Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Встречи с ближайшими учениками 6 глава




На опушке леса я увидел множество маленьких мертвых птичек. Их телами я наполнил капюшон и подол своего плаща. Вернувшись к Ламе, я вывалил их к его ногам.

– Учитель, я пришел к тебе за истинным Учением, но, по правде говоря, собрал лишь дурную карму. Прояви же сочувствие к этому злодею!

Мои глаза увлажнились. Нгогпа ответил:

– Брат Великий Колдун, оставь свой страх. Мы, преемники Наропы и Майтрипы, знаем тайное заклинание под названием «Одной рогаткой разогнать сотню птиц». Оно позволяет даже великим злодеям незамедлительно достичь Просветления. Все существа, убитые сегодня бурей, переродятся в твоем поле силы и будут рядом, когда ты достигнешь полного Просветления. Отныне благодаря мне они не переродятся в нижних сферах. Если не веришь, смотри!

Сосредоточившись на мгновение, Нгогпа щелкнул пальцами, и вдруг все животные ожили. Тотчас одни взмыли в небо и полетели к своим гнездам, а другие побежали по земле в свои норы. Я подумал: «Только что я увидел настоящего Будду. И благодаря ему все сложилось наилучшим образом. Как же хорошо, что эти существа погибли именно так!»

Затем он дал мне посвящение в мандалу Хеваджры. После этого я перебрался в заброшенную пещеру на крутом гребне горы, выходящую на юг. Оттуда мне был виден дом Нгогпы. Я замуровался, оставив лишь небольшое отверстие, через которое мог слушать поучения. Я медитировал без устали, но так и не получил никакого внутреннего опыта – и понял, что напрасно покинул Марпу без дозво– ления.

Однажды Нгогпа поинтересовался:

– Брат Великий Колдун, проявились ли в твоем уме какие‑либо внутренние знаки?

– Нет. Совершенно никаких.

– Не может быть! Моя линия передачи обладает силой, способной быстро вести к Пробуждению. Твое доверие безгранично. Однако, если у тебя нет разрешения Ламы Марпы, зачем же он прислал все эти дары? В чем же дело? Впрочем, что бы это ни было, продолжай медитировать.

Меня охватил страх. Я не знал, стоит ли признаться во всем Ламе. «В любом случае, Марпа все знает», – подумал я и вновь погрузился в медитацию.

Тем временем, достроив башню, Марпа отправил письмо Нгогпе: «Мне нужна древесина из веток тамариска, чтобы сделать ганжир – навершие для башни, построенной в честь сына. Пошли мне древесину, а затем приезжай на освящение башни и совершеннолетие моего сына Додебума. Возьми с собой злодея, принадлежащего мне».

Лама Нгогпа пришел к моей келье, просунул письмо в окошко и произнес:

– Здесь говорится, что ты преступник, – значит, Марпа никуда тебя не отправлял.

Я вздохнул:

– Это правда. Распоряжение исходило не от Ламы. Это Дагмема дала мне письмо с подношениями и велела идти к тебе.

– Ага! Если так, ты не можешь здесь оставаться. Без позволения Ламы ты не достигнешь никаких результатов. Делать нечего. Марпа велит привести тебя назад. Пойдешь или нет?

– Могу ли я отправиться с тобой как слуга?

– Хорошо. Вместе с древесиной для ганжира я пошлю кого‑нибудь, чтобы он узнал дату торжества. А пока оставайся в уединении.

Посланник вскоре вернулся. Через окошко моей пещеры он сообщил мне день, когда намечалось освящение башни и празднование совершеннолетия Додебума.

– Говорили ли они обо мне? – робко спросил я гонца.

– Жена Марпы интересовалась, чем ты занимаешься. Я сказал, что ты пребываешь в строгом уединении. Она спросила, что еще ты делаешь. Я ответил, что живешь в безлюдном месте. Тогда она сказала: «Он тут кое‑что оставил – может быть, эти вещи ему нужны. Отнеси ему это». И вот что она передала.

