2.2. Дуальная модель мышления. 2.3. Человеческое мышление и убеждения, эвристики и предубеждения
2. 2. Дуальная модель мышления Теории дуального процесса и дуальной системы - это класс теорий в социальной и когнитивной психологии, по которому опубликовано несколько сотен статей. Эти теории называются дуальными, потому что они различают два основных типа мышления: быстрый и интуитивный тип, а также медленный и основанный на размышлении тип. Относительно быстрый, поверхностный, спонтанный способ мышления основан на интуитивных ассоциациях, а медленный, более глубокий, требующий усилий, пошаговый режим основан на систематических и аналитических рассуждениях. Теории дуального процесса применялись во многих областях психологии, включая убеждение, стереотипы, восприятие, память и процесс переговоров. Обратите внимание, что ранние теории дуального процесса фокусировались в первую очередь на феноменах предметной области, таких как убеждение, отношения аттидюда к поведению, предубеждения и стереотипы, формирование впечатления и диспозиционная атрибуция. Позже подход дуального процесса сместился в сторону интегративных моделей, которые направлены на определение общих принципов, которые считаются независимыми от предметной области. Возникновение теорий дуального процесса, вероятно, является одним из самых значительных теоретических достижений в истории социальной психологии. Всеобъемлющий характер положения, выдвинутого в теории дуального процесса состоит в том, что психические процессы, лежащие в основе социальных явлений, можно разделить на две отдельные категории в зависимости от того, действуют ли они в автоматическом или неавтоматическом (управляемом) режиме. За последние десятилетия теории дуального процесса внесли важный вклад практически во все области социальной психологии, [Chaiken and Trope (1999)] обсуждает 30 различных (но не исключающих друг друга) моделей дуального процесса, и с тех пор появилось больше (см., например, [Stanovich (2011)]).
Наиболее категоричные направления в ряду теорий дуального процесса также являются дуалистическими в том смысле, что они определяют существование различных когнитивных систем для реализации автоматических и контролируемых процессов. Например, [Stanovich and West (2000)] использовали родовые обозначения „Система 1” и „Система 2” для втоматических и управляемых систем соответственно. В соответствии с пояснением лауреата Нобелевской премии Даниэля Канемана в его бестселлере [Kahneman (2011)], Система 1 быстрая, легкая, бессознательная и постоянно активная, в то время как осознанное и аналитическое мышление относится к сфере Системы 2, которая, как полагает [Evans (2003)], является исключительно человеческой. Интуиция, основанная на Системе 1, хорошо работает в определенных ситуациях, но склонна к предвзятости в других. Теории дуального процесса и дуальная система также используются в нейропсихологии (см., например, [De Martino et al. (2006)]), а дуальной подход особенно активно используется в социальной когнитивной нейробиологии (см., например, [Lieberman (2007)] и [Spunt (2015)]). 2. 3. Человеческое мышление и убеждения, эвристики и предубеждения Для нас особый интерес представляют социокультурные объяснения человеческого мышления и связанных с ними высших когнитивных процессов, таких как суждения и принятие решений. Успешное принятие решений в социокультурной среде зависит также от убеждений, эвристик, предубеждений и аттидюдов индивида. Вера - это состояние ума, при котором человек думает, что что-то имеет место при наличии или отсутствии эмпирических свидетельств, подтверждающих, что что-то имеет место с фактической достоверностью. Т. е. вера - это идея, которую кто-то принимает как истинную или реальную.
Эвристика - это умственные ярлыки, которые помогают принимать решения и предоставляют общие практические правила для принятия решений. Однако тот самый быстрый учет факторов, который делает эвристику удобным и быстрым решением многих мелких проблем, означает, что действие эвристики фактически препятствуют принятию решений по более сложным вопросам. По большей части эвристики полезны, потому что они позволяют нам быстро разобраться в сложной среде, но бывают случаи, когда они не могут правильно оценить мир. Эвристика - это упрощение, и хотя упрощения используют меньше когнитивных ресурсов, они также упрощают. Кроме того, поскольку люди в основном используют такие ярлыки автоматически, они могут вытеснить аналитическое мышление в ситуациях, когда более логичный процесс может дать лучшие результаты. Хотя эвристика является полезным сокращением для повседневных суждений, она может побудить людей принимать поспешные, иногда неверные решения по более сложным вопросам (см., например, [Tversky, Kahneman (1982)]) Когда наша эвристика не приводит к правильному суждению, может возникнуть когнитивная предвзятость, которая представляет собой тенденцию делать неправильные выводы в определенных обстоятельствах на основе когнитивных факторов. Например. социокультурная предвзятость - это феномен интерпретации и оценки явлений по стандартам, присущим собственной социокультурной среде. Социально-культурная предвзятость возникает, когда люди определенной культуры делают предположения об условностях, включая условности языка, обозначений, доказательств и свидетельств. Затем их обвиняют в том, что они приняли эти предположения за законы логики или природы. Существует множество таких предубеждений, касающихся культурных норм цвета кожи, выбора партнера, концепций справедливости, лингвистической и логической достоверности, приемлемости доказательств и табу. Когнитивная предвзятость - это тип ошибки в мышлении, который возникает, когда люди обрабатывают и интерпретируют информацию в окружающем их мире. Когнитивные искажения часто являются результатом попытки разума упростить обработку информации. Это практические правила, которые помогают людям осмыслить мир и принимать решения с относительной скоростью. Социальное давление, индивидуальная мотивация, эмоции и ограничения способности разума обрабатывать информацию также могут способствовать предубеждениям. Однако предубеждения не обязательно так уж плохи. Психологи считают, что многие из этих предубеждений служат адаптивной цели: они позволяют людям быстро принимать решения. Это может иметь жизненно важное значение, если человек столкнулся с опасной или угрожающей ситуацией.
Важно знать, что модель дуальной системы можно использовать для описания формирования убеждений, предубеждений и эвристики (см. например, [Carruthers (2006)]). Более того, все это влияет на когнитивные процессы, в частности, на рассудочные. Обратите внимание, что ментальные модели также связаны с формированием предубеждений, эвристикой и развитием убеждений.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|