Методология в составе научного знания
Оглавление Часть 1. Методологические основы психологии: Определение предмета психологии и достижение объективности психологического знания. Глава!. Методология в науке..................................................... 4 1.1. Методология в составе научного знания................. 4 1.2. Общефилософский уровень методологии................ 6 1.3. Общенаучный уровень методологии........................ 9
1.3.1. Особенности ненаучного и научного познания....................... 9 1.3.2. Структура современного научного знания.......................... 15 1.3.3. Способы построения и подтверждения научных теорий... 20 1.3.4. Законы в составе научного знания.................................... 31 1.4. Язык современной науки: 1.4.1. Проблема интерпретации обмена сообщениями между 1.4.2. Структурно-функциональные характеристики их использования в науке................................................ 42 1.5. Проблемы, связанные с овладением научными 7.5.7. Отношение научного исследования и научных знаний 7. 5.2. Проблемы, возникающие при овладении научными знаниями.. 48 Глава 2. Что такое психика? Предмет изучения психологии. 2.1. Конкретно-научный уровень методологии 330 2.2. Психофизиологическая (психофизическая) проблема
Глава 3. Проблемы научного исследования психических Явлений. Как добиться верности, правдоподобности, Объективности знаний, получаемых в ходе исследования?................. 64
3.1. Научное познание психических явлений и его результаты.................. 3.2. Эмпирические и теоретические трудности в исследовании психических явлений....... 97 3.3. Основные методологические принципы 103 |
Часть 2. Теоретические основы научной психологии: многообразие психологических теорий...
106 109 |
Глава 4. Теории эволюции живых организмов. Эволюция
ипсихика...............................................................
4.1. Альтернативные теории эволюционирования
живых организмов..................................................
4.2. Теории эволюционного формирования
и развития психики................................................
Глава 5. Психофизиологические подходы и теории, оказавшие
значительное влияние на развитие отечественной
теоретической психологии...................................... 120
Глава 6. Альтернативные общепсихологические теории
и теоретические подходы
к объяснению психических явлений....................... 136
6.1. Строгий естественно-научный подход
к анализу и объяснению психических явлений
в психологии поведения. Классический
бихевиоризм............................................................ 136
6.2. Информационно-кибернетический подход
к анализу и объяснению психических явлений
в когнитивной психологии................................... 140
331
л л
238 243 254 254 258 269 285 285 285 |
|
288 297 301 301 304 306 . 319 333 |
6.3. Культурно-исторический
и системно-деятельностный подходы к анализу
и объяснению психических явлений................... 144
Глава 7. Альтернативные теории личности.......................... 176
7.1. Альтернативные теории личности....................... 178
7.2. Теория личности в деятельностном подходе
к анализу и объяснению психических явлений. 190
Глава 8. Теории психических свойств и образований.... 198
|
|
8.1. Теории темперамента............................................. 198
8.2. Теории характера.................................................... 201
8.3. Теории способностей............................................. 203
Глава 9. Теории эмоциональных явлений. Теории
мотивационной и волевой регуляции....... 205
9.1. Мотивы человека и их формирование................. 205
9.1.1. Поведенческие и когнитивные теории мотивации......... 207
9.1.2. Деятелъностный подход к объяснению
процессов мотивации............................................................. 213
|
|
9.2. Психологические теории эмоциональных
явлений.................................................................... 216
9.2.1. Предположения о значении эмоций и их связях
с физиологическими и психическими функциями............. 217
|
|
9.2.2. Биологическое и эволюционное значение эмоций............. 219
9.2.3. Различные содержательно-психологические подходы
к теоретическому анализу и объяснению
эмоциональных явлений............................................................ 220
9.2.4. Теоретический анализ и объяснение функционального
значения эмоциональных явлений в контексте
деятелъностного подхода...................................................... 222
9.3. Произвольная и волевая регуляции деятельности
и поведения............................................................. 226
Глава 10. Психологические теории ощущений
и восприятий........................................................ 232
10.1. Что такое ощущения? Как организованы
сенсорные процессы?.......................................... 234
332
10.2. Что такое восприятия? Как организованы
перцептивные процессы?..............................
10.3. Деятельностный подход к анализу
и объяснению сенсорных и перцептивных
процессов..............................................................
Глава 11. Структурные, функциональные и генетические теории мышления (интеллекта) человека....
11.1. Некоторые подходы к теоретическому анализу
и объяснению процессов мышления
в исторической перспективе................................
11.2. Теории мышления в современной зарубежной
психологии............................................................
11.3. Теории мышления в отечественной психологии.
Глава 12. Структурные, функциональные
и генетические теории памяти человека...............
12.1. Теории и модели памяти в когнитивной
психологии...........................................................
12.1.1. Модели организации процессов памяти
|
|
в когнитивной психологии..................................................
12.1.2. Теории (модели) структурной организации
знаний (информации) в долговременной памяти
и репрезентации знаний....................................................
12.2. Теории организации человеческой памяти
в культурно-историческом и деятельностном
подходе к анализу и объяснению психических
явлений................................................................
Глава 13. Структурные, функциональные
И генетические теории внимания человека....
13.1. Теории и модели внимания в когнитивной
психологии...................................... ......
13.2. Культурно-исторический и деятельностный
подход к объяснению процессов внимания.
Глава 14. Теории сознания человека...................................
Литература
|
Глава 1 Методология в науке
Методология в составе научного знания
Что такое методология науки?
Методология науки — это система знаний о принципах построения, формах и способах организации научного познания, а также о способах установления степени достаточной обоснованности и верифицированности знаний, получаемых в процессе научного исследования естественных (природных) и социальных явлений.
Когда рассматриваются методологические основания современной научной психологии, часто собственно методологические проблемы смешиваются с проблемами теоретическими, с одной стороны, и с проблемами методическими, с другой стороны. Эти две группы проблем полезно разводить. Укажем основания такого разведения.
Методологические проблемы психологии, как правил о, связываются с поиском ответов на два центральных для психологии вопроса:
• Что выступает предметом исследования в психологии? Что
такое психика?
• Как добиться научной достоверности и объективности
знаний, получаемых в процессе исследования психиче
ских явлений?
Теоретические проблемы психологии, как и любой другой науки, возникают в связи с построением конкретных психологических теорий, направленных на объяснение определенной группы психических явлений, и с ответами на вопросы:
|
|
• Как объяснить особенности состава, структуры, функций,
происхождения, формирования и развития различных
психических явлений?
• Какие закономерные, причинно-следственные связи ле-
жат в основе формирования, развития психических явле
ний?
Методические проблемы связаны с планированием, организацией и анализом конкретных способов получения новых научных результатов, с ответами на вопросы:
• Какие существуют конкретные способы (методы) получе
ния новых научных данных?
• Как могут быть организованы конкретные условия и какие
средства могут быть использованы для получения новых
научных данных?
Как правило, выделяется три уровня методологического анализа научных исследований и получаемых результатов — научных знаний: общефилософский, общенаучный и конкретно-научный.
Общефилософский уровень методологической ориентировки определяется теми философскими позициями, которые занимает ученый по отношению к изучаемым явлениям. Диапазон возможных стихийных или осознаваемых философских позиций достаточно широк, и их последовательный анализ или обоснование требует от исследователя высокой философской культуры.
Общенаучный уровень методологической ориентировки обеспечивает обоснование тех критериев, в соответствии с которыми организация исследований и получаемые результаты признаются научными и относительно верными для данного уровня развития познавательной деятельности.
Конкретно-научный уровень методологии обеспечивает ориентировку в организации научной деятельности и в анализе научных знаний в рамках каждой конкретной науки.
|
|
|