Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Условие создания рыночной экономики .

Введение.

Экономика предприятия определяет эффективные взаимосвязи между отдельными элементами   производственной системы (ПС) и создает условия для повышения конкурентоспособности  продукции.    Именно поэтому в настоящих условиях развития России особую значимость проблема совершенствования экономического механизма управления предприятиями.

Современный специалист (инженер, техник) приобретающий экономическую или техническую специальность, должен знать основы экономики предприятия и квалифицированно решать вопросы, связанные с поиском минимизации затрат на производство продукции, а также повышения производительности труда, организацией производства новых видов продукции, повышением эффективности работы предприятия, улучшением качества продукции и услуг.

Учебная дисциплина «Экономика отрасли (автомобильный транспорт)» является важной составной частью общепрофессиональной и специальной экономической подготовки специалистов автотранспорта. В курсе предмета изучается экономическая деятельность автотранспортных предприятий (АТП и др.) и основы управления или в условиях перехода к рыночным отношениям.

В современных условиях центр экономической деятельности перемещается к основному звену экономики - предприятию.

На предприятии решаются вопросы экономического расходования ресурсов, применение современной высокопроизводительной техники. Специфика автомобильного транспорта, обусловленная высокой ресурсоемкостью транспортной продукции, усугубляет важность решения выше перечисленных вопросов.

Все это требует глубоких экономических знаний, опираясь на которые специалист сумеет верно, оценить реальную экономическую ситуацию и обеспечить высокую эффективность производства.

Дисциплина «Экономика отрасли автомобильного транспорта» связана с рядом других изучаемых предметов.

Теоретические положения рыночной экономики рассматриваются в учебном курсе «Основы экономики».

Необходимые знания о производственной деятельности АТП, технологии основных процессов студенты получают при изучении курсов «Организация грузовых перевозок и транспортно - экспедиционный деятельности на автомобильном транспорте», «Организация и управление пассажирскими автомобильными перевозками», «Техническое обслуживание автомобилей и двигателей».

Также некоторые вопросы курса «Экономики и управления предприятием» более углубленно изучаются в таких дисциплинах как «Финансирование, кредитование и налогообложение».

Развитие автомобильного транспорта напрямую зависит от качества экономического образования инженерно – технически работников, менеджеров предприятия отрасли.

В процессе изучения дисциплины «Экономика отрасли» и получив представление о структуре отрасли, студент должен:

  • знать экономику предприятий отрасли и уметь использовать теорию ценообразования;
  • знать продуктивность отрасли и влияние перевозочных процессов на ее технико-экономические показатели;
  • владеть профессиональными навыками в области организационно-экономических проблем, отражающих специфику автотранспортного предприятия;
  • уметь применять полученные знания для решения задач, возникающих в процессе работы у руководителя и работника специального подразделения, а также для повышения своей квалификации.

От специалистов, работающих на предприятиях, требуется широкий технический и экономический кругозор, умение находить правильные управленческие решения для совершенствования производства и повышение его эффективности.

Раздел 1. Отрасль в условиях рынка.

Тема 1.1. Отрасль (автомобильный транспорт) в системе национальной экономики.

  1. Современное рыночное хозяйство.
  2. Особенности автотранспортной отрасли.

 

1. Современное рыночное хозяйство.

Условие создания рыночной экономики.

Рынок без развития рыночных отношений разнообразия форм собственности невозможен так как:

Во-первых  на рынке развиваются взаимоотношения между:

- собственниками капитала;

- средствами производства;

- имущества;

- рабочей силы;

- информационного продукта.

Без собственников нет рынка.

Во-вторых, отношения собственности лежат в основе принципа подлинной заинтересованности в результатах хозяйствования.

В-третьих, необходим экономический механизм, придающий динамизм развитию экономики - конкуренция, которая зарождается там, где есть многообразие форм собственности, конкурирующих между собой.

В-четвертых, определяющим принципом рыночной экономики является принцип экономики Экономической свободы хозяйствующих субъектов.

Интерес собственника подчинен одному важному закону – объект его собственности должен использоваться эффективно, т.е. приносить прибыль.

Отношения собственности порождают и другие интересы рационального хозяйствования. Подменный собственник не руководствуется сиюминутными интересами: он прекрасно понимает, что если объект будет принадлежать ему и в будущем, то надо думать о его перспективе, износе ценностей.

 

Экономика и ее сферы.

 

Термин «экономика» возник более 2000 лет назад. Еще в IV веке до нашей эры древнегреческий ученый Ксенофонт написал трактат «Ойкономия» (от слов «oikos» - домашнее хозяйство и «nomos» - закон). В буквальном смысле «экономика» трактуется как хозяйство, ведущееся в соответствии с законами, правилами нормами.

Понятие «экономика» имеет три основных значения:

1) экономика – это совокупность производственных отношений исторически определенного способа производства,

2) экономика- это хозяйство отдельного района, страны, отрасли (мировая экономика, экономика России, экономика транспорта);

3) экономика – это наука, изучающая функциональные или отраслевые аспекты экономических отношений.

На основании этих 3-х значений можно сделать наиболее общее определение экономики.

ЭКОНОМИКА – это все виды деятельности людей (общества в целом), которые позволяют обществу обеспечивать себе материальные условия для существования. 

Экономика изучает отношения между людьми по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ.

Производство – это процесс создания материальных благ.

Распределение – доля участия каждого субъекта экономики в создании ВВП и доля этого продукта, приходящейся на данный субъект.

Обмен – это купля-продажа произведенной продукции.

Потребление – это использование продукта для удовлетворения какой – либо потребности.

Регулярно повторяющийся процесс производства, распределения, обмена и потребления называется циклом воспроизводства.

Воспроизводство бывает:

- простое (из года в год масштабы его остаются неизменными);

- расширенное (объемы производства увеличиваются с каждым годом);

- сокращающее (объемы производства падают).

 

Экономика страны подразделяется на две сферы:

I. Производственная сфера (отрасли материального производства) – производит материальный продукт:

1. Промышленность (по отраслям):

- добывающие (угольная, нефтяная, газовая, горнорудная и др.);

- обрабатывающие и перерабатывающие (металлургическая, химическая, пищевая и т. д.);

  - машиностроение;

- легкая (производство предметов потребления).

2. Сельское хозяйство.

3. Лесное хозяйство.

4. Строительство.

5. Торговля.

6. Транспорт, связь.

7. Общественное питание и др.

 

II. Непроизводственная (социально-культурная) сфера – производит услуги, информацию, духовный продукт, осуществляют управление.

  1. Здравоохранение.
  2. Наука, образование.
  3. Культура.
  4. Физкультура и спорт.
  5. Коммунально-бытовое обслуживание.

 

Экономические законы (законы жизни общества) как и законы природы объективны, то есть не зависят от воли и сознания людей.

Каждому способу производства присуща своя система экономических законов. Среди них выделяют три группы:

- общие, то есть действующие при всех способах производства;

- особые, то есть свойственны некоторым способам производства;

- специфические, то е6сть присущие одному способу производства.

 

Экономическая система и ее типы.

Экономическая система – это исторически возникшая и действующая в стране совокупность принципов, правил, законодательно закрепленных норм, определяющих экономические отношения в стране.

Существует три основных типа экономических систем:

  1. Традиционная экономика – заключается в том, что проблемы, стоящие перед экономической системой (что, как и для кого производить) решались исходя из обычаев (традиций), то есть сегодня полагалось поступать так же, как раньше.

    Многовековая традиция позволяла достичь высокого уровня мастерства, но технический     прогресс был запрещен, и поэтому производительность труда ремесленника оставалась неизменной.

  1. Централизованная (административно-командная) экономика – заключается в том, что решения как и что производить, кому распределять принимаются государственными органами. Так как согласование деятельности различных производителей при такой экономике происходит посредством планирования, ее называют плановой.

    При централизованной экономике работники подчинены тому или иному    государственному чиновнику, который в свою очередь, исполняет команды более высокого чиновника – и так далее вплоть до наиглавнейшего в государстве лица (СССР и страны соц. лагеря).

  1. Рыночная экономика – заключается в том, что производители не подчинены государственным органам. Каждый решает сам, что производить, как и в каком количестве, исходя при этом из личного интереса – повышения своего благосостояния.

Экономическая система, которая состоит из свободных товаропроизводителей, связанных между собой отношениями купли – продажи, и является рыночной. При рыночной экономике для производства выбирается самый выгодный продукт, за который можно выручить цену, в наибольшей степени превышающую затраты, поэтому и технология производства выбирается самая эффективная.

В некоторых развивающихся странах Азии, Африки и Латинской Америки существуют все типы экономических систем в определенных сочетаниях. Они получили общее название смешанной экономики.

Один из основоположников экономической науки – шотландец Адам Смит охарактеризовал истоки возникновения рыночного механизма: «Одинаковое у всех людей, постоянное и неисчезающее стремление улучшить свое положение- это начало, откуда вытекает как общественное и национальное, так и частное богатство».

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...