Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сущность, понятие, этапы развития логистики




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования

«УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И БИЗНЕСА

 

Кафедра экономики и организации производства

Е. В. Пустынникова, Ю. С. Алексеев

ЛОГИСТИКА

 

 

 

Учебное пособие для студентов
специальности 08.00.05 «Экономика и управление на предприятии»

 

 

Ульяновск


УДК 005.7:334ю7

ББК 65.290.331

П89

 

Печатается по решению Ученого совета
Института экономики и бизнеса Ульяновского государственного университета

 

Рецензент – кандидат экономических наук, доцент Л. Ю. Зимина

 

 

Авторы:

Е. В. Пустынникова – кандидат экономических наук, доцент (гл. 1-2, гл. 3.1, 3.5, гл. 4-8);

Ю. С. Алексеев – кандидат экономических наук, доцент (гл. 3.2, 3.3, 3.4)

 

Пустынникова, Е. В.

П89 Логистика: учебное пособие для студентов специальности 08.00.05 «Экономика и управление на предприятии» / Е. В. Пустынникова,
Ю. С. Алексеев. – Ульяновск: УлГУ, 2011. – 103 с.

 

В учебном пособии рассматриваются разделы логистики: централизованное, децентрализованное управление снабжением, рейтинговая оценка поставщиков, нормирование запасов, календарный, объемно-календарный методы планирования потребностей, «тянущие», «толкающие» системы управления материальным потоком, формирование сбытовой деятельности, современный подход к транспортировке грузов, сервисное обслуживание.

Теоретические положения иллюстрируются на конкретных примерах. Специальный раздел посвящен индивидуальным заданиям для студентов. Материал может быть использован для самостоятельного изучения, выполнения контрольных работ студентами заочной формы обучения, а также для аудиторных практических занятий.

УДК 005.7:334ю7

ББК 65.290.331

 

© Пустынникова Е. В., Алексеев Ю. С., 2011

© Ульяновский государственный университет, 2011

 
 
 

ОГЛАВЛЕНИЕ


Введение.................................................................................................................................... 4

Глава 1. Основы логистики.................................................................................................. 5

1.1. Сущность, понятие, этапы развития логистики................................................... 5

1.2. Логистические парадигмы...................................................................................... 7

1.3. Цели и задачи логистики...................................................................................... 12

1.4. Логистическая система и ее свойства.................................................................. 14

1.5. Координация управления материальными потоками........................................ 16

Глава 2. Логистика снабжения........................................................................................... 18

2.1. Механизм функционирования логистики снабжения....................................... 18

2.2.Процедура выбора поставщиков........................................................................... 24

2.3. Методы и методика определения потребности в ресурсах............................... 29

Глава 3. Производственная логистика............................................................................. 30

3.1. Цель производственной логистики. Производственный цикл........................ 30

3.2. Виды движения материальных ресурсов в производстве................................. 32

3.3. Правило «80-20». Модель АВС............................................................................ 33

3.4. Методы планирования материальных потребностей......................................... 36

3.5. Варианты управления МП в рамках внутрипроизводственных
логистических систем............................................................................................ 37

Глава 4. Распределительная логистика........................................................................... 40

4.1. Сущность распределительной логистики........................................................... 40

4.2. Организация управления системой распределения на предприятии............... 41

4.3. Основные формы распределения готовой продукции...................................... 42

Глава 5. Управление запасами в логистических системах........................................... 49

5.1. Причины создания материальных запасов и причины,
вынуждающие к минимизации запасов............................................................... 49

5.2. Классификация запасов по времени учета.......................................................... 51

5.3. Размер оптимального заказа по Уилсону............................................................ 52

5.4. Модели управления запасами............................................................................... 53

Глава 6. Грузопереработка и упаковка............................................................................ 59

6.1. Классификация складов в логистике................................................................... 59

6.2. Основные функции складов................................................................................. 60

6.3. Основные критерии оценки рентабельности системы складирования........... 62

Глава 7. Транспортная логистика..................................................................................... 66

7.1. Сущность, принципы транспортной логистики................................................ 66

7.2. Современная форма взаимодействия транспортных предприятий.................. 67

7.3. Современные логистические системы сбора и распределения грузов............ 67

Глава 8. Сервис в логистике............................................................................................... 73

8.1. Сущность, виды, уровень логистического сервиса............................................ 73

8.2. Логистический сервис как элемент логистики распределения........................ 74

8.3. Виды логистического сервиса.............................................................................. 74

Задания к контрольной работе для студентов заочной формы обучения................. 76

Практические задания для студентов очной формы обучения................................... 81

Вопросы к экзамену по логистике..................................................................................... 98

Список литературы............................................................................................................ 101


ВВЕДЕНИЕ

 

Управление материальными потоками является неотъемлемой составляющей хозяйственной деятельности любой организации.

