Третий этап — «и И идет дождь» — меняется музыка, она становится тонкой, светлой, прозрачной. Дождь как разрешение и завершения, светлые слезы неба. Танец продолжается.
Завершающая стадия процесса очень важна, она может вызвать сильные катарсические переживания. Будьте готовы принять их.
Интеграция: Очень важный этап в АД — интегрирующее завершение процесса. И, хотя эта техника, как и многие другие глубинные техники, опирается на естественные силы самоисцеления, присущие психике, именно его глубина предъявляет особые требования к интеграции опыта. Мы перечислим некоторые из возможностей интегрирующего завершения процесса. Обязательным элементом АД является проговор. Он может проходить в парах (если работала диада движущийся-свидетель), и/или в круге. Для проговора в парах очень важно указать на важность описания каждым участником и, особенно, свидетелем только своего опыта, отслеживания проекций. Джоан Чодороу предлагает выделять три аспекта описания опыта: 1) Что делало тело? — прямое описание движений, их качеств, развития процесса в пространстве и времени. 2)1) С каким чувством или эмоцией это было связано? — для свидетеля важно различать, какие у него самого возникали эмоции и какие чувства, как ему показалось, проживал партнер. 3)1) С какими образами это ассоциировалось? — образы и символы являются более древним, «мягким» и синкретическим языком описания и помогают найти связь между движениями, чувствами и идеями.
«Подношение» — это ритуальное воспроизведение свидетелями тех движений и поз, которые им особенно запомнились. В случае работы в общем круге, это свидетели по одному, без слов и комментариев, выходят в центр, чтобы воспроизвести эти движения, «преподнести» их группе. Каждый свидетель может выйти несколько раз. Записывание — написание отчета и ведение дневника (особенно, в случае продолженной группы) является хорошим способом осознания и дополнительного отреагирования является написание отчета и ведение дневника (особенно, в случае продолженной группы). Самоотчет может быть и в форме автоматического письма.
Рисование и лепка (в т. ч. рисование мандал) — еще один часто применяемый и эффективный способ дополнительной интеграции материала процесса. Также иногда используется «сочинение стихотворения», которое может быть и белым стихом; можно и ли использовать особые формы, такие как хайку. Современная полимодальная арт-терапия, используя опыт актуального искусства, стала применять в качестве терапевтических процессов перформанс и инсталляцию. Инсталляция — это использование художником различных материалов и предметов в трехмерном пространстве. Именно этот аспект — работа с трехмерным пространством — близок ощущению пространства в движении. Все эти методы могут использоваться как по отдельности, так и совместно. Трансовые танцы Один из лидеров движения суфиев Руми говорил, что тело — также великий и необходимый принцип, без него задача не может быть выполнена и цель не достигается. В трансовых танцах человек достигает экстатического состояния, позволяющего пережить и понять определенный опыт, полный радости и эйфории. При этом тело является — некимй мостом к опыту, каналом, через который проходит экстатический опыт. Мы уже указывали на то, что танец является одним из древнейших способов вхождения в измененные состояния, вплетенные в основные переходные ритуалы, ритуалы встреч и сезонные праздники. На уровне самого большого обобщения, опираясь на свой опыт проведения трансовых танцев, мы можем выделить два основных способа вхождения в транс через танец: 1)- транс за пределами измождения,; -2) транс на фоне монотонных телодвижений. Опыт первого типа транса знают все люди, занимающиеся физической работой, а также спортсмены. Существует понятие «второго дыхания». В молодости я (Владимир В. Козлов) бегал на лыжах на большие дистанции. Мне очень понятно это «запредельное» состояние, когда тела не чувствуешь и летишь по трассе как на крыльях, хотя минуту назад казалось, что через 50 метров упадешь замертво от усталости. Я в то время не осознавал значимости именно этих состояний в спорте, мое осознание было центрировано на внешних целях и задачах. Трансовый танец проводится с закрытыми глазами в сопровождении этнической музыки. При этом осознание направлено на внутренний опыт. Глубинный архетипический паттерн присоединения в характер трансового танца мы можем наблюдать на хорошо выстроенных дискотеках, когда участники группового танца спонтанно закрывают глаза и начинают отрешенно танцевать как бы в другом пространстве, часто уже не слыша музыку, поддаваясь архаичному внутреннему ритму.
