Абстрактные и материальные.
Стр 1 из 6Следующая ⇒ МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЖЕВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ»
ФАКУЛЬТЕТ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ
Методические материалы для студентов
Составитель: зав. кафедрой «Электротехнология сельскохозяйственного производства», д.т.н., профессор П.Л. Лекомцев
Ижевск 2010
ВВЕДЕНИЕ
Целью дисциплины «Математические моделирование» является обучение студентов: · общим вопросам теории моделирования, · методам построения математических моделей и формального описания процессов и объектов, · применению математических моделей для проведения вычислительных экспериментов и решения оптимизационных задач.
Задачи курса: · ознакомление студентов с основными понятиями моделирования, теоретическими положениями и экспериментальными данными, используемыми для построения математических моделей; · обучение математическим методам построения моделей и их качественного исследования, численным методам реализации моделей на ЭВМ, методам постановки и проведения вычислительных экспериментов (прогнозов) с математическими моделями и анализом их результатов; · изучение применения математических моделей для решения оптимизационных задач.
Перечень дисциплин, усвоение которых студентам необходимо Для изучения данного раздела дисциплины.
Вычислительная техника: Представление о структуре ПЭВМ, ЦП, ОЗУ, ПЗУ. Внешние устройства ПЭВМ: клавиатура, видеомонитор, НГМД, печатающие устройства. Навыки работы на клавиатуре. Основные понятия об операционной системе. Алгоритмы. Средства для организации данных. Блок-схемы программы. Структура программ. Синтаксис языка программирования. Команды, процедуры и функции языка программирования. Встроенные средства структурного программирования. Условные операторы. Циклы с параметром. Средства машинной графики. Умение разрабатывать и отлаживать несложные программы.
Высшая математика: Математический анализ, теория векторного поля, векторный анализ, линейная алгебра, численные методы решения уравнений. Теплотехника: Теплопроводность, закон Фурье; конвективный теплообмен, закон Ньютона – Рихмана; теплопередача, нестационарная теплопроводность.
МОДЕЛИ И МОДЕЛИРОВАНИЕ
Моделью называется некий объект-заместитель, который в определенных условиях может заменять объект-оригинал, воспроизводя интересующие нас свойства и характеристики оригинала, причем имеет существенные преимущества удобства (наглядность, обозримость, доступность испытаний, легкость оперирования с ним и пр.). Первоначально моделью называли некое вспомогательное средство, объект, который в определенной ситуации заменял другой объект. Следующий шаг заключался в признании того, что моделями могут служить не только реальные объекты, но и абстрактные, идеальные построения. Типичным примером служат математические модели. В ней модель определяется как результат отображения одной абстрактной математической структуры на другую, также абстрактную, либо как результат интерпретации первой модели в терминах и образах второй. Пример. Система уравнений Максвелла ® электромагнитное поле. Уравнение состояния идеального газа ® идеальный газ. Моделирование есть неотъемлемый этап всякой целенаправленной деятельности. Любая деятельность человека направлена на достижение определенной цели - образа желаемого будущего. Алгоритм деятельности - также модель этой деятельности, которую еще предстоит реализовать.
Таким образом модель является не просто отображенимем оригинала, а отображением целевым. Из того, что модель является целевым отображением, вытекает множественность моделей одного и того же объекта: для разных целей создаются разные модели. Классификация моделей 1. По целевому воплощению модели подразделяются на Познавательные и прагматические. Познавательные модели являются формой организации и представления знаний, средством соединения новых знаний с имеющимися. Поэтому при обнаружении расхождения между моделью и реальностью встает задача устранения этого расхождения с помощью изменения модели. Прагматические модели являются средством управления, способом представления образцово правильных действий или их результата, т.е. являются рабочим представлением целей (планы, программы, уставы, ГОСТы). при обнаружении расхождений между моделью и реальностью стремятся изменить реальность. И познавательные и прагматические модели делятся по поведению во времени на статические и динамические. 2. По способу воплощения различают модели. Абстрактные и материальные. Абстрактные модели являются идеальными конструкциями, построенными средствами мышления, сознания. К абстрактным моделям относятся языковые модели - модели, предназначенные для общения между людьми. Естественный язык является универсальным средством построения любых абстрактных моделей. Эта универсальность обеспечивается не только возможностью введения в язык новых слов, но и возможностью иерархического построения все более развитых языковых моделей (слово - предложение - текст; понятия - отношения - определения - конструкции...). Универсальность языка достигается, кроме прочего, еще и тем, что языковые модели обладают неоднозначностью, расплывчатостью, размытостью. Рано или поздно практика сталкивает нас с ситуациями, когда приблизительность естественного языка оборачивается недостатком, который необходимо преодолеть на постоянной основе. Тогда создаются более точные (профессиональные) языки, целая иерархия языков, все более и более точных, завершающаяся идеально формализованным языком математики.
Материальные (реальных, вещественных) модели. Чтобы некоторая материальная конструкция могла быть отображением, т.е. замещала в каком-то отношении оригинал, между оригиналом и моделью должно быть установлено отношение похожести, подобия. Существуют разные способы установления такого подобия. Прямое подобие. У станавливаемое в результате физического взаимодействия (или цепочки физических взаимодействий) в процессе создания модели. Примерами таких отображений являются фотографии, масштабированные модели самолетов, кораблей или гидротехнических сооружений, макеты зданий, куклы, протезы, шаблоны, выкройки и т.п. Косвенное подобие. Косвенное подобие между оригиналом и моделью объективно существует в природе, обнаруживается в виде совпадения или достаточной близости их абстрактных моделей и после этого используется в практике реального моделирования. Роль моделей, обладающих косвенным подобием оригиналу, очень велика. Часы - аналог времени; подопытные животные у медиков - аналоги человеческого организма; автопилот - аналог летчика; электрический ток в подходящих цепях может моделировать транспортные потоки информации в сетях связи, течение воды в городской водопроводной сети. Условное подобие. Модели, подобие которых оригиналу не является ни прямым, ни косвенным, а устанавливается в результате соглашения. Примерами условного подобия служат деньги (модель стоимости), удостоверения личности (официальная модель владельца), всевозможные и разнообразные сигналы (модели сообщений), рабочие чертежи (модели будущей продукции), карты (модели местности) и т.д.
Условия реализации свойств моделей. Для того чтобы модель отвечала своему назначению, необходимо, чтобы существовали условия, обеспечивающие ее функционирование. Отсутствие (или недостаточность) таких условий лишает модель ее модельных свойств. Для реализации своих модельных функций необходимо, чтобы модель была согласована с культурной средой, в которой ей предстоит функционировать, входила в эту среду не как чуждый ей элемент, а как ее естественная часть.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|