Развязав пояс, он достал глиняные кубики и протянул их мне. Я с благоговением прикоснулся ими ко лбу – ведь они побывали в руках Дагмемы.

Посланник ушел, и я решил разок бросить кости. Я думал: «Странно, я никогда не играл в кости с женой Марпы. Наверное, теперь мы стали почти чужими. Давным‑давно из‑за этих кубиков мои предки покинули родину». Я потряс кости над головой и швырнул их. Один кубик раскололся, и из него выпала скрученная записка: «Теперь Лама примет тебя и даст поучения. Возвращайся с Ламой Нгогпой».

Моя радость была так велика, что я стал плясать, прыгая из одного угла пещеры в другой.

Вскоре Нгогпа пришел ко мне со словами:

– Великий Колдун, выходи и готовься к путешествию.

Я так и сделал. Нгогпа взял с собой все тханки, статуи и ступы, которые имел, все золото и бирюзу, шелка и одежды и всю домашнюю утварь. Он забрал всех своих животных из стойла и пастбищ, оставив лишь старую козу, которая сломала ногу и не могла следовать за стадом. Также он оставил подарки, полученные от Марпы.

Когда мы были готовы выдвигаться в путь, он дал мне шелк и бирюзу:

– Брат Великий Колдун, так как ты сослужил мне добрую службу, возьми это и поднеси Ламе Марпе.

Жена Нгогпы принесла сверток с сыром, чтобы я подарил его Дагмеме.

Все вместе мы отправились в путь – Нгогпа, его супруга, его свита и я. Когда мы прибыли в долину Трово, Нгогпа велел:

– Брат Великий Колдун, ступай вперед и скажи жене Марпы, что мы скоро прибудем. Попроси ее послать нам навстречу немного пива.

Я отправился к дому Марпы и по пути встретил Дагмему. Я поклонился и протянул ей сыр, сказав:

– Лама Нгогпа скоро прибудет. Пожалуйста, поприветствуй его, послав ему навстречу немного пива.

Она радостно ответила:

– Марпа сейчас у себя. Иди и попроси его самого.

Я последовал ее совету. Лама стоял на террасе, обратившись лицом на восток, и делал пожелания. Я простерся перед ним и поднес ему шелк и бирюзу. Он отвернулся от меня и стал смотреть на запад. Я подошел с другой стороны и снова простерся. Он устремил свой взгляд на юг.

– О, Учитель, – взмолился я, – ты справедливо отвергаешь мои подношения и тем самым меня наказываешь. Скоро прибудет Лама Нгогпа со священными изображениями, статуями и ступами, золотом и бирюзой, дзо, лошадьми и прочим имуществом. Он всего лишь надеется, что вы пошлете ему навстречу немного пива. Об этом я прошу тебя.

Грозно щелкнув пальцами, Лама ужасным голосом взревел:

– В Индии из Трех собраний тайных книг я извлек экстракт Четырех тантр. Когда я принес поучения в Тибет, никто и не подумал встретить меня, ни единая птичка. Сейчас прибывает Нгогпа – и он хочет, чтобы я, великий переводчик, вышел ему навстречу. Я не пойду. Убирайся!

Я рассказал обо всем его жене. Она ответила:

– Марпа сердится. Нгогпа – великий учитель, его нужно встретить. Давай пойдем вместе – мать и сын.

Я ответил:

– Лама Нгогпа и его супруга не ждут, что кто‑либо их встретит. Они лишь просили попить, так что я отправлюсь сам и отнесу пива.

Однако Дагмема последовала за мной и несколькими монахами, чтобы поприветствовать Нгогпу.

Вскоре начался великий пир в честь совершеннолетия сына Марпы и освящения нового здания. Здесь собрались многие жители Лходрага. Открывая торжество, Марпа спел песнь хвалы и благодарности:

 

Любящий Учитель, послушай меня!

