Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Спасатель – водолаз 1 класса




Примерный учебно-тематический план теоретических занятий

№ темы Наименование темы № занятия Кол-во часов
  Введение -  
  Водолазное снаряжение и оборудование 26-37  
  Единые правила безопасности труда на водолазных работах 10-15  
  Физические и физиологические особенности водолазного труда. Профессиональные заболевания водолазов, их профилактика 11-18  
  Основы медицинского обеспечения водолазных работ 5-7  
  Водолазные работы 13-17  
  Спасательные средства и их применение 6-8  
  Такелажное дело 6-8  
  Основы законодательства    
  Правила ведения водолазной документации    
  Квалификационные испытания -  
  Итого    

Примерный учебно-тематический план практических занятий

№ темы Наименование темы и занятия Глубина погружения, метр № занятия Кол-во часов
  Разборка, сборка, ремонт, устранение неисправностей водолазного снаряжения и оборудования - - -
  Практические спуски под воду в водолазном снаряжении. Выполнение водолазных и спасательных работ - 42-55  
  А. Спуск в аппарате АВМ-5 в автономном варианте      
  Подготовка аппарата к спуску. Спуск под воду, осмотр акватории 5-10    
  Буксировка уставшего пловца в аппарате АВМ-5      
  Погружение под воду в естественных условиях, остропка предметов и подъем на поверхность      
  Погружение под воду в естественных условиях, на течении, поиск затонувших предметов, их остропка и подъем      
  Погружение под воду, спасение людей из воздушной подушки опрокинувшихся и затонувших объектов      
  Погружение под воду в особых условиях: у шлюзов, плотин, водозаборников, в узостях и т.п.      
  Спуск под воду в паре, согласование действий. Взаимодействие при выполнении работ по смене гребных винтов и их лопастей, при работе в замкнутом пространстве      
  Подводные работы по сварке, резке: заваривание трещин, расчистка резкой пробоин, наложение заплат, сварка. Устранение водотечности подводной части корпуса аварийного судна 3-5    
  Остропка судоподъемных понтонов, крепление их, выравнивание и найтовка, подсоединение шлангов, шланговых соединений -    
  Б. Спуск под воду в аппарате АВМ-5 в шланговом варианте      
  Погружение под воду, поиск затонувших предметов, остропка и подъем их на поверхность      
  Погружение под воду в естественных условиях с выполнением работ под водой (распилка дерева, резка металла)      
  Погружение под воду, заделка пробоин      
  Погружение под воду, осмотр затонувшего судна, автомашины, трактора и т.п., подъем их на поверхность      
  Погружение под воду и свободное всплытие на поверхность      
  Приемы спасения - 9-14  
  Плавание в одежде или спортивном костюме. Способы снятия одежды в воде 2-5    
  Ныряние в глубину 5 м и длину с подъемом макета с грунта      
  Способы приближения к тонущему и приемы буксировки вплавь пострадавшего 2-5    
  Тренировка в воде по освобождению от захватов тонущего 2-5    
  Прыжки в воду с высоты от 2 до 10 м      
  Отработка помощи провалившемуся под лед. Работы на льду, в том числе непрочном 2-5    
  Оказание первой медицинской помощи пострадавшему на воде. - 3-4  
  Тренировка в освоении способов искусственного дыхания "изо рта в рот", "изо рта в нос" с применением непрямого (наружного) массажа сердца. Обогрев пострадавшего -    
  Правила пользования ингалятором -    
  Такелажное дело -    
  Осмотр такелажного оборудования. Работа с тросами, сращивание тросов. Заделка концов тросов -    
  Применение технических средств при выполнении подводных работ - - -
  Аварийные ситуации с водолазами - - -
  Рекомпрессионная камера - 3-4  
  Медико-санитарное обеспечение лечебной рекомпрессии и оказание помощи пострадавшему. Подготовка рекомпрессионной камеры к работе, проверка основных узлов, освещения, укомплектованности и т.п. -    
  Расчет времени пребывания в камере для лечения. Проведение лечебной рекомпрессии -    
  Практическая подготовка водолаза 1 класса для работы на компрессоре - 1-4  
  Подготовка двигателя к пуску: осмотр, проворачивание, подготовка топливной системы и системы охлаждения -    
  Пуск двигателя. Обнаружение и устранение неисправностей -    
  Включение нагрузки на двигатель и компрессор. Уход за топливной системой и регулятором. Уход за системами смазки и охлаждения, проверка поступления смазки к всасывающим и выхлопным клапанам. Причины, вызывающие ненормальный выхлоп, и их устранение -    
  Остановка двигателя, осмотр двигателя и систем, периодический осмотр компрессора -    
  Итого - -  

Общие положения

Подготовка спасателей проводится в объеме профессиональных знаний, отвечающих требованиям квалификационной характеристики водолазов 1-й, 2-й групп и 3-й группы специализации водолазных работ, за исключением строительных работ. При составлении программы учитывалась специфика выполнения спасательных работ. За основу при разработке программы взяты требования “Единых правил по безопасности труда на водолазных работах РД 31.84.01-90” и типовые программы подготовки водолазов.

