Бог поразительных преображений
Стр 1 из 17Следующая ⇒ ШОК БУДУЩЕГО АСТ издательство Москва 2002 УДК 821.111(73) ББК 84 (7США) Т50 Alvin Toffler FUTURE SHOCK Серийное оформление и компьютерный дизайн А.А. Кудрявцева Перевод с английского: Е. Руднева (введение, гл. 1 — 3); Л. Бурмистрова (гл. 4 — 5); К. Бурмистров (гл. 6 — 7); И. Москвина-Тарханова (гл. 8); А. Микиша (гл. 9, 15, 16); А. Мирер (гл. 10, 11): В. Кулагина-Ярцева (гл. 12—14); Н. Хмелик (гл. 17, 19, 20); Е. Комарова (гл. 18). Научный редактор, автор предисловия — д.ф.н., проф. П.С. Гуревич Печатается с разрешения автора и литературных агентств Curtis Brown, Ltd. и «Мэтлок». Подписано в печать 06.02.02. Формат 84x108 1/32. Усл. печ. л. 29,40. Тираж 1 500 экз. Заказ №154. Тоффлер Э. Т50 Шок будущего: Пер. с англ. / Э. Тоффлер. — М.: ООО «Издательство ACT», 2002. —557, [3] с. — (Philosophy). ISBN 5-17-010706-4 Книга американского футуролога и публициста Э. Тоффлера «Шок будущего», несомненно, бестселлер последних десятилетий. Автор обращает внимание на неслыханный темп, который характерен для современных культурных, политических изменений. Человечество может погибнуть не из-за экологической катастрофы, ядерной реакции или истощения ресурсов. Шок, который испытывают люди, приводит к психологическому онемению, к самой реальной опасности, которая подстерегает человечество. Это главная угроза. Надо осознать ее и по возможности устранить. Автор надеется, что предложенные им меры смогут помочь человеку выжить в новой реальности и предотвратить шок будущего УДК 821.111(73) ББК 84 (7 США) © Alvin Toffler, 1970 © Перевод. К. Бурмистров, 2001 © Перевод. Л. Бурмистрова, 2001 © Перевод. Е. Комарова, 2001 © Перевод. В. Кулагина-Ярцева, 2001 © Перевод. А. Микиша, 2001 © Перевод. А. Мирер, 2001 © Перевод. И. Москвина-Тарханова, 2001 © Перевод. Е. Руднева, 2001
© Перевод. Н. Хмелик, 2001 © Предисловие. П. Гуревич, 2001
БОГ ПОРАЗИТЕЛЬНЫХ ПРЕОБРАЖЕНИЙ.. 5 ВВЕДЕНИЕ.. 11 ЧАСТЬ 1. КОНЕЦ ПОСТОЯНСТВА.. 13 Глава 1. 800-й ОТРЕЗОК ЖИЗНИ.. 13 НЕПОДГОТОВЛЕННЫЙ ПОСЕТИТЕЛЬ. 14 РАЗРЫВ С ПРОШЛЫМ... 15 Глава 2. СИЛА УСКОРЕНИЯ.. 18 ВРЕМЯ И ПЕРЕМЕНЫ... 19 ПОДЗЕМНЫЕ ГОРОДА.. 20 ЗНАНИЕ КАК ТОПЛИВО.. 23 ПОТОК СИТУАЦИЙ.. 24 Глава 3. ТЕМП ЖИЗНИ.. 26 ЛЮДИ БУДУЩЕГО.. 26 ОЖИДАЕМАЯ ДЛИТЕЛЬНОСТЬ. 29 КОНЦЕПЦИЯ ВРЕМЕННОСТИ.. 30 ЧАСТЬ 2. НЕДОЛГОВЕЧНОСТЬ.. 31 Глава 4. ВЕЩИ: ПРИНЦИП ОДНОРАЗОВОСТИ.. 31 БУМАЖНОЕ СВАДЕБНОЕ ПЛАТЬЕ. 32 ОТСУТСТВУЮЩИЙ СУПЕРМАРКЕТ. 33 ЭКОНОМИКА НЕУСТОЙЧИВОСТИ.. 34 РАЗБОРНЫЕ ИГРОВЫЕ ПЛОЩАДКИ.. 35 ПРОКАТНЫЙ ПЕРЕВОРОТ. 37 ПРОИЗВОДСТВО МОДНЫХ ПРИЧУД.. 41 Глава 5. ЖИЛИЩЕ: НОВЫЕ КОЧЕВНИКИ.. 44 КЛУБ ДЛЯ ПРОДЕЛАВШИХ ТРИ МИЛЛИОНА МИЛЬ. 44 МИГРАЦИЯ В БУДУЩЕЕ. 46 САМОУБИЙЦЫ И ПУТЕШЕСТВУЮЩИЕ АВТОСТОПОМ... 48 ПЕРЕСЕЛЕНЧЕСКАЯ ТОСКА.. 50 ИНСТИНКТ ВОЗВРАЩЕНИЯ ДОМОЙ.. 51 КОНЧИНА ГЕОГРАФИИ.. 52 Глава 6. ЛЮДИ: МОДУЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК.. 54 ЦЕНА ДРУЖЕСКОЙ «ВОВЛЕЧЕННОСТИ». 54 ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ.. 56 ГОСТЕПРИИМСТВО В СПЕШКЕ. 57 ДРУЖЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В БУДУЩЕМ... 60 ДРУЗЬЯ ОТ ПОНЕДЕЛЬНИКА ДО ПЯТНИЦЫ... 61 ЧЕЛОВЕК НАПРОКАТ. 64 КАК ТЕРЯТЬ ДРУЗЕЙ... 65 СКОЛЬКО НУЖНО ИМЕТЬ ДРУЗЕЙ?. 66 ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ВЫСОКИМ ТЕМПАМ ИЗМЕНЕНИЙ.. 67 Глава 7. ОРГАНИЗАЦИИ: ГРЯДУЩАЯ АДХОКРАТИЯ*. 69 ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЕРЕВОРОТ. 71 НОВАЯ АДХОКРАТИЯ.. 73 КРУШЕНИЕ ИЕРАРХИИ.. 76 ПОСЛЕ БЮРОКРАТИИ.. 79 Глава 8. ИНФОРМАЦИЯ: КИНЕТИЧЕСКИЙ ОБРАЗ. 84 ТВИГГИ и К-МЕЗОНЫ... 85 ВОЛНА ФРЕЙДИЗМА.. 87 УРАГАН БЕСТСЕЛЛЕРОВ.. 88 ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ.. 89 УСКОРЕННЫЙ МОЦАРТ. 90 ПОЛУГРАМОТНЫЙ ШЕКСПИР. 92 ИСКУССТВО: КУБИЗМ И КИНЕТИЗМ... 93 ВКЛАД СО СТОРОНЫ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ... 95 ЧАСТЬ 3. НОВИЗНА.. 98 Глава 9. НАУЧНЫМИ ПУТЯМИ.. 98 НОВАЯ АТЛАНТИДА.. 99 ГОЛОС ДЕЛЬФИНА.. 102 БИОЛОГИЧЕСКИЕ ФАБРИКИ.. 102 ДОПРОЕКТНОЕ ТЕЛО.. 103 ИЗМЕНЯЕМЫЕ ОРГАНЫ... 107 КИБОРГИ СРЕДИ НАС.. 109 ОТКАЗ ОТ ИЗМЕНЕНИЯ.. 112
