Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Процедура видеоанализа и примеры




Процедура видеоанализа, в той форме, в который мы используем ее, включает следующие действия:

-1) перед началом процедуры видеоанализа группа принимает правила, по которым он будет происходитьработать;

-2) некоторые участники заявляют о желании проанализировать свое выступление в группе. Выбор соло, которое будет обсуждаться, представляет собой процесс группового решения. Сколько выступлений будет проанализировано, зависит от размера группы, временных ресурсов и других факторов.;.

3) - Выбранное выбранное соло просматривается всей группой от начала до конца;.

-4) Участники участники группы говорят о своих наблюдениях, часто для подтверждения или уточнения этих наблюдений применяется повторный просмотр фрагментов выступления, в течение которого участники могут остановить видеозапись используя специальное слово «"стоп"», если чувствуют желание обсудить свои предположения и открытия;.

-5) В в ходе процедуры видеоанализа выступающий может соотнести свое внутреннее восприятие выступления в ситуации, когда он находился на сцене, с собственным впечатлением от видеозаписи, и соотнести сопоставить свое видение с обратной связью, полученной от группы. Остальные участники группы также получают возможность сопоставить свои внутренние переживания с видеозаписью, и с обратной связью от выступающего и других участников. Последняя часть проходит по тем же принципам обратной связи (принцип «"бутерброда», описанный выше), что и рефлексия «"по горячим следам"».;

- 6) Ддля осмысления процессов, происходящих в ходе видеоанализа, удобной теоретической моделью может быть интегральный подход Кена Уилбера (К.Уилбер, 2002, 2004). К.Уилбером предложена модель четырех квадрантов, в основе которой лежит идея о том, что к любому феномену можно подходить внутренним и внешним образом, а также индивидуально или в составе коллектива. Если использовать модель 4четырех квадрантов, то получается, что при использовании описанной выше процедуры видеоанализа мы обращаемся к трем базовым перспективам, не сводимым друг к другу позициям восприятия: внутреннему индивидуальному (верхний левый квадрант, субъективное, интенциональное) — внутренний опыт выступающего; внешнему индивидуальному (верхний правый квадрант, поведенческое) — сама форма выступления, зафиксированная на видео; и коллективному внутреннему (нижний левый квадрант, межсубъективное) — многообразие позиций восприятия, чувств и ассоциаций всей группы.

Что же касается нижнего правого квадранта (социальное, внешнее коллективное), то в данном случае в качестве микросоциума выступает тренинговая группа, объединенная общими целями и ценностями, и для этогов этом микросоциума микросоциуме видеоанализ является одним из этапов развития, развития каждого человека, входящего в группу.

Что же дает такая форма проведения видеоанализа? Каковы терапевтические результаты?

Приведем два примера. При этом важно понимать, что описания, которые мы здесь приводим, не могут отразить всей динамики и многозначности ситуации, ее развития и многосторонности. Это лишь слабые наброски, может быть, позволяющие слегка ощутить «"аромат"» этой работы.

 

Пример 1.

Участница М., сделала соло по теме своих отношений с матерью (под песню группы «Rammstein» «"Mutter"»). Символом этих непростых отношений была веревка между ней и другой участницей, олицетворявшей фигуру матери. Эта белая нить (пуповина?) между ними удлинялась и сокращалась, причем именно обе они то отпускали, то притягивали друг друга. Танцовщица то запутывалась в этой веревке, то эта нить становилась петлей на шее. Тяжелая нагнетающая музыка усиливала драматизм ситуации. В конце М. перерезала эту «"пуповину"», и, бросив прощальный взгляд, ушла.

М. делала это соло в очень непростой период отношений со своей матерью, которые усугубились болезнью отца. Тяжесть требований со стороны матери и отсутствие контакта наглядно проявились в этом соло. В процессе видеоанализа сама символическая реальность танца показала некоторые скрытые аспекты этой ситуации: в частности, обе участницы дуэта ни разу не взглянули друг другу в глаза.

Это соло можно назвать примером личного ритуала инициации, тем более, что символ перерезаемой пуповины использовался в реальных древних ритуалах. Танец, являясь символическим разрешением, высвобождал внутренние силы, помогающие справиться с ситуацией, изменяя идентичность танцующей.