Как прикладная наука, логистика разрабатывает качественно новые, эффективные методы управления материальными и сопутствующими потоками в сферах производства и обращения, а как практическая деятельность – обеспечивает применение этих методов. Принципиальная новизна логистического подхода – органическая взаимосвязь, интеграция областей управления транспортом, складским хозяйством, запасами, информационным обслуживанием в единую материалопроводящую систему.

Современные экономические преобразования актуализировали значение управления материальными потоками в режиме реального времени. На сегодняшний день принципиально важно гибкое реагирование хозяйствующих субъектов на воздействия конкурентной среды. Тем самым управление материальными потоками в формате сетевой формы интеграции и гармонизации интересов позволит получить конкурентные преимущества интегрирующимся субъектам.

К последним событиям, знаменующим переход логистики в XXI век, относятся повсеместное использование электронного обмена данными, унификация процедур товародвижения, быстрота реагирования. Логистика – это многогранная деятельность управления в области снабжения, сбыта, производства, транспортного, информационного обслуживания, складского хозяйства.

Построение эффективной системы управления, реализующей логис­тические подходы, будет способствовать решению таких задач, как обеспечение устойчивых экономических связей, поддержание конкурентоспособной среды, стимулирование развития экономики.

В данном учебном пособии изложены базовые аспекты управления материальным потоком в разрезе следующих основных разделов: логистика снабжения, производственная логистика, сбытовая логистика, управление запасами, складская логистика, транспортная и информационная логистика.


ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ЛОГИСТИКИ

Сущность, понятие, этапы развития логистики

 

Логистика происходит от греческого слова «logistike», что означает искусство вычислять, рассуждать. История возникновения и развития практической логистики уходит далеко в прошлое. Для древних греков логистика представляла собой «счётное искусство, рассуждения, вычисления», а высших государственных чиновников, которые осуществляли контроль за хозяйственной, торговой и финансовой деятельностью, называли логистами. По свидетельству Архимеда, в Древней Греции было 10 логистов.

В период Римской империи существовали служители, которые носили титул «логисты», или «логистики»; они занимались распределением продуктов питания.

По мнению ряда западных ученых, логистика выросла в науку благодаря военному делу. Здесь с логистикой стали связывать деятельность по обеспечению вооружённых сил материальными ресурсами.

Создателем первых научных трудов по логистике принято считать французского военного специалиста начала XIX века А. Жомини, который дал такое определение логистики: «практическое искусство маневра войсками».

В предпринимательской деятельности, экономической и научной литературе зарубежные специалисты выделяют два принципиальных направления в определении логистики. Одно из них связано с функциональным подходом к товародвижению, т.е. с управлением всеми физическими операциями, которые необходимо выполнять при доставке товаров от поставщика к потребителю.

Другое направление характеризуется более широким подходом: помимо управления операциями товародвижения оно включает анализ рынка поставщиков и потребителей, координацию спроса и предложения на рынке товаров и услуг, а также гармонизацию интересов участников процесса товародвижения.

Профессор Б. Аникин (Россия) даёт следующее определение: «Логистика – это наука о планировании, организации, управлении и контроле движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя».

В логистике как научной дисциплине принято выделять следующие разделы:

информационная логистика;

– закупочная (снабженческая) логистика;

– логистика производственных процессов (производственная логистика);

– сбытовая (распределительная) логистика;

– логистика запасов;

– логистика складирования (складская логистика);

– транспортная логистика.

Представленные выше определения трактуют логистику как науку.

Суть логистики – создание некоего конвейера (бизнес-процесса), упорядочивающего все этапы управления материальными потоками, а не отдельных частей.