Глава 10. ТВОРЦЫ ОЩУЩЕНИЙ.. 114 ПОЛУФАБРИКАТЫ ДЛЯ ДУШИ.. 115 «СЛУЖАНКИ» В НЕБЕСАХ.. 117 ИНДУСТРИЯ ОЩУЩЕНИЙ.. 118 ИМИТАЦИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА.. 118 ЖИВОЕ ОКРУЖЕНИЕ. 120 ЭКОНОМИКА ЗДРАВОГО СМЫСЛА.. 122 Глава 11. СЛОМАННАЯ СЕМЬЯ.. 123 ТАИНСТВО МАТЕРИНСТВА.. 124 УПРОЩЕННАЯ СЕМЬЯ.. 125 БИОЛОГИЧЕСКИЕ РОДИТЕЛИ И РОДИТЕЛИ-ПРОФИ.. 125 КОММУНЫ И ГОМОСЕКСУАЛЬНЫЕ ПАПАШИ.. 126 У ЛЮБВИ МАЛО ШАНСОВ.. 128 ВРЕМЕННЫЙ БРАК.. 129 ТРАЕКТОРИИ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ.. 130 ПЛАТА ЗА СВОБОДУ.. 132 ЧАСТЬ 4. МНОГООБРАЗИЕ.. 133 Глава 12. ИСТОКИ СВЕРХВЫБОРА.. 133 СКОНСТРУИРУЙТЕ «МУСТАНГ» САМИ.. 134 КОМПЬЮТЕРЫ И КЛАССНЫЕ КОМНАТЫ... 137 ФИЛЬМЫ О ГОМОСЕКСУАЛИСТАХ-ТРАНСВЕСТИТАХ.. 140 Глава 13. ОБИЛИЕ СУБКУЛЬТУР.. 143 МАСТЕРА РАЗВЛЕЧЕНИЙ.. 145 МОЛОДЕЖНОЕ ГЕТТО.. 147 БРАЧНЫЕ КЛАНЫ... 148 КОРПОРАЦИЯ ХИППИ.. 148 ТЕКУЧЕСТЬ КЛАНОВ.. 149 НИЗКИЙ ДИКАРЬ. 151 Глава 14. РАЗЛИЧИЕ СТИЛЕЙ ЖИЗНИ.. 153 МОТОЦИКЛИСТЫ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЫ... 154 ЗАКОНОДАТЕЛИ СТИЛЯ И МИНИ-ГЕРОИ.. 155 ФАБРИКИ СТИЛЕЙ ЖИЗНИ.. 156 ВЛАСТЬ СТИЛЯ.. 157 СВЕРХИЗОБИЛИЕ «Я». 159 СВОБОДНОЕ ОБЩЕСТВО.. 161 ЧАСТЬ 5. ПРЕДЕЛЫ АДАПТАЦИИ.. 162 Глава 15. ШОК БУДУЩЕГО: ФИЗИЧЕСКИЙ АСПЕКТ.. 162 СМЕНА ОБРАЗА ЖИЗНИ И БОЛЕЗНЬ. 163 РЕАКЦИЯ НА НОВОЕ. 166 АДАПТИВНАЯ РЕАКЦИЯ.. 169 Глава 16. ШОК БУДУЩЕГО: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ.. 172 ПЕРЕВОЗБУЖДЕННАЯ ЛИЧНОСТЬ. 173 БОМБАРДИРОВКА СОЗНАНИЯ.. 175 ИНФОРМАЦИОННАЯ ПЕРЕГРУЗКА.. 176 СТРЕСС РЕШЕНИЙ.. 179 ЖЕРТВЫ ШОКА БУДУЩЕГО.. 180 ОБЩЕСТВО, ПОРАЖЕННОЕ ШОКОМ БУДУЩЕГО.. 183 ЧАСТЬ 6. СТРАТЕГИИ ВЫЖИВАНИЯ.. 185 Глава 17. КАК СПРАВИТЬСЯ С ЗАВТРА.. 185 СПОСОБНОСТЬ СПРАВЛЯТЬСЯ НАПРЯМУЮ... 187 ЗОНЫ ЛИЧНОЙ СТАБИЛЬНОСТИ.. 188 СИТУАТИВНОЕ ГРУППИРОВАНИЕ. 191 КРИЗИСНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ. 192 ДОМА НА ПОЛПУТИ.. 194 АНКЛАВЫ ПРОШЛОГО.. 194 АНКЛАВЫ БУДУЩЕГО.. 195 ГЛОБАЛЬНЫЕ КОСМИЧЕСКИЕ КАРНАВАЛЫ... 196 Глава 18. ОБРАЗОВАНИЕ В БУДУЩЕМ ВРЕМЕНИ.. 198 ШКОЛА ИНДУСТРИАЛЬНОЙ ЭРЫ... 199 НОВЫЙ ПЕРЕВОРОТ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ.. 200 ОРГАНИЗАЦИОННАЯ АТАКА.. 202 ВЧЕРАШНИЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН - СЕГОДНЯ.. 204 РАЗНООБРАЗИЕ ДАННЫХ.. 206 СИСТЕМА НАВЫКОВ И УМЕНИЙ.. 207 СТРАТЕГИЯ БУДУЩНОСТИ.. 209 Глава 19. УКРОЩЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ.. 215 ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ НЕБЛАГОПРИЯТНАЯ РЕАКЦИЯ.. 216 ОТБОР КУЛЬТУРНЫХ СТИЛЕЙ.. 217 ТРАНЗИСТОРЫ И СЕКС.. 219 ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ОМБУДСМЕН*. 221 ПРОВЕРКА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЛАГОНАДЕЖНОСТИ.. 222 Глава 20. СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНОГО ФУТУРИЗМА.. 224
СМЕРТЬ ТЕХНОКРАТИИ.. 225 ГУМАНИЗАЦИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ.. 227 ВРЕМЕННЫЕ ГОРИЗОНТЫ... 230 ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ДЕМОКРАТИЯ.. 236 ВЫРАЖЕНИЕ ПРИЗНАТЕЛЬНОСТИ.. 244 ОБ АВТОРЕ.. 246 БИБЛИОГРАФИЯ.. 246 АДАПТАЦИЯ.. 246 АВТОМАТИЗАЦИЯ.. 248 БИЗНЕС. ЭКОНОМИКА. ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ СТАНДАРТЫ... 248 ОБРАЗОВАНИЕ. МОЛОДЕЖЬ.. 249 СЕМЬЯ. СЕКС.. 249 ПЕРСПЕКТИВЫ... 249 ИНДИВИДУАЛИЗМ... 251 ИНФОРМАЦИЯ. ЗНАНИЯ.. 251 ОБРАЗ ЖИЗНИ. СУБКУЛЬТУРА. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ.. 251 МОБИЛЬНОСТЬ.. 252 ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ.. 252 СТАБИЛЬНОСТЬ. ПЕРЕМЕНЫ... 253 НАУКА. ТЕХНОЛОГИЯ.. 253 СОЦИАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ. ПЛАНИРОВАНИЕ. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА.. 254 ВРЕМЯ.. 255 ОБЩИЕ РАБОТЫ... 255
БОГ ПОРАЗИТЕЛЬНЫХ ПРЕОБРАЖЕНИЙ Вы просыпаетесь утром и обнаруживаете, что мир, который долгие годы воспринимался как фон вашей жизни, переменился. Все, к чему вы привыкли, становится совсем иным. Причем в рекордные сроки, буквально ежесекундно. Скажем, еще в прошлом году этот день считался великим праздником. Вы сидели у экрана и смотрели демонстрацию. Вам звонили друзья, почтальоны приносили открытки. Этот день все еще считается праздником. Однако никто не звонит, не поздравляет. Осталась одна проформа. Зачем она? Вы идете в магазин и поражаетесь, как выросли цены. Нет, можно привыкнуть, что этот день совсем не праздник, но такие цены... Кто мог предвидеть, что пучок лука... Или, допустим, баночка с вазелином... Пора бы, наверное, смириться, ведь впереди еще множество испытаний. Но душа не поспевает за переменами. Мир кажется враждебным и страшит непостижимым. Звонит знакомая и рассказывает, что пигалица из их класса стала валютной проституткой. Вы долго обсуждаете этот вопрос и даже успеваете поинтересоваться, как здоровье ее такой благовоспитанной мамы. А тот, кто сидел с пигалицей за одной партой и мечтал стать академиком, теперь, оказывается, ходит в роскошной кожаной куртке. Он подрабатывает дворником... Сместились все представления. Знакомая назвала дурой приятельницу, которая поступила в аспирантуру. Подземный переход оглушает вас звуками аккордеона. Вы замед-