 

Пример 2.

Участник Б. танцевал соло на тему «"маски"», привычного образа себя, от которого хотелось отойти. Он широко использовал пространство во время движения, переходя на разные ярусы. Некоторые движенческие мотивы осознанно повторялись, создавая тем самым лейтмотив. Основной акцент при этом был на лице — время от времени на нем появлялась «"улыбка"», больше похожая на оскал, одновременно смешной и пугающий. В конце соло он подошел ближе к публике, и эта «"маска"» сползла с лица. Какое-то мгновение он стоял перед нами другой — более уязвимый, но и более «"реальный"».

Самым интересным в последущем видеоанализе оказалось наблюдение, что, не смотря на достаточно широкий диапазон движений, почти все они совершались в вертикальной плоскости, в пространстве «"сбоку"», и только в конце соло движения были направлены в саггитальной плоскости, пространстве «"к"», к зрителям (LabanР.Лабан, 1975).

Важно было, что это, казалось бы, простое наблюдение, вызвало невероятно сильную эмоциональную реакцию, как у самого Б., так и у всей группы. В комнате повисла пауза, наполненная глубоким, трудно выразимым смыслом. Казалось, что в этот момент представление, которое у него было о самом себе вдруг соединилось с тем, что зафиксировала видеопленка, и с тем, что увидела группа. И когда отражения соединились, зазеркалье исчезло, и «"Я"» стало более реальным.

 

Выводы

Таким образом, наша практика использования видеозаписи на тренингах ИТДТ складывается из следующих компонентов:

-1) соло, подготовленные самими участниками, на внутренне значимые для них темы;

-2) обучение зрителей состоянию «"свидетельствования"» и принципам обратной связи;

-3) групповой анализ выступлений «"вживую"», по памяти;

-4) групповой анализ выступлений по видеозаписи.

Такая Подобная форма позволяет использовать как индивидуальное творческое «"воплощение"», придание формы тем значимым импульсам и мотивам, которые выражают актуальную проблематику участников, так и групповое многообразие позиций восприятия для создания целостного многомерного понимания опыта своей жизни.

Единственным «"недостатком"» описанного выше подхода к видеоанализу является то, что он требует достаточно много времени, и поэтому к нему целесообразно обращаться в рамках длительных программ. Но он дает результаты, которые оправдывают это вложение времени.

Контекстуальные тренинги

Танец имени

Цель: Ддиагностика отношения к себе.

Исполнение: Ииндивидуально.

Время: — 1–1,5 часа.

Музыка: от веселой, радостной до драматической. На выходе — спокойная, тихая, медленная.

 

На выходе — спокойная, тихая, медленная. Во время танца все время проговариваются различные варианты собственного имени, необходимо начать с имени в детстве и постепенно так далее, дойти до сегодняшнего дня, осознавая возникающие чувства и эмоции (по окончании процесса можно сделать рисунок).

 

Танец Птицы

На самом деле, нам не хочется относить это упражнение к каким-то телесно-ориентированным, или шаманским, или социально-психологическим психотехникам. Этот танец возник совершенно спонтанно на одном из Байкальских тренингов. Байкал — такое место, где и вправду хочется летать. Потом я (В. Козлов) начал практиковать этот танец на тренингах и увидел, что он весьма плодотворен как метод практической психологии.

Прежде чем практиковать этот полет со своими клиентами, попробуйте научиться «летать» сами.

Тем более, что любое крылатое существо символизирует одухотворенность. Как писал К.Г. Юнг в своей книге «Sumbols of Transformation», птица благодетельна по своей природе, олицетворяет духов или ангелов, сверхъестественную поддержку, мысль и полет фантазии.

В одном из древнейших памятников культуры — «Упанишадах» — читаем следующее: «Две птицы, неразлучные спутницы, живут на одном дереве: первая питается его плодами, вторая смотрит на них, но не ест. Первая птица — Дживатма, вторая — Атма, или чистое знание, свободное от условностей; и когда они рядом, одну не отличишь от другой».

Толкование птицы как символа души часто встречается в народном творчестве.

Птицы, как и ангелы, являются символами мысли, воображения, быстроты духовных процессов и связей. Они относятся к воздушному элементу и, как отмечено в связи с орлом, обозначают высоту вообще, следовательно, и «высоту духа». В традиционном символизме эта общая символика часто сужается до более конкретной. Так, Одо Тускулийский в своем «Sermon» описывает разные виды духовности человека, используя характеристики различных видов птиц. Одни птицы, говорит он, простодушны, как голуби; другие — хитрые, как куропатки; одни идут в руки, как ястреб; другие бегут прочь, как курица; одни любят жить рядом с людьми, как ласточка; другие предпочитают уединение, как горлица... Низколетящие птицы — символ приземленности желаний, парящие в вышине — олицетворяют духовные стремления (425, 35).

Одного из древнейших божеств на земле, египетский египетского Тота, которому приписывалось создание всей интеллектуальной жизни Египта, в том числе священных книг «Книги дыхания» и «Книги мертвых», обычно изображали в виде человека с головой ибиса.

Жрецами Тота были гермопольские монархи. В конце второго тысячилетия до нашей эры они носили титул сыновей Тота (59).

Каждый человек, живущий на земле, даже в конце второго тысячилетия нашей эры (этот текст я писал в 11 часов вечера 31 декабря 1994 г.ода, и я слышал, как на улице буйствовали люди, хлопали хлопушки и на дисплее были видны отблески новогодних фейерверков) не потерял жажду полета, парения, свободы от гравитации.

И какими бы не ни были мы приземленными и как крепко не ни стояли бы на почве материализма, нет-нет, да и присоединимся к полету птицы, т. к.ведь каждый из нас инстинктивно чувствует, что дух наш парит и полет связан с идеей света и пространства.

Часто мне мои дети предлагают потанцевать. Маленькие дети всегда танцуют танец птицы — они подпрыгивают и машут руками. Я у них научился основам этого танца — «Танца птиц».

 

Предварительные условия

Это упражнение показало свою эффективность в групповой форме его проведения.

Зал для проведения данного упражнения должен быть достаточно просторным. Участникам тренинга рекомендуется снять очки, часы, украшения. Одежда должна быть просторной и свободной.

В начале упражнения проводится настройка. Само упражнение проводится под фоновую музыку, которая включается в конце настройки.

До начала упражнения участники равномерно распределяются в пространстве зала.

 

Настройка

«Закройте глаза и расслабьте Ваше тело. Начните дышать связно, медленно, глубоко. Вспомните то обстоятельство в Вашей жизни, когда Вы были удивлены и восторжены полетом птицы. Сколько Вам было лет? Какие чувства вызвало в Вас зрелище полета? Велико ли было в Вас желание присоединиться к полету?

Посмотрите на Вашу птицу. Посмотрите, как она парит. Увидьте местность, где это происходит. Попробуйте представить, в каком месте более всего любит летать Ваша птица. Над лесами или в чаще лесов, над озером, морем или полями. На берегу моря или над горами...»

 

Упражнение

«А сейчас почувствуйте свое тело как тело птицы. Очень медленно поднимите руки и почувствуйте крылья. Почувствуйте Ваши ноги как ноги птицы, грудную клетку как киль, вытяните шею и посмотрите на мир глазами Вашей птицы... Вы уже готовы к полету. Почувствуйте напряжение в теле перед тем, как взлететь в небеса. Позвольте этому напряжению перейти в движение. Взмахните крыльями и позвольте начать танец птицы, полет и парение. Позвольте себе быть птицей и осуществить полет птицы...»

Упражнение длится около 20–25 мин. минут.

К концу упражнения музыка постепенно делается тише и доводится до качества минимального фона, на пороге слышимости.

Упражнение заканчивается.

После упражнения проводится традиционный проговор.

Континуум

Основная предпосылка континуума состоит в том, что движение — это нечто большее, чем то, что мы делаем. То, что мы называем «телом», является творческим потоком, выражающим самого себя. Именно этому творческому потоку мы должны уделять свое внимание.

Мы исследуем человеческое существо, которое на клеточном и нервно-мускульном уровне связано со всем существующим. Это обеспечивает то богатство и глубину, которые идут далеко за пределы наших культурных моделей.

