Основные принципы рыночной экономики.
- Свобода выбора экономической деятельности хозяйствующих субъектов – главный принцип рыночной экономики. Означает право любого хозяйствующего субъекта (человек, семья, группа, коллектив предприятия) выбирать целесообразный, выгодный, предпочтительный вид экономической деятельности в любой допускаемой законом форме (производство товаров, оказание услуг, торгово-посредническая, финансово-кредитная, управленческая деятельность).
- Равноправие хозяйствующих субъектов с разными формами собственности. Предусматривает, что права каждого субъекта в экономической деятельности, а также ограничения, налоги, льготы, санкции должны быть равноправными для всех субъектов.
- Принцип договорных отношений. Рыночную экономику часто определяют как экономику развитых товарно-денежных отношений. Также ее можно назвать экономикой договорных отношений. Преимущества договора между взаимодействующими экономическими субъектами как инструмента управления хозяйственными взаимосвязями заключается в том, что он повышает экономическую самостоятельность предприятия, способствует переходу от принудительности к добровольности отношений. Принцип договорных отношений универсален, его действие распространяется и на взаимные поставки, и на закупки, и на обязательства.
- Свобода ценообразования, основанная на сбалансированности спроса и предложения, то есть цена никем не назначается, а формируется на основе взаимного соглашения между продавцом и покупателем. Такие цены принято называть рыночными.
- Децентрализация управления, то есть минимальное участие государства в хозяйственной деятельности, самостоятельность и самофинансирование. Децентрализация управления проявляется в отсутствии государственного плана, который устанавливается центром и подлежит обязательному выполнению. Его заменил рекомендательный, советующий план-прогноз (бизнес-план). При этом происходит саморегулирование хозяйственной деятельности субъектов рыночной экономики. Для этого необходима разработка системы правил экономического поведения общей для всех участников экономического процесса. Установление единых правил и норм экономического поведения приводит к хозяйственной самостоятельности экономических субъектов.
- Экономическая ответственность. Реализуется через систему штрафов, санкций, неустоек, которые необходимо выплатить при нарушении договорных и налоговых обязательств.
- Конкуренция товаропроизводителей. Конкуренция рассматривается как соперничество между товаропроизводителями за лучшие, экономически более выгодные условия производства и реализации продукции.
- Социальная защита населения. Осуществляется через систему государственного регулирования и формирование государственных внебюджетных фондов (ПФ РФ, ФСС, ФОМС).
Характеристика рыночного хозяйства
Рынок – это совокупность взаимоотношений хозяйствующих субъектов в связи с производством и товарообменом.
Основные составляющие рынка:
1) спрос – желание и возможность потребителя купить товар.
2) предложение – количество товаров (услуг), которые продавцы готовы предложить потребителю по определённой цене.
3) цена – стоимость товара, которая определяется в зависимости от спроса и предложения.
Классическая модель рынка характеризуется следующими чертами:
1) Множество независимых товаропроизводителей. Самостоятельно решают, что производить, кому и как реализовать.
2) Множество независимых потребителей. Самостоятельно решают у кого, что и по какой цене приобрести.
3) Эквивалентный обмен по стоимости.
4) Стихийное установление цен под влиянием спроса и пр едложения.
5) Свободная конкуренция, свободный перелив капитала.
Субъекты рыночного хозяйства:предприятие, домашнее хозяйство, банк, государство
Объекты рыночного хозяйства: товары и услуги, факторы производства (труд, земля, средства производства), ценные бумаги, капитал, государственные льготы и субсидии.
Взаимодействие субъектов рыночной экономики
Функции рынка:
1) Посредническая –рынок является средством связи продавцов товара и покупателей.
2) Ценовая – на рынке устанавливаются цены на товары, приемлемые для продавца и покупателя.
3) Информационная – на рынке распространяется информация, что и по какой цене хотят реализовать продавцы, и что хотят приобрести покупатели.
4) Регулирующая – посредством рынка определяется дефицит или избыток товаров, ресурсов, услуг
Воспользуйтесь поиском по сайту: