Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Современные подходы к психологическому консультированию в ПА. Система критериев здоровой личности в рамках эго – психологии.




Наибольший интерес в настоящее время представляет теория объективных отношений и эго-психология. Мы говорим о Мелани Кляйн, Салливан, Малер.

Основные положения теории объективных отношений:

1. либидо изначально направлено на объект, т.е. на поиск отношений.

2. «эго» активно с рождения. Оно предрасположено к установлению объективных отношений и защитам против тревоги.

3. отношения между внутренними объектами функционируют как структуры, на основе которых формируются будущие отношения.

4. теория объективные отношений рассматривают изменения в межличностных отношений во внутренних интериоризированных представлениях человека.

Теория объективных отношений сфокусирована на развитии отдельной дифференцированной, интегрированной и цельной личности. Решающий фактор этого развития – отношения с другими людьми и особенно с матерью.

Авторы этого подхода признают, что управление сексуальностью и агрессивностью возможный источник развития согласованной личности, но при этом важны чувство голода, потребность в близости, внимании и власти.

Эго-психология: основной вопрос развития личности – развитие стабильного, универсального «Я». В эго-психологии создана система критериев здоровой личности, основанная на сохранении эго-функций. Выдвижением на первый план Эго, а также вниманием к адаптации личности в окружающем мире, вопросам свободы личности, автономии личности и особенностям личностной работы.

Теория развития личности Эрика Эриксона утверждает:

1. Социум для ребенка не антагонистичен.

2. Личность развивается от рождения до смерти.

3. Личность развивается через последовательные этапы жизни.

4. Этапы жизни, как стадии развития личности, одинаковы для всех.

5. В развитии человека восемь стадий.

6. Каждую стадию своего развития человек может пройти как благополучно, так и нет. Благополучное прохождение определяется обычно тем, насколько благополучно прошел человек предыдущие стадии своего развития, а также благополучностью социальной обстановки.

7. Переход от стадии к следующей стадии является личностным кризисом.

8. В кризисе теряется эго-идентичность, задача психотерапевта - ее вернуть

Критерии здорового эго:

1. отношения в реальности – способность к различению своих чувств и реальности, чувство собственного «Я» как реального большую часть времени, способность объективного взгляда на собственное «Я».

2. регуляция и контроль инстинктных влечений – способность откладывать удовлетворение, способность переносить фрустрацию желаний, адекватный контроль над импульсами, способность к адекватному выражению эмоций.

3. объективные отношения, которые характеризуют способность удовлетворения значимой потребности и могут сопровождаться любыми чувствами и стереотипами поведения – базовое доверие, связанность, дифференциация, стабильность, зрелость объективных отношений, способность устанавливать зрелые отношения.

4. мыслительные процессы – способность к логическому и понятийному мышлению.

5. психологические защиты – адекватность защит, гибкость защит, зрелость защит.

6. функции автономности – относительная независимость от конфликта, способность переносить конфликт, способность восстанавливаться после конфликта.

Индивидуальная психология Адлера

Согласно Адлеру, человек – сознательное существо, которое само себя определяет в жизни посредством свободы выбора, смысла жизни и стремления к самореализации. Главное препятствие на пути самореализации человека – базисное чувство неполноценности, в преодолении которого состоит личностное развитие.

Индивидуальная психология включает в себя такие понятия, как:

Жизненные цели, мотивирующие поведение человека в настоящем, ориентирующие его на развитие и достижение исполнения желаний в будущем, коренятся в его прошлом опыте. Складывается из его личного опыта, ценностей, отношений, особенностей самой личности. Сформировались еще в раннем детстве и остаются до поры до времени неосознанными. Служат индивидууму для защиты против чувства беспомощности.

Стиль жизни — тот уникальный способ, который выбирает человек для реализации своих жизненных целей. Это интегрированный стиль приспособления к жизни и взаимодействия с ней.

В рамках своего стиля жизни каждый человек создает субъективное представление о себе и мире, которое Адлер называл схемой апперцепции и которое детерминирует его поведение. Схема апперцепции, как правило, обладает способностью самоподтверждения. Например, изначальное переживание человеком страха приведет его к тому, что окружающая ситуация, с которой он вступит в контакт, будет восприниматься им как еще более угрожающая.

Чувством общественного включает ощущение родства со всем человечеством и связанность с жизненным целым.

Потребность кооперироваться являются одной из важнейших форм приспособления людей к среде. Только кооперация людей, согласованность их поведения предоставляют им шанс преодоления действительной неполноценности или ощущения ее. Заблокированная потребность в социальной кооперации и сопутствующее ей чувство неадекватности лежат в основе неприспособленности к жизни и невротического поведения.

Самость в его понимании тождественна творческой силе, с помощью которой человек направляет свои потребности, придает им форму и значимую цель. Формирование жизненной цели, стиля жизни, схемы апперцепции — акты творчества. Самость — форма реализации этой уникальности, она активно формирует стиль жизни, отвергая одни переживания и избирательно принимая другие.
В концепции психологического Адлер выделял 3 аспекта: понимание и принятие клиентом индивидуального стиля жизни; помощь клиенту в понимании себя; тренировка и усиление социального интереса, потребности в социальной кооперации.

Схема развития психологического процесса консультирования:

1) вхождение психолога-консультанта в контакт с клиентом с помощью эмпатии, доброты, поддержки;
2) формирование ответственности клиента за успех психологического консультирования (сигналом о готовности его к сотрудничеству с психологом служит, в частности, желание вспомнить собственное прошлое);

3) когнитивное осознание клиентом жизненного стиля и проблем самости;

4) эмоциональное отреагирование и соприкосновение с ранее неосознаваемым чувственным опытом;
5) проверка в реальности нового опыта

Цели работы с клиентом

1. Снижение чувства неполноценности.

2. Развитие социального интереса.

3. Коррекция целей и мотивов с перспективой изменения стиля жизни, учитывая первые две цели.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...