Когда мы оживляем себя изнутри, наше динамическое выражение себя в мире вырастает. Это знаменательное колебание между внутренним и внешним, элегантное движение от клетки к действию, этот поток жизни, стремящийся к новым творческим способам выражения, и есть континуум.

Эмили Конрад-Да Оуд, основательница континуума, родилась и выросла в Нью-Йорке, где изучала балет и народные танцы. Вначале на нее влияли Севвилла Форд, Катерина Дунхам и Перл Примус. Пять лет она проработала как хореограф в фольклорной группе на Гаити, реализуя свои интересы к древним танцам. Ее любовь к примитивным движениям помогла открыть сущностные, первичные движения, общие для всех форм жизни, лежащие под всеми культурными влияниями. В 1967 г. Эми начала обучать процессу первичного движения, названным названному континуумом.

С 1974 по 1979 г. Эмили была специалистом по движению в исследовании, организованном доктором Валери Хант из Калифорнийского университета. Эта пионерская работа продемонстрировала, что первичные движения сущностно необходимы для создания новых нейронных связей и создания питания для внутренней среды, которое может служить посредником в процессе исцеления и роста.

«Я делаю различие между тем, что мы называем функциональным движением, которое подразумевает тело и его действие, и биологическим движением, в котором тело не является объектом действия и не участвует в создании формы. Поэтому мы можем сказать, что движение — это есть, скорее, мы сами в целом, чем-то, что мы делаем своим телом.

Когда мы видим новорожденного, по существу, мы смотрим на движение воды, превратившуюся превратившейся в плоть. Мы видим жидкую систему, встретившуюся с колебательным полем Земли, после чего начинает происходить великолепный обмен. После того, как эта изящная система приспосабливается к новой атмосфере, происходит постепенная стабилизация. Быстрое приспосабливание, фокусировка глаз, постоянное экспериментирование... Младенец крутится, приспосабливаетсяприноравливается, делает резкие движения, опытным путем пытаясь найти возможности к существованию и выживанию на Земле.

Чтобы стабилизироваться в природе жидкая система младенца превращается в более удобную функциональную систему. Жидкая среда уплотняется, поскольку новые требования окружающего мира приняты. Наша океанская память тускнеет так же, как потребность жизни на Земле становится все более для нас важной. Все забыто, кроме характеристик окружающей нас среды.

Мы учимся, чтобы ползать, стоять, продвигаться через саванны, горы, города, космос. Это «“устойчивое”» творение называется человеком.

Вода в наших телах — это наша фундаментальная среда; мы — это движущая вода, которая привела нас на Землю.

В утробе среда и эмбрион не разделены и находятся во взаимодействии друг с другом. Наше раннее существование в виде эмбриона проходит весь планетарный процесс, мы содержим все формы, все возможности. Лапа, плавник, рука — все проектируются в одном биоморфическом плане. А химические коды в дальнейшем определят, будем ли мы иметь носик или нос. Перемычка между нашими пальцами, твердая мозговая оболочка и слизистая пищевода, извилины нашего мозга подозрительно похожи на протозоа, и внутренности, которые лежат, пульсируя в воде, все это является остатками древних миров, существовавших задолго до нас, и проявляющихся в нас через их различные признаки.

Мы, как люди, храним многие формы жизни, которые были сформированы нашим океанским происхождением, и они до сих пор пульсируют в нас, в наших органах, в нашей соединительной ткани, в нашем волокне нерва. Мы — есть процесс открытого эксперимента, длящегося миллионы лет. Наши формы были созданы, перепроектированы и по-новаторски адаптированы.

В 1974, я (Н. Веремеенко) начала экспериментировать с повреждениями спинного мозга. Я хотела ответить на вопрос: «“еЕсли мы — это уже движение, тогда, что же является параличом? ”» Возможно, представление нашей медицины об этом должно быть обновлено. Возможно паралич, как таковой, находится лишь в его психологической модели, а не в позвоночном столбе. Если мы подтверждаем мнение о нас, как о динамически и энергетически эффективных системах, которые являются, прежде всего, движением, мы можем сказать, что паралич создает недостаток в функции, а не в движении. Я обнаружила, что движение может создавать новые функции.