ляете шаг. Несколько месяцев назад вы видели этого музыканта на обложке модного иллюстрированного журнала... Вечером на экране появляется телевизионный ведущий и комментирует обвальное крушение рубля. Шахтеры перекрывают железнодорожные магистрали. Учителя и профессора ищут работу в коммерческих ларьках. Говорят, что волка может поразить инфаркт, если пространство, на котором он обитает, вдруг окажется обуженным. А что происходит с человеком, который вдруг узнает, что не может показаться в другом районе, где живут люди иной национальности? Разом изменились все ценности. Учитель подчас не знает, что он должен теперь рассказывать детям — времена изменились. Ученый поражен тем, что утратил общественный статус. Рабочий еще недавно перспективного предприятия неожиданно оказался безработным. Красный директор, трижды орденоносный, все еще надеется, что все вернется на прежний курс. Однако надежды становится все меньше... Стремительно рушится привычный уклад жизни, уходит в прошлое то, что еще недавно составляло смысл нашего бытия. Меняются ориентации. Специалист по атеизму носит православную бородку. Преподаватель научного коммунизма руководит кооперативом. Низвергаются святыни. Девушка, поступившая на работу в фирму, неожиданно получает приглашение переспать с шефом. «С какой стати?» — спрашивает она. Ей отвечают: «Ты что, психованная?» Политические домашние распри оборачиваются кровавыми расправами. Человек остается одиноким перед надвигающейся неизвестностью. Когда в начале 70-х годов в наших журналах появились отдельные отрывки из книги Элвина Тоффлера «Шок будущего», мы читали эти страницы как некий фантастический роман. Нам, живущим в ритме застоя, в архаических социальных структурах, все это казалось далеким, хотя и заставляющим отдаться волнам воображения. Почти тридцать лет прошло с тех пор, как вышла книга американского журналиста и социолога. Нужна ли она нам сегодня, на пороге нового тысячелетия? Найдет ли она отклик в сердцах россиян? Наконец, сбылись ли прогнозы модного предсказателя? Ведь сам автор признавал, что его работа в потоке стремительных преображений тоже окажется устаревшей. Книга Тоффлера — продукт яркого социального воображения. Хотя автор постоянно ссылается на научные публикации, статистику, бытовые примеры, его работа раскрывает во многом мир фантазии, продуктивного заглядывания в будущее. Тоффлер написал о том, что человечество захватывает неведомое ранее психологическое состояние, которое по своему воздействию может быть приравнено к заболеванию. Есть у этой болезни и свое название «футурошок» — «шок будущего». Человечество может погибнуть не от того, что окажутся исчерпанными кладовые земли, выйдет из-под контроля атомная энергия или погибнет истерзанная природа. Люди вымрут из-за того, что не выдержат психологических нагрузок.
Футурошок характеризуется внезапной, ошеломляющей утратой чувства реальности, умения ориентироваться в жизни, вызванной страхом перед близким грядущим. Еще до начала XXI в. миллионы обычных физически здоровых и психически нормальных людей внезапно столкнутся лицом к Лицу с будущим. Смогут ли они приспособиться ко все более усиливающемуся давлению событий, знаний, науки, техники, различного рода информации? Не приведет ли это к серьезным социальным и психологическим последствиям? Неужели человечество только теперь столкнулось с этими проблемами? Разве только в нашей стране человек вытолкнут из привычной ниши? Средневековому человеку будущее виделось как таинственная и темная сила. Даже радостный день он воспринимал с тревогой: а вдруг эти утехи обернутся казнями на Страшном суде. Войны, эпидемии, голод воспринимались как признаки надвигающегося конца света. Фрески храмов, изображающие эпизоды Страшного суда, заставляли трепетать сердца верующих при одной мысли о том, что ждет их по ту сторону бытия, в загробном мире. Пушкин сказал о своем герое: «И жить торопится, и чувствовать спешит». И в ту пору были люди, гоняющиеся за модой, жаждущие перемен, склонные ощутить мимолет- ность в своих чувствованиях. Но у поэта все-таки сквозит ирония, проступает дистанция. Мир все-таки был прочным или, во всяком случае, казался таким. Гоняясь за новизной, люди все-таки жили в привычном окружении, в оковах предрассудков и привычном течении жизни. Однако в нашем столетии стали заметны поразительные преображения. Тоффлер показывает, что темпы перемен неслыханно возросли. Мы теперь