Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Базовые концепции финансового менеджмента.

1 Концепция денежного потока.

Одной из основных задач финансового менеджмента является выбор вариантов целесообразного помещения денежных средств, находящихся в постоянном движении – деньги образуют денежный поток. Это основа любой финансово-хозяйственной деятельности.

Концепция денежного потока предполагает:

· идентификацию денежного потока, его продолжительность, вид;

· оценку факторов, определяющих величину элементов денежного потока;

· выбор коэффициента дисконтирования, позволяющего сопоставить элементы потока, формируемые в различные моменты времени.

· оценку риска, связанного с данным потоком и способ его учета.

2. Концепция временной ценности денежных ресурсов.

Стоимость денег во времени меняется и это связано с инфляционными процессами, риском неполучения прибыли и оборачиваемостью денег.

3. Концепция компромисса между риском и доходностью.

Получение любого дохода всегда сопряжено с риском, чем выше доход, тем больше риск. Категория риска в финансовом менеджменте принимается во внимание в различных аспектах: в приложении к оценке инвестиционных проектов, формированию инвестиционного портфеля, принятию решений по структуре капитала, обоснованию дивидендной политики, оценке структуры затрат и др. 

4. Концепция стоимости капитала.

Обслуживание того или иного элемента капитала обходится предприятию не одинаково, каждый источник финансирования имеет свою стоимость, которая определяется расходами по его обслуживанию.

Стоимость капитала показывает минимальный уровень дохода, необходимого для покрытия затрат по поддержанию данного источника и позволяющего не оказаться в убытке (необходимого для покрытия затрат по обслуживанию капитала).

5. Концепция эффективности рынка.

Термин «эффективность» используется здесь не в экономическом, а в информационном плане, т.е. степень эффективности рынка характеризуется уровнем его информационной насыщенности и доступности информации участникам рынка. Объем сделок с ценными бумагами зависит того, насколько точно текущие цены соответствуют внутренним стоимостям.

Концепция эффективности рынка ценных бумаг учитывает быстроту отражения информации о рынке ценных бумаг на их ценах, степень полноты и свободы доступа всех участников рынка к информации.

Для того чтобы обеспечить информационную эффективность рынка, необходимо выполнение 4-х условий:

- информация должна быть доступна всем субъектам рынка одновременно, ее получение не должно сопровождаться издержками;

- не должно быть трансакционных издержек, налогов и др. препятствий совершению сделок;

- сделки, совершаемые отдельными участниками рынка, не должны влиять на общий уровень цен;

- все участники рынка должны действовать рационально, стремясь максимизировать ожидаемую выгоду.

Все эти четыре условия не соблюдаются, поэтому различают идеальную информационную эффективность рынков и их экономическую информационную эффективность.

Выделяют три формы эффективности рынка: слабую, умеренную и сильную.

В условиях слабой формы эффективности текущие цены на акции полностью отражают динамику цен предшествующих периодов, т.е. потенциальный инвестор не может извлечь для себя дополнительных выгод, анализируя тренды. Иными словами, анализ динамики цен, каким бы тщательным и детализированным он ни был, не позволит «обыграть рынок», т.е. получить сверхдоходы.

Итак, в условиях слабой формы эффективности рынка невозможен более или менее обоснованный прогноз повышения или понижения курсов на основе статистических данных о динамике цен.

В условиях умеренной формы эффективности текущие цены отражают не только имевшиеся в прошлом изменения цен, но и всю равнодоступную участникам информацию. С практической точки зрения, это означает, что аналитику не нужно изучать статистику цен, отчетность эмитентов, сводки специализированных информационно-аналитических агентств, в том числе и прогнозного характера, поскольку вся подобная общедоступная информация немедленно отражается на ценах.

Сильная форма эффективности означает, что текущие цены отражают не только общедоступную информацию, но и сведения, доступ к которым ограничен. Если эта гипотеза верна, никто не сможет получить сверхдоходы от игры на акциях, даже инсайдеры (т.е. лица, работающие в организации -операторе финансового рынка и (или) в силу своего положения имеющие доступ к информации, являющейся конфиденциальной и способной принести им выгоду).