 

Моя драгоценная линия преемственности

Хороша и успешна, ибо не имеет изъянов.

Да пребудет с нами благо этого успеха!

 

Быстрый путь глубоких устных наставлений

Хорош и успешен, ибо лишен иллюзий и притворства.

Да пребудет с нами благо этого успеха!

 

Ваш покорный слуга Марпа‑переводчик

Хорош и успешен, ибо знает глубочайшую суть.

Да пребудет с нами благо этого успеха!

 

Ламы, Йидамы и Дакини

Хороши и успешны, ибо несут благословение и свершение.

Да пребудет с нами благо этого успеха!

Ученики, духовные сыновья,

Хороши и успешны, ибо преданно хранят обеты и связи.

Да пребудет с нами благо этого успеха!

 

Покровители из ближних и дальних долин

Хороши и успешны, ибо накапливают полезную заслугу.

Да пребудет с нами благо этого успеха!

Все поступки и помыслы, устремленные к Просветлению,

Хороши и успешны, ибо нацелены на счастье существ.

Да пребудет с нами благо этого успеха!

 

Боги и демоны видимого мира

Хороши и успешны, ибо верны священным клятвам.

Да пребудет с нами благо этого успеха!

 

Миряне всех сословий, собравшиеся здесь,

Хороши и успешны, ибо стремятся к блаженству и счастью.

Да пребудет с нами благо этого успеха!

 

Так пел Марпа. Сразу после этого Лама Нгогпа поднес ему дары со словами:

– Драгоценный Учитель, ты хозяин моего тела, речи и ума. Теперь я подношу тебе все мои мирские дары. Дома я оставил лишь одну старую длинногривую козу, которая сломала ногу и не смогла прийти. Милосердно даруй нам посвящение, глубокие наставления и тайные поучения, записанные в свитках, – сказав это, он простерся перед Ламой.

Марпа с улыбкой ответил:

– Знаешь ли ты, что это посвящение и глубокие наставления принадлежат кратчайшему пути Ваджраяны? Он ведет к Просветлению в этой жизни – вместо блужданий в течение бесчисленных кальп. Я бережно храню указания, записанные в свитках, как строго наказал мне мой Лама и Дакини. Я не могу передать тебе эти наставления, пока ты не принесешь мне ту старую козу, несмотря на ее возраст и сломанную ногу. Что же касается других поучений, то они у тебя уже есть.

Все, кто был на празднестве, покатились со смеху.

– Значит, если сюда приведут козу и я поднесу ее тебе, ты даруешь мне тайные наставления? – спросил Нгогпа.

– Нет, я дам тебе поучения, только если ты сам приведешь козу и поднесешь ее мне.

На следующий день гости стали расходиться. Нгогпа в одиночестве отправился в обратный путь. Вскоре он вернулся с козой на спине и положил ее к ногам Марпы. Тот радостно воскликнул:

– Ты – поистине посвященный ученик. Так называться достоин лишь тот, кто оберегает свои священные связи. Мне не нужна эта коза. Я лишь хотел, чтобы ты осознал значимость тех поучений, которые получаешь.

Как и обещал, Лама дал Нгогпе посвящение и наставления.

Монахи, пришедшие издалека, устроили для них ритуальное пиршество. Марпа положил около своего сиденья длинную палку из акации. Прищурившись, он посмотрел на Нгогпу, ткнул в него пальцем и сказал:

– Нгогтон Чодор, почему ты учил и наставлял такого скверного человека, как Добрая Весть?

Говоря это, Марпа покосился на палку. Нгогпа испугался и, простершись перед ним, отвечал:

– Лама Ринпоче, ты сам написал мне, чтобы я дал посвящение и поучения Великому Колдуну. Также ты передал мне драгоценности Наропы и его рубиновые четки. Я всего лишь следовал твоим распоряжениям. У меня нет оснований себя винить, и я не чувствую ни стыда, ни угрызений совести.