Водолазная подготовка проводится в специализированных центрах (организациях) на договорной основе, а также в период проведения региональных сборов в соответствии с руководящими документами по водолазной подготовке. Особое внимание уделяется обучению спасателей технике безопасности при ведении водолазных работ.

Учебно-методические сборы спасателей-водолазов проводятся не реже одного раза в год со сдачей зачетов по техминимуму для подтверждения квалификации водолаза.

Учебно-тренировочные сборы спасателей-водолазов с организацией тренировочных погружений и отработкой учебных задач проводятся не реже одного раза в полгода.

В группы по подготовке спасателей-водолазов принимаются спасатели (аттестованные) не моложе 18 лет, признанные при медицинском освидетельствовании годными к водолазным спускам и работам.

Для обучения организуется группа из 8-12 человек. Для проведения теоретических и практических занятий привлекаются инженерно-технические работники, водолазные специалисты и врачи-физиологи, имеющие опыт работы по организации проведения водолазных спусков. Они же должны вести журнал учета теоретических и практических занятий.

Программа обучения предусматривает изучение новых видов работ, новой техники, технологии.

Все учебные спуски должны проводиться в присутствии врача-физиолога, водолазного специалиста и инструкторов-водолазов, при наличии подготовленной к действию рекомпрессионной камеры.

В программу могут быть внесены изменения и дополнения (сокращения), которые должны рассматриваться на учебно-методическом совете и утверждаться руководителем предприятия (отряда).

Обучение проводится с отрывом и без отрыва от производства. Для проведения практических занятий учебная группа делится на подгруппы, в каждой из которых создаются водолазные станции из 3-4 слушателей. Распределение слушателей по подгруппам и по водолазным станциям производится в начале обучения и сохраняется до конца подготовки. Состав подгрупп и водолазных станций может быть изменен только водолазным специалистом с обоснованием причин.

Темы программы подготовки спасателей-водолазов состоят из учебных вопросов, изучаемых на теоретических и практических занятиях. Общее время, отведенное программой на практические занятия, уменьшению не подлежит. После изучения теоретической части программы слушатели сдают зачеты по темам с оформлением допуска к выполнению учебных спусков под воду.

Закончившие полный курс обучения сдают квалификационные экзамены, которые предусматривают выполнение пробных практических работ и проверку теоретических знаний. Прием экзаменов в учебной группе проводится в два этапа. На первом этапе проверяются знания по теоретическим вопросам, на втором этапе проводятся квалификационные водолазные спуски. Слушателям, прошедшим полный курс обучения по программе 3, 2 и 1 классов и успешно сдавшим экзамены, выдаются свидетельства установленного образца и личные книжки водолазов (при первичной подготовке водолаза 3 класса), присваивается соответствующая квалификация, кроме того спасатель-водолаз 3 класса к началу обучения должен иметь водолазной практики не менее 200 часов пребывания под водой, а спасатель-водолаз 2 класса - 600 часов пребывания под водой.

 

Задачи обучения

Спасатель-водолаз 1 класса должен:

знать организацию работ и руководство водолазной станцией или группой станций на глубинах до 60 м; правила использования и ремонта всех видов водолазной техники, находящейся в эксплуатации подразделения (кроме механизмов, агрегатов и других устройств, обслуживаемых специалистами); основы устройства и применения телевизионной и другой радиотехнической аппаратуры, используемой водолазами под водой; основные виды аварий подводной части гидротехнических сооружений; порядок и правила обследования технического состояния подводной части ГТС, выполнение аварийно-восстановительных работ на этих сооружениях; чтение сложных чертежей; конструкции сложных ГТС; принципы действия электросварочных машин и аппаратов для сварки и резки металла под водой; основные свойства свариваемых металлов; назначение электроизмерительных приборов и приспособлений, применяемых для контроля; свойства газов и жидкостей, применяемых для контроля; свойства газов и жидкостей, применяемых при сварке и резке металла под водой (для резчиков-сварщиков); основные свойства и особенности применяемых аппаратуры и взрывчатых материалов и меры безопасности при обращении с ними (для взрывников); основные понятия в теории устройства судов, остойчивости судна; расчет подъем затонувших судов и размещения судоподъемных понтонов по длине затонувшего судна; технологию проведения водолазных работ по подъему затонувших судов и грузов;

уметь руководить работой группы водолазных станций; пользоваться всеми видами водолазной техники, применяемой в поисково-спасательной службе; оказывать первую медицинскую помощь при водолазных заболеваниях; руководить лечебной рекомпрессией до прибытия медицинских работников; вести подготовку водолазов; проводить тренировки, занятия; эксплуатировать компрессоры высокого давления; оформлять документацию по водолазному учету и отчетности; извлекать людей из воздушных подушек опрокинувшихся и затонувших объектов; выполнять все виды водолазных работ, оговоренные в квалификационных требованиях.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...