6.  Концепция асимметричной информации.

Различные категории лиц могут владеть информацией недоступной для отдельных лиц. Асимметричность информации способствует существованию рынка капиталов.

7.  Концепция агентских отношений.

Интересы владельцев и управленцев не всегда совпадают. Чтобы уменьшать возможные противоречия владельцы компаний вынуждены нести агентские издержки, которые необходимо учитывать при принятии финансовых решений.

8.  Концепция альтернативных затрат, или затрат упущенных возможностей.

Принятие любого решения финансового характера связано с отказом от какого-то альтернативного варианта.

9. Концепция временной неограниченности функционирования хозяйствующего субъекта.

2. Базовые показатели финансового менеджмент а.

PV – приведенная стоимость.

NPV  - чистая приведенная стоимость

MVA – рыночная добавленная стоимость.

EVA – экономическая действительная стоимость.

Сегодняшний тенге стоит больше, чем завтрашний, т.к. сегодня тенге можно инвестировать и он немедленно начнет приносить доход в виде процентов. Это первый основной принцип финансов.

Приведенная стоимость отсроченного дохода может быть определена умножением суммы дохода на коэффициент дисконтирования, значение которого меньше 1. Если коэффициент был больше 1, тенге сегодня стоил бы меньше, чем завтра.

 

                         (1)

PV – приведенная стоимость

FV - будущая стоимость

                                 (2)

 

r – норма доходности

 

Принятие решений по инвестиционным проектам во многом зависит от финансовых рисков. В связи с этим принципиальное значение приобретает выбор ставки дисконтирования (коэффициента дисконтирования) денежных потоков как основы, учитывающей все возможные отклонения, оценки проекта.

С математической точки зрения ставка дисконта – это процентная ставка, используемая для пересчета будущих денежных потоков доходов (их может быть несколько) в единую величину текущей (сегодняшней) стоимости. В экономическом смысле в роли ставки дисконта выступает требуемая инвесторами ставка дохода на вложенный капитал в сопоставимые по уровню риска объекты инвестирования. Иными словами, ставка дисконта – это требуемая ставка дохода по имеющимся альтернативным вариантам инвестиций с сопоставимым уровнем риска на дату оценки. Ставка дисконтирования отражает сложившуюся экономическую ситуацию, в которой осуществляются капиталовложения.

Если рассматривать ставку дисконта с позиций компании как самостоятельного юридического лица, обособленного от их собственников (акционеров), и от кредиторов, то можно определить ее как стоимость привлечения компанией капитала из различных источников.

В качестве ставки дисконтирования может быть принята просто средняя ставка по банковским депозитам, если речь идет об оценке будущего финансового результата. При оценке нового инвестиционного проекта с использованием внешнего заимствования ставкой будет стоимость заемного капитала или минимально приемлемая доходность средневзвешенной стоимости капитала. Если для финансирования капиталовложений у компании имеются собственные средства, тогда, в качестве ставки дисконтирования принимается средняя ставка по инвестиционным кредитам.

Чистая приведённая стоимость,   (NPV) (Net present value) - это разница между дисконтированными потоками поступлений средств в будущем и суммой общих инвестиций.

Показатель NPV представляет собой разницу между всеми денежными притоками и оттоками, приведёнными к текущему моменту времени (моменту оценки инвестиционного проекта). Он показывает величину денежных средств, которую инвестор ожидает получить от проекта, после того, как денежные притоки окупят его первоначальные инвестиционные затраты и периодические денежные оттоки, связанные с осуществлением проекта. Поскольку денежные платежи оцениваются с учётом их временно́й стоимости и рисков, NPV можно интерпретировать как стоимость, добавляемую проектом. Её также можно интерпретировать как общую прибыль инвестора.

Чистая приведенная стоимость (NPV) определяется вычитанием из приведенной стоимости требуемых инвестиций.