Говоря эти слова, Нгогпа взволнованно поднял глаза на Ламу. В бешенстве Марпа ткнул в меня пальцем и закричал:

– Где ты взял эти предметы?

Мое сердце металось в груди, будто хотело вырваться наружу. От ужаса я потерял дар речи. Дрожащим голосом я признался, что их передала мне хозяйка.

Лама вскочил и, грозно размахивая палкой, вылетел из комнаты, чтобы наказать жену. Она все слышала и, вовремя убежав, спряталась в храме и заперлась изнутри. Лама потряс дверь, потом вернулся и сел на свое место.

– Нгогпа Чодор, ты действовал без моего разрешения, – прорычал он. – Сейчас же отправляйся обратно и принеси драгоценности Наропы и его рубиновые четки.

После этих слов Марпа накрыл голову плащом и остался сидеть в неподвижности. Простершись перед ним, Нгогпа незамедлительно стал собираться в дорогу.

Я пожалел, что не убежал вместе с женой Ламы. Мне хотелось разрыдаться, но, взглянув на Нгогпу, я изо всех сил попытался сдержаться. Я попросил позволения сопровождать его как слуга. Он ответил:

– Если я заберу тебя с собой без разрешения Ламы, то все, что произошло сегодня, повторится и в будущем. Оставайся здесь, пока Марпа зол на нас обоих. Если он не примет тебя в ученики и прогонит прочь, то я тебе помогу.

– Из‑за моих проступков и ты, и Дагмема попали в беду. Я не могу получить Дхарму в этом теле, я могу лишь накапливать дурные дела. Поэтому будет лучше, если я покончу с собой. Может, хоть тогда я обрету перерождение в теле, достойном Учения!

– Достойный Великий Колдун, не делай этого! – в слезах проговорил Нгогпа. – Согласно самой тайной Ваджраяне, мы все изначально обладаем природой Будды. Если прервешь свою жизнь, ты совершишь злодеяние, равноценное убийству Будды. Самоубийство считается ужасным преступлением. Даже из общедоступной традиции Сутры известно, что нет более тяжкого поступка, чем прекращение своей собственной жизни. Теперь ты это знаешь, потому откажись от этих мыслей. Все еще есть вероятность, что Лама Марпа даст тебе поучения. А если и нет, то это обязательно сделает другой наставник.

Пока он говорил, несколько монахов, сочувствующих моему несчастью, поднялись к Ламе. Они решили узнать, настал ли благоприятный момент, чтобы замолвить за меня словечко. Другие пришли меня поддержать. С болью я думал: «Неужели у меня железное сердце? Если нет, то почему же оно до сих пор не разорвалось? Почему я все еще жив?»

Так из‑за преступлений, совершенных в молодости, мне пришлось пройти через все это в поисках Учения. Не осталось никого, кто не сочувствовал бы моему горю. Некоторых охватила такая печаль, что они застыли без движения.

 

Так говорил Миларепа. На этом заканчивается вторая глава, в которой Мастер очистился от дурной кармы.

 

Глава третья

Посвящения и наставления

 

 

– Досточтимый, как же Лама Марпа принял тебя в ученики? – спросил Речунг.

И Мила продолжил:

– Монахи, замолвившие за меня словечко перед Марпой, вернулись и потом ходили к нему еще несколько раз. Наконец Лама нарушил свое молчание. Теперь его ум был спокоен, и он послал за Дагмемой, хозяйкой дома. Когда она вошла, Лама осведомился:

– Куда подевались Нгогпа Чёку Дордже и остальные монахи?

– Следуя твоему распоряжению, Нгогпа незамедлительно отправился за драгоценностями Наропы и его рубиновыми четками и недавно вернулся.

