Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Структура нарративной работы




Нарративный подход - (" повествовательная " от англ. "нарратив" - история, повествование) - направление ПК, основывающееся на идее о том, что жизни людей конструируются в форме историй (нарративов).

В основе нарративного подхода лежит представление о том, что реальность не существует объективно, а непрерывно конструируется во взаимодействии людей друг с другом. В результате этого взаимодействия отдельными сообществами людей создаются убеждения, ценности, законы, представления, которые находят выражение в языке. Сквозь призму этих представлений члены сообществ интерпретируют мир, наделяют смыслом те или иные явления, события, процессы их жизни. Сам термин «нарративный» (в переводе с английского — «повествовательный») подразумевает рассказывание историй о людях и их проблемах. Именно в диалоге терапевта и человека, обратившегося за помощью, выкристаллизовываются новые возможности и новые пути решения проблем, и происходит это благодаря тому, что предметом диалога становится не «патология» или «симптом», а та история, которая позволила проблеме появиться в жизни клиента.

По словам Уайта, люди осмысливают свою жизнь через истории. К какой бы культуре мы ни принадлежали, ее нарративы влияют на нас, и под этим влиянием формируется личный нарратив каждого конкретного человека. Этот жизненный нарратив похож на историю, некую последовательность событий, объединенную общим сюжетом. Те события, которым человек придает особое значение, ложатся в основу сюжета, при этом многие другие события как бы выпадают из поля его зрения, поскольку не укладываются в общий сюжет.

Основными приемами нарративного подхода:

· экстернализация;

· деконструкция;

· восстановление участия;

· работа с внешними свидетелями (церемония признания самоопределения);

· написание писем, создание летописей, памяток и грамот; развитие сообществ.

В процессе применения нарративного подхода в практической работе с клиентами большинство терапевтов придерживаются следующего плана работы:

1. Слушание истории клиента

Сама идея нарративной практики - переконструирование истории (нарратива) клиента - делает процесс выслушивания основополагающим моментом терапии. При этом психолог одновременно ведет анализ двух направлений, всегда сосуществующих в любом повествовании:

1) проблемно насыщенные периоды и эпизоды,

2) благополучные ситуации и отрезки жизни клиента.

2. Выявление доминирующей истории

Беседа со специалистами «помогающих профессий», в том числе с психологом, связывается у людей с необходимостью искать в своей жизни недостатки, трудности, которые, как он считает, невозможно разрешить. Поэтому клиенты рассказывают так называемые «проблемные­ истории», в которых они представляются беспомощными жертвами или обессиленными борцами, обиженными и непонятыми, несчастными и несостоятельными, часто практически уничтоженными. При этом в процессе рассказывания, человек начинает воспринимать себя и свою ситуацию именно в том ключе, в каком он предъявляет себя как героя рассказа. Таким образом, сам дух (эмоциональная окраска) его истории влияет на жизненную позицию рассказчика.

3. Экстернализация проблемы

Суть ее состоит в том, что человек рассматривается не как вместилище проблемы, а как субъект, находящийся с ней во взаимоотношениях.

Тогда возможным становится обсудить два их аспекта:

1) как проблема влияет на человека,

2) как человек влияет на проблему.

4. Деконструкция проблемной истории

Любая история имеет начало. Соответственно, и та проблемная, которой было присвоено имя, тоже когда-то началась. До этого ее не было. Беседа направляется на поиски моментов в настоящей жизни клиента, в которых он вновь чувствует себя значимым, нужным, здоровым и т. д. Таким образом, постепенно развеивается конкретный социальный миф, звучащий в рассказе клиента.

5. Выявление уникальных эпизодов и начало альтернативной истории.

Однако, как известно, «жизнь - она полосатая». В каждой жизненной истории имеются светлые периоды радостей, удачи, преодоления трудностей. Именно эти уникальные эпизоды отслеживает психолог в доминирующем (проблемном) нарративе клиента.

6. Перенаименование проблемы

Психолог, используя речь клиента, дает название истории клиента не в терминах его несостоятельности, как это делает сам клиент, а исходя из его достижений, умений, личностных возможностей. Таким образом, клиент получает «взгляд с изнанки», изнутри своего опыта, наполненного смыслом жизненной перспективы. Например, рассказ о «наступившей недееспособности и никчемности» может переименовываться в историю о «праве на отдых для использования накопленного опыта в личных целях».

7. Уплотнение альтернативной истории

Поэтому создание альтернативной истории, ее наполнение (уплотнение) вплоть до обретения способности противостоять доминирующей,­ воссоздается на каждой встрече вновь и вновь.

8. Обсуждение будущего в свете новой истории. На этом этапе ведется разговор с клиентом о том, как изменение в его новой истории могут повлиять на него и его ближайшее окружение.
9. Выявление ресурсов клиента, способствующих поддержанию новой реальности в настоящем и будущем. Обсуждаются те социально-психологические качества клиента, которые могут быть им использованы в поддержании новой реальности.

КОНСУЛЬТАТИВНЫЙ КОНТАКТ И ЕГО ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ.

ПРИЕМЫ УСТАНОВЛЕНИЯ И ПОДДЕРЖАНИЯ КОНСУЛЬТАТИВНОГО КОНТАКТА

Консультативный контактчувства и установки, которые участники консультирования испытывают один по отношению к другому, и способ их выражения.

6 основных параметров:

· эмоциональност ь (консультативный контакт скорее эмоционален, чем когнитивен, он подразумевает исследование переживаний клиентов);

· интенсивность (поскольку контакт представляет искреннее отношение и взаимный обмен переживаниями, он не может не быть интенсивны м);

· динамичность (при смене клиента меняется и специфика контакта);

· конфиденциальность (обязательство консультанта не распространять сведения о клиенте способствует доверительност и);

· оказание поддержки (постоянная поддержка консультанта обеспечивает стабильность контакта, позволяющую клиенту рисковать и пытаться вести себя по-новом у);

· добросовестность.

Характер контакта между консультантом и клиентом отражает особенности отношений клиента с другими людьми, стиль и стереотипы его общения — проблемы клиентов можно увидеть словно в зеркале.

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ

Искренность, Эмпатичность, Уважение, Терпение, Конфиденциальность, Безоценочность, Доверие.

ФИЗИЧЕСКИЕ КОМПОНЕНТЫ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...