Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Конституция Германской империи 1871 г.: история создания, специфический характер германского федерализма и конституционной монархии как формы правления




При рассмотрении этого вопроса студенту следует изучить историю создания Конституции Германской империи 1871 г., выявить, какое влияние оказал способ объединения Германии («железом и кровью») на ее ха­рактерные черты: закрепление гегемонистской формы федерально-административного устройства; засилье Пруссии в имперском государственном аппарате; огром­ные полномочия Германского императора — прусского короля; принципы создания и компетенцию палат им­перского законодательного органа: бундесрата и рейх­стага, а также имперского канцлера; наконец, на фак­тическое отсутствие в Конституции перечня прав и сво­бод немецких подданных и т. д.

Этим вопросам посвящены гл. III «Союзный совет», гл. IV «Президентство», гл. V «Рейхстаг», гл. XII «Финансы империи», гл. XIII «Устав о конфликтах и наказаниях» и др. На основе анализа соответствующих норм Конститу­ции 1871 г. студенту предстоит обосновать положение о полуабсолютистской власти германского императора, сдерживаемой лишь правом канцлера на контрасигнатуру. При этом следует учитывать, что канцлер был ответ­ствен только перед императором (Конституция не знала принципа ответственного правительства), а также то что имперская федерация носила специфический харак­тер, будучи «союзом неравных».

В связи с рассмотрением проблем германского федерализма возникает целый ряд вопросов, требующих от студента самостоятельного анализа положений Конституции 1871 г.: о соотношении полномочий рейхстага, создаваемого на основе «всеобщего избирательного права», и бундесрата, состоящего из представителей правящих династий субъектов федерации; о том, стал ли бундесрат демократическим федеральным органом, представляю­щим и защищающим интересы субъектов федерации, об особых полномочиях канцлера и его роли в бундесрате. Возникает и крайне интересный вопрос: почему при огромных законодательных полномочиях императора, имеющего право созывать, открывать, отсрочивать, закрывать союзный совет и рейхстаг (ст. 12 гл. IV), вырабатывать и публиковать имперские законы, осуществлять контроль за их исполнением (ст. 17 гл. IV), он не имел права ни абсолютного, ни отлагательного вето?

Тема 16

Веймарская конституция 1919 г. и ее крушение в условиях установления фашистской диктатуры. Законодательство фашистской Германии

(2 часа)

План семинарского занятия

1. Веймарская конституция 1919г.: история создания, общая характеристика.

2. Государственный строй по Веймарской конституции 1919 г. Парламентско-республиканская форма правления и федерально-административная форма государственного устройства. Демократические права и свободы по Конституции 1919г.

3. Крушение Веймарской республики в условиях установления фашистской диктатуры в 1933 г.

4. Законодательство фашистской Германии. Система органов управления. Деятельность террористических репрессивных органов.

Цель семинарского занятия

Конституция Германской империи, получившая название Веймарской по месту ее разработки и принятия закрепила демократические изменения в государственном и общественном строе страны, которые произошли в результате революционных событий 1918—1919 гг.

Целью занятия является выявление демократических принципов, содержащихся в Конституции 1919г., институтов системы органов государственной власти, эффективности их действия в Веймарской республике, а также последующих кардинальных изменений формы германского государства, правовой системы страны в результате смены политического режима: от демократическо-республиканского к тоталитарно-фашистскому.

Веймарская конституция 1919 г.: история создания, общая характеристика

При изучении истории создания Веймарской кон­ституции 1919 г. необходимо выяснить соотношение со­циально-политических сил Германии, сложившееся в результате революционных событий 1918—1919 гг., об­ратив особое внимание на расстановку сил в Учреди­тельном собрании, на характер политико-правовых ус­тановок тех партий, партийных фракций, которые при­нимали непосредственное участие в разработке Конституции.