Хозяйка рассказала ему в подробностях, что Великий Колдун умолял Нгогпу о помощи, а тот его утешал.

 

 

Глаза Ламы увлажнились, и он промолвил:

– Именно такими и должны быть последователи тайного пути. Поистине такими. Я глубоко люблю их. Что ж, созови всех моих учеников.

Один из новичков, посланный пригласить Нгогпу, сказал, проходя мимо:

– Сегодня Лама в хорошем расположении духа.

Я воскликнул:

– О, счастье обладателям хорошей кармы! Что же до меня, великого злодея, то пусть Лама и добр, но я не смогу увидеть его. Если осмелюсь прийти, получу лишь проклятия и тумаки.

Я был безутешен. Нгогпа остался со мной и попросил посланца:

– Иди и расскажи Ламе и его супруге, как страдает Великий Колдун. Спроси, можно ли ему прийти. Если я не останусь сейчас рядом с ним, то, боюсь, он совершит что‑нибудь непоправимое.

Монах поведал обо всем Ламе, и тот ответил:

– Раньше я не впустил бы его. Но сегодня все иначе. Великий Колдун будет главным гостем. Пусть хозяйка приведет его ко мне!

Дагмема, и опасаясь, и радуясь за меня, сообщила:

– Брат Великий Колдун, похоже, Лама собирается принять тебя в ученики. Наверное, им движет глубокое сочувствие. Он сказал, что сегодня ты будешь главным гостем, и послал меня за тобой. Он не произнес ни одного грубого слова. Возрадуйся и иди к нему.

Я гадал, правда ли это, и, придя к Марпе, терзался сомнениями.

Но Лама заговорил:

– Мы должны понять, что нам не в чем упрекать друг друга. Я всего лишь помог Великому Колдуну исчерпать его дурную карму. Если бы строительство башни затевалась только ради моей собственной выгоды, мои распоряжения были бы гораздо более четкими. Поэтому совесть моя чиста. Дагмема тоже оказалась права – как женщине, ей было сложно выносить эту ситуацию. История с обманом, священными предметами и поддельным письмом произошла из‑за ее чрезмерного сочувствия. Нгогпа, и ты действовал верно. Однако ты должен вернуть мне реликвии, чтобы я сам подарил их тебе. Великий Колдун горел желанием получить Учение. И он был прав в том, что использовал все средства, чтобы его обрести. Нгогпа не знал, что я не давал никаких распоряжений относительно Великого Колдуна, и поэтому стал его учить. Я не буду вас наказывать. Хотя, на первый взгляд, мой гнев бурлил, как горная стремнина, это был не мирской гнев. Вне зависимости от видимых проявлений, моя мотивация всегда чиста и заключается в стремлении привести существ на путь Просветления. Все те, кто пока не посвятил себя Дхарме, не позволяйте пошатнуться вашему доверию! Если бы сын моего сердца полностью прошел девять великих испытаний, он достиг бы Просветления вне будущих перерождений. Благодаря же Дагмеме этого не произошло. В его уме остались пятна кармических загрязнений. Как бы то ни было, все его злодеяния были очищены восемью великими испытаниями и бесчисленными малыми страданиями. Мой сын Мила, теперь я принимаю тебя и дам тебе поучения, которые мне так же дороги, как собственное сердце. Я помогу тебе с пропитанием, позволю медитировать и быть счастливым.

Все время, пока Лама говорил, я гадал: «Сон это или явь? Если сон, пусть я никогда не проснусь!»

В те минуты мое ликование не знало границ. Роняя слезы счастья, я простерся у ног Марпы. Хозяйка, Нгогпа и все остальные думали: «Какие же искусные средства использует Лама, какую силу он проявляет, когда собирается принять ученика! Поистине, этот мастер – живой Будда». Их доверие к Ламе стало еще больше. Преисполнившись радости за меня, они все склонились перед Ламой.