Итак, логистика – это интегральный инструмент менеджмента, способствующий достижению стратегических, тактических или оперативных целей организации бизнеса за счет эффективного (с точки зрения снижения общих затрат и удовлетворения требований конечных потребителей к качеству продуктов и услуг) управления материальными и (или) сервисными,
а также сопутствующими им потоками (финансовыми, информационными).

Рассмотрим этапы развития логистики (рис. 1).

 

 

 


Рис. 1. Этапы развития логистики

 

1. Период «фрагментарные связи» (1920-1950 гг.) характеризуется формированием предпосылок становления логистической концепции, а также инструментов управления материальными потоками и снижения общих затрат. Однако применялись отдельные логистические функции, позволяющие снизить только некоторые составляющие затрат, например, в производстве, транспортировке или складировании.

2. Период становления (1950-1970 гг.) характеризуется формированием теории и практики логистики, поиском новых путей снижения затрат в производстве и распределении, развитием информационных технологий.

3. Период развития (1970-1980 гг.) характеризуется поиском новых путей снижения затрат в производстве и распределении на основе концепции бизнес-логистики, а также распространением логистических систем и применением принципов промышленной логистики и философии всеобщего управления качеством.

4. Период интеграции (с 1980 г. до настоящего времени) характеризуется объединением логистических функций фирмы и ее партнеров в сетевую логистическую цепь (т.е. закупка – производство – дистрибьюция и продажа), а также управлением материальными и сопутствующими потоками, созданием международных логистических систем.

Современная логистическая деятельность носит интегрированный характер, простирающийся от места возникновения до места потребления потока материальных ресурсов и готовой продукции. Важным критерием управления является сопутствующий информационный поток. В сферу интересов логистики попали сервисные (нематериальные) потоки. Это имеет принципиальное значение для развития логистических подходов в индустрии сервисных услуг, так как все предыдущие десятилетия объектом изучения и оптимизации в логистике были только материальные потоки (МП).

Логистические парадигмы

 

Эволюция логистики сопровождалась сменой парадигм[1]:

1) функциональной;

2) ресурсной;

3) инновационной.

Функциональная парадигма была связана с тем, что в течение определенного времени (1960-1985 гг.) за логистикой закреплялись операционные виды деятельности, в частности транспортировка, складирование, грузопереработка, таможенное оформление и страхование грузов. Основная задача организаций при выполнении логистических функций сводилась к снижению разного рода издержек на транспортировку, хранение, погрузо-разгрузочные работы. Для этого формировались логистические подразделения (службы, отделы) в самой компании или привлекались контрагенты – логистические посредники, которые акцентировали внимание на поиске оптимизационных решений, позволяющие снизить затраты на перемещение и хранение материальных потоков. Для этого использовались оптимизационные модели и методы, такие как оптимальная маршрутизация перевозок, оптимизация выбора вида транспортных средств под вид перевозимого груза, оптимизация зонирования складских помещений, выбор технологий хранения и грузопереработки. Однако локализация решения логистических задач зачастую приводила к снижению затрат при выполнении одной логистической функции и росту другой, например, при снижении затрат на складирование зачастую наблюдался рост на транспортировку. Желая уменьшить затраты на логистику, компании прибегали к дешевым перевозчикам или экспедиторам, что в большей степени снижало не затраты, а качество обслуживания, в свою очередь, это приводило к снижению конкурентных преимуществ.

Понимание компромиссов по затратам и необходимости координации логистической деятельности в цепи поставок привело к появлению в бизнесе принципа «общих затрат» и ресурсной парадигме логистики.

Период ресурсной парадигмы логистики (1980-2000 гг.) продолжается и по настоящее время. Основная концепция сводится к «общим затратам». Согласно данной концепции, затраты на логистику необходимо суммировать в логистической системе в формате «цепи», полученная сумма будет отражать эффективность использования ресурсов.

Укрупненно состав общих затрат включает:

1) операционные затраты на логистику;

2) административно-управленческие (транзакционные) затраты;

3) затраты, связанные с иммобилизацией средств в запасах;

4) потерянную прибыль (упущенные продажи) – «фиктивные затраты»;

Операционные затраты – расходы на погрузо-разгрузочные работы, перевозку, контроль, хранение, грузопереработку и пр.