 

Формула для расчета может представлена и следующим

 

                                                                 (3)

 

                 ()

 

Если NPV > О, то проект следует принять;

 если NPV < О, то проект надо отвергнуть;

 если NPV =0, то проект ни прибыльный, ни убыточный.

 

Экономическая добавленная стоимость,   EVA (economic value added) – это метод измерения финансового состояния компании, который высчитывает реальный экономический доход. EVA можно рассчитать как разницу между чистой операционной прибылью после налогов и альтернативной стоимостью инвестированного капитала.

Основная идея и смысл показателя EVA заключается в том, что капитал компании должен работать с такой эффективностью, чтобы обеспечить норму доходности, требуемую инвестором, акционером или другим собственником на вложенный капитал.

Экономическая добавленная стоимость рассчитывается по формуле:

EVA = NOPAT – WACC x CE

где NOPAT – чистая прибыль по данным финансовой отчетности с учетом необходимых корректировок;

WACC – средневзвешенная стоимость капитала;

CE - инвестированный капитал.

Экономическая добавленная стоимость возникает в компании в том случае, если за данный период времени удалось заработать доходность инвестированного капитала выше, чем норма доходности инвестора.

Положительное значение EVA означает прирост рыночной стоимости по сравнению с балансовой стоимостью чистых активов и стимул для собственников осуществлять дальнейшие вложения в предприятие. Отрицательное же ведет к снижению рыночной стоимости компании и потере собственниками вложенного капитала за счет неполучения альтернативной доходности. При нулевом значении EVA рыночная стоимость предприятия и балансовая стоимость чистых активов совпадают, а значит, рыночный выигрыш собственника равен нулю.

Преимущество ЕУА заключается в явном учете того обстоятельства, что фирма в действительности не создает стоимости для акционеров до тех пор, пока она не покроет все свои капитальные затраты. Вычисление учетной прибыли (ассоuntibg ргоfіt), хотя и позволяет в явном виде учитывать платежи долгового финансирования, этот метод не учитывает затрат, связанных с финансированием на основе собственного капитала. Эко номическая прибыль (и, следовательно, ЕУА) отличается от учетной прибыли в том отношении, что она включает плату за использование всего капитала компании — как долгового, так и собственного. Иными словами, фирма, демонстрируюшая положительную учетную прибыль, на самом деле может разрушать стоимость, поскольку ее акционеры могут не получать свою требуемую доходность. Таким образом, положительное значение ЕУА, вообше говоря, указывает на то, что стоимость для акционеров создается, тогда как отрицательное значение ЕУА свидетельствует о разрушении этой стоимости.

ЕУА пользуется все большей популярностью, поскольку служит постоянным напоминанием менеджерам о том, что они по-настоящему справляются со своей задачей лишь тогда, когда доходность их компании покрывает стоимость капитала. В той мере, в какой концепция ЕУА, по мнению руководства компании, помогает лучше увя-зать корпоративную стратегию и инвестиции со стоимостью для акционеров, она яв-ляется полезным инструментом. Кроме того, она помогает лучше уяснить, почему руководству компании так важно понимать концепцию стоимости капитала.

Экономическая добавленная стоимость – мера экономической эффективности фирмы. Она представляет собой один из способов определения экономической прибыли, которая в этом случае вычисляется как разность иежду чистой посленалоговой чистой операционной прибылью компании и платой за использованный капитал, которая соответствует стоимости капитала.

Рыночная добавленная стоимость, MVA (market value added) - это внешний показатель, который дает оценку деятельности компании со стороны фондового рынка.

MVA = Рыночная капитализация - балансовая стоимость капитала

MVA = Количество акций * цена акций - балансовая стоимость капитала

 

Показатели рентабельности:

ROЕ – рентабельность собственного капитала.

ROA – рентабельность активов, совокупного капитала.

ROI – рентабельность инвестиций.

 

                               (4)

 

                                                     (5)

 

                                 (6)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...