Движение или недостаток движения зависит от того, как мы дышим. В случае травмы, дыхание обычно приостанавливается, что также приостанавливает и движение. Удар способствует параличу за счет эмоциональной иммобилизации пострадавшего. Если повреждение позвоночника может восстановиться, то последствия «“эмоционального”» удара могут продолжаться в течение нескольких лет.

При работе с людьми, имеющими такой физический компромисс, я начинаю с того, что обучаю их разнообразным способам дыхания. Дыхание начинает активизировать наши жидкие системы и создает новые, важные для жизни, связи, за счет которых происходят изменения, важные для восстановления. Комплекс специальных упражнений с дыханием, открывающий пути в теле, приносит тепло и поток, к которому пациент, казалось, был нечувствителен.

До этого не было официальных работ по созданию и разработке движений для поврежденного параличом позвоночника. Используя эмбриогенетическую систему, я создаю благоприятный момент для движения в цереброспинальном ядре. Поскольку эти движения в ядре активизируются, богатая нервами матрица создает возможность для открытия новых проводящих путей. Я полагаю, что мы можем создавать новые связи внутри нашего биологического ядра.

Поскольку токи жизни становятся все более и более заметными и явными, то все устойчиво изменяется и происходит постепенное снижение уровня повреждения, и движение пациента в конечном счете становится возможным.

Меня всегда беспокоило то, что на пути исследований и изобретений мы ограничиваем себя и то, что различные наши культуры определяют параметры наших знаний. Западная культура, в частности вызвала индустриализацию нашего тела, с последовательным разрушительным и отчуждающим эффектом. Для нас, механическое, повторное движение воспринимается как желательное, приятное для тела, и эта ложь механизации лежит в основе того, как мы живем и как ощущаем наш мир. Имеет ли это отношение к такому плавному элегантному процессу, как человек, чья форма основана и заложена в движении воды?

За многие годы преподавания Континуума, имела ли я при этом дело с выздоравливающими пациентами или с людьми, имеющими элементы движения в основе своей профессии, моей задачей было всегда связать человеческую деятельность с основным мотивом жизни его на Земле: организм и окружающая среда едины.

Поскольку каждые каждый из нас после таких практик становится более чувствительным и научившимся резонировать, защита исчезает подобно изношенной плоти, значительно увеличивается связь-проникновение на уровне клеток и жидкостей, в нас появляется единство.

Творческий «“поток”» очень существенен для повышения нашего функционирования. В «“потоке”», мы не можем идентифицировать «“части”». Этот «“поток”» — наше экзистенциальное единство, он и создает резонансную хорду с нашей планетой. Это обеспечивает нам способность функционировать более как биологические системы, чем как культурные объекты. Все различия растворяются в плавных вариациях матрицы божественного проявления. Мне кажется, есть интеллект и сила этого потока, который существует вне нашего сознания. У нас есть возможность создавать новые пути, как я уже рассказывала, в этой смягченной форме, где все представлено в виде воды.

«Мы — открытые системы, способные реагировать на непосредственные изменения. Наше понятие тела подвергнуто метаморфозе. Мы больше не идентифицируем себя с исключительно ограниченными формами, и мы можем входить в воды нашего собственного существования. Мы — процесс жизни, постоянно раскрывающий себя самого» (из статьи Э.Конрад Э. «Движение»).

Ее оОткрытия Э.Конрад были использованы профессионалами из близких областей знания, таких как рольфинг, физическая терапия, танцы, хиропрактика, терапевтический массаж, психоиммунология и кинезиология.

Занятия континуумом Континуумом обеспечивают то содержание нашего сознания, в котором наша чувствительность к движению максимальна на всех уровнях: в дыхании, в движении тканей, всего тела и его частей, в эмоциях, в интеллектуальном и художественном творчестве, в любви, во взаимоотношениях с партером и группой.

Дыхание. Все человеческие движения начинаются с вдоха и выдоха. Когда дыхание становится более гибким, оно может проникать в сердцевину костей, поддерживать течение жидкости внутри глаз и тонкое подрагивание кожи.

Звук. Когда дыхание становится слышимым, мы называем его звуком. Когда звук и тело объединяются, они формируют союз, в котором тело может двигаться в соответствии со сложными интонациями звуковой волны. Чем утонченнее движение, тем больше сфера его применения.