не можем даже представить, что произойдет, скажем, через пару лет. Если бы несколько лет назад мне, профессору Института философии, сказали бы, что напротив нашего здания на месте бассейна вырастет храм Христа Спасителя или что останки последнего русского царя будут хоронить с участием президента нашей страны, я бы, несомненно, испытал шок... В советские годы была такая эстрадная шутка. Конферансье говорит: «Я люблю эту женщину на всю жизнь, пропишите ее в моей квартире на три месяца». Кто мог подумать, что спустя десятилетие Тоффлер будет всерьез обсуждать в своей книге идею временного брака как социологическую реальность. Человек может прописать в своей квартире не одну жену, а целую череду: браки теперь не заключаются на небесах, не порождены любовью и вовсе не предполагают, что новобрачные станут жить вместе до конца своих дней. По истечении многих веков, на пороге иного тысячелетия человечество, казалось бы, уже не должно страшиться своего будущего. Вооруженные новейшей техникой люди научились прогнозировать свою жизнь на несколько лет и даже десятилетий. Но вот беда — прогноз безрадостен. До дна исчерпаны кладовые земли. Нечем насыщать нашу прожорливую техническую цивилизацию. Создав мощнейшую технику, человек изменил ритм и течение своей жизни. И тут действительно оказалось, что главнейшая беда — вовсе не дефицит сырья для производства, не разрушение экологической среды. Научная мысль пытается отвести эти катастрофы. Кошмар в ином: психологические ресурсы человека не безграничны. Дело не в том, что образуется озоновая дыра или иссякнет нефтяная скважина. И даже не в том, что, засыпая в одном государ- стве, вы можете проснуться совсем в ином... Раньше всего может не выдержать человеческая психика. Несколько десятилетий назад газета «Известия» напечатала фельетон «Воздушные хулиганы». Там рассказывалось о том, как пилоты, проходя мимо памятника Пушкину в Москве, увидели у монумента пьяного. Они бережно подобрали его, внесли в самолет и, закончив рейс, положили, сердечного, возле памятника Тарасу Шевченко, уже в Киеве. Представляете шок протрезвевшего, когда он очнулся?.. Впрочем, теперь это детские шалости. Вся страна может встретить рабочее утро возле новых скрижалей... Книга Тоффлера еще надолго останется бестселлером. Однако не следует читать ее как безоговорочное откровение. Блестящему сочинению явно не хватает метафизической проработанности. Исследование весьма уязвимо с точки зрения культурологии, философской антропологии и психологии. Говоря о многообразии как воплощении свободы, автор опирается на чрезвычайно обуженный культурологический фон. Социолог заворожен американской моделью жизни. Бог немыслимых преображений — культ новизны — рожден именно в этой стране. Тоффлер убежден, что сверхиндустриальная цивилизация — универсальный феномен. Но ведь в мире существуют сегодня самые разнообразные культуры. Станет ли модернизация вселенским процессом? — на этот вопрос человечество пока не располагает ответом. Да, многие страны Азии — Япония, Китай, Корея — продвигаются к сверхиндустриальной модели. Однако культурное своеобразие не стирается, не устраняется. Остается разным во многих культурах и образ времени. Не случайно родился другой американский бестселлер, который предрекает не только мучительный процесс схождения цивилизаций, но и их грядущий конфликт. Читатель догадался, что речь идет о концепции Самуэля Хантингтона. Проблема человечества не только в том, чтобы привыкнуть к переменам. Она в ином — как сохранить ценностно-психологическое ядро культуры. В нашей стране тоже психологический взрыв от перемен. Но мы испытываем шок не только от будущего, но и от прошлого. Для нас это далеко не психологическая только проблема... Мир не внял предостережению Тоффлера. Мало ли чем может испугать нас современный футуролог. Только отдельные здравомыслящие люди поспешили изменить стиль жизни, точнее сказать, постарались оградить себя от радикальной динамики. Тоффлер не обращается к философской антропологии. Он, по существу, не пытается поставить вопрос о том, какова же человеческая природа. Кто человек по своей натуре — новатор или консерватор? Или иначе — какие тенденции в обществе могут преобладать? Не должны ли они находиться в некоей гармонии? Не случайно после выхода книги Тоффлера во многих западных странах начала набирать силу консервативная волна. Философы, политики стали размышлять о том, насколько приспособлен человек к этим переменам как