Эволюционные паттерны движения
Эти психотехнологии основаны на принципах и идеях Body-Mind Centering. Более-менее точный перевод смысла этого направления — «обретение центра в целостной системе тело-сознание». Направление разработано Бонни Бэйнбридж Коэн (США) в 1970-е ггоды ХХ века. ОСреди дна из идей, лежащих в основе психодинамического подхода: —1) нарушения в настоящем являются следствием нарушений на ранних стадиях развития; 2) — и общая формулировка теоремы Геккеля («онтогенез повторяет филогенез»). Эти положения являются теоретическимиой базой основаниями этого подхода в телесной и двигательной работе. Это достаточно законченная целостная система с 3-летним циклом обучения. Здесь мы приводим лишь несколько упражнений, иллюстрирующих этот подход. «"Развитие не является линейным процессом, но скорее происходит волнами, перекрывающими друг друга; каждая стадия содержит элементы всех остальных стадий. Поскольку каждая предшествующая стадия поддерживает последующую, любой пропуск, искажение или незавершенность любой стадии развития может привести к проблемам с равновесием и движением, неравновесию развития систем тела, проблемам в восприятии, моторной памяти и творческом проявлении. Движенческий материал развития включает первичные рефлексы, правильные реакции, рефлексы, связанные с поддержанием равновесия и Базовые Неврологические Паттерны. Все это автоматические двигательные реакции, лежащие в основе наших произвольных движений. Рефлексы, правильные реакции и рефлексы, связанные с поддержанием равновесия являются базовыми элементами или алфавитом нашего движения"» (Б. Коэн Б. Б.). Паттерны развития движения можно разделить на две группы: допозвоночные (превертебральные) и позвоночные (вертебральные). Превертебральные паттерны развития движения таковы:
1)· клеточное дыхание (cellular breathing); ·2) центральная симметрия (navel radiation); ·3) оральный паттерн (mouthing); ·4) допозвоночные движения (prespinal movement). Первым из четырех превертебральных паттернов является клеточное дыхание — процесс сжатия/расширения в дыхании и движении в каждой клетке тела. Аналогии этого паттерна можно увидеть в некоторых подходах танца модерн, в частности contraction/release Марты Грэм и подъем/падение Дорис Хамфри, которые, как и Айседора Дункан, называли основой танца дыхание. Этот паттерн коррелирует с движением одноклеточных (помните инфузорию-туфельку). На структурном уровне — это возникновение единого гомогенного пространства. Клеточное дыхание лежит в основе всех других паттернов движения и характере поз. Упражнение: Лягте на пол в открытую позицию, закройте глаза. Начните наблюдать за естественным ритмом дыхания, движением дыхания в теле. Усильте дыхание и начните присоединять тело к ритму дыхания. На вдохе слегка сжимайтесь, на выдохе — расширяйтесь. Следите за тем, чтобы в процесс было вовлечено все тело, каждая клеточка. Важно, чтобы напряжения нарастало постепенно и не сильно. Отметьте, если какие-то части не сразу вовлекаются в этот ритм сжатия и расширения. Центральная симметрия (Navel radiation) — адекватно перевести этот процесс совсем не всегда получается, только описательно это выглядит так: «"движения и соотношения между частями тела, проходящие через пупок, как центр"». На эволюционном уровне это моллюски во главе с морской звездой. На структурном — появление центра в пространстве и радиальной радиальная симметриисимметрия тела. Руки, ноги и голова в данном случае воспринимаются как равноценные конечности, своего рода 5 пять лучей, соединенных центром — пупком, харой, нижним дянь-тянем или центром тяжести.
Упражнение: В группе из 6 шести человек, каждый по очереди 1 ложиться на спину в открытую позицию. Остальные пятеро кккуратно и мягко беруться за 5 пять конечностей, включая голову. Первые 30–45 секунд эти пятеро просто уверенно держат эти пять конечностей, а затем начинают очень медленно перемещать их в разних направлениях с небольшой амплитудой. Через 2–3 минуты они прекращают движение, лежащий партнер начинает двигаться сам, поддерживая одновременное движение всеми пятью «"лучами"». Контакт рук с телом движущегося сохраняется. Оральный паттерн (mouthing) — это движения тела, инициируемые ртом. На эволюционном уровне — это, скорее всего, черви. На структурном — появление фокуса и направления. Есть и свои аналогии в оральном периоде развития либидо. Работа с лицом и ртом вовлекает мимические мышцы и, соответственно, чувства. Упражнение: Индивидуально, стоя, с закрытыми глазами, сосредотачивайте внимание на области вокруг рта. Наблюдайте небольшие напряжения,. Ууже существующие в этой области. Начните исследовать медленные движения мышцами вокруг рта, замечая, как они откликаются во всем теле. Постепенно развивайте танец, рождающийся из этих импульсов. Допозвоночные движения (prespinal movement) — мягкие последовательные движения позвоночника и пищевого тракта. На эволюционном уровне — это Вновь вновь беспозвоночные. На структурном — Включение включение тазовой области и ануса в движение. Понятно, что на психологическом уровне обращение к этой области дает своего рода освобождение и разрешение. «"Наш телесный опыт до сих пор ассоциируется с чем-то постыдным, опасным, шокирующим и разрушительным…"» (С. Кричтон). На структурном уровне, мы впервые имеем дело с линией между двумя точками. Пищеварительный тракт в эволюционном смысле является предшественником позвоночника. Упражнение: Индивидуально, стоя, с закрытыми глазами. Предствавьте, что ваш позвоночник перевернулся. Ваш таз — это новая «"голова"». Исследуйте возможности и ощущения движения, сохраняя этот образ. Развитие Базовых Неврологических Паттернов определяет наши основные паттерны движения и способы их восприятия — включая ориентацию в пространстве, образ тела, основы обучения и коммуникации. Увеличение осознанности каждой клетки и каждого движения, вместе с осознанием движения в пространстве, в контексте процесса развития помогает развитию совершенствованию нашего сознания и облегчает решение проблем системы «"тело-сознание"» на корневом уровне.
