Задание 18. Проверка гипотезы о нормальном распределении.– 2 ч.
Задание для самостоятельной внеаудиторной работы: 1. Повторите алгоритм проверки гипотезы о нормальном распределении критерием согласия Пирсона. 2. Пользуясь критерием согласия Пирсона при уровне значимости 0,005, проверить гипотезу о нормальном распределении генеральной совокупности, если известны эмпирические и теоретические частоты:
Методические указания по выполнению работы: Проверка гипотезы о предполагаемом законе неизвестного распределения производится при помощи специально подобранной случайной величины – критерия согласия. Критерием согласия называют критерий проверки гипотезы о предполагаемом законе неизвестного распределения. Ограничимся описанием применения критерия Пирсона и проверки гипотезы о нормальном распределении генеральной совокупности. С этой же целью будем сравнивать эмпирические (наблюдаемые) и теоретические частоты (вычисленные в предположении нормального распределения). Обычно эмпирические и теоретические частоты различаются. Случайно ли расхождение частот? Возможно, что расхождение случайно и объясняется малым числом наблюдений либо способом их группировки, либо другими причинами. Возможно, что расхождение частот неслучайно (значимо) и объясняется тем, что теоретические частоты вычислены исходя из неверной гипотезы о нормальном распределении генеральной совокупности. Критерий Пирсона отвечает на поставленный выше вопрос. Правда, как и любой критерий, он не доказывает справедливость гипотезы, а лишь устанавливает на принятом уровне значимости ее согласие или несогласие с данным наблюдением.
Пусть по выборке объема n получено эмпирическое распределение:
Допустим, что в предположении нормального распределения генеральной совокупности вычислены теоретические частоты . При уровне значимости требуется проверить нулевую гипотезу о нормальном распределении генеральной совокупности. В качестве критерия проверки нулевой гипотезы примем случайную величину . Эта величина случайная, так как в различных опытах она принимает различные, заранее неизвестные значения. Ясно, что чем меньше различаются эмпирические и теоретические частоты, тем меньше величина критерия и, следовательно, он в известной степени характеризует близость эмпирического и теоретического распределения. Число степеней свободы находят по равенству k=s-1-r, где s – число групп (частичных интервалов) выборки; r – число параметров предполагаемого распределения, которые оценены по данным выборки. В частности, если предполагаемое распределение нормальное, то оценивают два параметра (математическое ожидание и среднее квадратичное отклонение). Поэтому r =2 и число степеней свободы k=s-1-r =s-1-2=s-3. Алгоритм применения критерия Пирсона. 1. Определяют теоретические частоты , соответствующие опытным частотам. Если среди опытных частот имеются малочисленные, то их необходимо объединить с соседними. 2. По формуле вычисляют величину . 3. Определяем число степеней свободы k= l-3, где l – число интервалов после объединения. 4. Находят уровень значимости , где – доверительная вероятность. 5.По таблице при заданных и находят значение , которое является критической точкой. 6. Если , нет оснований отвергнуть нулевую гипотезу. Если , нулевую гипотезу отвергают. Пример 1. При уровне значимости 0,05 проверить гипотезу о нормальном распределении генеральной совокупности, если известны эмпирические и теоретические частоты:
Рассчитаем , для чего составим расчетную таблицу
Число степеней свободы определим по соотношению k=8–3=5 (в нашем случае s=8). По таблице критических значений при заданных и находим значение . Так как , то нет оснований отвергать нулевую гипотезу. Расхождение эмпирических и теоретических частот незначимое. Данные наблюдений согласуются с гипотезой о нормальном распределении генеральной совокупности. Список литературы: 1.Спирина М.С. Теория вероятностей и математическая статистика: учебник для студ. учредж. СПО / М.С. Спирина, П.А. Спирин. - М: Изд. центр «Академия», 2012.-Глава 3, п.3.6., стр.221.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|