Структурирование консультирования
Структурирование означает организацию отношений консультанта с клиентом, выделение отдельных этапов консультирования и оценку их результатов, а также предоставление клиенту информации о процессе консультирования. Закончив один этап, мы вместе с клиентом обсуждаем результаты, формулируем выводы. Необходимо убедиться, что оценки результатов данного этапа консультантом и клиентом совпадают. Психологическая и психотерапевтическая сущность контрпереноса Контрперенос - перенесение БС чувств и реакций консультанта на пациента. Эмоциональное отношение аналитика к пациенту, испытываемые им в процессе анализа чувства к нему, его реакции на психическое состояние и поведение больного. Возникает, когда психолог теряет свою объективность и развивает в себе сильное и глубокое чувство по отношению к клиенту: романтическое, агрессивное, сексуальное. Фрейд рассматривал сильную эмоциональную реакцию на пациента как свидетельство неполного знания аналитика о себе, а также свидетельство неспособности поддерживать эффективно позитивное, врачебное отношение к другой присутствующей личности. Контрперенос может проявляться в форме внешнего поведения либо в форме внутренних переживаний психолога. Психолог, которому не удалось распознать наличие контрпереноса, может реагировать неожиданными неуместным для клиента образом. Причинами контрпереноса могут быть: 1. Стремление консультанта понравиться клиентам. 2. Страх консультанта, что клиенты могут о нем плохо подумать, не прийти на встречу и т.п. 3. Эротические и сексуальные чувства консультанта по отношению к клиентам, сексуальные фантазии, связанные с клиентами.
4. Очень бурная эмоциональная реакция клиентов, которая может спровоцировать у консультанта чувства, обусловленные его внутренними конфликтами. 5. Стремление к власти над клиентом, проявляющееся в выдаче клиентам навязчивых советов, как им следует жить, пророчествах ("Я вас предупреждал", "Я же говорил вам…").
Новое понимание контрпереноса возникло на основании отражения накопленных терапевтами клинических знаний и их внутренних реакций на клиентов. Работая с пограничными и психотическими пациентами, психотерапевты сделали наблюдение, что лучшее средство для понимания этих переполненных чувствами, дезорганизованных, отчаянных, мучающихся людей была их собственная интенсивная обратная реакция контрпереноса. В русле этих исследований Ракер, предложил категории переноса: Согласующийся перенос - эмпатическое ощущение психологом того, что пациент, будучи ребенком, чувствовал по отношению к раннему объекту (например, к матери). Дополняющий перенос - чувства терапевта (неэмпатичные, с точки зрения клиента) соответствуют переживаниям объекта (матери) по отношению к ребенку (клиенту). Такое превращение контрпереноса из препятствия в достоинство представляет собой один из наиболее значительных вкладов теории объектных отношений в консультирование и психотерапию. Таким образом, при возникновении контрпереноса в рамках консультативных отношений, у психолога существует возможность для его проработки (обсуждения с супервизором). Сопротивление, его функции, виды и проявления. Использование конфронтации для преодоления сопротивления Сопротивление - противодействие, которое неосознанно оказывает пациент попыткам проникновения в его сознание "вытесненного комплекса". Выполняет защитную функцию. Отказ от старых и выработка новых форм поведения, осознание причинно-следственных связей, изменения установок, смыслов, ценностей и отношений.
В основе сопротивления находятся самоподавляющие и защитные силы, которые поддерживают невротическое функционирование. Сопротивление проявляется, когда психотерапевтическая работа начинает оказывать воздействие на защитную организацию личности или разрушать ее. Проявления сопротивление: 1.Клиент молчит; 2.Клиент в какой то момент рассказа останавливается и сообщает психологу, что он не может больше говорить; 3.Очень сильные чувства; неуместные эмоциональные реакции; рациональные рассуждения при отсутствии чувств; 4.Клиент использует слова как "дымовую завесу". Примером могут служить: речевые клише; психологические либо специальные термины; слова-преувеличения или преуменьшения. 5.Отношение к психологу. В случае сильной идеализации или, наоборот, сильных негативных чувств к психологу можно предположить наличие сопротивления. 6. Клиент говорит о внешних, несущественных событиях: о политике, погоде, кинофильме. 7. Клиент часто опаздывает, пропускает сеансы, забывает платить. 5 видов сопротивления, которые исходят из Ид, Эго и Супер-Эго: Навязчивое повторение – требует более тщательной постановке Вытеснение 3. Перенос - отражающее борьбу с импульсами, возникшими у пациента в отношении личности психоаналитика Выгода от болезни Сознание чувства вины Источники сопротивления: 1. Сопротивление-подавление, связанное с потребностью клиента защитить себя от травмирующих воспоминаний, ощущений, событий. 2. Сопротивление-перенос, отражающее борьбу с импульсами, возникшими у пациента в отношении личности психоаналитика. 3. Сопротивление-выгода, представляющее собой вторичную выгоду от сохранения проблемы, симптома, болезни. 4. Бессознательное сопротивление (сопротивление-Оно) – сопротивление инстинктивных импульсов любым изменениям в их способах и формах выражения. 5. Сопротивление-Сверх-я: сопротивление, вызванное чувством вины клиента, его потребностью в наказании. 6. Сопротивление, вызванное неправильными действиями аналитика, неверно выбранной тактикой. 7. Сопротивление, связанное с тем, что происходящие изменения ведут к сложностям в отношениях с близкими, значимыми людьми.
8. Сопротивление, являющееся следствием нежелания прекращать отношения со своим аналитиком, зависимостью от него. Конфронтация - всякая реакция консультанта, противоречащая поведению клиента. Чаще всего противостояние бывает направлено на двойственное поведение клиента: увертки, "игры", хитрости, извинения, "пускание пыли в глаза", т. е. на все то, что мешает клиенту увидеть и решать свои насущные проблемы. 3 основных применения конфронтации в консультировании: 1. С целью обратить внимание клиента на противоречия в его поведении, мыслях, чувствах, или между мыслями и чувствами, намерениями и поведением и т. п. 2. С целью помочь увидеть ситуацию такой, какова она есть в действительности, вопреки представлению о ней клиента в контексте его потребностей. 3. С целью обратить внимание клиента на его уклонение от обсуждения некоторых проблем. Конфронтация является сложной техникой, требующей от консультанта утонченности и опытности. Она часто воспринимается как обвинение, поэтому применима лишь при достаточном взаимном доверии, когда клиент чувствует, что консультант понимает его и заботится о нем.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|