Движение. Внимание отводится от общепринятых, привычных движений. Движения включают в себя сложные структуры и ритмы, в том числе и волнообразные движения, которые отражают то, что наше тело в основном состоит из воды. Волновое движение является фундаментальным для всех форм жизни. Когда человек руководствуется этим постоянным присутствием волн, жизнь разворачивается сама по себе, проявляя при этом удивительную спонтанность и внутреннюю гармонию.

Подготовка к процессу

В России континуум Континуум традиционно используется при групповой форме работы с начала 1990-х гг.одов (В. Козлов В. В., А. Гиршон А. Е.). Это не означает, что данный процесс менее эффективен при индивидуальной форме.

Прежде чем приступить к самому упражнению, нужно подготовить само пространство помещения, в котором Вы хотите провести процесс. В помещении должно быть достаточно тепло, до начала процесса его лучше проветрить. Пол должен быть устлан мягкими коврами или одеялами и в зале, где будет проводиться процесс, не должно быть никаких предметов: стульев, столов и др.

Предупредите участников тренинга, чтобы до начала процесса они приняли душ, не применяли косметику. Одежда должна быть просторной и не стесняющей движение.

Инструктаж

«Тот процесс, который мы с Вами сейчас пройдем, является соединением дыхания, музыки и движения тела. Входить в процесс мы будем из «позы эмбриона». Как только Вы примете эту позу, начните связное дыхание, медленное и глубокое. Ждите. Не делайте никаких движений. Ждите импульс к движению и,, когда движение возникнет, позвольте ему просто быть. Не думайте о том, как Вы двигаетесь, красиво или некрасиво, обычно или необычно. Ничего не анализируйте. Просто будьте в том, что происходит, и ни во что не добавляйте намерения, ничего не делайте, не вносите Вашу волю в действие, в анализ, оценку, эмоцию. Наблюдайте за живым потоком движений Вашего тела. Дышите, дышите связно и позвольте существовать Вашему телу в своем внутреннем ритме. Если ничего не происходит — ждите импульс и позвольте Вашему дыханию быть более интенсивным. Если та поза, в которой Вы очутились, Вам кажется неудобной, не меняйте сами эту позу. Ваше тело на миллионы лет старше Вашего сознания и оно найдет путь к изменению».

Как только Вы почувствуете, что процесс Ваш закончился, полежите еще 5–10 минут в полном безмолвии и потом выходите из зала. и пПостарайтесь никому не помешать звуком, движением, прикосновением (В.Козлов, 1993).

Проведение процесса

Как только все участники тренинга примут «позу эмбриона», включите фоновую музыку, выключите свет в помещении. Процесс проходит при минимальном освещении. Ни во что не вмешивайтесь. Наблюдайте.

После проведения процесса организуйте групповое обсуждение.

 

Танец дервиша

Некоторые люди этот танец называют кружащейся медитацией. В настоящее время она используется в основном в суфийских школах, хотя и имеет намного более древнее происхождение, чем школы эзотерического ислама.

Любая молитва, магическое и мистическое действо сопровождались кружением — уподоблением движению небесных светил.

Многие ритуальные танцы проводятся в круге или сопровождаются движением по кругу (танцы горцев, русские хороводы и др.)

Мы приведем два варианта дервишского танца или суфийской практики вращения (В.Козлов, 1993).

Первый вариант

Кружение производится на месте в направлении против часовой стрелки. Правая рука поднята ладонью вверх, а левая опущена ладонью вниз. Представьте себе, что Вы собираете энергию с Неба правой рукой и часть ее возвращаете на Землю левой рукой.

Начинайте медленно, наращивая скорость, пока это не захватит Вас полностью. Ваше тело движется, но точка в нижней части живота остается спокойной. В конечном итоге тело упадет само собой. Лежите на животе, расслабив все тело, сосредоточьтесь на ощущении погружения в Землю, растворения в ней.