Затем все собравшиеся приняли участие в ритуальном пиршестве. А вечером того дня мы сделали подношения перед алтарем.

– Сейчас ты должен принять общие обеты индивидуального освобождения, – сказал Марпа и обрезал мои волосы.

Когда я переоделся в платье практикующего мирянина, Лама произнес:

– Отныне твое имя – Мила Ваджрное Знамя Победы. Его мне во сне открыл Наропа еще до того, как ты пришел.

Он дал мне мирские обеты и поучения о пути Бодхисаттвы. С помощью специальной медитации он благословил вино внутреннего подношения в чаше из черепа. Оно бурлило и сияло пятью цветами. Марпа поднес ритуальные дары своему Ламе и Йидамам, а потом отпил из чаши и передал ее мне. Я осушил чашу до дна. Лама кивнул:

– Это хороший знак. Полный цикл четырех посвящений любой другой линии преемственности не сравнится с чистым вкусом моего нектара внутреннего подношения. Завтра утром я дарую тебе посвящение Тайной мантры, ведущее к созреванию.

Для посвящения была подготовлена мандала Чакрасамвары с 62 аспектами. Во время церемонии Мастер указал на мандалу из цветного песка и произнес:

– Это всего лишь символ. Настоящая мандала находится там.

Он указал в небо, и мы отчетливо увидели Йидама Чакрасамвару с 24 тайными сферами, окруженного Даками и Дакинями восьми великих мест кремации, и 32 тайных места. Одновременно и в один голос Лама и Йидамы мандалы нарекли меня дхармическим именем Пал Шепа Дордже, что значит Прославленный Смеющийся Ваджр.

Закончив полную устную передачу Тантры, Лама в мельчайших подробностях показал мне пути практики в соответствии с глубочайшими поучениями. Потом, возложив руки мне на голову, он рассказал:

– Сын мой, с самого первого дня я был уверен, что ты – именно тот ученик, который способен принять все мои поучения. В ночь перед твоим появлением я увидел во сне, что тебе суждено посвятить себя Учению Будды. Хозяйка в похожем, но еще более поразительном сновидении узрела двух женщин, стерегущих ступу, – это означало, что Защитники будут беречь поучения нашей линии. Таким образом, тебя мне послали в ученики мой Лама и Защитники. Я вышел встречать тебя в простой крестьянской одежде. Ты выпил все пиво, которое я тебе предложил, и довел мою работу до конца. И то и другое значит, что, проникнувшись Дхармой всем сердцем, ты легко усвоишь Учение целиком. Итак, медный котелок с четырьмя ручками символизировал прибытие четырех моих великих учеников. Его незапятнанная поверхность говорила о том, что твой ум освободится от замутнений и в теле возникнет великая сила – благодаря блаженству пламени туммо. Пустотой котелок означал скудность твоего питания во время медитации в отшельничестве. Но я дарую тебе свое благословение и наполню котел маслом из алтарных ламп. Таким образом я засеваю семена твоей долгой жизни и благополучия твоих многочисленных учеников – чтобы и их ты тоже смог наполнить сладостью поучений. Я обхожу вокруг комнаты, дабы засвидетельствовать твою будущую славу.

Мастер продолжал:

– Я угнетал тебя непосильной работой при строительстве башен, чтобы ты очистился от дурной кармы. Каждый раз, когда я жестоко с тобой обходился, ты был подавлен горем, но ни разу не подумал обо мне плохо. Это означает, что и твои ученики будут усердными, настойчивыми, мудрыми и сочувственными. Позже, не стремясь к мирскому богатству, они будут медитировать в горах скромно, дисциплинированно и энергично. И, наконец, благодаря внутреннему переживанию, духовной силе, мудрости и сочувствию все они станут совершенными учителями. Передача этих поучений будет подобна растущей луне. Радуйся!

Таковы были предсказания Марпы. Он воодушевил, вдохновил нас, и мы все ликовали.

