технике падения — взаимосвязь центра и конечностей, мягкое постепенное перетекание веса. Освоение правил падений проходит через несколько этапов, на каждом этапе — несколько повторов, вначале медленно, затем — быстрее; падения идут вбок и повторяются на правую и левую стороны:

1) сидя на коленях («алмазная поза»)., падение Падение начинается с центра, который словно соскальзывает вбок на пол, затем вся боковая поверхность тела постепенно приходит на пол. Рука при этом скользит, и очень важно, чтобы не было упора запястьем, обратите на это особое внимание, потому что при «бытовых» падениях чаще всего страдают именно запястья. Нога с противоположной стороны вытягивается, и важно, чтобы она не «подлетала» («взлетающая» нога — показатель неосознаваемого напряжения, связанного со страхом). Последней приходит голова, она ложится на руку.;

2)1)стоя на четвереньках., движение Движение начинается из центра, который ведет тело назад и вниз, возвращаясь в предыдущую позицию, дальше — также как и в описании, рассмотренном на предыдущем этапе. Здесь важно уловить раскачивающееся движение, идущее из центра тяжести, именно оно определяет «грамотность» падения.;

3)1)стоя на одном колене., падение Падение идет в сторону опорного колена,. образОбраз, помогающий почувствовать механизм падения — «таяние»,»; опорная половина тела «тает», центр идет вниз, к пятке, соскальзывает вбок, дальше все происходит как на предыдущих этапах.;

4)1)стоя, одна нога немного отставлена назадходит назад., падение Падение идет в сторону, соответствующую отставленной назад ноге. Эта нога переводится на подъем, вес переносится на другую ногу, и не-опорная половина тела начинает «таять», центр идет вниз. Важно: ни в коем случае не удариться коленом! Колено мягко приходит на пол мягко при любой скорости падения. При этом мы уже не опираемся ягодицами на пятки, центр (таз) соскальзывает вбок, дальше, как на предыдущих этапах.;

5)1)прыжок с падением,. начинаем Начинаем как в предыдущем упражнении (4), подпрыгиваем на опорной ноге, в воздухе слегка погибая другую. Приходим на ту же опорную ногу, сразу же мягко идем вниз. Дальше двигаемся так, как описано — какв упражнении на предыдущем этапе.

Для закрепления навыков падения можно применить несколько описанных далее игр.:

«Путь падений»

Группа собирается у одной из стен и по несколько человек (в зависимости от размера помещения) начинает движение к противоположной стене, используя различные варианты падений.

Инструкция: «эЭтот путь — ваша жизнь, проходя которую вы все время падаете, поднимаетесь, снова падаете, снова поднимаетесь и продолжаете движение вперед, не смотря ни на что».

Примечание: следите за правильной дистанцией между малыми группами.

«Подстрели друга»

Участники распределяются по залу и, приближаясь друг другу, дотрагиваются кончиком пальца, обозначая «выстрел». Ощутив прикосновение, участник начинает падать, как «подстреленный». Через несколько секунд он может «ожить» и вновь присоединиться к игре.

Инструкция: «пПредставьте, что вы — шпион, и у вас есть маленький шпионский пистолетик, ваша задача — подстрелить всех. Если вас подстрелили, то через несколько секунд вы «оживаете».

Через несколько минут озвучивается дополнительная инструкция: вам выдали другое оружие, большего калибра, теперь вы можете стрелять друг в друга на расстоянии.

Еще через несколько минут звучит следующая инструкция: у вас — помповое ружье, которое «разрывает» подстреленного, заставляя его подлетать.

Грамотно проведенная работа с падениями поднимает повышает энергию группы, ведь страх — это всего лишь источник силы».

 

Опора и поддержка

Работа с опорой — это использование естественной структуры тела для обретения больших возможностей. Она связана с умением отдавать и принимать вес, что отражает наши возможности доверия и уверенности, возможности принимать нагрузку, не создавая излишнего напряжения. Умение давать адекватную поддержку другому человеку может позволить не изнурять себя, а получать удовольствие. В контактной импровизации присутствует идея, что для работы с весом мы стараемся использовать не силу мышц, а естественную опорную систему тела — кости; каждый раз, принимая нагрузку, мы выстраиваем тело таким образом, чтобы принимаемый нами вес «проходил» сквозь кости и центр по кратчайшему пути в землю.

Партнеры делятся на пары. Один из партнеров отдает вес, вначале через руки, на различные части тела другого партнера. Лучше начинать снизу, с колен, постепенно поднимаясь вверх и меняя точки приложения веса. Задача партнера-опоры — при каждом изменении находить положенииположение, при котором вес, отдаваемый партнером, приходит приходил бы на кости и уходит уходил через них в землю, пол. Обращайте внимание как на «точное» выстраивание тела, так и на способность плавно и быстро перестроиться при смене точки приложениия веса. Партнеры, отдающие вес, могут варьировать точки приложения веса, количество веса и части тела, через которые вы отдаете вес. Через 5–10 минут партнеры меняются ролями и повторяют упражнение в другую сторону. Затем они могут начать создавать контактный танец, используя перетекание точки контакта, веса и перестраивание структуры тела для нахождения непрерывного динамического равновесия.

В парах партнеры исследуют различные положения тела: лежа, сидя, на четвереньках, стоя на ногах со спиной, параллельной полу и т. д. Ваша задача в любом из этих положение положений находить легкие способы отдавать и принимать вес, в том числе и весь вес партнера. Для нахождения этого этой позы устойчивости обращайте внимание на положение центров, отдавайте свой центр на центр партнера или так, чтобы вес вашего центра через кости передавался на центр партнера.

