Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Факторы, определяющие эффективность ПК




Факторы, влияющие на успешность консультативного процесса

Как любое дело, ПК имеет свое логическое завершение в виде определенного результата. Эффективность (результативность) психологического консультирования — его конечный итог — определяется наличием положительных изменений у клиента на психическом и поведенческом уровнях.

Результат консультирования может быть успешным, неуспешным и средним и, как правило, проявляется через определенный временной промежуток. Однако уже в конце консультации специалист может наблюдать положительные изменения в эмоциональном состоянии клиента.

Оценка результативности психологического консультирования определяется не только наличием объективных показателей (тесты), отслеживающих положительные изменения на психоэмоциональном уровнях клиента, но и субъективный уровень оценки, который зависит от того, кто оценивает эффективность консультации:

1. специалист;

2. клиент;

3. вовлеченные лица (родственники, лечащий врач, педагог, социальный работник).

Можно встретить достаточно большое разнообразие комбинации данных позиций при оценивании успешности консультации, наиболее желательной из которых будет взаимная удовлетворенность результатом всех трех сторон.

К признакам результативности консультирования, объединяющим субъективные и объективные уровни оценивания, с позиции Немова можно отнести следующие:

1. субъективное совместное чувство удовлетворения после ПК как у психолога-консультанта, так и у клиента;

2. данная субъективная удовлетворенность подтверждается объективными данными (изменением отношения к проблеме у клиента, результатами психологического исследования);

3. наличием положительных изменений, которые и были целью ПК;

4. влияние на один аспект изменило другой (например, положительные изменения на личностном плане в положительную сторону изменили межличностные отношения).

Таким образом, на успешность процесса консультирования влияют субъективные и объективные факторы.

I. Субъективные факторы:

1. кто оценивает (консультант, клиент, вовлеченные лица);

2. позиция оценивающего (понимание сути проблемы, скрытых механизмов, желание и возможность решить данную проблему или признать ее решение);

3. наличие у клиента реальной, а не выдуманной проблемы;

4. присутствие у клиента искреннего желания решить предъявленную проблему;

5. ощущение клиентом безопасности в процессе консультирования (правилом анонимности).

«Правило анонимности» заключается в том, что любая информация, сообщаемая клиентом консультанту, не подлежит разглашению. Исключение составляют конкретные ситуации, о которых клиент предупреждается заранее. К таким ситуациям относятся:

клиент собирается или находится в состоянии, в котором может совершить действия, угрожающие своей жизни и здоровью;

клиент представляет угрозу для жизни и здоровья других людей;

информация о противоправных действиях клиента в прошлом.

Кроме того, специалист имеет право использовать, без дополнительного согласия на то клиента, результаты консультирования в научной и исследовательской деятельности.

II. Объективные факторы:

- профессионализм консультанта (образование, опыт, психологическое здоровье);

- следование консультанта правилам консультирования.

Рассмотрим факторы, эффективного консультанта:

Аутентичность. 3 основных признака аутентичного существования:

1. полное осознание настоящего момента;

2. выбор способа жизни в данный момент;

3. принятие ответственности за свой выбор.

Выражение искренности по отношению к клиенту. Аутентичный человек жаждет быть и является самим собой как в своих непосредственных реакциях, так и в целостном поведении. Он позволяет себе не знать все ответы на жизненные вопросы, если их действительно не знает.

Открытость собственному опыту. Искренность в восприятии собственных чувств. Социальный опыт учит нас отрицать, отбрасывать свои чувства, особенно отрицательные. Эффективный консультант не должен отгонять любые чувства, в том числе и отрицательные. Только в таком случае можно успешно контролировать свое поведение, поскольку вытесненные чувства становятся иррациональными, источником неконтролируемого поведения.

Развитие самопознания. Ограниченное самопознание означает ограничение свободы, а глубокое самопознание увеличивает возможность выбора в жизни. Чем больше консультант знает о себе, тем лучше поймет своих клиентов, и наоборот — чем больше консультант познает своих клиентов, тем глубже понимает себя.

Сила личности и идентичность. Консультант должен знать, кто он таков, кем может стать, чего хочет от жизни, что для него важно по существу. Он обращается к жизни с вопросами, отвечает на вопросы, поставленные ему жизнью, и постоянно подвергает проверке свои ценности.

Толерантность к неопределенности. Многие люди неуютно чувствуют себя в ситуациях, в которых недостает ясности и определенности. Уверенность в своей интуиции и адекватности чувств, убежденность в правильности принимаемых решений и способность рисковать — все эти качества помогают переносить напряжение, создаваемое неопределенностью при частом взаимодействии с клиентами.

Принятие личной ответственности. Поскольку многие ситуации в консультировании возникают под контролем консультанта, он должен нести ответственность за свои действия в этих ситуациях. Понимание своей ответственности позволяет свободно и сознательно осуществлять выбор в любой момент консультирования — соглашаться с доводами клиента или вступать в продуктивное противостояние.

О глубине отношений с другими людьми. Консультант обязан оценивать людей — их чувства, взгляды, своеобразные черты личности, но делать это без осуждения и наклеивания ярлыков. Такой характер отношений с клиентами весьма важен, тем не менее следует принять во внимание страхи, которые переживает большинство людей, пытаясь завязать близкие, теплые отношения с другими.

Постановка реалистичных целей. Обычно успех побуждает ставить перед собой большие цели, а неудача, наоборот — опустить ниже планку притязаний. Если мы допускаем собственную ограниченность, то избегаем ненужного напряжения и чувства вины. Тогда отношения с клиентами становятся более глубокими и реалистичными. Правильная оценка собственных возможностей позволяет ставить перед собой достижимые цели.

Об эмпатии, которая является одной из важнейших черт личности эффективного консультанта.

Обобщая обсужденные выше требования, предъявляемые к личности консультанта, можно утверждать, что эффективный консультант — это прежде всего зрелый человек. Чем разнообразнее у консультанта стиль личной и профессиональной жизни, тем эффективнее будет его деятельность. Иногда выражать чувства и попросту слушать, что говорит клиент.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...