Вертебральные паттерны развития движения: · движения позвоночника (spinal movement); · гомологичные движения (homologous movement); · гомолатеральные движения (homolateral movement); · контралатеральные движения (contralateral movement). Движения позвоночника (spinal movement) — это движения от головы до «хвоста», которые коррелируют с движениями рыб. На структурном уровне — это появление оси в пространстве, своего рода axis mundi для тела. Упражнения: Различные виды переворотов, установливающих ось фронтальной симметрии, отличающей переднюю поверхность тела от задней. Гомологичные движения — симметричные движения двумя верхними и/или нижними конечностями одновременно, которые коррелируют с движениями земноводных (например, лягушки). Это определяет сагиттальную симметрию, различение верхней и нижней части частей тела. Упражнения : Гомолатеральные движения — асимметричные движения одной верхней и одной нижней конечности на одной стороне тела, которые коррелируют с движениями рептилий (например, ящерицы). Это определяет вертикальную ось симметрии, различение правой и левой половины тела. Упражнения: Работа с паттернами гомолатерального движения, мы обращаемся к асимметричным движениям, таким как ползание на животе, прыжки на одной ноге и т. д. Контралатеральные движения — диагональные движения верхней конечности совместно с нижней на противоположной стороне тела, которые соотносятся с движениями млекопитающих. Упражнения: Контралатеральные движения прорабатываются во время движения на четвереньках, ходьбы, бега, движений по спирали. Это определяет трехмерное пространство движений, различение диагональных четвертей нашего тела.
«"Основным условием преемственности чувства "я" является человеческое тело; оно выступает в качестве некой константы посреди множества зыбких идентичностей, являясь материалом, ощутимым субстратом, контейнером, двигателем и выразителем прошлых, настоящих и будущих идентичностей" (З. Бауман З.). Еще один аспект работы с паттернами развития движения — это прохождение этапов истории движения младенца. Первый опыт всегда имеет характер импринтинга, особое значение на малоосознаваемом уровне. Все изменения для ребенка кардинальны, хотя они и проходятся относительно быстро. Процедура (1) лежа на спине, перебирать ручками и ножками, (2)перевернуться со спины на живот, (3) поднимать голову, (4) ползать, (5) ходить на четвереньках, (6) встать на ноги, (7) ходить на двух ногах. Вернуться к самому приятному этапу, а затем — к самому сложному, повторить эти переходы несколько раз. Замечать, как меняется ощущение движения. При работе с этими паттернами следует учитывать иное восприятие ребенка и иной образ тела, имеющийся у него. Этот образ тела характеризуется невыделенностью отдельных частей, неразличением внутреннего и внешнего, отсутствием фокуса и фиксации взгляда; скорее, это безличный континуум ощущений движения. Постепенно, через смену паттернов движения, образ тела проявляется и формируется, подготавливая появление личности, образа «"я"», формирующегося на основе образа тела. Каждый из этих паттернов при их прохождении активизирует определенные аспекты телесной памяти и базовые матрицы образа действия., или Или он является телесной, непосредственно переживаемой метафорой для них: для начала, «"первого шага"», возможности выделить цель и фокус, качества контакта с опорой и т. д. Эта работа не до конца осознается с привычных позиций восприятия тела взрослым человеком, но легко вызывает чувства и состояния из детства. Обращение к основам, к источнику очищает поток тела, движущийся в настоящем. «"Когда мы начинаем лучше осознавать свое тело на уровне клеток и тканей, мы лучше понимаем самих себя"» (Бонни Бейнбридж Коэн). Ритуалы начала и завершения Каждая система, имеющая целью достижение изменений, широко использует специальные ритуалы, предназначенные для привлечения и удержания внимания клиента, а также для того, чтобы вдохнуть жизнь в магию исцеления. В более крупном масштабе, как утверждает Джозеф Кэмпбелл, функция этих ритуалов состоит в том, чтобы «придавать форму человеческой жизни, не в смысле поверхностной организации, а во всей ее глубине». Многие психологи и психотерапевты указывают на важность ритуалов для обозначения начала и завершения сессии. Мы используем ритуалы и как отдельные глубинные процессы, и как «реперные точки» при прохождении тренинга, и как своего рода игры, структурирующие опыт и облегчающие вхождение в «другую реальность» тренинга.
В данном случае мы приводим несколько ритуалов-игр и ритуалов-медитаций.
Перевертыши Это ритуал приветствия. Поделившись на пары, участники поворачиваются друг к другу спиной и наклоняются. Увидев перевернутое лицо партнера — поздоровайтесь с ним! Поздоровайтесь таким образом с каждым членом группы. Наполовину юмористический смысл этого ритуала — «увидеть человека с другой точки зрения».
Бокумара Источником этой игры-ритуала явялется одно из упражнений контактной импровизации и роман Курта Воннегута «Колыбельная для кошки». В этой книге последователи учения Боконона передавали любовь друг другу, соприкасаясь босыми ступнями. Этот ритуал — приветствие ступнями, сидя или лежа на полу, небольшой танец с каждым партнером, создает расслабленную открытую атмосферу для начала занятия.
Танец одной рукой Подойдите к партнеру и поздоровайтесь с ним, протанцевав небольшой танец только одной рукой. Пусть с каждым партнером этот танец будет разным.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|