Конституция 1919г. стала одним из самых демокра­тических правовых документов своего времени. Ее глав­ное содержание нашло отражение в тех компромиссных положениях, которые призывали к утверждению «на­родного суверенитета», «гражданского мира», «сотруд­ничества всех классов», к «свободе» и «справедливости». Демократический характер Конституции, обозначившей конец эпохи традиционного для страны самодержавия, был обусловлен не только политическим компромиссом различных социально-политических сил в Учредитель­ном собрании, но и теми кардинальными изменения­ми, которые произошли в Германии на переломном, революционно-демократическом этапе ее истории, с ноября 1918 по июль 1919г.

Необходимо осознать природу этих перемен, их цели и значение. При рассмотрении основных черт Веймарс­кой конституции целесообразно обратить особое внима­ние на ее новые принципы и политические установки но сравнению с Конституцией 1871 г.: «народный суве­ренитет», «социальная справедливость», демократичес­кий республиканизм и федерализм.

Исследуя особенности формы государства в Веймаркой республике, следует выявить (на основе анализа соответствующих статей Конституции) отличие ее фе­дерального устройства от федерального устройства по Конституции 1871г., четко определить форму правления, а также характер политического режима, методы способы осуществления государственной власти.

Государственный строй по Веймарской конституции 1919 г. Парламентско-республиканская форма правления и федерально-административная форма государственного устройства. Демократические права и свободы по Конституции 1919г.

При анализе системы высших органов власти требуется рассмотреть демократический порядок их формирования, объем полномочий рейхстага как органа народного представительства, рейхсрата как органа пред­ставительства земель и президента, которому формально отводилась роль «внепартийного арбитра».

Исследуя специфические черты германского феде­рально-административного устройства, нужно показать, как Веймарская республика путем введения новых прин­ципов создания верхней палаты парламента, а также сложного принципа распределения законодательные прав между империей и землями (ст. 6—12), основанного на главном постулате: «имперское право имеет преимущество перед правом земель» (ст. 13), преодолевала традиционный политический гегемонизм Пруссии.

Кроме того, необходимо обосновать утверждение, что порядок разделения сфер общественных отношений на регулируемые исключительно законодательством империи, преимущественно законодательством империи, законами издаваемыми империей «по необходимости» и законами отдельных земель, был введен с целью усиления центральной федеральной власти как необходимого условия преодоления острого экономического, политического социального кризиса в послевоенной Германии.

Следует подчеркнуть также, что в соответствии с установками на усиление общеимперской власти было опре­делено, в значительной мере содержание и других положе­ний Конституции 1919г. Империи принадлежали, например, важнейшие полномочия в финансовой сфере: опре­делять размеры и порядок поступления доходов в имперс­кую казну, вмешиваться в местное налоговое обложение отдельных земель (ст. 11) и др. К полномочиям земель Кон­ституция относила главным образом административные местные вопросы, исполнение общеимперских законов.

При выявлении характерных черт Веймарской кон­ституции, ее принципиальных отличий от Конституции Германской империи 1871 г. необходимо обратить вни­мание на широкий круг демократических прав и свобод немецких граждан, особенно на социальные права, на принципиально новую трактовку права собственности (ст. 153), на нормы трудового права (ст. 157, 159, 165 и др.), социального обеспечения (ст. 161 и пр.), на право рабочих участвовать в определении хозяйственной по­литики государства (ст. 165). Веймарская конституция 1919 г. открывала, таким образом, новую страницу в об­ласти прав и свобод граждан путем придания соци­альным правам (второму поколению прав и свобод) кон­ституционного статуса, что напрямую было связано с особенностями Ноябрьской революции 1918 г., испы­тавшей, в свою очередь, сильнейшее влияние Октябрь­ской революции 1917г. в России, ее социалистических лозунгов и требований. Конституции «новой волны», принятые в ряде стран после Второй мировой войны, восприняли и развили этот социальный аспект прав и свобод граждан Веймарской конституции 1919г.

Студенту следует охарактеризовать и те исторические обстоятельства, в силу которых демократические права и свободы Веймарской конституции 1919г. не были вопло­щены в жизнь (отсутствие необходимой экономической базы, должного уровня общественного сознания, полити­ческой стабильности, сохранение дореволюционного бю­рократического аппарата в послевоенной Германии и пр.).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...