биологическое, психологическое существо. Неоконсерваторы заговорили о том, как важно для человека ощущать прочность бытия. Ведь в прошлом социальный цикл зачастую соотносился с культурным, последний чаще всего был длиннее. Теперь же на протяжении жизни одного поколения культурные циклы меняются один за другим, создавая лавину цивилизационных потрясений. Тоффлер не ставит вопрос о том, что такое психологическая норма. Он полагает, что человек, мало приспособленный к меняющейся реальности, психологически ущербен. Ему надо разъяснить, что мир постоянно преображается. Если он хочет адаптироваться к реальности, ему важно перестроить свою психику, избежать футурошока. Но предположим, людям это удалось. Люди не ощущают дискомфортности от того, что все вокруг стремительно преображается, можно ли сказать, что человек, приладившийся к действительности, это не невротик, а полноценная личность. Разве это психологическая норма — человек, выбитый из лона семьи, из привычного ландшафта, утративший привязанность и ощущение стабильности? Скорее всего такой человек, реализующий беспредельную свободу, как раз и окажется психопатом. Пожалуй, лучше всего об этом рассказывает наша российская жизнь. Человек, рожденный в яранге, способен поступить в вуз и обрести совсем иной статус. Он же может вернуться в родное селение и привнести в его жизнь элементы еще незнакомой культуры. Тоффлер видел исток футурошока только в машине, в технологии. Это ее скорость рождает неслыханные темпы мутаций. Вот почему, как он считал, миллионы людей охвачены возрастающим чувством тревоги. Они не могут ориентироваться в окружающей жизни, теряют способность разумно управлять событиями, которые стремительной лавиной обрушиваются на их головы. Безотчетный страх, массовые неврозы, не поддающиеся разумному объяснению поступки, необузданные акты насилия — все это, по мнению американского эксперта, лишь слабые симптомы болезни, которая ожидает нас впереди. Реальность российской действительности и тех стран, которые еще недавно составляли с ней единое пространство, значительно изменили экспертизу Тоффлера. Дело не только в машинах, не в темпах жизни, которые навязывает нам техническая цивилизация. Преображается социальное и культурное бытие. Человек не просто включается в темп неслыханных ускорений. Он вообще катапультируется, причем многократно, в иные миры. Вчера еще респектабельный индивид вдруг становится изгоем. Тот, кто привык к земле предков, оказывается беженцем. Православный попадает в исламское окружение. Человек, который всю жизнь взращивал в себе нравственность, неожиданно обнаруживает, что ему надлежит обитать в воровской шайке. От бомжа ждут, что он развернет в себе качества умелого коммерсанта. Жертва синдрома «раскрестьянивания» приговаривается к владению земельным участком. Человеку, готовому променять свои акции на спирт и пачку гречки, предназначают роль совладельца капитала. Человеку, который впал в нищету от задержки пенсии, предлагают оплачивать жилье по западным стандартам... Опять спросим: только ли нашему времени свойственно это явление? Конечно, похожие феномены можно проследить в любой исторической эпохе. Представьте себе состояние варвара-скифа, захваченного в плен и проданно- го в рабство в какой-нибудь город античной Греции или Рима. Отрезанный от привычной среды, столкнувшийся лицом к лицу с незнакомой ему культурой, этот человек должен был пережить состояние шока. Или пример другого рода. Вспомним известную повесть Марка Твена «Принц и нищий». Безродный и неимущий мальчик оказывается в положении наследного принца. Но вместо того чтобы возблагодарить судьбу, он испытывает постоянную тревогу, страх перед непривычной действительностью. Однако большинство людей, попадающих в незнакомую обстановку, живут надеждой на возвращение в родную страну с привычным укладом жизни или находят утешение в том, что в любой момент могут оказаться в своей среде. Жертвы футурошока этой утешительной мысли лишены. В нашей стране масштабы социальных и культурных метаморфоз фантастически огромны. К тому же тот мир, куда зовет краснознаменная мечта и надежда, безвозвратно утрачен. Позади руины, впереди психологически непереносимые муки. Оторвите человека от родной культуры и бросьте в совершенно новое окружение, где ему придется мгновенно реагировать на множество совершенно новых представлений о времени, пространстве, труде, сексе и т. п., и вы увидите, какая поразительная растерянность овладеет им. А если вы еще отнимете