Административно-управленческие затраты включают заработную плату административно-управленческого персонала службы логистики, поиск контрагентов и прочие.

Затраты, связанные с иммобилизацией средств в запасах (альтернативные издержки), учитывают замораживание оборотного капитала компании в товарных запасах, циркулирующих в подразделениях компании или в цепи поставок в целом.

Потерянная прибыль (упущенные продажи) – «фиктивные затраты» характеризуют эффективность принятия тех или иных логистических решений, которые в бухгалтерском смысле являются фиктивными затратами и отражают потенциальную потерю прибыли от недостаточного уровня качества логистических услуг.

Сумма вышеперечисленных групп затрат характеризует эффективность использования ресурсов компании, вложенных в логистику, которые одновременно являются комплексным измерителем сравнительной эффективности принимаемых логистических решений.

Ресурсная парадигма акцентирует внимание на логистическом аутсорсинге и межфункциональной логистической координации.

Как правило, в формате аутсорсинга передается посреднику выполнение следующих видов деятельности: складирование, грузопереработка, перевозка, экспедирование, таможенное оформление, страхование, информационно-компьютерная поддержка и пр. В настоящее время многие предприятия прибегают к аутсорсингу на конкурсной основе, посредством тендерных торгов. Основным критерием для выбора контрагента является цена и качество (своевременность, сохранность) услуги.

Межфункциональная логистическая координация рассматривается в ключе согласования деятельности подразделений фирмы по параметрам конфликтов, относящихся к логистике, или по перекрестным логистическим функциям/операциям, возникающим в производственной деятельности.

Таким образом, ресурсная парадигма логистики связана с качественно новым уровнем ее развития: переходом на более высокую ступень влияния в иерархии управления компанией – от операций к координации.

Инновационная парадигма логистики стала дальнейшим логическим продолжением ее эволюции в разрезе SCM – Supply Chain Management (управление цепями поставок).

Управление цепями поставок – это организация, планирование, контроль и выполнение товарного потока от проектирования и закупок через производство и распределение до конечного потребителя в соответствии с требованиями рынка к эффективности по оптимальным затратам.

По мере эволюции непрерывно повышается уровень интеграции, в том числе и логистической деятельности, при этом интеграция[2] развивается постепенно: от инфраструктурной через организационную к информационной.

Инфраструктурная интеграция связана с идеей объединения управления транспортными и складскими подразделениями в транспортно-складской комплекс, что позволяло синхронизировать транспортные и складские операции и более рациональное использование материально-технической базы. В дальнейшем эта интеграция затронула и информационную часть инфраструктуры логистики – информационные системы.

Организационная интеграция связана с эволюцией организационной структуры – от линейно-функциональной структуры управления к матричной и процессно-ориентированной. Эти процессы характеризуются переходом от управления отдельными операциями к управлению их совокупностью – бизнес-процессами, с целью оптимизации ресурсов компании и удовлетворения требований конечных потребителей.

Информационная интеграция была вызвана необходимостью построения единого информационного пространства с целью работы в режиме online. Основные цели информационной интеграции:

– информационная доступность и открытость;

– оперативное прогнозирование спроса, планирование загрузки мощностей и уровня запасов;

– мониторинг логистических бизнес-процессов, проведение контроллинга.

Для построения целостного информационного пространства управления цепями поставок в состав интегрированной информационной поддержки включен тип информационных систем Advanced Planning Systems (APS) – система расширенного планирования: Customer Relationship Management (СRM) – управление взаимоотношениями с потребителями, Supplier Relationship Management (SRM) – управление взаимоотношениями с поставщиками.

Предпосылками инновационной парадигмы логистики являются:

1) понимание интегрированной логистики и цепи поставок в целом;

2) усиление между контрагентами интеграции, сотрудничества, кооперации;

3) расширение технологических возможностей управления бизнес-процессами в цепях поставок.

Сущность инновационной парадигмы логистики заключается в рассмотрении единого процесса в цепи поставок для более эффективного достижения целей.

Программные SCM-приложения присутствуют сегодня в составе наиболее продвинутых интегрированных корпоративных систем управления, гарантируя доставку необходимого товара и услуг в нужное место точно в срок и с оптимальными логистическими издержками.