 

Баланс и контрбаланс

Баланс, равновесие — одна из метафор движения, имеющая прямые жизненные коннотации. Основные идеи, лежащие в основе этих техник, — баланс связан с нахождением внутреннего центра и расширенным восприятием, объединяющим центр и периферию; не существует статического равновесия, поэтому нет смысла «удерживать» равновесие, сохранение равновесия — это всегда «возвращение в новое место».

 

1) Встать В в парах встать, опираясь спинами друг на друга. Партнеры начинают работать, сидя на полу, упираясь спиной в спину партнера, а ногами — в пол. Руки не используются. Это достаточно известное упражнение, наглядно демонстрирующее важность взаимного отдавания веса для нахождения общей «подъемной силы». «Неудачи» в этом упражнении связаны с неосознаваемым желанием «взять» вес партнера на себя (гиперответственность) и/или неспособностью отдать свой вес (недоверие).

2) Это Следующее упражнение очень похоже на предыдущее исследование опоры и поддержки, но на этот раз фокус внимания переходит на партнера, отдающего вес. Каждый раз, находя новое положение на партнере, участникон/а обращает внимание, что навозможно невозможно опираться только на партнера, распределяя вес на поверхности опоры и в пространстве. Бессознательное стремление «удержаться» связано со «сжатием», тогда как равновесие находится на пути «расширения». Отдавая вес своего центра на центр партнера, мы находим «точку опоры», и тогда остальное остальные части тела могут находиться в воздухе, правильный баланс приводит к ощущению «полета».

Контрбаланс использует те же идеи, но сам вектор движения направлен в противоположную сторону.

Упражнение проводится Вв парах, партнеры встают друг напротив друга, берутся за руки и откидываются назад, находя равновесие.

«Попробуйте сесть, а затем встать, не используя силу рук, с прямыми руками. Повторите то же самое, держать держась за одну руку. Следите за положением и перемещением центра тяжести вашего тела.

Затем, оставьте только одну ногу на полу и медленно исследуйте образовавшиеся возможности движения, все время находя новый баланс. Руки остаются прямыми».

 

«Сиамские близнецы»

Участники разбиваются на пары. Ведущий предлагает каждой паре представить себя сиамскими близнецами, сросшимися любыми частями тела. «Вы вынуждены действовать как одно целое. Пройдитесь по комнате, попробуйте сесть, привыкните друг к другу. А теперь покажите нам какой-нибудь эпизод из Вашей жизни: Вы вы завтракаете, одеваетесь и т. д.» Упражнение тренирует навыки взаимосвязи и взаимозависимости в едином взаимодействии.

 

«Скалолаз»

Члены группы становятся вдоль прямой линии, а один из участников, не выступая за нее, должен пройти вдоль всей шеренги и единственной опорой ему служат различные части тела его согруппников.

 

«Заросли»

Один из участников должен пробраться сквозь «заросли», образованные переплетением рук и ног других членов группы.

После выполнения упражнения одним участником, его место занимает другой.

 

Танец по рисунку

Этот танец я (В. Козлов В. В.) освоил 1992 г. на суфийском тренинге. Аль-Газали говорил, что тело нужно рассматривать как везущего, душу — как едущего на нем: «Душа должна заботиться о теле, как пилигрим на пути в Мекку заботится о своем верблюде; однако если пилигрим проводит все свое время в кормлении и украшении верблюда, караван оставит его позади, и он погибнет в пустыне». Хорошее здоровье и центрированность на потребностях тела поощряются до той степени, пока они не мешают внутренней работе.

Этот тренинг, основанный на суфийских техниках, показал мне «срединный путь» в работе с телом. И сам танец, который нам продемонстрировала Ма Дэва Прэм, я рассматриваю в двух аспектах:

·1) увеличение внутренней свободы, жизненности и раскованности тела;

·2) научение на уровне тела рефлексировать и эмпатировать другому человеку.

С тех пор я практикую этот танец, и его внутренняя идея легла в основу многих процессов с использованием связного дыхания: «Трава-вода», «Танец мастеров» и т. д. — а также коммуникативных тренингов.

Предварительные условия

Танец по рисунку проводится в групповой форме.

Зал для проведения данного упражнения должен быть достаточно просторным. Участникам танцевального сета рекомендуется снять очки, часы, украшения. Одежда должна быть просторной и свободной.

Танец проводится под ритмичную и громкую музыку, которая включается после инструкции. Для повышения общей энергии Вы можете использовать бубны, барабаны.

До начала танца участники становятся в общий круг.

Инструкция:

«Сейчас мы будем танцевать. Почувствуйте свое тело и настройтесь на танец. Вдохните глубоко и на выдохе сделайте первое движение в Вашем танце. Каждый танцует свой танец (5 минут).

А сейчас тот человек, который стоит слева от меня по кругу, выходит в центр. Не прекращайте танец в центре, сохраняйте рисунок своего танца. Выберите в этом круге того человека, которому хотите предложить рисунок своего танца. Подойдите к нему в танце. Предложите ему присоединиться к рисунку Вашего танца. А Вы (партнеру) попробуйте зеркально отразить каждое движение, быть зеркальным отражением танцевального рисунка Вашего партнера. (Пара танцует в центре.) А сейчас, когда я хлопну в ладоши, тот, кто начинал этот танец, возвращается на место, а его партнер предлагает кому-то в круге свой рисунок танца...»

Группа танцует до тех пор, пока каждый в круге не покажет свой рисунок танца.

После упражнения проводится традиционный проговор.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...