Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2.4. Человеческий разум и поведение




2. 4. Человеческий разум и поведение

Действия и поведение - важные выражения когнитивных функций. Поведение формируется как последовательность действий. Многие из наших поступков кажутся добровольными, рациональными, открытыми и осознанными, но они представляют собой лишь верхушку айсберга нормального человеческого поведения. Например. социокультурное поведение человека можно рассматривать как следование более или менее хорошо сформулированным планам. Однако большинство действий людей являются непроизвольными, потенциально иррациональными и руководствуются системой быстрого мышления. Одна из движущих сил - аттитюд. Таким образом, мы принимаем точку зрения, согласно которой поведение контролируется разумом, и не будем рассматривать его отдельно.

3. Развитие социокультурной личности.

3. 1. Первые шаги в развитии социокультурного разума

Социокультура сопровождает жизнь человека от рождения до смерти. В этот период на человека распространяется много социокультурных влияний. Например. он вовлечен в социокультуру повседневной жизни. Люди могут менять свою социокультурную среду несколько раз в течение своей жизни. Как меняется мышление и поведение человека во время социокультурного накопления? Как можно трактовать социокультурные взаимодействия?

Человеческий разум - это социокультурный продукт. Рассмотрим, как на его развитие влияют различные социокультурные факторы. Развитие познавательных возможностей разума предполагает особые процессы обучения, в результате которых генерируются новые навыки, компетенции и создаются новые знания. Мы проанализируем ситуативную и социокультурную зависимость генерируемых знаний.

Рассмотрим период от рождения до 5 лет. В этот период дети претерпевают огромные изменения в размерах, биологической организации, поведенческих способностях и социальной организации опыта, что значительно усложняет наше понимание связи между культурой и процессами их обучения. В этот период важна зависимость детей от взрослых, как и обратное влияние детей на взрослых. Особенно важными обучающими единицами являются пары мать-ребенок. Социокультурное развитие ребенка происходит в ближайшем окружении, которое включает социокультурные „практики” близких членов семьи и других лиц.

В повседневной жизни дети встречаются с различными ситуациями и событиями, включающими разные объекты и агенты, которые происходят в отличающемся пространстве и времени. Развитие детей происходит через формирование ментальных моделей этих ситуаций и событий. Ментальные модели могут представлять ситуации или события любой сложности в зависимости от того, что ребенок о них знает. Формирование ментальных моделей - результат естественных процессов обучения. Ментальные модели отражают большинство аспектов пережитых ситуаций и событий, включая все аспекты деятельности и поведения. Сформированные ментальные модели могут быть связаны разными отношениями, образуя метамодель сложной структуры. Модели могут быть как полностью конкретными, так и произвольно абстрактными. Когда ребенок учится на опыте, он/она абстрагирует образы конкретных моделей. Когда он/она решает задачу, абстрактная схема сопоставляется с проблемной ситуацией.

Таким образом, обучение приводит к относительно постоянному изменению поведения и понимания детей, вызванному жизненным опытом ребенка. Более того, обучение влияет на развитие детей, что влечет за собой качественные изменения в функциональной организации внутриличностного мозга, тела и поведения детей, а также сопутствующие изменения во взаимоотношениях между детьми и в их опыте, организованном социокультурой. Таким образом, социокультура играет важную роль в том, как дети интерпретируют и понимают мир.

Важным результатом естественного процесса обучения является освоение ребенком первого языка или языков (в случае многоязычной среды). Однако, как и все социально-культурные навыки, освоение первого языка требует, чтобы физическое и психофизиологическое тело уже обладало благоприятными условиями, которые формируются социокультурными символическими взаимодействиями, имеющими место почти во всех ситуациях и событиях с человеческими акторами.

Когда ребенок овладевает своим родным языком, этот язык, который до некоторой степени присваивается индивидуально, играет важную роль в формировании всего будущего когнитивного роста. Изучение языка - важнейшая предпосылка для участия в символической деятельности и развития дискурсивного обучения. Это дискурсивное обучение позволяет детям стать культурными и социальными существами, которые учатся на основе ситуаций, вовлекая дискурсивные взаимодействия с другими и с культурными артефактами, такими как языки, книги и, конечно же, инфокоммуникационные устройства.

Обратите внимание, что язык является основным инструментом для формирования знаний, которые будут использоваться в процессе мышления и рассуждения. Язык, включая его письменную форму, является объединяющим инструментом любой культуры. По мере того, как начинает развиваться язык, развиваются социальные нормы, культурные верования и ценности.

Вообще говоря, любое обучение, как раннее, так и позднее, является дискурсивным мероприятием. Когнитивные изменения всегда являются социокультурным процессом, в котором как формы, так и содержание разнообразно в культурном и историческом отношении. То есть обучение и когнитивное развитие включают в себя не только типично человеческие способности, но также - что особенно важно - социальные и культурные взаимодействия и когнитивные артефакты.

Развитие способности понимать значения слов и принятие соответствующих социокультурных инструментов человеческой деятельности и поведения являются основными проблемами раннего обучения. Действия и реальное поведение также будут отражены в ментальных моделях, соответствующих представлению реальных ситуаций и событий. Разум ребенка развивается постепенно: в младенчестве появляются интуитивные социокультурные навыки, а в раннем и дошкольном возрасте развиваются рефлексивные социальные познания.

Есть различия в скорости типичного развития, которые частично зависят от факторов окружающей среды, таких как семейные разговоры и дисциплинарные стратегии, взаимодействие с братьями и сестрами и сверстниками, сборники рассказов и ролевые игры, а также от факторов, свойственных конкретному ребенку, таких как язык и способности, связанные с когнитивным контролем.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...