Второй вариант

А сейчас мы еще раз соединим движение и связное дыхание в удивительной практике дервишского танца, суфийской практике вращения. Эта медитация называется «Ноу Дименшн» («NO DIMENSION» — «ВНЕ ИЗМЕРЕНИЙ»). Эта техника, созданная ученицей ОШО, Захирой, является адаптацией суфийской практики вращения. Дыхание, привнесенное в эту медитацию, прекрасно стабилизирует и облегчает вхождение в эту медитацию центрирования. Поскольку эта медитация не рассматривается в книгах ОШО, я позволю себе привести здесь ее описание.

1 стадия — 30 минут.

Из закрытого положения: руки, обхватившие грудную клетку, лежат на плечах, большой палец ноги (правой — для мужчин, левой — для женщин) лежит на большом пальце другой ноги — медленно и постепенно, следуя музыке, развернитесь, соедините ладони тыльными сторонами в область низа живота, и с глубоким вдохом направьте энергию вверх по чакрам, поднимая руки. Достигнув верхней точки, вынесите правую руку и правую ногу вперед с резким выдохом и звуком «Ча». Левая рука при этом возвращается в область низа живота. Затем в той же последовательности вперед выносится левая рука и левая нога. Затем правая рука и шаг правой ногой в сторону. Затем левая рука и шаг левой ногой в сторону. Затем правая рука и нога назад. Затем левая рука и левая нога назад. И весь цикл повторяется в ритме музыки в течение всей первой стадии.

По окончании вновь вернитесь в закрытую позу и наклонитесь вперед.

2 стадия — 15 минут.

Медленно поднимитесь и решите, в какую сторону будете вращаться. Руки разводятся в стороны так, что ладонь правой руки обращена вверх, к небу, а ладонь левой руки — вниз, к земле. Начните вращение. Если Вы почувствуете какие-либо неприятные ощущения, сделайте Ваше дыхание более частым и глубоким. Растворитесь во вращении. Если Ваше тело падает, дайте ему упасть, но обязательно перевернитесь на живот, чтобы почувствовать связь с землей.

3 стадия — 15 минут.

Лежа на животе в абсолютном молчании и неподвижности, просто наблюдайте за тем, что происходит.

Танец четырех стихий

"ТАНЕЦ ЧЕТЫРЕХ СТИХИЙ" — это пять процессов, каждый из которых состоит из последовательности четырех техник (пятый процесс проходит по особой схеме, оговариваемой отдельно). Каждый из 4 четырех процессов посвящается одной из стихий и является «"путешествием"» в мир этой стихии; пятый процесс — интегрирующий — собственно «"Танец Четырех Стихий"» в их единстве и взаимопереходе. Последовательность техник внутри четырех первых процессов: Телесный ключ доступа — Образное пространство — Проживание качеств — Получение дара и имени.

Процесс начинается с принятия удобного положения. Участники закрывают глаза и берут связное дыхание. Предлагается сосредоточиться на одном из телесных ключей доступа (1) —- телесном качестве, символически репрезентирующем одну из стихий.

Для стихии земли таким ключом доступа является ощущение всего тела, тела как такового с его весом, плотностью, формой. Для стихии воздуха ключ доступа — дыхание, поток воздуха, проходящий сквозь тело. Для стихии воды — течение крови и других жидкостей внутри тела (чувствуемых или представляемых), а также текучесть тонких ощущений тела. Для стихни стихии огня ключом доступа являются внутренние ритмы — ритм сердца, пульсация крови. Каждый из этих ключей доступа становится одновременно отправной точкой и гидом в этих внутренних путешествиях.

Следующий шаг — визуализация образного пространства (2) одной из стихий и проживание его в движении и танце, отождествление с различными и элементами этих стихий в танце.

Например, «"Начните это путешествие в многообразный мир стихии земли. Земля, почва под ногами, какой разной она может быть... Неподвижный камень и сыпучий песок, плодородные почвы и могучие горы. Мир Земли... Почувствуйте себя разными проявлениями земли. Земля постоянно рождает новые и новые формы. Из земли растет трава. Цветы и травы, кусты и деревья — все растет из земли. Почувствуйте жизнь этих проявлений земли, протанцуйте их танец всем тел ом, всем своим существом. Земля дает жизнь всему живому. Все, что растет и движется, является частью стихии земли. Жуки и гусеницы, муравьи и змеи, ящерицы... Бесконечные проявления земли... Почувствуйте их, проживите их танец, дайте им свое чело! Все животные — это воплощения земли. У каждого свой танец, свои движения. Проживите их. эЭти разные танцы. Побудьте разными животными: оленем и черепахой, волком и буйволом, обезьяной и медведем... многими, многими животными... На земле всем есть место, есть место для всех танцев. Земля рождает и питает все формы. Танцуйте танцы Земли!"»

Визуализации остальных стихий строятся подобным образом (см. Таблицу). Уровень детализации визуализаций зависит от образовательных, национальных и др. особенностей группы и стиля ведущего. Важно, чтобы образное пространство было достаточно «"широким'»', и тем самым позволило бы включиться в процесс всем участникам. Уже внутри первой стадии закладывается переход к следующей — переход к архетипическим качествам стихии.

Архетипические качества в равной степени представлены в мире природы, мире социума и мире личности. Это те «"подводные течения"», что позволяют воспринимать мир единым, живым и одухотворенным. Участникам предлагается прожить эти качества в танце (3), как качества движения, полностью прочувствовать их через танец. Важно предложить достаточно большой и неоднозначный (амбивалентный) набор качеств.

Следующий шаг в этом путешествии — поиск дара, дара этой стихии. Участникам предлагается почувствовать «"зов"» стихии и найти этот дар, выраженный образом или качеством. После получения дара участникам предлагается найти, почувствовать и принять имя, которое дает им эта стихия. Получение даров и имен (4) от различных сил достаточно распространено в магических и духовных традициях. Это ритуал, закрепляющий связь человека с конкретной силой (стихией) и утверждающий изменение этих отношений.

При большом количестве участников Можноможно, при большом количестве участников ограничится только поисками дара, но наличие двух, пересекающихся, но неконгруэнтных процессов, по моему опыту, позволяет приблизится к более адекватному, голографичному восприятию стихии. Одновременное принятие дара и имени кажется не- логичным, но именно за пределы логики и нужно выйти для подлинного приближения к глубинным слоям сознания.

Процесс заканчивается ритуальным называнием даров и имен в круге. Например, «"Мой дар земли — Надежность, мое имя земли — цветок"»; или «"Мой дар воды — текучесть, мое имя воды — Анабис"».

В этом ритуале называния даров и имен очень часто видно, что люди действительно прикасаются к каким-то глубоким слоям психики: особые «"другие"» голоса, особая атмосфера глубины и сосредоточенности, каждое произнесенное слово значимо и неожиданно. Эти процессы проходят при минимальной освещенности, с закрытыми глазами или в повязках, под музыку, соответствующую характеру стихии (см. Таблицу). Важен постепенный и мягкий выход из процесса. Далее рекомендуется 5–10 минут проведенных проведести в молчании, наедине с самим собой. Самоотчет лучше проводить в письменной форме.

Последний, завершающий процесс — повторение и объединение всех качеств всех четырех стихий, проход на более глубокий уровень — в точку, откуда рождаются все стихии. В этом процессе ключами доступа являются «"дары"» и «"имена"», полученные в предыдущих танцах, а также зоны пространства кинесферы. На уровне визуализации образы — это краткое «"вспоминание"» (recollection) предыдущих путешествий и протанцовывание их и образов перехода между стихиями. Например, воздух/вода — дождь,; земля/вода — туман, пар,; земля/огонь — вулкан. В тексте визуализации важно сделать акцент на взаимопроникновении, взаимоперетекании всех стихий.

Завершение опыта — собирание опыта и качеств в тело, в различные зоны пространства тела и нахождение точки обьединения всех стихии. Если пользоваться традиционной картографией, то эона зона Земли находится внизу (ноги, таз, живогживот), зона воздуха — вверху (голова, руки), вода и огонь — соответственно левая и правая половины тела. Точка их соединения — область солнечного сплетения.

Завершающий танец рождается из импульсов, идущих из этой точки. По контексту — это танец Воли, рождающей мир, мир стихий, мир во всех его многообразных проявлениях.

В Приложении 2 вы найдете таблицу с описанием основных параметров и метафор «Танца 4 Четырех сСтихий».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...