Особенности построения налоговой системы в Российской Федерации
1. В соответствии с федеративным типом государственного устройства в Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: • федеральные; • региональные; • местные. Федеральные налоги и сборы – налоги и сборы, установленные НК РФ и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации. Региональные налоги – налоги, установленные НК РФ и законами субъектов РФ о налогах и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ. 2. Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов РФ в соответствии с НК РФ и законами субъектов РФ о налогах. При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, следующие элементы налогообложения: • налоговые ставки; • порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены НК РФ; • особенности определения налоговой базы; • налоговые льготы, основания и порядок их применения. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются НК РФ. Местные налоги – налоги, установленные НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. 3. Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах. 4. Налоговая система, действующая в России в настоящее время, сформировалась к началу 1992 г. Она вводилась в действие в условиях высокой политико-экономической нестабильности, отсутствия должной теоретической базы и практического опыта в сфере налогообложения, поэтому налоговая система создавалась достаточно поспешно и во многом была скопирована с зарубежных образцов. С самого начала функционирования в нее постоянно вносились различные изменения и дополнения, и к концу 1990-х гг. проблема ее реформирования приобрела особую остроту.
Налоговая реформа началась с введением в действие НК РФ и осуществлялась по следующим направлениям: • совершенствование законодательной базы; • существенное сокращение общего числа налогов (была отменена значительная часть местных малозначительных налогов и сборов); • замена фактической доходности на вмененную; • повышение роли косвенных налогов. На настоящий момент реформирование налоговой системы еще не закончено.
Классификация налогов
1. Классификация налогов в Российской Федерации осуществляется по следующим основаниям: • уровню установления: федеральные налоги и сборы, региональные налоги и местныеналоги; • объекту обложения: прямые и косвенные; • порядку использования: общие и специальные; • количественные (долевые); • закрепленные налоги; • регулирующие налоги; • регулярные (систематические) налоги. 2. Прямые налоги взимаются государством непосредственно с доходов (заработной платы, прибыли и др.) или со стоимости имущества (земли, дома, оборудования и т. д.) налогоплательщика. По сравнению с косвенными налогами эта форма обложения более прогрессивная, так как учитывает доходность плательщика, его семейное положение. Здесь налог взимается на стадии получения дохода. Кроме того, при прямом обложении налогоплательщик точно знает сумму своего налога. Ставки прямых налогов могут быть прогрессивные, регрессивные и пропорциональные.
3. Прямые налоги подразделяются: • на реальные – налоги, взимаемые с отдельных видов имущества на основе кадастра (специального реестра), учитывающего среднюю, а не действительную доходность плательщика; • личные – налоги на доход или имущество физических и юридических лиц, взимаемые у источника дохода или по декларации. Косвенные налоги – налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавки к цене или тарифу. 4. В отличие от прямых, косвенные налоги непосредственно не связаны с доходом или имуществом плательщика. Объектом обложения здесь выступают товары, как правило, личного потребления, а также билеты зрелищных или транспортных организаций, денежный оборот сферы обслуживания. Плательщиком косвенного налога выступает покупатель-потребитель. Собственник товара или лицо, оказывающее услуги, является в действительности только сборщиком налога. 5. Косвенные налоги могут быть двух видов: 1) акциз – косвенный налог на товары и услуги; 2) таможенные пошлины – косвенные налоги на импортные, экспортные и транзитные товары и услуги. По способу взимания акцизы подразделяются: • на индивидуальные; • универсальные. 6. Общие налоги обезличены и поступают в единую кассу государства. Специальные (целевые) налоги используются для строго определенных функций. 7. Количественные (долевые) налоги исходят из возможности налогоплательщика заплатить налог, так как непосредственно или косвенно учитывают доходы плательщика. Закрепленные налоги – налоги, которые на длительный период полностью или в частях закреплены как доходный источник конкретного бюджета. Например, таможенные пошлины являются источником федерального бюджета РФ. Регулирующие налоги – налоги, которые ежегодно перераспределяются между бюджетами различных уровней в целях покрытия дефицита. К таким налогам относятся, например, акцизы. Распределение сумм этих налогов между различными бюджетами происходит при утверждении федерального бюджета на конкретный год. Регулярные (систематические) налоги взимаются с установленной периодичностью в течение всего времени владения имуществом или занятия определенным видом деятельности, приносящим доход.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|