В тот день я наконец обрел счастье.

 

 

Так говорил Миларепа. На этом заканчивается третья глава, в которой он получает посвящение и наставления тайного пути.

 

 

Глава четвертая

Первые плоды медитации

 

 

Речунг спросил:

– Учитель, ушел ли ты сразу в отшельничество, получив наставления, или же оставался со своим Мастером?

И Мила продолжил:

– Марпа велел мне упорно практиковать. Он снабдил меня пищей и отправил медитировать в пещеру под названием Тагнья. Я наполнил алтарную лампу маслом, зажег ее и поставил на голову. Оставаясь неподвижным, я медитировал днем и ночью, пока масло в лампе не иссякало.

 

Так прошло одиннадцать месяцев. Однажды ко мне пришли Марпа с Дагмемой и принесли мне еду для ритуальной трапезы.

– Что же, сын мой! – воскликнул Лама. – Практиковать одиннадцать месяцев подряд, не позволяя остыть подушке для медитации, – это отличный результат. Выходи из пещеры и отправляйся домой. Там ты сможешь отдохнуть и поговорить со своим старым отцом о внутренних переживаниях во время практики.

Они ушли. Я подумал: «Здесь так спокойно. Но нужно идти, раз такова воля Ламы». Я уже начал прорубать выход из пещеры, однако внезапно остановился, не осмеливаясь продолжать. В этот момент вернулась Дагмема.

– Так ты идешь, сын мой? – спросила она.

– Я не решусь сломать эту стену.

– В этом нет ничего дурного, – ответила хозяйка. – Встреча с Ламой – поистине благоприятное событие. Оно приносит лишь хорошие результаты; это закон тайного пути. К тому же твой отказ лишь рассердит Ламу. Так что распечатывай вход в пещеру и пойдем со мной.

Понимая, что женщина права, я обрушил стену и вышел. Когда мы вернулись домой, Лама широко улыбнулся:

– Мы, как отец и сын, будем медитировать вместе. Хозяйка, приготовь трапезу.

Когда мы делали подношение, Марпа спросил:

– Сын мой, какой опыт ты обрел посредством моих особых наставлений? Позволь уму покоиться в «здесь и сейчас» и скажи мне, какие появились переживания, интуиция и осознавание?

В порыве преданности и искреннего благоговения я упал перед Ламой на колени и сложил руки у сердца. В глазах помутилось от слез. Свою благодарность я выразил в Песне семичастного пожелания:

 

– Учитель! Перед учениками, не очистившими свои завесы,

Ты появляешься во множестве иллюзорных форм,

А перед собранием освобожденных

Предстаешь в теле совершенного наслаждения – Состоянии радости.

Простираюсь перед твоим телом!

 

Шестьюдесятью оттенками голоса божественного Брахмы

Ты объясняешь каждому на его языке

Восемьдесят четыре тысячи аспектов священной Дхармы.

Эти звуки неотделимы от пустоты.

Простираюсь перед твоей речью!

 

В сияющем пространстве Состояния истины

Ты охватил своим знанием все объекты,

Не загрязняя их завесой концептуальной двойственности.

Это незыблемая Дхармакайя.

Простираюсь перед твоим умом!

 

В совершенно чистом дворце подлинной реальности

Обитает неизменная Дагмема в иллюзорном теле,

Великая мать, дающая жизнь Буддам трех времен.

Простираюсь перед тобой, Дагмема!

 

С полной искренностью и почтением кланяюсь

Всем, кого ты собрал вокруг себя, –

Сыновьям, ученикам, выполняющим твои указания,

И многочисленным последователям.

 

Приношу тебе в дар свое тело

И все, что в любых сферах обусловленного мира

Достойно быть подношением.

 

Признаю каждый из всех моих вредных поступков.

Наслаждаюсь добрыми деяниями всех существ.

Прославленный Лама, оставайся в этом мире,

Пока сансара не опустеет.

