Налоговый механизм: особенности и характеристика
Налоговый механизм – совокупность инструментов, методов и средств, с помощью которых осуществляется практическая реализация налоговой политики. 1. В состав налогового механизма входят следующие основные элементы: • законодательное и нормативное обеспечение (законодательство о налогах и сборах, подзаконные нормативные акты); • информационно-методическое обеспечение (информационно-пропагандистские материалы); • методические рекомендации и разъяснения Минфина России и ФНС; • организационное обеспечение (методы налогового контроля, регламент проведения налоговых проверок и т. п.); • материально-техническое и кадровое обеспечение, необходимое для осуществления эффективной работы налоговых органов. 2. Центральным звеном налогового механизма является законодательство о налогах и сборах, состоящее из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. НК РФ устанавливает систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации. Законодательство субъектов РФ о налогах и сборах состоит из законов о налогах субъектов РФ, принятых в соответствии с НК РФ. Нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах принимаются представительными органами муниципальных образований в соответствии с НК РФ. 3. Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. На основании законодательства принимаются подзаконные нормативные акты, уточняющие и конкретизирующие его применение, а также методические рекомендации по применению тех или иных положений.
4. Важным элементом налогового механизма является налоговый контроль, представляющий деятельность уполномоченных органов по контролю соблюдения налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ. Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок для: •получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора; •проверки данных учета и отчетности; •осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли). Налоговая проверка является формой контроля налоговых органов за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов в целях принятия мер по предотвращению и устранению нарушений, взыскания недоимок по налогам, привлечению виновных лиц к ответственности за совершение налоговых правонарушений. Налоговый контроль
Налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю соблюдения налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах. 1. Налоговые и таможенные органы, органы внутренних дел и следственные органы в порядке, определяемом по соглашению между ними, информируют друг друга об имеющихся у них материалах о нарушениях законодательства о налогах и сборах и налоговых преступлениях, принятых мерах по их пресечению, проводимых ими налоговых проверках, а также осуществляют обмен другой необходимой информацией в целях исполнения возложенных на них задач.
2. При осуществлении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике (плательщике сбора, налоговом агенте), полученной в нарушение положений Конституции РФ, НК РФ, федеральных законов, а также в нарушение требования об обеспечении конфиденциальности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности адвокатскую или аудиторскую тайну. 3. В целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно: • по месту нахождения организации; • месту нахождения ее обособленных подразделений; • месту жительства физического лица; • месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортныхсредств. Минфин России вправе определять особенности постановки на учет крупнейших налогоплательщиков. Особенности учета иностранных организаций и иностранных граждан устанавливаются также Минфином России. 4. Постановка на учет в налоговых органах российской организации по месту нахождения организации, месту нахождения ее филиала, представительства, иностранной некоммерческой неправительственной организации по месту осуществления ею деятельности на территории Российской Федерации через отделение, а также индивидуального предпринимателя по месту его жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц или в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей. Организация подлежит постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения недвижимого имущества, принадлежащего ей на праве собственности, праве хозяйственного ведения или оперативного управления. В случае возникновения у налогоплательщиков затруднений с определением места постановки на учет решение на основе представленных ими данных принимается налоговым органом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|