Стратегическими элементами SCM являются:

– интеграция и стратегическое партнерство;

– выбор конфигурации логистической сети;

– интегрированное управление запасами;

– разработка стратегии распределения;

– применение аутсорсинга;

– проектирование продукта;

– подбор информационных технологий.

В настоящее время в России создается система логистической поддержки инфраструктуры товарных рынков и международных транспортных коридоров, однако рынок логистического сервиса в России уступает даже восточноевропейским странам как по качеству, так и по набору предлагаемых услуг. По состоянию на 2008 год на логистическом рынке России были представлены в основном компании-грузоперевозчики (85% доли рынка), транспортно-экспедиторские компании (9,5%), складские операторы и дистрибьюторы (4,5%) и логистические компании (1%). Одновременно активно развивается рынок 3 PL-провайдеров комплексных логистических услуг. К представителям данного направления относятся следующие субъекты: «АЛТ холдинг», «Национальная логистическая компания», «ЮниТранс», «ЕвроСиб», «STS Logistik» и др.

Цели и задачи логистики

Главной целью логистики является обеспечение конкурентоспособных позиций организации бизнеса на рынке. Этого логистика добивается посредством управления потоковыми процессами на основе следующих правил: доставка с минимальными издержками необходимой конкретному покупателю продукции соответствующего качества и соответствующего количества в нужное место и в нужное время (семь правил логистики).

Необходимо отметить, что представленные правила являются выражением идеального случая, к которому следует стремиться.

Логистические цели достаточно универсальны и вполне органично вписываются в стратегические и тактические цели хозяйственной организации. Таким образом происходит интеграция целей горизонтальная (взаимоувязка целей в каждой отдельно взятой функциональной сфере) и вертикальная (взаимоувязка целей по уровням управления). Например, цель: максимальная загрузка существующих складских мощностей при минимальных затратах на складирование. Оперативная цель предприятия – это максимальная загрузка мощностей, логистическая – минимизация складских издержек.

В логистической системе как при горизонтальной, так и при вертикальной интеграции важны постоянное взаимодействие и наличие обратных связей между функциональными сферами и уровнями управления. Это является важнейшим определяющим условием эффективности процессов выработки и реализации управленческих и исполнительных решений.

Для практической реализации целей логистики необходимо найти адекватные решения ряда соответствующих задач,которые по степени значимости разделяются на две группы: глобальные и частные (локальные) задачи.

К глобальным задачам логистики относятся следующие:

– создание комплексных, интегрированных систем материальных, информационных, а по возможности и других сопутствующих потоков;

– стратегическое согласование, планирование и контроль за использованием логистических мощностей сфер производства и обращения;

– достижение высокой системной гибкости;

– постоянное совершенствование логистической концепции в рамках избранной стратегии в рыночной среде.

Одной из глобальных логистических задач для отечественного предприятия может быть внедрение новой информационной технологии управления, например, программных продуктов компании «Парус».

При решении глобальных задач очень важен временной компонент. Дело в том, что внешняя среда меняется достаточно быстро, поэтому если решение глобальной задачи происходит медленнее, чем происходят изменения во внешней среде, результат решения будет отрицательным.

Частные задачи в логистике имеют локальный характер,они более динамичны и разнообразны:

– максимальное сокращение времени хранения продукции;

– сокращение времени перевозок;

– рациональное распределение транспортных средств;

– быстрая реакция на требования потребителей;

– оперативная обработка и выдача информации и т.п.

Решение такой частной задачи, как сокращение времени перевозок в условиях автомобильных пробок (сегодня в условиях жесткой конкуренции многие компании начинают вести счет времени на часы и минуты), для многих организаций налицо – переход на ночную развозку.

Решения глобальных и локальных задач должны находиться в рамках общих задач логистической системы, к которым относят следующие:

– осуществление сквозного контроля за потоковыми процессами;

– разработка и совершенствование способов управления материальными потоками;

– многовариантное прогнозирование развития событий и т.п.;

– стандартизация требований к качеству логистических операций;

– выявление несбалансированности между потребностями рынка и возможностями логистической системы;

– выявление центров возникновения потерь ресурсов;

– оптимизация технической и технологической структуры организации и т.п.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...