Второй способ трансового танца является самым распространенным во всех культурах и имеет наиболее древние корни. Изначально танец, музыка и ритуальное действо были смешаны в один божественный экстатический напиток. И по своему состоянию, психофизиологическим, психологическим, социально-психологическим механизмам трансовые танцы были сходны. Все они приводили к особой силе, психодуховным открытиям, трансперсональным переживаниям: племенные танцы вокруг культовых фетишей, идолов, мексиканские танцы во время жертвоприношений в честь солнечного бога, шаманские обрядовые танцы, священные танцы древней Греции в честь Диониса, австралийский корробори, спартанский хормос, ритуальные танцы вокруг дерева, связанные с древесными культами и с символикой древа мира, славянское коло и др. — все они приводили к особой силе, психодуховным открытиям, трансперсональным переживаниям. Трансовый танец способствует исцелению, поскольку тело приводит нас к хранящимся внутри воспоминаниям и переживаниям и выводит их на свет осознания. Наша история хранится в нашем теле: эволюционные паттерны движения, рефлексы человеческого развития и личный опыт. Когда мы закрываем глаза и позволяем себе отдаться движению и ритмичной музыке, появляется бесконечное многообразие воспоминаний и образов.
Определенное сочетание двигательных клише и есть танец как таковой: полька, казачок, гопак, тарантелла, кадриль, сиртаки... Именно они и представляют собой вхождение в транс через монотонные движения. И при этом не обязательно принимать суру (хмельной напиток). Танец сам по себе является совершенным и уникальным способом вхождения в мир энергии, особого состояния духа, открытости и экстаза. Как профессиональный психолог я точно знаю, что самый естественный, эффективный метод устранения послестрессовых отрицательных эмоций — интенсивная мышечная нагрузка, которая нейтрализует, «сжигает» накопившиеся за время стресса физиологически активные вещества и отводит «психосоматический удар» по сосудам и внутренним органам. В этом смысле ничто не может сравниться с танцем. Экстатическая культура была мудра — танцуйте. Мне хочется предложить Ввам свой способ проведения трансового танца. Вы можете придумать свой. Главное — полностью отдаться движению, дыханию, музыке (В.Козлов, 1995).
Предварительные условия Трансовый танец проводится в групповой форме. Зал для проведения данного упражнения должен быть достаточно просторным. Участникам танцевального сета рекомендуется снять очки, часы, украшения. Одежда должна быть просторной и свободной. В начале танца проводится настройка. Сам танец проводится под ритмичную и громкую музыку, которая включается в конце настройки. Вместо музыкального фона можно использовать барабаны и дыхательные звукоформы для построения четкого ритма. До начала танца участники равномерно распределяются в пространстве зала и становятся в общий круг.
Настройка «Закройте глаза и расслабьте Ваше тело. Начните дышать связно, быстро, глубоко. Дышите все как один человек. Вместе сделаем вдох и вместе сделаем выдох. Пусть весь зал дышит, вдох и выдох, выдох и вдох... А сейчас присоедините к Вашему дыханию движение Вашего тела... Позвольте Вашему телу найти свой танец... Расслабьтесь и дышите... Дышите и двигайтесь... Двигайтесь и танцуйте...» Упражнение длится около 2–3 часов без перерыва. К концу трансового танца музыка постепенно делается тише и доводится до качества минимального фона, на пороге слышимости. Трансовый танец заканчивается. После упражнения проводится традиционный проговор.
Видеоанализ сольного танца … великие мифы, появившееся 3000 лет назад, не могут быть созданы сегодня, не потому, что у человека нет больше воображения, но потому, что у каждого есть видеокамера. Кен Уилбер. Интегральная Духовность.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|