всякую надежду на возвращение в знакомую социальную обстановку, растерянность перерастет в депрессию. Психологическое онемение — жуткий синдром сегодняшних дней. Возле Иванова разбился самолет. Погибли пассажиры, экипаж. Отказала техника? Ничуть не бывало. Печальное стечение метеорологических условий? Фатальное совмещение грозных факторов? Не гадайте... Эксперты обвинили во всем командира экипажа. Он действовал правильно, грамотно. Но в состоянии какой-то потрясающей медлительности. Командиру экипажа можно инкриминировать только одно — он руководил полетом в состоянии психологической прострации... Однако вменяем ли он? Не достоин ли этот случай внимательного постижения? Томимые безмерной человеческой усталостью, требуют увеличения зарплаты авиадиспетчеры. На последнем пределе действует оператор ядерного щита. Безропотный чиновник превращается в маньяка, последним всплеском истерзанной психики пытающегося восстановить утраченное равновесие. Спускается в забой шахтер, доведенный до отчаяния бессмысленностью борьбы за своевременную получку... Представим себе, какой может оказаться дезориентация человека, если наступит хаос и вся иерархия ценностей станет постоянно меняться. Вообразим, что в обрисованный нами мир перенесли не отдельного человека, а целое общество разновозрастных людей, включая самых слабых, наименее интеллигентных, наименее приспособленных. Результатом будет не просто футурошок, а нечто большее, не имеющее пока своего обозначения. Перемены, происходящие вокруг нас, приняли характер грандиозного снежного обвала. Большинство людей совершенно не подготовлены к ним. Бабушка, которая всю жизнь копила на похороны и теперь осознавшая, что уйдет в иной мир без должного погребения. Жильцы кооперативного дома, откладывающие деньги на капитальный ремонт дома и прознавшие, что этих денег не хватит даже на синьку. Академик, пестовавший атеизм. Физик, привыкший презирать «лириков», которому не видать отныне заказов на исследования... Беременная женщина, неожиданно столкнувшаяся с тем, что закон не охраняет ее право на материнство. Дело не только в том, что мы расширили сферу перемен, сделали их масштабнее — мы изменили их темп. На нас обрушивается лавина быстро меняющих друг друга событий, что приводит к преображению нашего восприятия времени. Мы «ощущаем» жизнь иначе, чем наши предшественники, и именно в этом отличие современного человека. Нафантазируем такую ситуацию... Средневековый рыцарь увидел на турнире прекрасную даму и влюбился. Добиваясь взаимности, он пишет ей страстные послания, и его гонец с величайшими ухищрениями доставляет письма своего господина в замок дамы, живущей на другом конце королевства. Представьте себе, сколько времени должно пройти, прежде чем она получит это послание и, тщательно все обдумав, напишет нежный ответ, который с еще большими предосторожностями переправит своему возлюбленному. В течение этого времени чувства как бы замирают. Наши герои способны переживать состояние, охватившее их в момент первой встречи, бесконечное число раз... Неизменной остается ситуация, в которой они находятся. Медленно поступает информация, которая могла бы привести к перемене их чувств. Подобный роман может длиться годами, совсем не развиваясь. У несчастных влюбленных средневековья гораздо больше шансов умереть раньше своей любви, чем у наших современников. Последним, имеющим в своем распоряжении сотовый телефон, почту и другие средства связи, нет необходимости долгое время переживать волнение, охватившее их во время первого свидания, так как за ним стремительно следуют все новые и новые события. И часто у современных влюбленных просто не остается времени, чтобы разобраться в собственных чувствах. Однако представим себе ситуацию в духе рассуждения Тоффлера о превратностях брака, о том, что брак будет многоразовым. Допустим, пушкинская Татьяна говорит Онегину: «Как хорошо, что ты вернулся. Мой брак с генералом как раз завершается. Теперь я могу быть с тобою в течение нескольких лет...» Получается диалог совсем в духе Бернарда Шоу: — Можно ли вас на минуточку? — Хоть на целую вечность, если это ненадолго... Жизнь современного молодого человека мало чем напоминает жизнь его отца. Пропасть, разделяющая поколения, стремительно расширяется. В прошлые века жизнь текла гораздо медленнее. История прекрасной дамы могла произойти как с ее прабабушкой, так и с ее внучкой. Размеренный ритм жизни крепко связывал поколения друг с другом, не давая прерваться «связи