Основные виды нарушений нормативных положений медицинским персоналом СМП
Все виды указанных нарушений подразделяются на 3 группы: Группа А. Нарушения морально-этических правил. Группа Б. Нарушения юридических норм. Группа В. Нарушения смешанного характера (морально-этические +юридические). К группе А относятся: (по нашей [5] классификации с учетом степени тяжести ошибок, 1998 г.): • нарушения элементарных норм куль туры и профессионального поведения; • конфликтные взаимоотношения между работниками ССМП; • обоюдная конфронтация между врачом (фельдшером) ССМП и больным (спровоцированная: бригадой СМП или больным, его родственниками); • обоюдная конфронтация между работниками ССМП и других ЛПУ (с провоцированная: медработниками ССМП, медработниками ЛПУ); • некоторые виды ятрогений (лечебного и психологического характера). К группе Б относятся: нарушения прав пациентов, перечисленные в статьях «основ законодательства об охране прав граждан», М., 1993 № 5487-1. К группе В относятся: • сочетание указанных видов этико-деонтологических нарушений между собой, с дефектами ЛДП и (или) нарушениями юридического характера (различной степени тяжести).
Права пациента (статья 30). При обращении за медицинской помощью и ее получении пациент имеет право на: 1) уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала; 2) выбор врача, в том числе семейного и лечащего врача, с учетом его согласия, а также выбор лечебно-профилактического учреждения в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования; 3) обследование, лечение и содержание в условиях, с ответствующих санитарно-гигиеническим требованиям; 4) проведение по его просьбе консилиума и консультаций других специалистов;
5) облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными способами и средствами; 6) сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при его обследовании и лечении, в соответствии со статье 61 настоящих «Основ»; 7) информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство в соответствии со статьей 32 настоящих «Основ»; 8) отказ от медицинского вмешательства в соответствии со статьей 33 настоящих «Основ»; 9) получение информации о своих правах и обязанностях и состоянии здоровья в соответствии со статьей 31 настоящих «основ», а также выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья; 10) получение медицинских и иных услуг в рамках программ добровольного медицинского страхования; 11) возмещение ущерба в соответствии со статьей 66 настоящих «Основ» в случае причинения вреда его здоровью при оказании медицинской помощи; 12) допуск к нему адвоката или иного законного представителя для защиты его прав; 13) допуск к нему священнослужителя, а в больничном учреждении на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний рас порядок больничного учреждения. В случае нарушения прав пациента он может обращаться с жалобой непосредственно к руководителю или иному должностному лицу лечебно-профилактического учреждения, в котором ему отказывается медицинская помощь, в соответствующие профессиональные медицинские ассоциации либо в суд. (в ред. Федерального закона от 10.01.2003 № 15-ФЗ). Кроме прав пациент имеет обязанности [21]: 1) проявлять в общении с медицинским персоналом уважение; 2) сообщать врачу всю информацию, необходимую для постановки диагноза и лечения;
3) после дачи согласия на медицинское вмешательство – неукоснительно выполнять все предписания; 4) соблюдать правила внутреннего распорядка ЛПУ; 5) сотрудничать с врачом при оказании медицинской помощи; 6) немедленно информировать врача об изменениях своего здоровья; 7) немедленно обращаться к врачу при подозрении на наличие заболевания, представляющего опасность для массового распространения; 8) не предпринимать действий, способных нарушить права других пациентов.
Виды ответственности медицинских работников А.П.Зильбер подразделяет ответственность на следующие виды. «Прямо или косвенно все виды ответственности, кроме моральной, входят в юридическую ответственность, которую можно определить как государственное принуждение к исполнению требований права» [22]. Административная ответственность – вид юридической ответственности за административный проступок (правонарушение), расцениваемый не столь строго, как это делает Уголовный кодекс. Тем не менее, в Российском законодательстве существует и рассмотрение административных проступков судьями по административному и исполнительному производству при городских и районных судах. Дисциплинарная ответственность – форма воздействия на нарушителей трудовой дисциплины в виде дисциплинарных взысканий: замечания, выговора. Гражданская, или гражданско-правовая, ответственность – это вид юридической ответственности, при которой к правонарушителю применяются меры воздействия, установленные законом или договором. Эти меры включают возмещение убытков, уплату неустойки, штрафа, пени, возмещение причиненного морального и иного вреда. В отличие от уголовной ответственности, гражданская ответственность распространяется не только на физические лица (граждане), но и на юридические лица (учреждения). Гражданская ответственность регулируется Гражданским кодексом (ГК) Российской Федерации [24]. Уголовная ответственность – это вид ответственности, который регулируется Уголовным кодексом (УК). Часть статей УК посвящена медицине, в том числе профессиональной ответственности медицинских работников [24]. Концепция «Информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство» и специфика догоспитального этапа СМП
Определения В «Основах концепции прав пациента в Европе» – использованы следующие термины:
Пациент(ы) Здоровый (здоровые) или больной (больные) потребитель (потребители) медицинских услуг.
Nв! Необходимым предварительным условием медицинского вмешательства в соответствии со ст.32 «Основ» является согласие гражданина. В связи с этим возникают два правовых аспекта, определяющих и линию поведения медицинских работников в принятии решений, и меру их ответственности (с учетом конкретных ситуаций): 1) информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство (да); 2) отказ гражданина от медицинского вмешательства (нет), от предоставления информации об его болезни и мероприятиях лечебно-диагностического процесса (в т.ч. отказ от осмотра) в соответствии со ст.33 «Основ». Фактически речь идет о юридическом акте оформлении 2-х стороннего договора о согласии («акцепте») пациента с предложенными условиями (врачом) оказания медицинской помощи («оферта»), предусматривающими не только согласие, но и отказ от «акцепта» (ГК РФ, 2003, ст. 435, 438). Необходимость решения указанных проблем возникает уже с первого контакта с больным и остается актуальной на протяжении всего периода осуществления бригадой СМП лечебно-диагностического процесса (ЛДП). Прежде всего, следует выделить следующие приоритетные задачи, с решением которых сталкивается врач (фельдшер) в ходе выполнения вызова:[Р.2.1.]: 1) нуждается ли больной в оказании экстренной помощи. 2) необходимость проведения лечебно-диагностических мероприятий.
3) тактический выбор – госпитализировать больного или оставить дома? 4) конфиденциальность сведений (врачебная тайна) о состоянии его здоровья (заболевания). Разрешение (запрещение) гражданина на передачу этой информации. Выяснив, что больной нуждается в оказании экстренной медицинской помощи, врач должен поставить его об этом в известность и приступить к последовательному (или параллельному) решению задач 2) и 3).
Nв!
При этом необходимо: - во-первых, задать вопрос: согласен ли пациент на проведение того или иного медицинского мероприятия; -во-вторых, получить ответ: « да » (согласие) или « нет » (отказ). Примечание 1. Отказ пациента, как и согласие, должен быть: действительным, добровольным, информированным, не противоправным.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|