Повсюду вращай колесо Дхармы.

И пусть мои духовные заслуги принесут благо всем живущим!

 

Затем я продолжал:

«Я, скромный ученик, спел Песню семичастного пожелания, чтобы выразить свое неокрепшее постижение, а также глубокую благодарность за то, что оно стало мне доступно. Лама, неотделимый от Будды Ваджрадхары, Дагмема и духовные сыновья! Все это произошло благодаря вашим совершенно чистым действиям и силе благословения, берущего начало в безграничном сочувствии.

Лама, пожалуйста, услышь меня из неизменного состояния твоего ума! Я понял, что мое физическое тело, состоящее из плоти и крови, вместе со всеми его сознаниями удерживается двенадцатью звеньями причины и следствия, порождаемыми неведением. Одно из этих звеньев – желание. Физическое тело – благословенный сосуд для счастливых существ, стремящихся к свободе, но то же самое тело становится причиной, по которой злодеи попадают в нижние миры.

Я понимаю, что это тело ответственно за выбор между безграничной заслугой и утратой, вневременным счастьем и мукой, находясь на границе добра и зла. Я доверяю силе твоего сочувствия, полагаюсь на тебя как верного проводника для всех существ. Надеюсь, что я стремлюсь к освобождению из океана страданий этой реальности, покинуть которую невероятно сложно.

Сперва я искал прибежище в Трех драгоценностях и ревностно соблюдал все правила поведения. Вскоре я понял, что источник счастья – это Лама, а значит, главное правило – следовать всем его указаниям и поддерживать с ним безупречную связь.

Невероятно сложно получить благоприятное человеческое рождение. Сознание непостоянства и смерти, а также последствий глупых поступков и боли сансары пробуждает в уме могучую энергию. Благодаря ей человек развивает мощное устремление к Освобождению. Он добивается его, соблюдая этические принципы. Это хороший фундамент, на котором можно начинать строительство.

Таким образом практикующий постепенно продвигается по пути. Для этого он должен неустанно хранить свои обеты, а в случае неудачи – применить противоядие. Он не стремится лишь к собственному Освобождению, как на пути Малой колесницы, но развивает бодхичитту – ум Просветления, или Просветленный настрой – и старается работать ради Освобождения всех существ. Благодаря развитию Просветленного настроя все действия порождаются любовью и сочувствием и направляются на благо всех. Чтобы избрать путь Великой колесницы, нужно отказаться от пути Малой колесницы. Основываясь же на фундаменте чистого видения, можно ступить на несравненный путь Алмазного пути – Колесницы ваджры.

Для достижения чистого видения практикующему нужен совершенный Учитель, который знает, как безошибочно и целиком дать Четыре посвящения, а также искусно и с сочувствием объяснить их скрытое значение. Посвящение пробуждает практикующего к пониманию окончательной действительности, и с момента получения инициации ученик продвигается далее, медитируя в течение всех последующих этапов Пути. Устремившись к открытию неличностного начала в собственном уме, – а это общее положение всех буддийских традиций – практикующий изучает себя с помощью логики, поучений и аналогий. Не найдя «истинного» себя, он постигает отсутствие самости. Теперь самое время успокоить ум, ведь когда он усмирен подобными рассуждениями, разделяющие мысли исчезают и достигается состояние вне концепций. Если покоиться в нем днями, месяцами и годами, то очевидно, что практикующий позабудет о течении времени. Так зарождается состояние шинэ – успокоение ума и удержание его в покое.

Чистое осознавание можно представить как вспышку совершенного прозрения (лхагтонг, или проникновение в суть). Существа не осознают этого, пока не достигают первой ступени Просветления. На этой стадии практикующий медитирует, успокаивая ум с помощью сосредоточения на форме Йидама. Так он переживает образы и формы, которые, впрочем, лишены сущности и являются лишь продуктом его медитации шинэ.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...