времен». Современные люди, ускорив темпы перемен, навсегда порвали с прошлым. Мы отказались от прежнего образа мыслей, от прежних чувств, от прежних приемов приспособления к изменяющимся условиям жизни. Именно это ставит под сомнение способность человека к адаптации — выживет ли он в новой среде? Сможет ли приспособиться к иным императивам? Ускорение темпов жизни больше не укладывается в рамки нормального человеческого существования, под его на- пором сотрясаются все социальные институты общества. У моего шефа украли машину. Он звонит высокому чину в милицию. Оттуда раздается нечто утешительное: «Если угнали с ведома милиции, поможем, найдем. Но если это неорганизованная преступность, извините, не отыщем...» Как приспособиться к новому статусу стражей порядка? Нарастание темпов перемен оказывает губительное воздействие на нашу психику, оно нарушает внутреннее равновесие, меняет образ нашей жизни. Таким образом, внешнее ускорение переходит во внутреннее... Ускорение перемен сокращает длительность жизненных ситуаций. Это оказывает разрушительное воздействие на психику. Затевая социальные нововведения, обсуждая детали дальнейших «реформ», мы совершенно не учитываем симптомы названного нами феномена. Здесь царит полнейшее благодушие. Полнейшую апатию принимают порой за спокойное здравомыслие. Психологическое онемение — за верноподданничество. Интеллигенция более истерична, чем народ, вещает с экрана руководитель правительственной команды. «Не драматизируйте ситуацию», — увещевают нас. Хочется писать о лучезарном. Но означает ли это, что мы должны проходить мимо грозных и неотвратимых предвестий, о которых говорится в книге Тоффлера. Еще один аспект книги Тоффлера — в ней много говорится о научных открытиях, которые ставят массу этических и философских проблем. С некоторым промедлением, нежели предполагал Тоффлер, заговорили о клонировании человека, о возможностях модульного принципа человеческих отношений. Совсем недавно биологи открыли ген, который несет в себе завершение жизни природного организма. Именно в нем заложена информация, которая исчерпывает себя в распаде клетки, в смерти индивида. Вот она, тайна конечности человеческого существования, заведомый приговор к погибели. Кстати, ген опознан, и с помощью лазера можно выжечь его. Человек станет бессмертным? Возможно. Не исключено, что в кругозоре биологии проблема выглядит предельно ясной... А в доминионе философии? Может быть, только мудрец способен предостеречь человечество от посягательства на таинство жизни и смерти. Только философ благодаря своему призванию обязан представить на суд специалистов древние интуиции-предостережения, результаты огромной интеллектуальной работы мыслителей, толкующих о загадках жизни и смерти. Лишь философу надлежит придать проблеме обостренное метафизическое звучание. Философия — кладезь всяких возвещений, многие из которых вообще не имеют под собой теоретических оснований. Подчас эти откровения наивны, лукавы, безрассудны, оскорбительны для здравомыслия. Но если пресечь эту фонтанирующую мощь воображения, человек перестанет быть самим собой. Оскудеет и его разум. Сознание утратит собственный метафизический потенциал. У Тоффлера есть замечательный образ. Он рассказывает о том, что карты средневековья способны вызвать сегодня усмешку. Но без них не было бы современного видения мира. Через догадку, через воображение, через философское постижение люди идут к распознаванию мира. Но надо ли абсолютизировать скорость, перемены, смену ситуаций, возможность перемены мест. Помню, в годы застоя мне удалось поехать в Монреаль на Международный философский конгресс. Вернувшись, я с воодушевлением рассказывал всем о неожиданных впечатлениях, об открытии иных культурных стандартов. Знакомый художник, остудил меня фразой, смысл которой все чаще открывается мне теперь: — Один радуется, что пробежал по проспектам эксцентричного города, другой счастлив, что разглядел куст под окном. Человечеству нужна активная деятельность, но потребно и созерцание. Оно должно обладать огромным потенциалом адаптированности. Однако не повредит людям и здоровый консерватизм. Свобода — это сбрасывание уз, но это и ограничение. Не стоит быть рабом мимолетностей, бесконечных новых впечатлений, потока перемен. Жаль человека, который посадит дерево, но так и не увидит, как оно растет. П. С. Гуревич, профессор ВВЕДЕНИЕ Это книга о том, что происходит с людьми, когда на них обрушиваются перемены. Она о том, как мы адаптируемся — или не адаптируемся — к будущему. О будущем много написано. В большинстве своем книги, описывающие грядущий мир, имеют жесткую металлическую интонацию. Эти страницы посвящены «мягкой», или человеческой, стороне завтрашнего дня. Кроме того, они рассказывают о том, как мы идем к завтрашнему дню. Прогноз имеет дело с общими, каждодневными вопросами — какие продукты мы покупаем и от каких отказываемся, какие места мы оставляем, в какие объединения вступаем, какие люди проходят через наши жизни, не задерживаясь рядом с нами. Исследуется будущее дружбы и семейной жизни. Рассматриваются странные новые субкультуры и стили жизни, а также множество других тем — от политики и спортивных площадок до прыжков с парашютом и секса. Объединяет все это, как в книге, так и в жизни, грохочущий поток перемен, поток настолько мощный в настоящее время, что он опрокидывает институты, производит сдвиг ценностей и высушивает наши корни. Изменение — это процесс, с помощью которого будущее проникает в наши жизни, и важно посмотреть на него внимательно, не просто в великой исторической перспективе, но также с позиции живущих, дышащих индивидов, которые его ощущают. Ускорение перемен в наше время само по себе стихийная сила. Эта сила имеет личные и психологические, а так- же социологические последствия. В последующих главах эти воздействия ускорения впервые систематически исследуются. Книга убедительно, надеюсь, доказывает, что, если человек быстро не научится контролировать скорость перемен в своих личных делах, а также в обществе в целом, мы обречены на массовый адаптационный срыв. В 1965 г. в статье, опубликованной в «Horizon», я впервые употребил термин «шок будущего» для описания разрушительного стресса и дезориентации, которые вызывают у индивидов слишком большие перемены, происходящие за слишком короткое время. Захваченный этой идеей, я провел следующие пять лет, посещая университеты, исследовательские центры, лаборатории и правительственные агентства, читая бесчисленные статьи и научные доклады и беседуя буквально с сотнями экспертов, занимающихся разными аспектами изменений, практического поведения и будущего. Нобелевские лауреаты, хиппи, психиатры, врачи, бизнесмены, профессиональные футурологи, философы и специалисты в области образования высказывали свою обеспокоенность переменами, свою тревогу по поводу адаптации, свои страхи относительно будущего. Из этого опыта я сделал два беспокоящих меня вывода. Во-первых, стало ясно, что шок будущего — не отдаленная потенциальная опасность, а реальная болезнь, от которой уже страдает все возрастающее число людей. Это психобиологическое состояние можно описать в медицинских и психиатрических терминах. Это — болезнь перемен. Во-вторых, я постепенно приходил в смятение от того, как мало на самом деле знают об адаптивности как те, кто призывает к преображениям и создает широкомасштабные перемены в нашем обществе, так и те, кто якобы готовит нас справляться с этими переменами. Серьезные интеллектуалы смело говорят об «образовании, нацеленном на перемены», или о «подготовке людей к будущему». Но мы на самом деле ничего не знаем о том, как это делать. Находясь в наиболее быстро изменяющемся окружении, в каком человек когда-либо пребывал, мы остаемся в жалком неведении, как человек справляется с проблемами. Наши психологи и политики также озадачены тем внешне иррациональным сопротивлением переменам, какое выказывают некоторые индивиды и группы. Глава корпорации, который хочет реорганизовать отдел, преподаватель, желающий внедрить новый метод, мэр, который стремится к мирной расовой интеграции в своем городе, — все в тот или иной момент сталкиваются с этим глухим противостоянием. Тем не менее мы мало знаем о его источниках. К тому же почему некоторые люди жаждут, даже рвутся к переменам, делая все, что в их власти, чтобы их создать, а другие бегут от них? Я не только не нашел готовых ответов на эти вопросы, но обнаружил, что у нас нет даже адекватной теории адаптации, без которой чрезвычайно маловероятно, что мы когда-либо найдем ответы. Цель этой книги, таким образом, помочь нам прийти к согласию с будущим — помочь нам справиться более эффективно как с личными, так и с социальными переменами, углубляя наше понимание того, как люди на них реагируют. С этой целью в ней выдвигается новая общая теория адаптации. Она также привлекает внимание к важному, хотя часто незамечаемому различию. Почти неи
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|